Директор-Инфо №8'2008
Директор-Инфо №8'2008
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




электропроект .





 

ТОП-10 художников по аукционному обороту в деньгах

Владимир Богданов

Просчитать рынок искусства, оценить его объем, темпы роста и все такое — задача поистине нетривиальная. Сомневаюсь, что даже самые сильные агентства способны собирать объективную картину арт-мира. Например, информация о значительной части рынка, а именно о галерейных продажах, закрыта в любой стране. Достоверно нельзя даже сказать, в каком соотношении галереи и аукционы делят мировой арт-рынок. Зато аукционный рынок довольно прозрачен. Логику покупательских предпочтений просчитать сложно, а все остальное вполне посильно.

Статистику аукционного рынка, оформленную отчетом Art Market Trends, ежегодно публикует Artprice.com. В начале апреля стала доступна версия итогов 2007 года. Согласно отчету, за прошлый год уровень цен на аукционном рынке вырос на 18 %, оборот же вырос на 43,8 % и достиг 9,2 миллиарда долларов. Если в 2006 году на аукционах было продано 810 лотов дороже миллиона долларов, то в 2007-м число таких лотов составило уже 1254. Проблемы ликвидности, вызванные американским ипотечным кризисом, не привели к падению на арт-рынке. Даже наоборот: кризис начал разрастаться в августе, осенью стало понятно, что проблемы очень серьезны, тем не менее конец года был отмечен фантастически удачными аукционами.

Традиционно интересным местом годового отчета Artprice.com о достижениях мирового рынка искусства является рейтинг художников по годовому объему аукционных продаж. Стоит обратить внимание, что ранжирование идет по кассовым сборам, достигнутым только на аукционных торгах, то есть в расчет берутся открытые цифры, без учета непубликуемых результатов галерейных сделок. В силу предельной упрощенности методики место в таком рейтинге формально не является прямым свидетельством ни мировой значимости художника (там по итогам года Константин Коровин опережает Винсента Ван Гога), ни высокой доходности инвестиций в его работы (модный и быстрорастущий Дэмиан Херст не входит в десятку). И не является даже свидетельством развитости и размера рынка работ. Условно говоря, достаточно, чтобы в этот год на рынке по стечению обстоятельств появилась картина Эль Греко (пусть даже единственная за десять лет), и с результатом в несколько миллионов эта продажа позволит испанскому художнику занять довольно высокую строчку в рейтинге. То есть весь оборот сделает одна работа. Результат есть, но можно ли в этом случае вообще говорить о рынке? А вот для того, чтобы соседнее место занял, скажем, значительный русский послевоенный художник с нужным количеством миллионов, должно состояться, к примеру, 30 успешных аукционных продаж его работ. Причем работ лучшего качества. А это совсем другой результат. Тут уже можно говорить о развитости рынка, ликвидности работ, возможности выбора — обо всем том, что имеет высокое значение в контексте инвестиций. Словом, место в рейтинге не догма, нужно обязательно представлять себе его природу, хотя бы количество продаж и их структуру.

Справедливости ради нужно сказать, что примеры достижения высокого положения в списке по результатам одной только рекордной продажи — это все-таки редкость. Так что даже упрощенный рейтинг позволяет сделать хотя бы косвенные выводы. Большинство фамилий в нем совсем не случайны: работы этих художников обычно востребованы, уверенно растут в цене. А творения отдельных мастеров сами по себе формируют огромные рынки: например, в прошлом году объем аукционного рынка работ одного только Энди Уорхола составил 420 миллионов долларов. Разве из этого нельзя сделать какие-либо выводы?

Всего в список рекордсменов по аукционному обороту в деньгах входят 500 художников, среди которых, кстати, немало и русских. Что же касается первой десятки, то от нее за долгие годы уже перестали ждать подвоха. Привыкли, что первый в рейтинге уж десять лет кряду — Пикассо, компанию которому привычно составляли американские абстрактные экспрессионисты. Бывало, конечно, как с Модильяни в прошлом году, что в десятку после считаных, зато феноменальных по суммам продаж врывался неожиданный художник. Но в целом конструкция была устоявшаяся. Но 2007-й во всех отношениях выдался необычным.

Сенсация даже не в том, что Пикассо с его 319 миллионами долларов аукционного оборота сменил на первом месте Энди Уорхол (420 миллионов долларов) — это как раз можно расценивать как техническую ротацию. Интересно другое. В рейтинг опять, как в начале 1990-х, вернулись импрессионисты и постимпрессионисты плюс ворвались художники, представляющие современное искусство и «зарубежные шестидесятники». Общие сборы топ-десятки в 2007 году превысили 1,8 миллиарда долларов, что в полтора раза больше, чем годом ранее. Планка входа в десятку поднялась с 59 миллионов долларов в 2006 году до 86 миллионов долларов. Одной лишь инфляцией такого тоже не объяснить — налицо фантастический рост спроса на ликвидные предметы искусства.

Пожалуй, время перечислить рекордсменов и вспомнить, с чем связаны их достижения в прошлом году.

№ 1. Энди Уорхол. 422 миллиона долларов (в 2006 году аукционный оборот составлял 199,5 миллиона долларов)

В 2007 году целых 74 работы лидера поп-арта только на аукционах были проданы дороже миллиона долларов. За десять лет наблюдений artprice.com ценовой индекс работ художника вырос на 450 %. В прошлом году Уорхол обновил ценовой рекорд для своего творчества. Знаменитую «Оранжевую Мэрилин» за 15,75 миллиона долларов (некоторое время портрет Монро возглавлял даже список самых дорогих картин в мире) в 2007 году сместила «Зеленая автокатастрофа I», проданная в мае на Christie’s за 64 миллиона долларов1 (это после эстимейта 25–35 миллионов долларов) Вообще, Уорхол радовал владельцев работ несказанно. Случаю с актером Хью Грантом так и вовсе суждено стать инвестиционной притчей. В 2001 году «голубоглазый Микки» купил очередную уорхолловскую «Лиз» 1963 года за 3,25 миллиона долларов. А в 2007 году перепродал ее на Christie’s за 21 миллион долларов — почти в 6,5 раза дороже. Правда, есть сомнения, что Хью Грант сумел в полной мере насладиться инвестиционным бонусом. Перед продажей были сообщения, что «Лиз» будет продаваться в новом для аукционов режиме гарантированной минимальной цены. Если торги сложатся неудачно, то аукцион обязуется выкупить работу по оговоренной цене. Если же результат превзойдет ожидания, то продавец делится сверхнормативной прибылью с аукционом. Если все так, то Гранту пришлось хорошо поделиться, ведь столь высокий результат стал полной неожиданностью на фоне того, что в 2005 году почти точно такая же «Лиз», из той же серии, была продана на Sotheby’s за 11,25 миллиона долларов.

№ 2. Пабло Пикассо. 319 миллионов долларов

«Мальчики с трубкой» не каждый год случаются. В 2007-м топ-работой Пикассо стала картина «Женщина в турецком одеянии (Жаклин)», проданная «всего лишь» за 27,5 миллиона долларов. (Напомним, шедевр розового периода, «Мальчик с трубкой» 1905 года по-прежнему остается самой дорогой аукционной работой с результатом 93 миллиона долларов, или 104 миллиона долларов с учетом комиссии.) В отместку за живопись в 2007 году Пикассо установил рекорд в другом виде пластического искусства. Его бронзовая композиция «Дора Маар», проданная в ноябре на Sotheby’s за 26 миллионов долларов, стала самой дорогой скульптурой в мире. Всего же в прошлом году 45 произведений Пикассо преодолели миллионную отметку. В том, что его фамилия сместилась на вторую позицию в рейтинге, не стоит винить переменчивость моды. Спрос на Пикассо высок как никогда, и цены растут почти неприлично — просто шедевры на торгах появляются в недостаточном количестве: наследие каталонца не резиновое.

№ 3. Френсис Бэкон. 244,5 миллиона долларов

В 2006-м сложный английский экспрессионист с аукционным оборотом в 41 миллион долларов с трудом вошел в топ-20. А в 2007 году цена одной только рекордной работы перекрыла весь прошлогодний оборот. Речь, конечно, о «Теме с папой Иннокентием X» — специфическом авторском переосмыслении знаменитого портрета Веласкеса, проданном 15 мая 2007 года на Sotheby’s за 47 миллионов долларов. А ведь в том же году на Sotneby’s был еще «Бой с быком» (1969) за 41 миллион долларов. Вместе два шедевра дают уже 88 миллионов долларов — вот и объяснение. Прошлый год вообще был поразительно урожайным для покупателей Бэкона: всего было продано 13 работ, из них 7 — исключительного качества, дороже 10 миллионов долларов. Даже количественно это непривычно много. Раньше было нормальным, когда на торги выставлялось от двух до пяти работ художника. Но как только цены начали зашкаливать, держатели работ поспешили использовать благоприятную конъюнктуру и сбыть свои сокровища.

№ 4. Марк Ротко. 206,6 миллиона долларов

Картина «Белый центр» уроженца Российской империи, а ныне одной из главных фигур в американском послевоенном искусстве стала главной ценовой сенсацией прошедшего года. Пульсирующие цветовые поля, написанные в 1950 году, были проданы за 65 [72,84] миллионов долларов. Это главная цифра для мирового рынка в 2007 году. И конечно, главная цифра для русского искусства («Белый центр» Ротко уверенно возглавляет рейтинг работ русских художников). Для нас к тому же это главная цифра не на год, а лет на пять или десять вперед. В среднесрочной перспективе перебить рекорд Ротко, и то лишь в теории, способны идущие следом Кандинский, Явленский, Сутин, Малевич. Только для этого необходимо, чтобы на торги поступили их работы экстра-класса, а поток холстов Ротко при этом прекратился. Так что сценарий, откровенно говоря, по-голливудски не реалистичный.

№ 5. Клод Моне. 164,9 миллиона долларов

Может, он и не главный импрессионист. Но уж точно один из наиболее согретых лучами славы. Известно даже, что лучи это розовые, рассветные, высветившие дорожку на водной ряби. В 1874 году, честно сказать, не лучшей картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872–1873), экспонированной на выставке «Анонимного общества художников…», было суждено войти в историю. «Импресьон» из названия картины — фр. впечатление — вдохновило одного французского журналиста изобрести для репортажа о выставке термин «импрессионисты», распространенный потом на одно из самых значительных творческих направлений в европейской живописи. Есть свидетельства, что за то «Впечатление» на скромной выставке Моне запросил тысячу франков — сумму по тем временам довольно невысокую. Сейчас это полотно могло было быть куплено дороже 100 миллионов долларов, да кто ж ему позволит. Интересно, что, при всех своих заслугах, знаменитый импрессионист вовсе не гарантировал себе место в десятке (как и остальные его коллеги по цеху). Например, в 2006 году по аукционному обороту он занимал лишь 14 место в рейтинге. Импрессионисты, любимцы коллекционеров, ставившие многомиллионные рекорды на аукционах вплоть до 1990 года, потом несколько сдали. Лет десять — пятнадцать продолжалось затишье. Но в последние два года интерес к художникам, давшим начало современному искусству, не то что вернулся, а резко вырос. Как в лучшие времена. Один из примеров — поздний «Мост Ватерлоо» (1904) Клода Моне, проданный летом 2007 года на Christie’s американскому коллекционеру за 31,7 миллиона долларов, а 17 лет назад предыдущий владелец заплатил за этого Моне в 10 раз дешевле. Инвестора можно поздравить. Самой же дорогой картиной Моне прошлого года стала работа «Кувшинки» (1904), проданная за 16,5 миллиона фунтов, то есть примерно на миллион долларов (так!) дороже «Моста Ватерлоо». В целом в прошлом году 27 картин Моне были проданы дороже миллиона долларов. Сегодня все увереннее звучат мнения, что импрессионисты остаются пусть не самым доходным, но одним из самых надежных вариантов вложения средств.

№ 6. Анри Матисс. 114,1 миллиона долларов

В октябре 2007 года на Christie’s картина Матисса «Одалиска, синяя гамма» была продана за фантастические для творчества фовиста-новатора 30 миллионов долларов, на 10 миллионов долларов выше эстимейта. Коллекционер Сергей Щукин и жена художника Лидия Делекторская позаботились о том, чтобы Матисс стал одним из самых известных и любимых «диких» в России. Рост цен на работы Матисса стал особенно заметен в прошлом году. Роль внимания со стороны русских коллекционеров в этом процессе переоценивать не стоит, но, наверное, не без того.

№ 7. Жан-Мишель Баския. 101,5 миллиона долларов

Работы знаменитого граффити-райтера круга Уорхола, работавшего с ником «Сэймо», пока еще не стоят по 20 и 30 миллионов долларов. Года три назад даже три миллиона долларов за холст были событием для рынка Баскии. Теперь уже 5–8 миллионов долларов стали совершенно рядовым результатом. Но даже при таких ценах 101,5 миллиона долларов оборота — это определенно показатель развитости рынка, большого числа успешных сделок и роста цен. Художник, сменивший стены Бруклина на холсты в просторных студиях, уже не в первый раз входит в десятку по обороту. 2007 год стал особенно удачным для коллекционеров произведений темнокожего райтера. В мае 2007 года его картина «Без названия» (1981) установила ценовой рекорд для творчества художника. При эстимейте 6–8 миллионов долларов она была продана за 13 миллионов долларов. А закономерность результата подтвердила следующая сделка: осенью 2007 года картина Баскии «Электрический стул» была продана за 10,5 миллионов долларов. По расчетам artprice.com, за десять лет рост ценового индекса творчества Баскии составил 480 %. Цифра довольно показательна, так как качество работ Баскии более однородно, чем у большинства других художников. Жан-Мишель Баския умер от передозировки в 28 лет и период его плодотворной работы на самом деле был довольно непродолжительным.

№ 8. Фернан Леже. 92,2 миллиона долларов

Высокое качество выставленных на торги работ позволило завсегдатаю десятки и на этот раз занять свое место в строю. Оборот Леже — это еще один пример того, как, казалось бы, общая цифра объективно характеризует состояние рынка работ художника. Понятно, что шедевры Леже способны стоить по 7 миллионов долларов, но большинство его работ (а их довольно много в аукционном обороте) принадлежат к куда более доступным ценовым диапазонам. Та же выразительная графика француза до сих пор доступна не только миллионерам, но и инвесторам со средними бюджетами (большой лист может стоить, например, 300–400 тысяч долларов). Правда, в прошлом году именно графика Леже отметилась в классе микросенсаций. Контрастную черно-белую гуашь кубистического периода «Рисунок контрастных форм (Композиция II)», 1913, аукцион Christie’s продал за 4,2 миллиона долларов. Из рекордных сделок с живописью главной стала продажа работы «Заводы» (1918) на майском Sotheby’s с результатом 12,75 миллиона долларов.

№ 9. Марк Шагал. 88,6 миллионов долларов

По обороту работ в штуках Марк Шагал уступает, пожалуй, только Пикассо. Другое дело, что у обоих художников подавляющая часть этих работ — это тиражная графика, хотя и это не важно.

По обороту в деньгах Шагал, как и Пикассо, ежегодно входит в десятку. Самой громкой продажей Шагала в прошлом году стала картина «Большой цирк» (1956). В мае 2007 года на Sotheby’s огромный холст был продан за 12,25 миллиона долларов. Еще миллион с четвертью — и мог бы пасть нынешний абсолютный ценовой рекорд для творчества Шагала, установленный еще в 1990 году. Тогда метровая картина «Юбилей» (1923) была продана на Sotheby’s за 13,5 миллиона долларов. В рейтинге самых дорогих работ русских художников Шагал занимает 6 место с этой картиной.

№ 10. Поль Сезанн. 86,5 миллиона долларов

Главный постимпрессионист, отец современного искусства, по оценке Пикассо; художник, совершивший прорыв в развитии искусства, в том числе оказавший огромное влияние на русский авангард 1910-х годов. Недаром, листая альбом Поля Сезанна, то и дело встречаешь то сосны и портреты Петра Кончаловского, то сочные натюрморты Ильи Машкова. Прикрыть подпись рукой — и засомневаешься, настолько все похоже.

Сезанн — один из самых дорогих художников вообще. Его натюрморт «Портьера, кувшинчик и компотница» (1893–1894), проданный на Sotheby’s в 1999 году за 55 [60,5] миллионов долларов, занимает 8-ю строчку в рейтинге самых дорогих картин мира. К сожалению, шедевры Сезанна довольно редко попадают на рынок. Собственно, из-за отсутствия достойного предложения художник зачастую не входит в десятку по обороту: нечему оборачиваться. Прошлый год стал разве что чуть более урожайным, и сразу появился результат. Самой дорогой работой прошлого года стал натюрморт 1877 года «Компотница и тарелка с бисквитами». Вещь узнаваемая, эффектная, хоть и небольшая. И результат под стать: на ноябрьском Christie’s — 11,25 миллиона долларов. Высокие премии за имя встречаются все чаще, но это, пожалуй, не тот случай.

Вот и все, места в десятке кончились. Интересно, сколько будет стоить входной билет в следующий раз? Если арт-пир на фоне чумы финансового кризиса будет продолжаться с тем же размахом (а оснований для обратного прогноза пока нет), то, вот увидите, понадобится уже 120 миллионов оборота, а не 86 миллионов, которыми отделался «сезаннист № 1».

Итак, двое наших — Ротко и Шагал — вошли в топ-10. Ради интереса еще можно перечислить фамилии русских художников, которые вошли в топ-500. Понятно, что эта информация уже несколько устарела, так как в 2008 году настоящие миллионные рекорды установили шестидесятники (те же Кабаков и Булатов), но эти цифры пока не входят в зачет. Однако и без них по рейтингу можно косвенно судить о соседстве работ наших художников с их первыми именами.

Источники: artprice.com, www.artnet.com, www.artinvestment.ru, www.sothebys.com, www.christies.com

 


1 Здесь и далее цены в тексте и подписях к иллюстрациям приводятся без учета комиссии аукционного дома Buyer’s Premium. Там, где это известно, в квадратных скобках указывается полная цена, заплаченная покупателем. Возврат