Директор-Инфо №9'2008
Директор-Инфо №9'2008
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Семья, спорт, кино и… шведы

Олег Татарников

Объяснить, почему в России так много поклонников Volvo, довольно не просто. Шведские автомобили с некоторых пор не блещут выдающимися техническими параметрами, да и по части безопасности многие конкуренты не уступают. Впрочем, разве любовь бывает рациональной?

Пока во всем мире наблюдают генеральное сражение между японцами и американцами за автомобильное первенство1, наши предпочитают руководствоваться собственными пристрастиями и метут все подряд, хотя на словах предпочитают немцев.

Впрочем, если рассматривать автомобили классов D и E, то реальные предпочтения россиян не расходятся с мировыми тенденциями: в классе D уверенное лидерство в прошлом и в начале нынешнего года держит Toyota Avensis, а класс E (если отбросить фанатичных поклонников автомобиля «Волга») уверенно возглавляет Toyota Camry.

Оставив в стороне ширпотреб и забыв о том, что в России сейчас можно продать что угодно и за любые деньги, с интересом обнаруживаем у нас успехи такой, казалось бы, неприметной компании, как шведский производитель автомобилей Volvo. Причем успехи эти невозможно объяснить ни привлекательной (для своего класса) ценой, ни блестящим обслуживанием (которое у нас, строго говоря, не самое худшее, но и далеко не идеальное даже по нынешним российским меркам), ни какими-то сногсшибательными техническими новинками (см. «Гора родила мышь»). Без объяснений: у нас в России есть много семей, все члены которых передвигаются исключительно на автомобилях Volvo, и хотя они не насаждают своих вкусов, но при этом весьма болезненно реагируют на критику любимых шведских автомобилей.

Откуда же берутся такие стойкие приверженцы этой марки, и почему они эту приверженность сохраняют? Злые языки утверждают, что в России показатели продаж марки относительно успешные потому, что во многом они обеспечиваются поставками машин дипломатическим миссиям (которые традиционно закупают Volvo еще с советских времен) и заказами от различных государственных организаций и ведомств.

Насколько справедливы эти слухи, сказать трудно, однако в 2007 году компания Volvo продала 21 077 машин и ростом продаж в 95 % упрочила свое лидерство в премиум-сегменте. Кроссовер XC90 (продано 6 159 штук) уверенно догоняет Lexus RX и Volksvagen Touareg (а в нынешнем году по примеру BMW X3 готовится более компактный кроссовер Volvo XC60). Неплохо себя чувствует в десятке самых популярных автомобилей D-класса такая «долгоиграющая» модель, как Volvo S60: в своей категории она, пожалуй, отстает по продажам только от Audi A4, хотя, по сути, эта модель довольно давно почти не обновлялась. А в классе E (седан бизнес-класса) Volvo S80 проигрывает по популярности только таким «маститым» конкурентам, как «пятерка» BMW и Audi A6, и опережает Mercedes E-класса, несмотря на радикальные обновления последнего.

Если единственная реально обновленная модель хетчбека C30 потребовала от компании увеличения квот на продажу в России, то что было бы, если бы марка Volvo «раскрутила» своего богатого американского дядюшку на более щедрые инвестиции?

В общем, загадочна шведская марка Volvo и не менее загадочны ее поклонники в России. Однако, по нашему мнению, именно пример автомобилей марки Volvo (что по-латыни означает «катиться») наиболее ярко демонстрирует то, куда «катится» современная автомобильная индустрия.

Загадка нового автомобильного века

Технический прогресс двигателей внутреннего сгорания уже уперся в «отсечку» по оборотам. Стремительный рост цен на топливо остужает самые горячие головы, даже если правительства их стран, как в Швеции, не обязывают работников государственных учреждений в течение рабочего дня пользоваться только машинами с расходом топлива менее 8,6 л на 100 км. А тут еще экологические нормы, из-за которых мотор не может быстро реагировать на педаль газа, выплевывая несгоревшее топливо, а должен степенно и неторопливо раскручиваться… Словом, поскольку реально улучшать технические характеристики автомобилей уже не выходит, то, похоже, начинается соревнование за антураж и внутреннее убранство ползущего в хронической пробке филиала рабочего кабинета, объединенного с домашним медиацентром. Хорошие магнитолы и мягкие кожаные кресла с массажем и подогревами в недалеком будущем придут на смену сложным системам впрыска и замысловатости трансмиссий, а все ресурсы инженерной мысли скоро придется сосредотачивать на разработке встроенных алкотестеров и систем автоматизированной парковки в плотно заставленных другими машинами дворах. А пока конкуренты будут раскачиваться, Volvo их и опередит, так как все это в арсенале компании уже есть, разработано, отлажено и предлагается в достаточном ассортименте вместе с датчиками дождя и фотосенсорами для автоматического включения фар в темное время суток.

Рассмотрим такой современный и прогрессивный подход на примере шведского универсала V50. Что главное для современного человека? Безусловно, семья! Поэтому нам нужен большой багажник, который, при установленной специальной сетке, отгораживающей грузовой отсек от «жилого», можно смело грузить до самого потолка. Вторым приоритетом, безусловно, является здоровье, значит, складывая спинку переднего пассажирского сиденья, укладываем доску для серфинга, лыжи и снаряжение — все это легко умещается. А что не влезает в салон — отправим на крышу. Там, естественно, есть реллинги для крепления внешнего багажника. Делаем все по-шведски добротно и удобно.

Почему же большой «сарай» V70 у нас традиционно не в почете? Наверное, потому, что в нем мало спорта! Вот если бы мощность базовых моторов зашкаливала за две сотни «лошадей», а до сотни авто разгонялось за 7-8 секунд, тогда бы российские покупатели оживились. Ведь у V50 (казалось бы, ориентированного на семейное использование спорт-универсала) именно самые мощные, топовые в моторной гамме двигатели являются основными и самыми массовыми. Именно на них сделала рыночную ставку компания Volvo и не прогадала. Найдутся ли еще в этом классе семейные универсалы с турбированными двигателями объемом 2,5 л и мощностью 220 л. с.? Если и найдутся, то на седанах и не массовые. Ведь машину с топовым мотором, как правило, не ориентируют на семейное пользование, ее специально заряжают «на спорт» и соответственно позиционируют.

Показательно, что прошлогодний рестайлинг седана и универсала S40/V50, выпускавшихся с 2004 года, прошел тихо и спокойно. При снижении скорости до 10 км/ч теперь включается «аварийка». Габаритные огни расположены по самым краям кузова. Тем самым они подчеркивают характерный для Volvo продольный подиум подоконной линии. И ничего, что новый универсал V50 не каждый отличит от старого. Главное, что стоп-сигналы теперь на светодиодах с функцией EBL, которая заставляет их мигать 5 раз в секунду при экстренном торможении, а на нижних углах бампера расположились световозвращающие полоски.

Серьезные изменения претерпел интерьер — один из самых важных на сегодня элементов новой парадигмы автомобиля. Продолжая линию «семьи», дизайнеры основательно поработали над использованием внутреннего пространства авто, особенно над тем, что касается хранения мелких вещей и еды в салоне; а для крупной поклажи в багажнике есть теперь не только сетка, но и крючки для крепежа. Еще заметнее изменились дверные панели, в которых теперь высвобождено полезное пространство за счет новой формы динамиков стереосистемы, а нижняя часть передних дверей теперь скомпонована так, чтобы документы формата А4 помещались в карманы дверей без проблем. Естественно, не забыты и полезные емкости под банки с напитками, а на центральном тоннеле за сдвигающейся шторкой есть два больших подстаканника.

Центральная консоль из деревянного шпона с кнопками управления климат-контролем и аудиосистемой, конечно же, осталась без изменений, ведь именно она создает непередаваемое ощущение семейности и шведской добротности, напоминая спинку школьного стула нашего далекого сказочного детства или добротную мебель из магазина ИКЕА. Причем за спинкой этого стула располагается еще и полочка для вещей. Возможно, что пользоваться ей не так удобно, как карманами на дверях, но выглядит она красиво и в комбинации со «стулом» напоминает школьную парту.

По отдельному заказу возможна также отделка некоторых частей салона, в том числе и ручек дверей, светлым северным дубом. В сочетании с белой кожей «икеевских» кресел и такой же обивкой дверей все это будет выглядеть просто великолепно! Кресла, естественно, традиционно по-шведски добротные, с большим диапазоном электрических регулировок и тщательно выверенным профилем. В общем, выходить из такой машины не хочется, а о том, чтобы поменять этот автомобиль будущего на что-то другое, даже думать неловко.

И другие представители скандинавской роскоши…

Весенняя сессия Недели моды в Москве в конце марта 2008 года стала местом сразу двух одноименных премьер от компании Volvo. Представляя очередной косметический рестайлинг — новую дизайнерскую модификацию внедорожника Volvo XC90 под названием Ocean Race, шведский автопроизводитель сопроводил ее презентацией совместной с компанией Puma коллекции спортивной одежды Volvo Ocean Race. Мало того, 4 октября 2008 года в испанском городе Аликанте стартует и одноименная кругосветная регата Volvo Ocean Race, где впервые за всю историю этой регаты принимает участие российская команда. Создатели Volvo ХС90 Ocean Race уверены, что «океаническая» модификация будет востребована во всем мире и отнюдь не только поклонниками яхт-спорта. Яхтсмены, конечно, с удовольствием обнаружат в салоне знакомые элементы конструкции и оформления: производитель позаботился об этом, причем весьма ненавязчиво и без прямых намеков, а уникальный дизайн колесных дисков, по утверждению президента подразделения специальных автомобилей Volvo Cars Леннарта Стегланда (Lennart Stegland), был навеян движением океанской волны. На российский рынок ХС70 и ХС90, представленные в оригинальной «океанической» версии, поступят уже летом 2008 года.

А «настоящая» автомобильная премьера от Volvo — компактный кроссовер Volvo XC60 должен показать, какими станут автомобили Volvo в будущем. С технической точки зрения XC60 пополняет вседорожную серию серии XC, но он на 20 см короче XC70. В задней части боковины кузова XC60 будут модные сегодня светодиодные фонари и стоп-сигналы, причем впервые появятся дублирующие стоп-сигналы, так что в процессе торможения будет освещаться вся задняя часть крыльев. Ставшая уже традиционной центральная консоль получит новое оформление: здесь разместится новый дисплей, который будет слегка повернут в сторону водителя. Особое значение разработчики уделили проектированию новых сидений (особенно водительского). Задние сиденья немного возвышаются над передними, предоставляя пассажирам хороший обзор. Оба крайних задних сиденья могут быть выполнены с дополнительными двухуровневыми детскими подушками, которые были предложены в моделях Volvo V70 и XC70 в 2007 году. Для сидений предлагается широкий выбор отделки разных цветов и материалов, которые, по замыслу разработчиков, и должны будут подчеркнуть индивидуальность новой модели.

Благодаря новой панорамной крыше в салоне будет создаваться впечатление большого пространства и света, а задняя дверь откроет самый лучший для автомобилей этого сегмента доступ к багажному отделению.

Аудиосистема, естественно, составляет сегодня неотъемлемый элемент общего восприятия автомобиля. Поэтому для XC60 предлагаются три варианта: первая среди аудиосистем Premium Sound включает 12 динамиков Dynaudio и усилитель с технологией Dolby Pro Logic II Surround общей мощностью 5х130 Ватт. В качестве опции предлагается цифровой сабвуфер, размещаемый под полом багажного отделения, — это еще 260 Ватт. Как и всякая современная аудиосистема, она будет воспроизводить музыку в форматах MP3 и WMA, а благодаря CD-чейнджеру можно будет раз и навсегда зарядить в машину сотни музыкальных композиций. Все аудиосистемы, устанавливаемые в XС60, будут оборудованы дополнительным разъемом (AUX), через который можно будет подключать и любые внешние музыкальные устройства, такие, например, как переносной MP3-плеер. А порт USB (устанавливаемый только на топовые варианты аудиосистем) позволит подключить даже iPod.

И наконец, в новой Volvo XC60 будет устанавливаться комплексная система для поддержания чистого воздуха в салоне, что особенно актуально в мегаполисах и для людей, страдающих аллергией. Новая система Clean Zone Interior включает не только электронный климат контроль (Electronic Climate Control), но и систему контроля качества воздуха (Interior Air Quality System).

 


1 В прошлом году компания Toyota продала 9,51 миллиона автомобилей по всему миру и наконец опередила американский концерн General Motors, который, несмотря на стремительное падение доллара, продал только 9,26 миллиона машин. Возврат