Крылатая фраза Остапа Бендера «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» давно утратила свою актуальность: сегодня роскошью становится не столько сам автомобиль, сколько передвижение на нем. Причиной такого положения вещей является сочетание таких негативных факторов, как высокие цены на топливо, рост трафика и повышение экологических требований.
Автомобиль не роскошь. Роскошь — горючее для него
Никаких анекдотов: авторитетное американское издание Forbes на полном серьезе публикует рейтинг самых экономичных автомобилей… класса люкс! Причем в десятку вошли не только модели, которые меньше теряют в стоимости при перепродаже, но и те, которые банально тратят меньше топлива, ведь на фоне роста цен на бензин спрос на люксовые автомобили упал на 13 % и резкий спад продаж в премиум-сегменте сегодня является одной из самых заметных тенденций на автомобильном рынке.
Большие роскошные машины, как правило, оснащаются мощными и «прожорливыми» двигателями большого объема, так что вариантов для экономии топлива у них немного, и первенство тут захватывают такие гибриды, как Lexus RX400h Hybrid или Mercedes-Benz E320 Bluetec. Помимо гибридов, в рейтинг попали такие модели Mercedes-Benz, как GL-Class и M-Class, BMW 5-й серии, Audi A6 и Jaguar XF (впрочем, последние, по оценке экспертов, значительно больше конкурентов теряют в цене при перепродаже на вторичном рынке). Однако лидерство среди энергосберегающих технологий для автомобилей по-прежнему держат японцы. Если сравнивать одинаковые по мощности модели немецких и японских производителей, то последние оказываются экономичнее (среди люксовых автомобилей с мощными силовыми агрегатами лидерство по экономичности держат Infiniti M35 и Lexus LS460).
В Европе вспыхивают топливные бунты, а предприимчивые американцы стали заправлять свои автомобили бензином в Мексике. Всерьез задумываться о возможности передвижения другим способом стали и многие россияне. Не спасает европейцев и набравшая обороты в последние годы тенденция перехода на дизельные двигатели, так как по причине опережающего роста продаж дизельных автомобилей солярка начала дорожать более высокими темпами, чем бензин.
Автомобильные журналы запестрели советами, как сэкономить топливо, причем советы эти, как правило, расходятся с современными предпочтениями более динамичных и комфортабельных авто. Скажем, любое резкое нажатие на педаль акселератора — это верный способ израсходовать топливо впустую, езда с высокой скоростью опустошает бак в разы быстрее (движение со скоростью 90–100 км/ч, вместо 130 км/ч, экономит в среднем до 2 л на 100 км), расходует энергию и вся дополнительная электроника, а включенный кондиционер или климат-контроль сжигает 10–20 процентов расходуемого топлива. И уж конечно, одному Богу известно, сколько топлива впустую тратится в пробках. А между тем цена барреля нефти уже преодолела порог в 140 долларов и, по заявлению президента Организации стран — экспортеров нефти Шакиба Хелиля, уже в ближайшее время может подняться до 170!
В ожидании транспортного паралича
Машин в нашей стране стало уже так много, что можно попасть в пробку даже глубокой ночью, причем не только в крупных городах и мегаполисах. Объем продаж только иномарок в России в 2007 году составил 1 645 630 автомобилей, увеличившись по сравнению с аналогичным показателем 2006 года на 61 процент. В нынешнем году рост продаж автомобилей в России продолжается, поскольку рынок еще далек от насыщения: объем продаж иномарок в I квартале 2008 года вырос по сравнению с показателем годовой давности уже на 74 процента — до 295 469 машин. Стабильный рост продаж специалисты объясняют увеличением доходов потребителей, причем основное расширение продаж теперь ожидается не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. Однако эксперты говорят уже о том, что наметилась стабилизация спроса и, возможно, долгий и бурный рост продаж автомобилей у нас скоро прекратится и даже сменится небольшим спадом. Некоторые тенденции такого спада наметились уже сегодня — например, продажи популярного у нас «кредитного» Ford Focus снизились за первое полугодие на 3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
Впрочем, если сравнивать нас с ведущими автомобильными державами, то расти нам ещё есть куда. Например, в США (самой «автомобилизированной» стране в мире) на 1 000 жителей приходится более 900 машин (в развитых европейских странах — вполовину меньше), а в России пока всего около 260. Но даже по мировым меркам, при сохранении нынешних темпов роста продаж, мы уже через два года обгоним по числу автомобилей на душу населения Западную Европу, а всего через четыре года — и США. А между тем приведение в порядок дорожной сети, по самым скромным подсчетам, потребует у нас не менее 10 лет.
Таким образом, даже удваивание автомобильного парка на фоне нашей слаборазвитой дорожной инфраструктуры может обернуться настоящим транспортным параличом, причем критическая масса автомобилей на дороге, неизбежно приводящая к глухим пробкам, уже давно подсчитана: приблизительно 15–20 автомобилей на километр. Дело в том, что при приближении загруженности дорог к этому значению пробки вызывают уже не только аварии или какие-либо другие нештатные ситуации — движение может останавливаться спонтанно даже при возникновении малейшей неравномерности. Скажем, если зазевавшийся водитель на такой загруженной дороге чуть сильнее притормаживает, то где-то через 1–2 километра за ним транспортный поток останавливается. На наших дорогах мы уже столкнулись с этим эффектом, когда глухие пробки создаются буквально на ровном месте, без видимой причины.
На загруженной дороге нужна другая парадигма движения, к которой наши водители ещё не привыкли: в пробках, например, важно сохранять как можно более равномерную скорость, а значит, следить за сохранением дистанции, не допускать резких манёвров и торможений. Трудно надеяться, что в ближайшее время что-то радикально изменится в строительстве дорожной сети или в головах участников движения, а потому нам остается уповать только на то, что рост автомобильного парка стабилизируется.
По мнению экспертов, стабилизация потребления начинается при среднем уровне автомобилизации в стране около 300–350 легковых машин на 1 000 жителей. Такого уровня мы должны достигнуть уже в следующем году, после чего темпы прироста должны снизиться до 15–20 процентов в год (то есть в три — четыре раза). Если это произойдёт, то у нас наконец сформируются цивилизованные автомобильные рынки (в том числе и вторичный), покупатели новых автомобилей получат больше скидок и распродаж, исчезнут ненормально длинные очереди за новой машиной в автосалонах, вынуждены будут улучшить обслуживание сервисные центры, а дорожники получат необходимую «передышку». Если же радикального снижения спроса не наступит, то транспортный коллапс неминуем, и многим из нас следует задуматься о нем заблаговременно. По данным Минтранса России, уже более 80 процентов магистральных дорог и транспортных узлов Москвы полностью исчерпали пропускную способность, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков до 5–10 км/ч. Надо ли говорить, что пешком получается примерно так же, а на велосипеде — быстрее?
Экономия и экология
Напоминаем, что недавно вступило в силу добровольное соглашения европейских автопроизводителей о снижении до 140 г/км уровня выхлопных газов (CO2) на серийных автомобилях. Это означает, что неминуемому сокращению подлежит и уровень потребления горючего: согласно расчетам, он должен сократиться до 5,8 л/100 км у автомобилей с бензиновым двигателем и до 5,1 л/100 км с дизельным. В снижении потребления горючего сегодня заинтересованы все — и производители (которые осваивают новый технологический виток гибридных и других энергосберегающих технологий), и покупатели, и экологи. Вообще, в наше время критерий «потребление горючего» при покупке серийного автомобиля становится, согласно маркетинговым исследованиям, одним из решающих.
Уже сегодня во многих европейских странах вводятся ограничивающие меры на въезд в города внедорожников, а также разрабатываются различные механизмы для платного въезда любых автомашин с повышенным потреблением горючего. Кроме того, налоговыми льготами стимулируются потенциальные покупатели автомобилей из классов компакт- или мини-, а также машин с гибридными моторами.
Мэрия Москвы также предложила департаменту охраны окружающей среды подумать о стимулировании появления машин с гибридными двигателями, когда до скорости 40 км/ч работает электродвигатель, а выше — бензиновый и дизельный двигатель с одновременной генерацией электричества. Утверждается, что подобные меры положительно повлияют на городскую экологию, поскольку на 80 процентов загрязнение атмосферного воздуха происходит в Москве за счет автомобильных выхлопов.