Директор-Инфо №3'2008
Директор-Инфо №3'2008
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Автомобили в Интернете

Олег Татарников

В прошедшем году исследовательский центр корпорации IBM, Institute for Business Value, в результате опроса 16 900 респондентов по всему миру, обнаружил, что современные потребители продуктов и услуг стали взаимодействовать с торговыми предприятиями и организациями совершенно иными путями, чем обычно. Такой новый тип потребителя, который сформировался в 2007 году как общественное явление, в корпорации IBM назвали термином Omni Consumer.

Omni Consumer — это потребитель всесторонне развитый и знающий, он определяется в своих предпочтениях задолго до того, как решиться на покупку. Представители этой категории потребителей обычно не склонны верить рекламе, настроены скептически, прекрасно знают свои права и полностью экипированы современными средствами коммуникаций и мобильными информационными устройствами. Omni-потребитель недоверчив и в любой ситуации — от покупки товаров до потребления услуг в сферах здравоохранения, энергетики, личных финансов и индустрии развлечений — он требует от производителей и поставщиков максимально достоверной информации.

Немалую роль в формировании такого потребителя играет Интернет. Например, в период традиционных рождественских распродаж (когда на Западе достигается пик покупательского спроса) уже более половины опрошенных покупателей используют Интернет для сравнения потребительских свойств, функциональных возможностей и цен продуктов и услуг от разных поставщиков перед совершением покупки.

Сегодня в качестве универсального справочника покупателя наиболее востребован автомобильный сегмент Интернета. Будущие автовладельцы хотят получить максимум сведений о машине перед покупкой и готовы десятки раз перечитывать одну и ту же информацию, растиражированную по всей Сети. Рунет регулярно прирастает авто-сайтами, но их все равно не хватает, чтобы удовлетворить стремительно возрастающий автоинформационный спрос.

Проблемы выбора

Главная проблема информатизированного общества — это проблема выбора. Что касается различных онлайновых площадок с предложениями покупки-продажи автомобилей (как новых, так и подержанных), то в них-то как раз недостатка не ощущается. Впрочем, наиболее популярным российским ресурсом Интернета для продажи или покупки автомобиля на вторичном рынке до сих пор остается онлайновое приложение бумажной газеты «Из рук в руки» (http://www.irr.ru/cars/). Именно здесь легче всего продать свой автомобиль или найти подходящие варианты для покупки подержанного. Есть на этом ресурсе и предложения по новым автомобилям, но более цивилизованным способом выбора новой машины является все же обращение к официальным сайтам компаний-производителей, где можно справиться о новых моделях, подобрать необходимую комплектацию, а затем узнать адреса ближайших дилерских салонов и продолжить знакомство с вариантами уже там.

Понятно, что будущих автовладельцев больше интересуют не модные оболочки а-ля Web 2.0, а информация по существу, однако покупателей нового поколения — грамотных, целеустремленных — уже начинают раздражать такие неудобные и архаичные интерфейсы, как у онлайнового приложения газеты «Из рук в руки». Кстати, согласно исследованиям, опубликованным Комитетом соединенных информационных систем Великобритании (Joint Information System Comittee) в сотрудничестве с Британской библиотекой, склонность к критическому отношению к получаемой информации и нетерпимость к временны’м задержкам при удовлетворении информационных запросов характерна сегодня не только для молодежи. В настоящее время практически нулевым уровнем толерантности к плохо организованной информации и неудобной навигации обладают как школьники младшего возраста и студенты, так и их преподаватели. Таким образом, у потребителей сегодня формируется особый стиль интернет-серфинга и получения информации, который характеризуется полной нетерпимостью к неудобной навигации и медленной работе ресурсов. Подобный стиль перенимают пользователи всех возрастных групп и всех социальных уровней.

И пока старые информационные ресурсы «раскачиваются» и улучшают сервис, руководители более новых и современных порталов зарабатывают на вполне очевидной необходимости людей покупать и продавать автомобили. Например, на популярном портале Auto.ru и других подобных интернет-сервисах, рассортировав по нужному критерию не один десяток объявлений, можно как минимум узнать среднюю стоимость интересующей модели, а если повезет, то и договориться о покупке или продать свою машину. Не прочь организовать «автобарахолку» с удобным интерфейсом и другие порталы, интернет-аукционы и даже новомодные социальные сети. Недавно появилась даже специализированная социальная сеть Vmashine.ru с интерфейсом, в точности как в популярной социальной сети Vkontakte.ru (впрочем, обе они копируют интерфейс знаменитой западной социальной сети Facebook). Давно уже существует в российском сегменте Интернета сайт AutoBlogger.ru, который гордо именует себя «первой социальной сетью для автомобилистов», хотя он больше похож на новостную ленту с форумами для обсуждения этих новостей. Разделы о купле-продаже автомобилей интегрированы во многие онлайновые ресурсы, однако на деле далеко не все они могут помочь продавцу или покупателю. Ведь эффективность такого рода услуг все же больше зависит от их наполнения информацией и конкретными предложениями, нежели от удобств навигации и красоты интерфейса.

На купле-продаже автомобилей в Интернете кормятся многие мелкие компании-посредники. Так, ООО «Атлас Электроник» (http://www.atlascar.ru/) предлагает выехать к клиенту, сфотографировать его автомобиль и разместить затем объявление в разделе продаж автотранспорта сразу на 17 специализированных сайтах и в печатных изданиях.

Поиск информации

Выбор автомобильных ресурсов в Интернете широчайший: от всеобъемлющих серверов, зайдя на которые можно знакомиться с информацией не один день, до персональных страничек, где присутствуют только несколько фотографий любимого авто, пара ссылок на ресурсы, которые автор страницы считает полезными, и несколько субъективных советов.

Поговорить о своей машине можно в тематических блоговых сообществах, таких как, например, сообщество Ru_Auto в популярном «Живом Журнале» (http://community.livejournal.com/ru_auto/). Там можно и обсудить вопросы выбора модели автомобиля, и поговорить о пробках, об этике водителей, о трактовке правил дорожного движения, о произволе гаишников и т. д.

Популярны и тематические форумы на сайтах производителей автомобилей, и «самодеятельные онлайновые клубы» приверженцев той или иной марки или даже модели. И чем менее распространена марка или модель автомобиля, тем самодеятельный клуб оказывается полезнее, нежели официальные ресурсы производителя. Например, несмотря на относительно небольшое количество посетителей, в российском Интернете очень интересными для владельцев могут стать клубы Chrysler-Dodge (http://www.chrysler-dodge.ru/) или даже Dodge Ram (http://www.dodgeram.ru/). И по регулярности обновлений, и по качеству и достоверности предоставляемой информации эти клубы далеко опережают сообщества популярных марок вроде клуба любителей Toyota или Mitsubishi Lancer Club. А секрет здесь прост: такая модель, как Dodge Ram, в России до сих пор очень редка даже среди пикапов (класс которых до сих пор у нас недостаточно востребован), информации о ней на русском языке чрезвычайно мало, а описаний опыта эксплуатации в российских условиях и того меньше. А потому владельцы таких автомобилей особенно бережно относятся к любым знаниям и не допускают подлогов или искажений смысла (которые могут возникать как от недобросовестной рекламы, так и из-за чьей-то некомпетентности). Кстати, владельцы редких моделей и марок — это, как правило, опытные и серьезные люди, сделавшие свой выбор вполне осознанно. Так что Mercedes-Benz Gelandewagen Club (http://gclass.ru/) хоть и трудно признать «клубом № 1 в России», как они себя величают, но доверять его членам, в отличие, например, от членов Toyota Club Russia, вполне можно.

Иногда членство в таких клубах осуществляется на платной основе, но часто оно того стоит. Например, многие автосалоны, сервисы и производители машин не упускают возможности воспользоваться целевой рекламой на клубных сайтах и получить лояльных и грамотных клиентов, а взамен они предлагают систему скидок и бонусов. Так что наиболее популярные сообщества обрастают различными клубными картами, дающими скидки при обслуживании или покупке запчастей или аксессуаров.

Однако никогда не следует забывать, что за информацию, полученную в самодеятельных клубах, никто никакой ответственности не несет и для ее уточнения необходимо обращаться к производителю или другому официальному источнику. И напротив, часто официальная информация более внятно и подробно объясняется на неформальных сайтах, где преобладает опыт.

Такой многосторонний подход к получению информации можно распространить и на все сопутствующие ресурсы. Знакомиться с официальными документами — законами и положениями о регистрационных действиях, правилах дорожного движения, техническом осмотре и прочих околоавтомобильных проблемах — лучше всего на сайте «ГАИ.РУ» (http://www.gai.ru/), но для получения дополнительной информации (или для изучения важных проблем в менее формальном и более упорядоченном с точки зрения автолюбителей изложении) можно всегда обратиться на самодеятельный сайт «ГИБДД и автолюбитель» (http://www.alex999faq.ru/).

Обратите внимание также на такие ресурсы, как сайт гостехосмотра (http://www.gostehosmotr.ru/), новый тематический поисковик Texobzor (http://www.texobzor.ru), который производит поиск по техническим вопросам на более надежных ресурсах и предоставляет более достоверную информацию, и постоянно обновляющуюся статистику угонов (http://ugon.geotrade.ru/). Последний ресурс ведется компанией ООО «Геотрейд Электроникс», которая занимается противоугонными устройствами и системами сигнализации, но делается он на основе статистики ГУВД г. Москвы и может пригодиться при выборе автомобиля (хотя более достоверным показателем угоняемости той или иной марки или модели является все же ее страховой «угонный» коэффициент, а не скупая статистика в Интернете).

Стоимость владения

Обычно когда покупают автомобиль, то принимают во внимание только его стоимость и, возможно, затраты на обслуживание, которые оценивают исходя из стоимости планового техобслуживания (ТО), наивно полагая, что все остальные возможные поломки покроет гарантия. Однако даже гарантия производителя чаще всего бывает весьма ограниченной (и чем дольше гарантийный срок, тем, как правило, больше ограничений на «гарантийные случаи») и не покрывает все расходы на ремонты (с учетом надежности той или иной модели), не говоря уже об установке и обслуживании дополнительного оборудования.

Помимо обслуживания и ремонтов существуют и дополнительные затраты на содержание автомобиля, которые многие при покупке считают второстепенными, а в действительности они могут составить сумму, многократно превышающую затраты на сервис.

Эти дополнительные расходы включают:

  • обесценивание автомобиля с течением времени при возможной перепродаже его на вторичном рынке (включает как общую амортизацию, так и потерю товарного вида, а также неизбежное падение цены предыдущей модели при рестайлинге);
  • выплаты по кредитам;
  • налоги и сборы;
  • страховые взносы;
  • расходы на ГСМ в процессе эксплуатации;
  • расходы на покупку различных аксессуаров;
  • штрафы за нарушение ПДД;
  • расходы на автомойку;
  • прочие расходы.

Задумайтесь, ведь если даже такие траты, как расходы на автомойку, зависят от класса автомобиля (например, мытье внедорожника на четверть дороже, чем семейного седана), то что уж говорить о других статьях?

В деловом мире для подсчета так называемой «стоимости владения» (по-английски это называется Total Cost Of Ownership или True Cost to Own — сокращенно TCO) давно разработаны различные методики и даже выпускаются специальные оценочные таблицы для различных хозяйственных областей, оборудования и рынков. Конкретные цифры сильно зависят от страны, где осуществляется покупка и эксплуатация автомобиля, но общие методики подсчета интернациональны.

В США на популярном интернет-ресурсе Edmunds.com вы можете интерактивно определить TCO вашего будущего автомобиля, как нового, так и подержанного, по всем годам владения и тут же сравнить полученные цифры с результатами по другим маркам и моделям — потенциальным конкурентам (http://www.edmunds.com/apps/cto/CTOintroController).

Разработчики таблиц TCO на Edmunds.com решили выделить семь основных статей расхода:

1. Обесценивание — потеря стоимости автомобиля с возрастом (Depreciation).

2. Кредитные потери — процент и стоимость обслуживания кредита (Financing).

3. Страховые взносы (Insurance).

4. Налоги и сборы (Taxes & Fees).

5. Расходы на горючее (Fuel).

6. Обслуживание (Maintenance).

7. Ремонты (Repairs).

К сожалению, подобного рода интернет-ресурсы в России пока отсутствуют, поэтому определить стоимость владения у нас сложно. А ведь далеко не всегда даже более дорогой при покупке автомобиль оказывается дороже во владении, чем более дешевый. Особенно это касается моделей, находящихся в средних и высших ценовых сегментах, которые труднее реализовать на вторичном рынке, чем дешевые автомобили. И вот тут-то и оказывается, что машина стоимостью 60 тысяч долларов обошлась в результате владельцу дешевле более «скромной» модели стоимостью в 40 или 50 тысяч долларов.

Какие-то косвенные оценки реальной стоимости эксплуатации и обслуживания можно получить у нас на сайтах MyCar (http://www.mycar.com.ru/) или Avtomarket (http://www.avtomarket.ru/service.shtml), где пользователи ведут учет средств, потраченных на обслуживание автомобиля. Понятно, что чем большее количество автомобилей будет учтено этой статистикой, тем более объективные данные мы получим. И возможно, когда-нибудь на таких порталах появится ресурс, подобный американскому Edmunds.com. Пока же информацию, полученную в Рунете, можно использовать не более чем в ознакомительном порядке.

Ложка дегтя в бочке меда

Наряду с полезными ресурсами в Интернете есть и очень ненадежные источники информации, иногда даже откровенно лживые и вводящие в заблуждение (например, направленные на дискредитацию конкурентов). Причем Интернет сегодня становится все более и более массовым, а массовая аудитория, которая приносит деньги, — это более простая аудитория. Ей нужно нечто понятное и доступное, которое она быстро усваивает, не подвергая прочитанное анализу, и распространяет даже тогда, когда оно не является верным.

И тут таится огромная опасность Интернета как средства познания. Ведь когда мы узнаем что-то в реальной жизни, то процесс познания происходит более медленно, что дает нам возможность сосредоточиться и «включить» логическое мышление. А когда мы обращаемся к онлайновой поисковой системе, то в ответ на наш запрос она сразу «выбрасывает» нам гору информации, осмыслить которую мы порой уже не в состоянии. А как работают поисковики? Как только какая-то информация появляется, поисковые программы-роботы индексируют ее, но поскольку ее «индекс цитирования» еще недостаточен, то найти ее можно с большим трудом, поэтому собирая информацию по крупицам, ее успеваешь осмыслить, усомниться и восстановить истину. Но по мере того, как информация начинает распространяться все шире и шире и индексироваться все большее количества раз, она увеличивает свою так называемую «цитируемость», роботы-поисковики повышают ее «ценность» и продвигают в самое начало списков выдачи. Таким образом, если даже какого-то вранья становится все больше, то его все легче найти и у него остается все меньше и меньше доступных альтернатив, которые заставили бы усомниться в его истинности.

Именно таким образом поисковые системы и интернет-форумы тиражируют заблуждения, и клоны этих заблуждений становятся неоспоримым «мнением» — в результате болтовня в Интернете формирует в умах искаженную картину того или иного явления.

Да, поиск в Интернете ориентирован на получение информации, и потому даже любительский сайт «про Мерседесы» имеет шансы обойти в результатах поиска официальный сайт компании Mersedes-Benz по многим запросам. Но никто не может поручиться за то, что вам ответят, скажем, на форумах популярного сайта Auto.ru что-то правдивое. Более того, чем доступнее и многочисленнее тот или иной ресурс, тем больше вероятность встретить там откровенных врунов и мошенников. Зачастую мошенники прикрывают свою деятельность именами известных фирм и брендов, иногда якобы от имени компаний-производителей создавая даже весьма приличные сайты, в точности похожие на оригиналы (если присмотреться, то в написании названия компании в адресной строке такого сайта нередко можно обнаружить отличие от оригинала). Известные компании считают киберсквоттинг (захват доменных имен, созвучных или повторяющих точные названия торговых марок), тайпсквоттинг (регистрацию доменных имен, близких по написанию с адресами популярных сайтов, в расчете на ошибку части пользователей) и другие виды подделки web-сайтов и доменных имен одной из самых крупных угроз своему бизнесу. И если раньше доменные имена захватывали лишь с целью шантажа законного владельца или для дальнейшей перепродажи, то теперь с помощью краденых или поддельных имен главным образом устраиваются различные мошеннические схемы.

Аналитики компании MarkMonitor (http://www.markmonitor.su/), оказывающей юридические услуги в области защиты брендов и торговых марок, провели в 2007 году специальное исследование подобного рода мошенничества и выяснили, что более половины пользователей передавали свои персональные данные злоумышленникам, которые прикрывались уважаемыми доменными адресами. В свою очередь компании отметили, что столкнулись с новым явлением — так называемым доменным кайтингом, когда злоумышленники регистрируют десятки или даже сотни доменов, в названии которых содержатся те или иные торговые марки, с тем чтобы в дальнейшем создавать целые сети мошеннических сайтов, срок жизни которых редко превышает несколько месяцев, но убытки законных владельцев марок исчисляются сотнями тысяч долларов.

Исследование, проведенное агентством MarkMonitor в прошлом году, показало, что из 134 миллионов упоминаний брендов из областей автомобилестроения, финансовой сферы, высоких технологий и продуктов питания примерно 286 тысяч случаев можно отнести к киберсквоттингу. За месяц исследований было обнаружено более 50 тысяч подделок торговых марок в рекламных системах и более 20 тысяч нелегальных онлайн-магазинов, торгующих поддельными товарами той или иной марки. За месяц наблюдений было зафиксировано 11 015 случаев доменного кайтинга. И аналитики уверены, что в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться. Нас все чаще и чаще будут пытаться обманывать.