Директор-Инфо №8'2008
Директор-Инфо №8'2008
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

НАТО: окружение отложено

Материал подготовил Анатолий Панков

Саммит Россия — НАТО в Бухаресте. Встреча в Сочи Джорджа Буша с российскими президентами, действующим и избранным. Горячие дискуссии о проблемах расширения Североатлантического альянса за счет бывших братских советских республик, о сооружении вблизи наших границ элементов системы ПРО… Новый виток холодной войны?

Владимир Путин, президент РФ:

В ходе заседания мы постарались дать объективную оценку результатам нашей совместной работы в рамках Совета Россия — НАТО, обсудили линию совместных действий на перспективу.

Среди наиболее значимых примеров такого сотрудничества назову содействие усилиям Организации Объединенных Наций по стабилизации ситуации в Афганистане. Так, был упрощен порядок транзита грузов невоенного характера через российскую территорию для нужд международных сил содействия безопасности в Афганистане.

Сформирован совместный антинаркотический проект на базе учебного центра МВД России. Реализована инициатива по сотрудничеству в области воздушного пространства, а также проект по ПРО ТВД [противоракетная оборона театра военных действий. — Ред.]. Мы активно взаимодействовали в сфере антитеррора, в том числе в рамках участия военных кораблей Черноморского флота России в операции «Активные усилия».

Есть прогресс и в работе по повышению оперативной совместимости вооруженных сил России и НАТО, в области чрезвычайного гражданского планирования. Ратификация Россией соглашения о статусе сил, участвующих в программе «Партнерство ради мира», подводит под эти усилия солидную правовую базу.

Не секрет, что на пути развития наших отношений имеются и серьезные препятствия: продолжающееся расширение НАТО, создание военной инфраструктуры на территории новых членов, кризис вокруг ДОВСЕ, Косово, планы размещения в Европе элементов стратегической противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки — все это не работает на укрепление предсказуемости и доверия в нашем сотрудничестве и отнюдь не способствует его переходу к новому качеству.

Появление на наших границах мощного военного блока, действие членов которого регулируется в том числе и статьей 5 Вашингтонского договора [нападение на любую страну НАТО рассматривается как нападение на всех ее участников. — Ред.], будет воспринято Россией как прямая угроза безопасности нашей страны. И заявления о том, что этот процесс не направлен против России, удовлетворить нас не могут. Национальная безопасность не строится на обещаниях.

* * *

В Сочи мы приняли Декларацию о стратегических рамках… Не буду скрывать: одним из самых трудных вопросов был и остается вопрос противоракетной обороны в Европе… Что может убедить Россию в том, что эта система не направлена против нашей страны? Отмечу несколько элементов. Первое: самое лучшее — это совместная работа над глобальной ПРО с равным демократическим доступом к ее управлению… Если этого пока сделать не удается, то мы будем настаивать на том, чтобы та транспарентность, о которой мы говорили, система мер контроля была очевидной, объективной и проводилась в постоянном режиме — как техническими средствами, так и с помощью личного наблюдения экспертов, которые должны присутствовать на этих объектах постоянно.

Полностью согласен с Джорджем, когда он говорит, что Россия и Соединенные Штаты уже не рассматривают друг друга как врагов и противников. Как минимум рассматривают друг друга как партнеров. И считаю, что это очень важно.

Джордж Буш, президент США:

Мы много времени потратили в наших отношениях на то, чтобы избавиться от холодной войны. Она уже закончилась. И фундаментальный вопрос в наших отношениях — можем ли мы работать вместе и оставить в прошлом холодную войну. Некоторые в Америке и в России думают, что холодная война еще не закончилась, и иногда это осложняет наши отношения. Но очень важно думать стратегическими категориями, не зацикливаться на прошлом, продвигаться вперед по повестке дня.

Подписание Декларации о стратегических рамках действительно показывает глубину и ширину наших отношений... Этот документ говорит об уважении к правам человека, уважении к разнообразию, экономической политике и о других элементах.

Там, где мы, например, согласились работать вместе, — это ПРО. Нам, конечно, еще много предстоит работы, чтобы убедить российскую сторону, что эта система не направлена против России. Мы сегодня согласились с тем, что Россия и США хотят создать систему для того, чтобы реагировать на потенциальные ракетные угрозы, чтобы Россия, Европа и США участвовали в этом как равные партнеры.

Я поддерживаю усилия России по присоединению к ВТО, поддерживаю Россию в том, чтобы присоединиться к ОЭСР [Организация экономического сотрудничества и развития. — Ред.], к тому, чтобы вывести ее из-под действия поправки Джексона-Вэника, тогда наши отношения выйдут на новый уровень. И я напоминаю конгрессу, что сделать это в наших интересах. Так что мы во многом понимаем друг друга.

The Wall Street Journal (США):

Считается, что европейская безопасность — это проблема прошлого века. Скажите это Украине и Грузии, чьи заявки на присоединение к западному миру были фактически отклонены Россией на необычайно драматичном саммите Организации Североатлантического договора.

В залах Дворца народа, построенного при Чаушеску, американский идеализм столкнулся с воинственным Кремлем и главным представителем его интересов в Европе — Германией. США потерпели поражение. Безусловным победителем бухарестской битвы стал президент России Владимир Путин.

Путину отвратительны практически все стратегические инициативы США в Европе — от независимости Косово до размещения системы ПРО. Но у России нет непосредственных интересов в Косово, и она знает, что ограниченная система противоракетной обороны не создает для нее угрозы. Грузия — проамериканская колючка в боку России, которую Кремль желал бы выдернуть, если нужно, то силой. А Украина, крупнейшая республика бывшего СССР после России, — это вожделенный приз. Россия всячески стремится сохранить эти государства в сфере своего влияния. Германия сыграла роль инструмента реализации ее целей.

Германия — это новая Франция. Если нынешний лидер Франции Николя Саркози хоронит старый голлистский скептицизм в отношении НАТО, то Берлин играет роль проблематичного союзника. Герхард Шредер получает сегодня жалованье от «Газпрома», но шредеризм продолжает жить.

Путин, несомненно, в хорошем настроении. Москва наконец получила право голоса при принятии внутренних решений НАТО. «Неужели в следующий раз, когда мы попробуем сослаться на статью 5, нам придется сначала спрашивать разрешения России?» — мрачно пошутил бывший премьер-министр Эстонии Март Лаар.

Самым худшим из всех сценариев будет позволить укрепиться российской интерпретации Бухареста. За последние два десятилетия развитие демократии в Европе набрало невиданные обороты. Будучи авторитарной, Россия не может препятствовать демократизации и вестернизации других стран, если только европейцы не проявят трусость. Решение по Украине и Грузии должно быть рассмотрено еще раз в течение года, и чем быстрее, тем лучше для авторитета НАТО.

И хотя Буш подчеркивал, что «Россия нам не враг», для большинства стран — членов НАТО агрессивность путинского режима лишь стала фактором, способствующим единению.

Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок:

Планировали предоставить Украине и Грузии План действий по членству в НАТО [ПДЧ — Ред.]. Не предоставили пока. Это совершенно не повод нам пить шампанское, потому что это, во-первых, не наша победа. Это не мы настояли, чтобы Европа решила так, а Европа, исходя из своего понимания своей собственной безопасности, пришла к достаточно разумному выводу, что рано тащить в НАТО два государства, одно из которых имеет колоссальные нерешенные территориальные проблемы, что может вызвать взрыв на всем Кавказе. И второе: не обращать внимания на население, которое, мягко говоря, неоднозначно относится к вступлению в этот альянс, было бы неразумно. Поэтому то, что отложили, означает торжество здравого смысла. И это значит, что не восторжествовала бушевская позиция, что надо притащить «факел свободы», который, в общем, прекрасно может осветить всем дорогу вперед, а может и вызвать колоссальный пожар, если неумно обращаться.

Мартовский социологический опрос на Украине показал: если бы референдум был завтра, то однозначно за вступление в НАТО высказались бы 31,5 процента населения. Примерно одна треть была бы твердо против, примерно треть относилась бы к не то чтобы колеблющимся, а к тем, кому в основном безразлично. Потому что тот же всеукраинский опрос показывает, что считают серьезной проблемой вступление в НАТО на сегодняшний день только 14,5 процента населения, это — во втором десятке проблем, важных с точки зрения украинского населения.

Единственное, чем можно как бы отворотить Украину от идеи вступления в НАТО, это предложить ей позитивную программу, которая ей покажется лучшим, чем вступление в НАТО, при которой Украина будет уверена, что с Россией ей безопаснее, с Россией ей естественнее исторически и с Россией ей лучше экономически, — со всех точек зрения, чем вступая в альянс. Если мы, конечно же, будем пытаться напугать Украину до смерти, вроде как опять завернем вам вентиль, или чего-нибудь не дадим, или отменим договор о дружбе и взаимопомощи и начнем требовать назад Крым и Севастополь, то это самый лучший способ загнать Украину в НАТО.

Михаил Саакашвили, президент Грузии:

В Бухаресте принято историческое решение. Шла серьезная борьба между парой стран-скептиков и более чем двадцатью мотивированными государствами, в том числе Польшей, странами Балтии. Но Рубикон преодолен. Мы получили больше, чем ПДЧ, мы получили твердые заверения, что обязательно станем членами альянса. Потому я уверен, что мы вступим в альянс задолго до окончания моего президентского срока. Не секрет, что одна страна, не участвовавшая в этих дискуссиях, тем не менее, сделала все, чтобы этот документ (ПДЧ) не был принят, начиная с прямого шантажа, угроз, обещаний и конкретных действий и заканчивая различными дипломатическими способами… В этот исторический день в регионе произошел геополитический переворот.

Виктор Ющенко, президент Украины:

За последние восемьдесят лет Украина пять раз провозглашала независимость. И четыре раза из этого ничего не выходило. Почему мы утрачивали суверенитет? Из-за отсутствия международных гарантий нашей безопасности. Другими словами, вопрос о членстве Украины в НАТО следует воспринимать как вопрос о ее независимости. Интеграция с альянсом приобретает среди украинцев все большую популярность, и по мере отмирания старых стереотипов советской эпохи эта тенденция будет набирать силу.

* * *

Украина не имеет планов размещения военных баз ни одной страны мира на своей территории, это запрещено Конституцией страны. Евроатлантические стремления Украины не направлены против третьих стран. Украина имеет полное право самостоятельно избирать путь своего развития, защищать национальную безопасность и свои жизненно важные интересы.

Хавьер Солана, верховный представитель ЕС:

Украина не имеет такой политической системы, которая бы отвечала уровню стремлений кое-кого из ее руководителей присоединиться к некоторым международным организациям. Ключевым моментом в послании бухарестского саммита Украине является то, что украинское руководство должно действовать значительно более конструктивно внутри самой страны. Нехватка политической солидарности, политической сплоченности руководства не позволяет Украине выйти на тот уровень экономического роста, который бы отвечал потенциалу государства.

Le Figaro (Франция):

Истина проста: геополитические интересы континентальной Европы — Франции и романских народов, а также Германии и германских народов — явно расходятся с интересами США, а возможно, и Великобритании. Америка считает, что возросшая зависимость европейцев от поставок нефти и газа с Персидского залива вынуждает нас разделять с Вашингтоном его приоритеты по обеспечению безопасности на Ближнем Востоке. Но мы могли бы спокойно освободиться от зависимости от Саудовской Аравии, если бы установили прочные партнерские отношения с Россией в нефтегазовой области. Таким образом, становится понятна суть американских маневров, преследующих цель помешать установлению этого партнерства, особенно если учесть, что они исходят из военно-энергетического комплекса, лидером которого пока еще является вице-президент Чейни. Безусловно, мы солидарны с американцами в стремлении победить исламский терроризм, и поэтому хорошо, что французский президент четко и ясно выразил приверженность этой общей задаче. Но мы категорически против стратегии, нацеленной на унижение и сдерживание России, а также сокращение ее территории. Следовательно, будущее НАТО лежит в большей солидарности с Соединенными Штатами в деле борьбы с терроризмом и значительном улучшении отношений с Москвой, что позволит совместными усилиями строить будущее нашего континента.

Сергей Лавров, глава МИД РФ:

По оценкам наших военных экспертов, наших специалистов, в том числе специалистов-политологов, которые занимаются профессионально всю жизнь разоружением, появление третьего позиционного района означает вынесение впервые в истории в Европу компонента стратегической наступательной системы США.

В наш век невозможно разделять оборонительные и наступательные вооружения, они взаимосвязаны; именно понимание этого непреложного факта стало причиной разработки в свое время договора, который запрещал Советскому Союзу и США иметь системы противоракетной обороны, кроме ограниченного района, по одному в каждом государстве. Искушение применить ядерное оружие в расчете на то, что зонтик выдержит ответный удар, оно всегда будет присутствовать. Игнорировать это невозможно. Намерения — это вещь, которую нельзя потрогать, тем более нам о намерениях в отношении, скажем, расширения НАТО не раз говорили, и мы знаем цену обещаниям.

Это серьезнейшая тема [присоединение Украины и Грузии к ПДЧ. — Ред.], это главный раздражитель, грозящий превратиться в системную проблему в наших отношениях с НАТО, с теми странами НАТО, которые буквально продавливают соответствующее решение. Это абсолютно не укладывается в логику трансформации НАТО в некую организацию, которая обеспечивает глобальную безопасность, которая продвигает совместные действия для борьбы с общими для всех угрозами. Это расширение в духе логики холодной войны, в духе блокового противостояния. Мы не можем не рассматривать попытки приблизить военную машину НАТО к нашим границам вплотную иначе как угрозу своей безопасности… Мы будем делать все, чтобы не допустить принятия Украины и Грузии в НАТО, не допустить неизбежно связанного с возможным таким принятием резкого ухудшения наших отношений и с альянсом, и с ведущими его членами, и с нашими соседями.

Джеймс Аппатурай, официальный представитель НАТО:

НАТО ожидает разъяснений в отношении того, какие меры власти России намерены принять, чтобы не допустить вступления в альянс Украины и Грузии. Российское правительство не дало пояснений относительно того, что имел в виду министр иностранных дел Сергей Лавров под фразой «все меры». Решение участников Совета НАТО на высшем уровне 2–4 апреля в Бухаресте в отношении Украины и Грузии было ясным: они будут приняты в альянс. Двери НАТО остаются открытыми для новых членов, и именно союзники будут решать, кого они намерены принять в альянс.

Юрий Балуевский, начальник Генштаба РФ:

Однозначно Россия предпримет действия, направленные на обеспечение своих интересов вблизи своих границ [если Украина и Грузия вступят в НАТО. — Ред.]. Это будут не только меры военного характера, это будут и иные меры.

Арсений Яценюк, председатель Верховной рады Украины:

В вопросе присоединения к Североатлантическому альянсу Украина будет руководствоваться собственными интересами. Но при этом Украина будет учитывать интересы дружественной страны — Российской Федерации. Украина не собирается ни от кого защищаться. Украина собирается повышать только собственные стандарты безопасности — социальные, экономические, административные. Если есть четкое понимание того, что НАТО угрожает Российской Федерации, мне было лично интересно услышать, чем оно угрожает. Потому что, если оно угрожает России, значит, оно угрожает Украине. И, при этом формате, наверно, я бы… лично пересматривал собственную позицию. Поэтому диалог должен продолжаться.

Я категорически выступаю против пересмотра условий пребывания Черноморского флота на территории Украины, начиная от пересмотра ставок за пребывание. Украина — европейское государство и должна выполнять свои обязательства. Ввиду того что Украина не станет завтра членом альянса, вопрос о Черноморском флоте будет решен согласно всем законодательным нормам.

Использована информация сайтов: www.echo.msk.ru; www.grani.ru; www.inosmi.ru; www.kremlin.ru; www.news.bbc.co.uk; www.ng.ru; www.rambler.ru; www.rupor.info; www.vesti.ru