Директор-Инфо №11'2008
Директор-Инфо №11'2008
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Блеск и нищета вавилонских амбиций

Олег Татарников

Весенний рейтинг самых престижных внедорожников России возглавил Hummer H2 — апофеоз автомобильных амбиций.

Латинское слово «амбиция» вошло в русских язык лишь в петровскую эпоху и первоначально имело отрицательное значение: преувеличенное самолюбие, спесивость, чванство, апломб и претенциозность. Со временем, однако, негативные оттенки ушли, и оно приобрело более нейтральную окраску, а при переходе к рыночному обществу слово «амбиции» стало знаковым термином для оценки всех происходящих в России перемен. Теперь в различных учебниках и курсах для бизнесменов и менеджеров «завышенные амбиции» оцениваются не просто как положительные, но как абсолютно необходимые качества стремящегося к успеху человека. Впрочем, у всех людей разные и амбиции, и способы их реализации.

Итак, если говорить о машинах, то на сегодняшний день самым амбициозным автомобилем для российского бездорожья признан американский Hummer H21, который затмил собой и шикарный Mercedes-Benz ML62 AMG, и новый внедорожник Audi Q7, и модный когда-то Toyota Land Cruiser 200. За ними следует «скромный» Range Rover, только шестую позицию занимает теперь BMW X5, седьмое место отдано Infiniti QX56. Далее идут набирающая популярность Mazda CX-7 и Mitsubishi Pajero, а замыкает список лучшей десятки шикарный Cadillac Escalade.

Автомобильные амбиции по-американски

Интересно, что родиной самого амбициозного автомобиля современности, который многие даже считают нарочито грубым и кичевым символом автомобильных амбиций, является именно США, где слово «амбиции» уже давно употребляется с положительной коннотацией.

Появление вот уже более пятнадцати лет назад на автомобильном рынке гражданской версии легкого армейского транспортера HMMWV2 спутало все карты производителям внедорожников. Вдруг оказалось, что клиент, которого десятилетиями приучали к утонченным и рафинированным автомобилям, готов платить немалые деньги не за комфорт салона и «зализанный» дизайн, а за абсолютно варварский и грубый трак, наделенный лишь двумя положительными чертами — высокой проходимостью и сногсшибательным имиджем (гражданский вариант отличался от армейского только кожей на сиденьях, тонированными стеклами и окраской «металлик»). С тех пор Hummer H1 остается «автомобилем мечты» для большинства любителей полного привода. И спорить с этим монстром все эти годы мог разве что внедорожник Toyota Mega Cruiser, запрещенный к вывозу за пределы Японии.

Но время и мода брали свое, и для того, чтобы хаммер оставался серьезным конкурентом на потребительском рынке, возникла необходимость другой, более практичной версии этого «сундука на колесах». Новая модель, получившая название Hummer H2, представляла собой оригинальную разработку и вопреки распространенному мнению имела с армейским «грузовиком» HMMWV уже довольно мало общего. Hummer Н2 был создан на шасси более скромных гражданских моделей Chevrolet Suburban/GMC Yucon XL серии 2500 и получил именно их технические особенности. Однако мощная рама, передняя независимая торсионная подвеска и длинноходная задняя пятирычажная подвеска по-прежнему обеспечивали автомобилю хорошие ходовые качества при движении по любым дорогам. Максимальный дорожный просвет составил внушительные 252 мм3. Следует упомянуть и полноприводную трансмиссию с блокируемыми межосевым и задним дифференциалами, наличие понижающих передач 1:2,64 и 1:33,1, а также мощный 6-литровый бензиновый двигатель Vortec V8 (325 л. с. передаются через гидромеханическую автоматическую коробку передач). Движется все это на огромных зубастых внедорожных шинах 315/70R17, которые совсем не кажутся большими на автомобиле более чем двухметровой ширины и высоты (габариты Hummer Н2 — 4820х2063х2080 мм). Такие колеса непросто накачать, но на этот случай предусмотрен бортовой компрессор. Зато плавность хода у такого монстра даже на не слишком хороших дорогах мягче, чем у иного автомобиля представительского класса!

Пассажирский салон до сих пор не отличается особыми изысками, хотя производители все же оборудовали его кожаными сиденьями с обогревом, увеличенным набором регулировок и памятью, а также навигационной системой и кнопкой опускания стекол всех пяти окон. Кроме того, он довольно грубо, но стильно отделан комбинацией из черного пластика, алюминиевых и хромированных деталей.

В прошлом году Hummer H2 претерпел рестайлинг, который коснулся в первую очередь салона: теперь он сделан из более качественных материалов, при желании можно установить дополнительный третий ряд кресел, да и дизайн внутреннего убранства стал гораздо современнее. Под капотом же обновленного Hummer H2 устанавливается мотор V8 объемом 6,2 л, который выдает 393 л. с.

Несмотря на брутальность и кажущуюся простоту, во внедорожниках Hummer применяются сегодня одни из самых передовых в мире технологий. Даже их сборочный конвейер сам по себе уникален и позволяет быстро вносить в проект изменения, которых потребуют будущие модели. На Hummer Н2 устанавливается электронное управление системой полного привода от компании BorgWarner, обеспечивающее оптимальное распределение нагрузки на колеса и облегчающее езду по любому покрытию как в городе, так и по бездорожью. В ходовой же используются все последние достижения компании American Axle & Manufacturing4, гарантирующие устойчивость на дороге, хорошую управляемость, устойчивость и стабильность движения. Независимая передняя подвеска и многорычажная задняя PowerLite разработаны специально для снижения шумности езды, что в последнее время стало очень важно для покупателей. Кроме того, Hummer H2 может комплектоваться инфракрасными системами кругового ночного видения Xvision (совместная разработка компаний Bendix Commercial Vehicle Systems и Raytheon Corp.), в которых использована инфракрасная технология, применяемая в прицелах винтовок и боевой техники.

Но как бы там ни было, бесспорно одно: такая глыба металла на колесах никого не оставит равнодушным. Подобные эмоции могут вызвать разве что гигантские американские седельные тягачи или монстры вроде наших карьерных БелАЗов.

Неожиданные проблемы

Первая мысль, которая возникает после эмоционального шока от созерцания такого монстра, как Hummer H2, банальна: «А сколько же он потребляет топлива?» Ведь даже если не обращать внимания на стремительный рост цен на бензин (который, пожалуй, не особо волнует обладателя машины стоимостью свыше 100 тысяч долларов), то о запасе хода на одной заправке задуматься стоит. Однако тут как раз осложнений не предвидится: если, конечно, не использовать Hummer H2 в роли такси, то аппетиты автомобиля покажутся вполне умеренными, а запас хода на его 120-литровом баке даже превысит возможности малолитражек.

Да и сама сентенция «чем меньше объем двигателя, тем ниже расход топлива» требует корректировки. Ведь если хозяин малолитражки будет сильно раскручивать двигатель своей «жужжалки», то расход топлива запросто может превысить показатели машины с объемом двигателя вдвое большим, владелец которой исповедует спокойный стиль езды. Возможно, при одинаковой манере езды разница и покажется существенной, но все же она будет далека от пропорции разницы объемов. Так что, на практике неумеренные аппетиты гораздо чаще проявляются как раз у маломощных двигателей — как от отсутствия запаса мощности в критических ситуациях (например, при обгоне), так и из-за низкого ресурса малообъемного мотора. А монстрообразный шестилитровый хаммер, напротив, способен удивить своего владельца, потребляя от 17 до 19 литров по трассе и в пределах 20-22 литров по городу.

Однако трудности при эксплуатации хаммера поджидают там, где их совсем не ждешь. Так, например, если купить Hummer H2, собранный не у нас в Калининграде (к выпуску американских внедорожников Hummer калининградское предприятие «Автотор» приступило в 2002 году), а пригнанный непосредственно из Америки, то придется пересдавать права на категорию управления «С» наравне с будущими водителями КАМАЗов. «Наш» Н2 немного легче, что позволяет управлять им, имея водительское удостоверение категории «В». И несмотря на то, что хаммеров в России не так много, ушлые гаишники этот закон прекрасно знают и не преминут «зацепить» богатого владельца при любом удобном случае. А случаев таких предостаточно! Грузовикам, например, не положено ездить в левом ряду (и дальше двух правых рядов на МКАД), запрещено выезжать на некоторые дороги (в том числе и на Рублево-Успенское шоссе), нельзя двигаться со скоростью свыше 90 км/ч даже на тех автомагистралях, где это разрешено и т. д. А американский Hummer Н2 до последнего времени имел полную массу больше 3,5 тонны (3 900 кг), то есть формально являлся грузовой машиной, и только нашим сборщикам «удалось» облегчить его до 3 493 кг. Кстати, «облегчение» осуществлялось за счет снятия ряда полезных элементов, таких, например, как массивная защита картера или пороги, без которых садиться в эту машину просто неудобно. Поэтому многие владельцы после покупки «монстра» возвращают полезные аксессуары на их законное место, хотя это и чревато проверками на тех постах ГИБДД, где есть весы. Кстати, наш Hummer Н2 отличается от американского не только записью о меньшем весе в ПТС и специальной табличкой местного производителя, но и желтыми габаритными фонарями сзади (у американцев они красные, что тоже может вызвать придирки и поборы при прохождении ТО).

Кроме того, необъятные габариты H2, скорее всего, потребуют переделки гаража (в стандартные боксы он не помещается) или въездных ворот во двор. Этот автомобиль не пустят и на автоматическую мойку, так как там не сойдутся щетки, а на ручной мойке хотя и возьмут дороже, чем за обычный внедорожник, но помыть как следует не сумеют, поскольку не дотянутся до крыши даже с табуретки.

Но гораздо более серьезные проблемы поджидают тех, кто отважится отправиться на неподготовленном Hummer H2 в поездку по серьезному бездорожью. Ибо с одной стороны, это действительно бескомпромиссный внедорожник с грузоподъемностью около тонны и великолепной проходимостью (с объемом двигателя шесть литров можно подниматься в горы, залезать в любую грязь, цеплять любые прицепы и он все равно поедет), а с другой — этот автомобиль довольно капризен и привередлив. Много хлопот при езде по бездорожью вызывает задняя пневмоподвеска (пневмоэлементы легко порвать, даже не заметив усилия при преодолении опасного участка). Машина имеет очень тонкие рулевые тяги (как на легковом автомобиле), которые легко погнуть или даже сломать, выворачивая огромные колеса на камнях. При заправке плохим бензином (если начинаются пропуски зажигания и выскакивает довольно частая здесь ошибка P0300 — RANDOM/MULTIPLE MISFIRE DETECTED) современная система управления двигателем начинает «душить» мотор, чтобы не наносить экологического вреда, и машина быстро теряет мощность. Кроме того, у Hummer H2 имеется целый ряд характерных «болячек», обусловленных как историческими американскими корнями, так и огромными габаритами и весом: ненадежная коробка передач, часто выходящие из строя регуляторы давления топлива, бензонасосы, расходомеры, изредка прогорающие клапаны и ненадежная электроника. Сходят с ума магнитолы, отказывают панели приборов, барахлят блоки управления печкой и сиденьями, изредка ломаются стеклоподъемники. Отрадно одно: стоимость оригинальных запчастей на такую дорогую машину необычайно низка: масляные фильтры можно купить за 150–200 рублей; втулки стабилизатора — за 170 рублей; комплект тормозных колодок — примерно за 2 тысячи рублей; амортизатор — за 1 300–1 500 рублей и т. д. Стоимость гидроусилителя руля, который у хаммера изредка ломается, на порядок дешевле, чем у других автомобилей того же класса! Так что разница в надежности с лихвой возмещается стоимостью запчастей и расходных материалов (если, конечно, кого-то обрадует частота необходимых замен).

Как умерить амбиции

Спрос на новые хаммеры в России удваивается с каждым годом, однако младшая модель Hummer H3 (или, как ее еще называют, «бэби хаммер») расходится лучше своего старшего брата (в прошлом году было официально продано 419 автомобилей H3 и 352 — H2 калининградской сборки). Во всем остальном мире разница в продажах в пользу H3 еще заметнее, и поговаривают даже о том, что GM и Hummer собираются прекратить производство Hummer H2. И хотя сам бренд Hummer весьма популярен, продажи H2 в течение последних пяти лет приводят производителя в уныние. Более того, американцы назвали Н2 самым нерациональным джипом на дорогах и свернули новые разработки, так что этот автомобиль полностью исчезнет к 2011 или 2014 году, а производитель продолжит выпускать машины поскромнее и сконцентрируется на меньшем H3, а также на еще более маленьком HX, который будет оснащен биодвигателем.

Небольшой (по меркам Hummer) и относительно доступный по цене H35 тянет сегодня на себе всю компанию, обеспечивая львиную долю продаж. В городе H3 по всем параметрам гораздо удобнее первых моделей, но на бездорожье немного уступает старшему брату. Во-первых, потому, что у Hummer H3 длиннее свесы, а во-вторых, H3 построен на более «скромной» платформе (такой же, как у пикапов Chevrolet Colorado/GMC Canyon) и уже не может похвастаться такой мощью и грузоподъемностью, как H2.

Hummer H3 короче H2 на 76 мм, ниже на 95 мм и намного (на целых 166 мм) уже, так что в стандартный гараж он помещается, в ворота заезжает без какого-либо риска. К тому же Н3 менее прожорлив и более динамичен, чем его предшественник. Хотя под капотом базовой модели H3 устанавливался 3,5-литровый 220-сильный вариант Vortec, по показателям мощности на тонну снаряженной массы он лучше, чем его старший брат (более 100 л. с./т у Н3 против 90 л. с./т у Н2).

Кузов у H3 и отделка салона разработаны специально для этой модели. Дизайн Hummer H3 выполнен в том же стиле, что и H2: с аналогичной массивной решеткой радиатора, мощным бампером, расширенными колесными арками с пластиковыми накладками и мощным капотом, под которым спокойно умещается восьмицилиндровый двигатель. А в 2008 модельном году Hummer внес несколько новых изменений в линейку H3. Версия с 3,7-литровым бензиновым двигателем теперь дополнена впечатляющей версией с восьмицилиндровым 5,3-литровым двигателем V8 мощностью 305 л. с. Причем средний расход топлива у V8 будет меньше: 14,5 л/100 км по сравнению с 14,6 л/100 км у H3 с объемом двигателя 3,7 л с автоматической трансмиссией. К тому же в линейке появились новые цвета окраски и был слегка изменен дизайн.

Впрочем, многие поклонники хаммеров уже не считают H3 таким уникумом, как предыдущие модели, и сравнивают его со «скромниками» вроде Jeep Grand Cherokee. Hummer H3 подойдет гораздо большему числу потенциальных покупателей, нежели его предшественники. По многим причинам, в том числе и по финансовым.

И все же... Hummer (как второй, так и третий) по-прежнему является скорее не автомобилем, а мировоззрением и ярким выражением амбиций своего владельца.

 


1 Журнал Forbes также назвал Hummer H2 самым престижным внедорожником. Возврат

2 Выговорить это название не могли даже сами американцы, поэтому появилась удобопроизносимая и вполне удачная аналогия — «хаммер» (молот). Возврат

3 По заказу на H3 также предлагается задняя пневматическая подвеска с электронным регулированием, которая поднимает просвет до 267 мм. Возврат

4 Разрабатывает шасси и ходовую часть. Возврат

5 В базовой версии с механической коробкой передач без учета аксессуаров H3 стоит примерно вдвое дешевле H2, то есть у нас он продается приблизительно за 50 тысяч долларов. Возврат