В 2023 году в силу вступают ужесточенные правила по вывозу товаров из Российской Федерации. Причин у этого много, но основное, что должно волновать предпринимателей – это как не запутаться во всех новых правилах, документах и стандартах. О том, как будет работать международная логистика в новых реалиях, рассказал руководитель по логистике BoxBerry Екатерина Грекова.
Специалист выделила самую главную проблему – огромное количество новых правил. На данный момент всего действует более 300 ограничений, стандартов и уточнений. Однако подобная ситуация не работает в случае членов ЕАЭС (это страны СНГ), где наоборот, действия таможни упрощены.
Правовые основания экспорта
Стоит начать с того, что категорически запрещено экспортировать товары, которые жизненно необходимы российской экономике. Подобные постановления вышли еще в 2022 году, стабильно продолжают дополняться.
Стоит рассмотреть некоторые из них:
• Постановление No311. Это первый подобный документ, где были перечислены конкретные категории товаров, которые не подлежат экспортированию. Документ находится в открытом доступе и лучше заранее исследовать его.
• Постановление No312. Этот же документ содержит ряд исключений, которые могут быть экспортированы, а также здесь есть несколько пунктов из предыдущего постановления. Помимо этого, в No312 есть пояснения. Например, по новым правилам нельзя вывозить из России станки, но если это делается с целью ремонта – можно оформить соответствующие документы и получить разрешение.
• Постановление No313. Последнее же постановление – это просто перечень так называемых «недружественных стран», то есть всех, кто ввел против РФ санкции. Здесь уже начинает работать специфика отдельных стран.
Актуальные поправки находятся в Постановлении Правительства РФ от 11 мая 2022 года N 850 «О внесении изменений в определенные акты Правительства России».
Для промышленной партии на экспорт нужно заранее оформить и получить сертификат СТ-1. Собственно, это облегчает жизнь физ. лицам и интернет-магазинам, которые априори совершают «единичные» сделки, а значит получать соответствующий сертификат не нужно.
Пока новых ограничений ни со стороны правительства РФ, ни от других стран нет. Однако все предыдущие санкции и постановления были продлены на 2023 год. Особенно стоит следить за No311, куда постоянно вносят изменения: какие-то товары убирают, а какие-то наоборот – добавляют.
Стоит ли вообще заниматься экспортом?
До 2021 году экспорт товаров в страны СНГ рос с каждым годом. Подобное сотрудничество приносило выгодно обеим сторонам, так как первые получали преимущество в виде денег, а другие могли спокойно покрыть свои потребности в товарах для повышения блага населения.
Многие службы доставки взяли оборот именно на ЕАЭС и СНГ, так как условия для ведения такого бизнеса были максимально «щадящими» и выгодными. Одной из таких стала и BoxBerry, которая специализируется на доставке небольших посылок и грузов от частных лиц к другим частным лицам. Также эта служба работает с организациями.
К сожалению, повторить успех пикового 2021 года не вышло. Согласно словам Екатерины Грековой, на этом сказались:
• Санкции. В том числе и запрет международных платежных систем VISA и MasterCard.
• Уход брендов. Конкретно часть продукции для экспорта приходилась именно на них.
• Запрет ряда социальных сетей. Последние были важным инструментом для открытия и продвижения своего бизнеса. Как пример – интернет магазины в Инстаграмм*(принадлежит Meta, признана экстремистской в РФ).
Несмотря на то, что к 2023 году бизнес перестроился (переход на систему МИР, бренды из «дружественных стран», развитие и поддержка бизнеса), часть из явных проблем так просто не решить.
Какие есть запреты?
Как правило, запреты работают так: «есть постановление, где находится ряд товаров, провоз которых запрещен из России». Теоретически, если конкретного товара нет в списке, то это значит, что его можно провозить. Но все не так просто.
Помимо запретов со стороны РФ стоит помнить про ограничения в стране-пункте назначения и особенности транспорта. Например, есть места, куда доставка может осуществляться только самолетом, а для них действуют особые правила, сформулированные на основе техники безопасности.
Вот конкретные примеры:
В Армении действуют квоты на ввоз: не больше 31 кг. и не более 150 тыс. драм (около 28 тыс. рублей). Также в Армению запрещен ввоз товаров турецкого или азербайджанского изготовления. Если в качестве сырья в ходе производства товаров применяете зарубежное сырье, например, печать на футболках или роспись джинсовых курток, имейте в виду квоты.
Также стоит учитывать социальные и культурные особенности. Перевозить алкоголь в мусульманские страны будет нецелесообразно. А в случае Таджикистана и Узбекистана действуют также нормы, согласно которым вещи не должны трактоваться как расизм и угнетение.
Запрещенные к экспорту товары
Вот перечень товаров, провоз которых без разрешения запрещен:
• части оборудования и комплектующие детали;
• двигатели, генераторы;
• оптические приборы;
• швейные машинки, ткацкие станки;
• медицинские товары, мед. оборудование и запасные детали;
• электроаппаратура, микросхемы;
• топливо и его компоненты;
• сложные механические устройства.
Стоит учитывать, что это лишь категории товаров. В каждом из них есть отдельные пункты и подпункты, а также часть исключений.
Важно! Подобные ограничения и полные запреты действуют на все товары в их привычном понимании. Это значит, что не получится разобрать вещи и отправить «по частям». Уже были прецеденты, когда таможенная служба возвращала обратно ткацкий станок, который должен был покинуть Россию по деталям.
Другой аспект, который нужно учитывать – это знания и нормы. Не стоит думать, что можно изучать только часть новых изменений и только то, что «касается только меня». Даже если у вас маленький бизнес и производство, не стоит упускать из внимания детали. Собственно, может получиться, что какая-то деталь или часть продукции компании попадает в перечень, а это значит, что доступ на экспорт будет закрыть. Так что лучше заранее изучить полный список и проконсультироваться у специалиста на возможность возникновения проблем с логистикой.
Стоит также отметить, что логистические компании частично следят за отправлениями – это может быть как банальный акт приемки, так и просмотр конкретных отправлений, их опись на месте. Однако ни одна транспортная компания не может полностью уследить за всеми отправлениями.
Для удобства BoxBerry постоянно публикует листы на своем сайте с теми товарами, которые чаще всего пытаются «незаконно» провести. Вся ответственность за отправление находится именно на отправителе, а не на компании.