Директор-Инфо №2'2008
Директор-Инфо №2'2008
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Вынужденная посадка

Олег Татарников

В потоке новостей с автосалона NAIAS-2008 отметим две: плохую и хорошую. Плохая новость: нас вынуждают пересаживаться на джипы (в смысле «вседорожники»). Хорошая новость: они таки будут маленькими!

Сегодня многие потенциальные покупатели даже среднего роста, придирчиво осматривая новые модели автомобилей, все чаще замечают, что сами-то машины становятся все выше и выше, а места над головой в салоне все меньше и меньше. Трудно сказать, с чем связана такая неприятная тенденция последних лет, но в моделях нынешнего года она проявляется с особой циничностью, и даже обладатели шикарных седанов (притом что последние изрядно выросли как в длину, так и в ширину) рискуют заболеть клаустрофобией или хотя бы озаботиться приобретением каски, так как низкие потолки (особенно над пассажирами задних сидений) сегодня действительно давят если не на затылок, то на психику точно.

Можно предположить, что последние усиления требований безопасности (особенно в части мер, связанных с уменьшением последствий ДТП при наезде на пешехода) вынудили производителей поднять линию капота, что привело, в свою очередь, к поднятию подушек сидений (перед капотом же необходимо что-то видеть). Общая высота автомобиля таким образом увеличилась, но пространство над головой водителя и пассажиров стало меньше. И даже если подушку сиденья поднимают незначительно, то делают более вертикальной посадку, что также скрадывает место над головой. Кстати, часть «заслуг» по принудительному «овертикаливанию» посадки следует приписать и последствиям «давления прессы», которая очень часто в последнее время при описании автомобиля стала уделять внимание недостатку места для ног задних пассажиров даже у автомобилей малого и особо малого классов. В результате «подогретые» прессой автовладельцы потребовали этого самого места у производителей, и тем не оставалось ничего иного, как уменьшить угол наклона спинок задних сидений, а с такой посадкой задним пассажирам можно будет убрать ступни под приподнятые (см. выше) подушки передних сидений, что создаст иллюзию радикального увеличения пространства для ног.

Как бы там ни было, но пришло поколение клаустрофобных машин, наиболее приемлемыми из которых для высокорослых стали кроссоверы и вседорожники, так как у них места до потолка пока хватает. И компактные SUV в последнее время набирают популярность во всем мире, причем, наверное, не только по причине малого расхода топлива.

Соревнование по вседорожной компактности

Первый автосалон года, North American International Auto Show (NAIAS), традиционно проходит в Детройте. Однако американский автопром, теснимый японцами даже в США, переживает не самые лучшие времена, и многие поговаривают даже о том, чтобы перенести первое мотор-шоу года в какой-нибудь другой город, где не так безнадежно явственны свидетельства упадка автомобильной промышленности.

Пока же Детройтский автосалон по-прежнему в цене, и по традиции он является одним из самых важных для всей автомобильной промышленности. В последние годы эта выставка стала главным местом показа всевозможных концептуальных моделей, в том числе и тех, что в дальнейшем пойдут в серийное производство.

Свои новинки к 13 января на NAIAS-2008 привезли более 50 автомобильных компаний, причем подавляющее большинство премьер автопроизводители приберегли именно к детройтскому салону, «проигнорировав» не только Токио и Лос-Анджелес, но даже Франкфурт. В Детройте можно было увидеть более 700 серийных моделей и около 45 концепт-каров — словом, все то, на чем нам предлагается ездить завтра и послезавтра, и, естественно, одними из главных героев этого шоу стали именно компактные вседорожники.

Зеленые автомутанты

О новом поколении зеленых автомутантов (автомобилей с гибридными двигателями) мы уже неоднократно писали1 и сегодня на этом подробно останавливаться не будем, напомним только, что все последние международные автосалоны энергично продвигают гибридизацию в качестве вектора развития автопрома XXI века.

Гибриды (hybrid vehicles) вовсе не являются изобретением последних лет. Гибридные двигатели использовались с 30-х годов прошлого века (тогда подобная трансмиссия называлась «электромеханической» и широко применялась, например, в дизель-электровозах на железной дороге и в тяжелой автотранспортной технике). В конце 1960-х — начале 1970-х годов электромеханическими типами трансмиссий занялась и легковая автопромышленность, но из разряда экзотики они вышли только под давлением экологов, а также благодаря налоговым инициативам ряда стран и стремительно растущим ценам на бензин.

Однако гибридные автомобили значительно дороже своих традиционных аналогов и довольно сложны в устройстве: исправность машины здесь зависит не только от функционирования механики, но и от стабильной работы электрики и электроники, так что ремонт сломавшегося гибрида можно доверить далеко не каждому мастеру.

Для россиян гибридизация автомобилей пока неактуальна, ведь для сколько-нибудь успешного продвижения гибридов прежде всего должна измениться государственная налоговая политика — в сторону поощрения тех автовладельцев, чьи транспортные средства наносят минимальный вред окружающей среде (кстати, таковы законы и налоговая практика в западных странах). Кроме того, в России, где цены на бензин пока еще не европейские, покупка гибридного автомобиля и экономически невыгодна, и с точки зрения удобства эксплуатации — в нашем климате и с нашим сервисом, оставляющим желать лучшего, — нецелесообразна.

Так что среди новинок гибридизации на Детройтском автосалоне отметим только интересную инициативу компании Toyota Motor, которая сообщила, что к 2010 году по новой технологии Plug-in Hybrid Electric Vehicle (PHEV) разработает гибридный автомобиль, силовая установка которого будет заряжаться от домашней сети электропитания, причем при необходимости такой автомутант сможет ездить только на энергии аккумуляторных батарей, то есть без подключения двигателя внутреннего сгорания.

Четыре двери, но купе

Компания BMW оправдала ожидания публики и наконец показала серийную версию своего нового компактного вседорожного купе X6 (тоже, кстати, с низкой, резко наклоненной назад крышей). Премьера концепта этой машины наделала много шума прошедшей осенью на Франкфуртском автосалоне: производитель заявил, что четырехдверный X6 является первым представителем нового автомобильного класса Sports Activity Coupe (то есть вроде бы купе из-за резко наклоненной линии крыши, но с четырьмя дверями, ибо все-таки вседорожник). Американцам выпала честь первыми увидеть уже серийную модель, которая, впрочем, не особо отличается от прототипа.

Кстати, несмотря на представление BMW X6 с гибридным двигателем, разработанным совместно корпорацией General Motors и бывшей DaimlerChrysler (баварская компания собирается выпускать гибридные Х6 серийно, и на рынках Европы они появятся в 2009 году), представители BMW резонно заметили, что не понимают, зачем покупателям переплачивать за гибриды, в то время как их дизельные моторы экологичнее и экономичнее (автомобили с дизельными моторами составляют 40 процентов мировых продаж BMW).

Переезжающий в Индию Land Rover2 решил напоследок похвастаться в Детройте концептом LRX concept. Автомобиль был специально разработан к юбилею компании, созданной ровно 60 лет назад. Под капотом у LRX новый двухлитровый турбодизельный гибридный двигатель, но больше всего англичане гордятся новым дизайном салона — последним подарком английской легенде от корпорации Ford.

А концерн Chrysler тоже выстрелил на автошоу весьма оригинальным концептом — двухместным вседорожником Jeep Renegade (действительно, двухдверным купе).

Nissan Forum, разработанный специалистами Nissan Design America, обратил на себя самое пристальное внимание очень любопытной компоновкой салона с крутящимися креслами, которые позволяют сидеть лицом к собеседнику, а также прозрачной крышей, которая не так давит на затылок, как традиционная.

Cadillac Provoq Concept компания General Motors рекламирует как «кроссовер будущего» и явно подчеркивает тенденцию: крыша последнего довольно низкая для вседорожника и при этом в отличие от Nissan Forum совсем не прозрачная.

А вот компания Toyota поступила честно: она сразу назвала свой новый концептуальный вседорожник Toyota Venza Crossover Sedan, подчеркнув тем самым, что от синтеза седана и кроссовера никакого особого пространства над головой ждать не приходится.

От марки Mercedes-Benz на автосалон в Детройте приехал новый компактно-вседорожный концепт Mercedes-Benz GLK Freeside, который, по сути, является прямым прототипом будущей серийной модели GLK (на рынках эта модель появится ближе к осени 2008 года). Mercedes GLK построен на платформе C-Class, но собирается конкурировать с такими моделями, как VW Tiguan и BMW X3. Мир вседорожников призваны покорить две разные по характеру версии этого концепта — GLK Freeside и GLK Townside. Версия GLK Freeside — это более универсальный автомобиль, и благодаря конструктивным особенностям кузова он наглядно демонстрирует свои возможности на бездорожье. Версия же Townside благодаря своей спортивной подвеске проявляет великолепные динамические качества на дорогах с твердым покрытием. Видимо, на примере двух разных моделей специалисты марки Mercedes-Benz решили представить миру всю широту потенциала новой концепции современного компактного вседорожника. Впрочем, компании Mercedes-Benz надо отдать должное: GLK, пожалуй, одна из немногих компактных моделей вседорожников, в которой угадываются классические черты традиционного угловатого дизайна настоящего внедорожника G-класса.

Как бы там ни было, но спрос на такие «компакты» с налетом «вседорожности» растет во всем мире с каждым днем, и это значит, что производителям есть за что бороться, а у покупателей будет выбор. Даже шведский бренд Saab объявил о своих планах по освоению нового для себя класса вседорожников и показал концепт-кар Saab 9-4X BioPower.

Заправил спиртом и — на пляж!

Первым среди равных на параде вседорожников в Америке стал новый Hummer — самый маленький в истории этой компании. На суд публики американские специалисты представили внедорожник-кабриолет HX Concept (двухдверный концепт венчает трансформируемая крыша, которая может полностью убираться, так что клаустрофобии здесь опасаться не придется). Под капотом этого маленького монстра (полноприводный прототип по своим размерам меньше, чем Hummer H3) стоит двигатель 3,6 л, который позволит не только с ветерком прокатиться по городу, но и продефилировать по пляжу. Причем пляжной атмосферы он не испортит, так как его двигатель V6 питается этиловым топливом E85.

Кстати, знаменитая компания Ferrari произвела на автошоу наибольшую шумиху в сегменте Luxury, представив свою трактовку экологичности в прототипе F430 Spider Bio Fuel, который тоже работает на бензо-этаноловой смеси Е85. Согласно предварительным расчетам, «спиртовой» двигатель будет иметь мощность 500 л. с., что на 2 % больше, чем у стандартного бензинового двигателя. Крутящий момент должен увеличиться на 4 %, а уровень потребления топлива снизится на 5 %.

Желая лишний раз напомнить о себе, и компания Maybach привезла в Детройт свой автомобиль Landaulet Study. Презентация этого шикарного автомобиля состоялась ранее на мотор-шоу в ОАЭ, а теперь автопроизводитель решил представить свое ландо также и североамериканской публике. Интересно отметить, что часть крыши над задним рядом сидений у Landaulet съемная. Это, конечно, радикальное решение проблемы клаустрофобии, жаль только оно мало кому достанется: согласно планам компании, в продажу должно поступить всего 20 автомобилей.

Кабриолет, но крыша не снимается

Естественно, демонстрацией нового направления компактных вседорожников американский автосалон не ограничился. Мы не рассказали, например, о новой волне суперкаров и спайдеров, которая захлестнула это мотор-шоу и уже успела поразить даже видавших виды экспертов. Возможно, об этом мы расскажем позже, а, чтобы завершить тему «низких крыш», закончим статью упоминанием премьеры опять же четырехдверного купе Volkswagen Passat CC. Как известно, автомобили Passat ранее фигурировали в довольно демократичном сегменте, тем не менее владельцы этой модели (особенно универсалов) часто хвастались просторностью салонов и объемами багажников. Так вот новинка, СС в названии которой расшифровывается как «купе-кабриолет», на 3 см длиннее седана, но на 5 см ниже... Причем компания Volkswagen объявила, что никакой полагающейся кабриолету съемной крыши в этой машине нет и не будет. На европейский рынок этот автомобиль поступит очень скоро — во втором квартале 2008 года.

 


1 См., например: О. Татарников. Экономичность, экологичность, эклектика // Dиректор-Инфо. — 2007. — № 19. — С. 42–48. Возврат

2 Подробнее об этом см.: О. Татарников. Голубой овал // Dиректор-Инфо. — 2008. — № 1. — С. 36–41. Возврат