Директор-Инфо №6'2008
Директор-Инфо №6'2008
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

АРТ-новости

Материал подготовил Владимир Богданов

Гончарова на русских торгах Bonhams

9 июня 2008 года в Лондоне, Нью-Бонд Стрит, 101, аукционный дом Bonhams (www.bonhams.com) проведет очередные «русских торги», которые становятся все более заметным событием в календаре коллекционеров и инвесторов.

Каталог пока не опубликован, но предаукционную выставку планируют привезти в Москву в мае, чтобы приурочить к ставшему традиционным Салону изящных искусств. Пока известно лишь, что топ-лотом торгов станет работа «Парусная шлюпка» Наталии Гончаровой (1881–1962). Вещь очень узнаваемая по стилю, судя по манере, скорее всего, созданная в конце 1910-х годов, то есть относящаяся к наиболее ценному периоду творчества. К тому же работа отличается высочайшей декоративностью и удивительно интерьерна.

Устроители аукциона подчеркивают безупречный провенанс «Парусной шлюпки». Картина происходит из собрания Джона Ротенштейна, директора Галереи Тэйт в период 1938–1964. Известно, что Ротенштейн дружил с четой Гончаровой и Ларионова, нередко бывал в их парижской студии и сыграл заметную роль в популяризации их творчества. Предположительно работа была подарена Ротенштейну в 1950-х годах. Объявленный эстимейт «Парусной шлюпки» — 1,5–2 миллиона фунтов. Благодаря рекордной продаже работы «Сбор яблок» за 4,4 миллиона фунтов на торгах Christie’s в июне прошлого года русская «амазонка авангарда» стала первой из женщин-художниц в рейтинге авторов самых дорогих картин в мире.

Источник: www.bonhams.com

Cовременное искусство на Sotheby’s. Итоги торгов

12 марта в Лондоне аукционный дом Sotheby’s с успехом провел вторые в своей практике специальные торги «Русское современное искусство», посвященные русскому послевоенному неофициальному искусству, работам периода перестройки и постперестроечного периода, а также актуальному русскому искусству 2000-х годов. Интерес к торгам был очень высок, продали 74 процента лотов (это высокий показатель), а для 17 художников были обновлены персональные ценовые рекорды.

Работа с обложки — огромный холст «Перед закатом» (1990) героя аукционного дня Олега Васильева — ушел к покупателю, достигнув отметки 468,5 тысячи фунтов, то есть почти с двукратным превышением эстимейта и несколько дороже прогноза D1. «Перед закатом» — одна из лучших работ Васильева, довольно известная. Речь идет о вещи музейного значения, в которой художник затрагивает советскую мифологию, использует конструктивистские приемы, создает предельно лаконичную и вместе с тем очень эффектную композицию. Метафоричная, но куда менее декоративная композиция Васильева «Уходящий» (созданная задолго до эмиграции, в 1978 году) была продана с троекратным превышением эстимейта — за 180,5 тысячи фунтов.

D прогнозировал лишь двукратный рост цены.

Очень хорошие результаты показали работы почти всех шестидесятников. За какие-то четыре года этот рынок из венчурного на глазах превратился в предсказуемый — существующий по антикварным законам.

Из работ первых имен можно отметить холст «Неправда» 1975 года Оскара Рабина. Эта крепкая экспрессивная вещь с ценящимся критическим высказыванием была снабжена разумной предварительной оценкой 60–70 тысяч фунтов. Так что D ожидал лишь 20%-ного превышения эстимейта. По факту же работа ушла за 102,5 тысячи фунтов. Работы Рабина ценного периода и качества выше среднего сегодня стремительно вымываются из оборота, и на рынке все более ощутим дефицит — скорее всего, в этом и состоит объяснение результата торгов.

Хорошие работы Владимира Немухина продавались в пределах эстимейта или близко к обозначенным аукционными экспертами диапазонам. Интересная «Игра в дурака на бочке с дегтем» (1973), с непривычно тщательной для автора прорисовкой деталей, была продана, на удивление, в пределах эстимейта, за 50,9 тысячи фунтов, а более поздний (1988), но шикарный холст «Джокер номер 5» кому-то посчастливилось купить за выгодные уже сегодня 48,5 тысячи фунтов.

Метровый ассамбляж с элементами деревянного ящика Евгения Рухина был продан с двукратным превышением нижнего эстимейта, за 38,9 тысячи фунтов, почти в точном соответствии с прогнозом D. 12 марта эта композиция с эффектной красной точкой была лучшей из работ Рухина, хотя время от времени на аукционном рынке встречаются работы и более качественные. Объясняя результат, можно предположить, что на ход торгов повлияла конъюнктура момента. С конца февраля по 20 марта там же, в Лондоне, на площадке MacDougalls проводилась выставка и «тихий аукцион» трех художников — Евгения Рухина, Александра Харитонова и Василия Ситникова. Так вот только на нем выставлено около 25 абстракций питерского нонконформиста. В масштабах рынка это не столь значительное предложение, но (к тому же в условиях одновременного проведения торгов) тактически оно вполне могло повлиять на конъюнктуру. D рекомендует внимательно следить за предложением работ Рухина, так как их инвестиционный потенциал еще далеко не выбран.

То же самое можно сказать об инвестиционном потенциале работ Владимира Янкилевского. Его вещи долгое время оставались недооцененными, но, возможно, как раз сейчас начинается ценовой всплеск — как пару лет назад произошло с творчеством Немухина, Рабина и целого ряда других первых имен. В частности, композиция Янкилевского без названия 1973 года была продана с четырехкратным превышением эстимейта, за 42,5 тысячи фунтов. Так что прогноз D о том, что довольно скоро работы одного из самых ярких, смелых и самобытных художников в неофициальном искусстве войдут в диапазон «от ста тысяч долларов», находит свои первые подтверждения.

В отношении работ «панического реалиста» Петра Беленка на рынке не было общего понимания того, сколько они должны стоить сейчас и в какие диапазоны будут двигаться цены. При общем низком уровне цен сохранялась их высокая волатильность, а коллекционеры и инвесторы проявляли повышенную осторожность. Поэтому-то результат 12 марта удивил: 54,5 тысячи фунтов при завышенном, по мнению D, эстимейте в 15–20 тысяч фунтов.

Преодоление психологически важной отметки в 100 тысяч долларов стало абсолютной неожиданностью. В условиях неопределенности и отсутствия иных видимых нефундаментальных мотивов для роста (за исключением разве что неуклонного подъема интереса к творчеству шестидесятников вообще) основным его фактором, безусловно, стали достоинства самой работы. Представляя свой прогноз, D обращал внимание на то, что «Пейзаж с луной» 1988 года — вещь отменного качества. Характерная, удачная по сюжету (никакого экстрима — хоть в гостиной вешай, хоть в офисе), с ценной темой, с фирменной загадкой, хорошего, метрового размера, да к тому же высоко декоративная (черно-белые контрасты Беленка смотрятся особенно эффектно).

Продажа эта не останется незамеченной специалистами и инвесторами, но определенность вряд ли внесет, ибо, повторимся, работа неординарная. Вероятно, рынок так и не сможет выработать справедливый на сегодняшний день ценовой уровень.

В отношении работ Семена Файбисовича впору заречься от каких-либо прогнозов. Художник вошел в аукционную обойму лишь год назад. История открытых продаж отсутствовала, но каждые торги с участием его работ заканчивались с уму непостижимыми результатами. К творческой-то стороне вопросов особых нет: художник самобытный, интеллектуальный, сам жанр гиперреализма тоже редкость для выходцев из «неофициальной» эпохи. Так что рост интереса объясним. Но у цифр тоже должны быть основания. С поправкой на этот интерес, D и так поставил прогноз заметно выше предыдущих рыночных цен, выше эстимейта. В результате двухметровый холст «Красота» (живописная реконструкция репортажной фотографии с демонстрации) был продан в 5,2 раза дороже эстимейта — за 264,5 тысячи фунтов, более полумиллиона долларов. Может, кто-нибудь объяснит, что происходит?

Среди неожиданных результатов ряд разбирающихся людей называет еще 94,1 тысячи фунтов за метровые «Окна» концептуалиста Ивана Чуйкова. Художник со своей философией, со своей яркой темой, давно уже присутствующий во всех книгах по современному русскому искусству. У него-то как раз для таких цен куда больше оснований, чем у целого ряда других рекордсменов современного искусства.

Метафорический символ эпохи «нефтяной совести» — скульптурное размышление Y€$ художника Андрея Молодкина (р. 1966) — было продано за 23,3 тысячи фунтов. Это цена вдвое выше, чем уплаченная на прошлом Sotheby’s за более смелую скульптуру Молодкина «Христос». К тому же рекорд для творчества художника. Но все же чуть меньше, чем надеялся D, учитывая известность вещи по выставкам и публикациям. Сложенное из знаков иены, евро и доллара восклицание Y€$ (типа «все получилось», «жизнь удалась») выполнено в пяти экземплярах, так что шанс встретить аналогичную вещь на торгах в будущем не так уж мал.

В целом, по мнению D, столь существенный общий рост цен не может объясняться только реакцией на падающий доллар и растущую стоимость нефти. Рынок русского искусства в значительной степени сублимирует широкий спектр опасений и негатива, идущий с других инвестиционных фронтов. И бум на этом рынке продолжится — по крайней мере до прояснения горизонтов мирового финансового кризиса.

Источник: www.sothebys.com

ARTinvestment.ru. Новый сайт для рынка искусства

Новый информационный веб-ресурс ARTinvestment.ru адресован в первую очередь коллекционерам, галеристам, аналитикам и другим профессиональным участникам арт-рынка. Проект реализован при партнерском содействии нашего журнала и известной галереи «Элизиум» (www.elysium.ru).

В онлайновую справочную систему сайта были введены сведения о продажах работ русских художников на аукционах США, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Дании, Финляндии, Австрии, России и Израиля за период с 2000 года.

На момент запуска сайта www.artinvestment.ru в систему уже были внесены сведения о более чем 70 000 аукционных продажах (включая повторные продажи) работ русских художников, в том числе произведений представителей русского зарубежья.

В базе представлены свыше 3 000 художников — как мастеров первой величины, так и авторов, мало известных публике, — чья жизнь и творчество (нередко лишь в отдельные периоды) были связаны с Россией. Для многих художников, сведения о которых включены в базу, приводятся оригинальные биографии.

Для большинства работ, проданных в 2006–2008 годах, в системе публикуются не только обязательные технические и ценовые параметры, но и фотографии. К примеру, одних только изображений работ содержится более 20 000. В систему ежедневно вводятся данные не только специализированных «русских торгов» крупных домов, но и большинства торгов малых и средних аукционов, на которых появляются работы русских художников.

В соответствии с партнерскими договоренностями на ARTinvestment.ru будут публиковаться как собственные регулярные обзоры событий рынка искусства и практические рекомендации инвесторам, так и материалы нашей рубрики «Инвестиции в искусство».

Отдельно на сайте подготовлен блок материалов, адресованный начинающим инвесторам, с разъяснением основ составления инвестиционной коллекции и советами в том, как выбрать направление инвестиций и избежать подводных камней на рынке искусства. ARTinvestment.ru продолжит традицию публикации оригинальных ценовых прогнозов для большинства предстоящих «русских торгов». Ориентировочно за две недели до начала аукциона будет готовиться обзор наиболее интересных лотов и собственный прогноз цен.

ARTinvestment.ru планирует создание экспертного совета сайта, который позволит диагностировать сомнительные работы путем присвоения произведениям специальных индикаторов инвестиционного риска. Специальными отметками будут сопровождаться как уже проданные работы, так и отдельные произведения, заявленные в каталогах предстоящих торгов.

В пилотном режиме ARTinvestment.ru начал работу в марте 2008 года. Планируется, что в полном объеме сервисы сайта станут доступны в мае 2008 года.

 


1 Прогноз D см.: Арт-новости / подгот. В. Богданов // Dиректор-Инфо. — 2008. — № 4. — С. 42–48. Возврат