Директор-Инфо №2'2008
Директор-Инфо №2'2008
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Бизнес под запретом

Материал подготовила Елена Покидова

Административное приостановление и временный запрет деятельности, приостановление действия и аннулирование лицензии применяется лицензирующими органами и судами достаточно широко. Но на практике решения о применении подобных ограничений и санкций не всегда оказываются законными и обоснованными. Их можно с успехом оспорить в судах и даже получить из казны возмещение убытков.

Приостановление действия, отзыв, аннулирование разрешительных документов

Может ли быть приостановлено действие строительной лицензии, полученной на строительство зданий и сооружений 1-го и 2-го уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, если лицензиат не предоставил Росстрою запрошенные документы для проверки и не обеспечил условия для ее проведения?

Нет, лицензирующий орган (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) в данном случае не вправе принимать решения о приостановлении действия лицензии. Если такое решение будет принято, то оно недействительно, поскольку не основано на законе. Во-первых, согласно Положению о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений 1-го и 2-го уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом1, указанные вами нарушения не являются грубыми. Во-вторых, проверка деятельности лицензиата в действительности не производится, следовательно, факт грубого нарушения лицензионных требований и условий не устанавливается.

Тем не менее в подобных случаях чиновники лицензирующих органов, в частности Росстроя, ошибочно расценивают непредоставление документов и недопущение проверяющих на объекты строительства именно как грубые нарушения лицензионных требований, условий и принимают незаконные решения о приостановлении действия лицензий. Лицензиатам приходиться обращаться в арбитражные суды с исками о признании этих решений недействительными. К настоящему времени по таким делам уже сложилась устойчивая арбитражная практика, благоприятная для лицензиатов.

Решением Росстроя действие строительной лицензии приостановлено, поскольку выявлены неоднократные нарушения. Но к административной ответственности в виде приостановления деятельности общество не привлекалось. Могут ли в этом случае аннулировать лицензию?

Да, лицензия может быть аннулирована. Прецеденты имеются2. Росстрой вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании вашей лицензии, если после приостановления ее действия нарушения не будут устранены в установленные сроки. Для принятия соответствующего судебного решения не обязательно, чтобы лицензиата привлекали к административной ответственности, ведь аннулирование лицензии не является административным наказанием и производится не на основании норм КоАП РФ, а на основании закона о лицензировании.

За нарушение лицензионных требований и условий (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ) суд назначил транспортной компании наказание в виде административного приостановления деятельности. Сразу после этого была приостановлена и наша лицензия на перевозку пассажиров. Зачем это было нужно, ведь по постановлению суда компания и так не имеет права на перевозки? Есть ли шансы возобновить лицензию? Продлевается ли срок действия лицензии на время приостановления ее действия?

При вынесении судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий действие лицензии подлежит приостановлению на срок административного наказания. В вашем случае действия Ространснадзора законны. Оснований для обжалования приказа нет.

Действие лицензии будет возобновлено автоматически со дня, следующего за днем истечения срока наказания, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения этого наказания. О возобновлении действия лицензии вас уведомят в письменной форме.

Если в установленный судом срок ваша компания не устранит нарушение, лицензирующий орган обязан будет обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Поэтому об устранении нарушений ваша компания должна письменно уведомить Управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. После этого будет назначена проверка.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Действие лицензии компании приостановлено. Но официально директора фирмы-лицензиата об этом пока никто не уведомлял: он лично при рассмотрении дела не присутствовал, не расписывался ни на каких документах об ознакомлении с решением и в его получении. Можно ли продолжать деятельность до тех пор, пока уведомление не будет получено директором официально? Будет ли это считаться нарушением?

Для точного ответа на ваш вопрос информации недостаточно. В частности, вы не указали, получались или нет заказные почтовые отправления от суда или лицензирующего органа. Возможно, документы вручались под роспись непосредственно уполномоченным представителям компании или была возможность получить официальную информацию из других источников.

В арбитражной практике имеются прецеденты, когда суды не усматривали вины организаций или предпринимателей, продолжавших осуществлять деятельность, подлежащую лицензированию, после приостановления действия лицензии, если в распоряжении контрольных органов не оказывалось достаточных доказательств того, что организация или предприниматель были уведомлены о приостановлении деятельности лицензии. Например, лицензиат не получил почтовое отправление, направленное по т. н. «юридическому адресу».

Однако нередки случаи, когда нарушители всеми правдами и неправдами уклоняются от получения официальных документов. Большинство подобных уловок хорошо известны и контрольным органам, и судьям. В таких ситуациях при решении вопроса о наличии или отсутствии вины в совершении административного правонарушения суд оценивает всю совокупность обстоятельств и доказательств.

Пример Лицензия транспортной компании была приостановлена арбитражным судом из-за грубых нарушений лицензионных требований. Однако фактически деятельность компании по перевозке пассажиров продолжалась, что обнаружилось в ходе проверок. Вскоре арбитражный суд вновь привлек компанию к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В суде лицензиат-нарушитель указывал, что компания не находится по адресу, указанному в его уставе в качестве юридического и фактического адреса, а потому отправленное почтой решение о приостановлении действия лицензии он не получал. Но судьи пришли к обратному выводу: заказное почтовое отправление было получено (на обратном уведомлении об этом имелась отметка). Кроме того, судьи учли, что узнать о приостановлении действия лицензии руководство компании должно было из других источников.

Во-первых, после приостановления действия лицензии представителю лицензиата на заседании рабочей группы, созданной при лицензирующем органе, зачитали текст решения о приостановлении действия лицензии. Отметка об этом содержалась в протоколе заседания. В нем же зафиксированы отказы представителя фирмы от получения решения суда на руки и от участия в дальнейшей работе совещания. Во-вторых, сотрудники УБЭП отразили в материалах проверки деятельности компании факт перевозки пассажиров в период, когда действие лицензии было приостановлено. Но даже после этого нарушитель, по его словам, продолжал оставаться в неведении, и через несколько дней, в ходе другой проверки, проведенной уже управлением Государственного автодорожного надзора, был составлен новый протокол об этом же нарушении.

Судьи при рассмотрении дела согласились с мнением контрольного органа, что администрация компании-нарушителя не могла так долго оставаться в неведении относительно приостановления действия лицензии. На лицензиата был наложен крупный штраф.

Слышали, что Роспотребнадзор не имеет права отозвать выданное ранее санитарно-эпидемиологическое заключение. В каком законе об этом написано?

Ни Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения3, ни другие нормативные правовые акты не предусматривают такой процедуры, как отзыв санитарно-эпидемиологического заключения. Должностные лица органов Роспотребнадзора тоже не имеют полномочий по отзыву таких заключений. При нарушении санитарного законодательства в ряде случаев может приостанавливаться эксплуатация объектов, помещений, зданий, производства и реализации продукции, продовольственного сырья и т. д., а виновных могут привлечь к административной ответственности.

Тем не менее на практике санитарно-эпидемиологические заключения отзываются. Это незаконно. Соответствующие решения органов Роспотребнадзора можно обжаловать.

Успешные судебные прецеденты существуют. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.08.07 № А13-762/2007. В этом случае в ходе внеплановых контрольных мероприятий в магазине было установлено нарушение санитарного законодательства. Постановлением суда деятельность ООО — владельца магазина по реализации в нем продуктов питания была приостановлена на 30 суток, а заведующую торговой точкой оштрафовали. Кроме того, орган Роспотребнадзора отозвал ранее выданное владельцу магазина санитарно-эпидемиологическое заключение. Чиновники руководствовались Письмом Главного государственного санитарного врача РФ4 и его мнением, что выданное санитарно-эпидемиологическое заключение может быть отозвано. Это решение было оспорено в арбитражном суде и признано недействительным. Помимо прочего суд указал, что решение вопроса о введении процедуры отзыва санитарно-эпидемиологического заключения не относится к компетенции Главного государственного санитарного врача и что указанное письмо «не подлежит применению, поскольку не является нормативным правовым актом, кроме того, подобное разъяснение касается лишь случаев проведения плановых проверок».

Действие лицензии на образовательную деятельность негосударственного образовательного учреждения было приостановлено из-за несоблюдения санитарного законодательства. Как указано в приказе, «нарушения допущены неоднократно». Может ли в нашем случае идти речь о неоднократности нарушений, если учреждение только один раз официально оштрафовали на 10 тысяч рублей и было это за три месяца до приостановления действия лицензии (до того мы получали от проверяющих только устные замечания о нарушениях).

Если постановление о привлечении к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа вашим учреждением не обжаловалось

и не отменено, то признак неоднократности присутствует. Чтобы возобновить действие лицензии, следует устранить недочеты и уведомить об этом лицензирующий орган.

Управление государственного автодорожного надзора провело проверку автотранспортной компании и выдало предписание об устранении нарушений в установленный срок. К указанной дате часть нарушений осталась, но компания представила документы о том, что меры принимаются. Тем не менее действие нашей лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом было приостановлено приказом управления. Законно ли это?

Увы, да. Лицензирующий орган имеет право приостанавливать действие лицензии при неоднократных или грубых нарушениях лицензионных требований и условий. В свою очередь, ст. 2 закона о лицензировании5 предусматривает, что лицензионные требования и условия — это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Перед началом внеплановой проверки представителю частного охранного предприятия не предъявлялся приказ о назначении проверки. В акте проверки также нет ссылки на этот документ, как нет отметок о том, что с этим приказом представитель ЧОПа был ознакомлен. После этой незаконной проверки УВД на 6 месяцев необоснованно приостановило действие лицензии ЧОПа. Поскольку приказ о приостановлении действия лицензии был также незаконным, ни лицензия, ни специальные средства, ни удостоверения охранников в УВД не были сданы. Охранная деятельность велась. В ходе новой проверки УВД составило акт и протокол о ведении деятельности в отсутствие лицензии. Их скоро передадут в суд.

Какие последствия могут быть для ЧОПа и его руководителей? Можно ли в оправдание ссылаться в суде на то, что решение о приостановлении действия лицензии было незаконным и поэтому ЧОП его не исполнял?

Если после приостановления действия лицензии предприятие продолжало вести охранную деятельность и не сдало лицензию, спецсредства и удостоверения охранников, это является несоблюдением лицензионных требований и условий осуществления охранной деятельности. В данном случае, действительно, велик риск аннулирования лицензии: УВД вправе обратиться с соответствующим иском в арбитражный суд.

Кроме того, ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если она обязательна. Штраф, налагаемый на должностных лиц, составляет от 4 000 до 5 000 рублей, на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.

Доказывать в процессе рассмотрения дела по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, что решение о приостановлении действия лицензии было незаконным и потому вы его не исполняли, бесперспективно. Оно должно обжаловаться путем подачи в арбитражный суд отдельного заявления.

В обоснование своих доводов вам следует ссылаться на Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)6, статья 7 которого устанавливает, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Этот документ (заверенную печатью копию) проверяющие обязаны предъявлять одновременно со служебными удостоверениями. Ст. 9 Закона вменяет проверяющим в обязанность при составлении акта по результатам проверки указывать в нем дату и номер распоряжения (приказа) о назначении проверки. По вашим словам, эти требования не были выполнены. Если при обжаловании решения о приостановлении действия лицензии суд согласится с вашими доводами, то он вправе признать отсутствие события правонарушения. В этом случае решение о приостановлении действия лицензии признается недействительным как вынесенное на основании акта, оформленного с нарушением закона.

Сотруднику фирмы была выдана доверенность на представление интересов компании в УФНС по вопросам согласования и оформления документов для получения лицензии на оптовую закупку, хранение и поставку алкогольной продукции. Налоговики проверили склад компании-лицензиата на предмет соблюдения требований и условий лицензионной деятельности и составили акт, в котором зафиксировали нарушения санитарного законодательства. Расписался в этом акте и получил его указанный сотрудник. Являются ли законными действия налоговиков, приостановивших действие лицензии?

Если в доверенности данного сотрудника не предусмотрены полномочия на представление интересов общества при осуществлении государственного контроля за лицензируемой деятельностью (в том числе на получение соответствующих документов), то при проверке он не является законным представителем общества. В таком случае считается, что акт не содержит подписи законного представителя проверяемой организации, т. е. составлен в одностороннем порядке. Если акт не вручался законному представителю проверяемого, не направлялся по адресу общества, то решение о приостановлении действия лицензии можно оспорить.

Лицензирующий орган провел проверку, выявил нарушения и приостановил на 6 месяцев действие лицензии предпринимателя. Законны ли эти действия, если предпринимателя не известили о проведении проверки (был извещен рядовой сотрудник) и если при составлении акта ни предприниматель, ни его уполномоченный представитель не присутствовали (в акте вынудили расписаться все того же рядового сотрудника)?

Нет, не законны. Обжалуйте решение лицензирующего органа.

Управление государственного автодорожного надзора в ходе проверки выявило несколько грубейших нарушений лицензионных требований и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. По мнению чиновников, суд должен был назначить предпринимателю наказание в виде административного приостановления его деятельности. Однако по решению суда нарушитель должен выплатить штраф в размере 4 000 рублей. Управление намерено обжаловать это решение в кассационной инстанции и добиваться там изменения наказания на приостановление действия лицензии на срок до 90 суток. Может ли решение быть изменено судом кассационной инстанции?

Нет, не может. Определение меры административной ответственности относится к компетенции суда первой инстанции. Арбитражный суд второй инстанции при рассмотрении кассационной жалобы проверяет законность принятого судебного акта, устанавливает правильность применения норм права и соответствие выводов суда о применении нормы права к установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Если административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей суд первой инстанции назначил предпринимателю в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и если соблюдены требования процессуального законодательства, то оснований для отмены (изменения) решения не будет.

Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проводило проверку соблюдения предпринимателем законодательства при перевозке пассажиров автомобильным транспортом (автобусом). На одном и том же незаконно организованном маршруте в один и тот же день проверены два автобуса предпринимателя, составлены два акта и два протокола о правонарушениях по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. Значит ли это, что штраф будет наложен дважды?

Нет, не значит. В вашем случае считается, что было совершено не два, а одно административное правонарушение, ведь оно допущено предпринимателем, а не его водителями. Именно предприниматель выпустил на незаконно организованный маршрут принадлежащие ему автобусы с нарушениями условий лицензирования.

Арбитражный суд признал незаконным решение о приостановлении на полгода действия лицензии, выданной предпринимателю. Может ли предприниматель взыскать убытки (упущенную выгоду), ведь они вызваны принятием незаконного решения? Кто выплачивает возмещение?

Да, может. Статья 1069 ГК РФ предусматривает обязанность государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов возместить вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, если этот вред причинен в результате незаконных действий (бездействия) этих органов или их должностных лиц. Вред возмещается за счет казны РФ, казны ее субъекта или казны муниципального образования соответственно.

Для взыскания убытков нужно обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением и представить доказательства — например, расчет упущенной выгоды с обоснованием размера выручки, не полученной в связи с простоем, за вычетом возможных расходов на обеспечение деятельности.

Административное приостановление деятельности

Кто и как должен исполнять постановление суда об административном приостановлении деятельности?

Исполнение судебных актов возложено на Службу судебных приставов-исполнителей. Получив документы, пристав-исполнитель выходит на место, опломбирует и опечатывает помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, кассы, применяет другие меры по административному приостановлению деятельности должника7. Эти действия производятся с участием понятых, а если необходимо, то при содействии сотрудников органов внутренних дел. Составление акта обязательно.

С 1 февраля 2008 года вступает в силу новая редакция Закона об исполнительном производстве8, согласно которой (ст. 109) «административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также прекращении эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг».

Сотрудники управления государственного строительного надзора после проверки объекта зафиксировали нарушения в ведомости дефектов, акте проверки и в административном протоколе. Если недостатки не будут устранены, то, как нам сказали проверяющие, они сначала оштрафуют нашу компанию, а потом суд еще и приостановит деятельность на объекте. Назначена дата рассмотрения дела по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в Управлении. Имеет ли право Управление рассматривать наше дело? Обязательно ли дело потом будет передаваться в суд?

Ваши опасения необоснованны. Скорее всего, проверяющие сделали столь грозное предостережение на будущее, а представитель компании неправильно истолковал его.

Ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий). За подобные нарушения вашу организацию могут либо оштрафовать, либо наложить взыскание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Ст. 4.1 КоАП РФ, устанавливая общие правила назначения административного наказания, предусматривает, в частности, что «никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение».

Орган государственного строительного надзора вправе рассмотреть дело, вынести по нему постановление о признании нарушителя виновным в совершении правонарушения и наложить штраф. Как следует из вашего вопроса, дело уже назначено к рассмотрению, причем именно в Управлении. Если бы там посчитали, что в вашем случае целесообразно применить административное приостановление деятельности, то дело передали бы на рассмотрение судье.

Видимо, выявленные на вашем объекте нарушения в целом незначительны, поскольку чиновники приняли решение ограничить взыскание штрафом. Но в силу п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает нарушителя от исполнения обязанности, за неисполнение которой это наказание было назначено. Поэтому в ходе последующих проверок при обнаружении недостатков может быть составлен новый протокол, и тогда может быть принято решение о передаче дела в суд для решения вопроса о применении более серьезного наказания.

В день проведения управлением государственного строительного надзора проверки на участке не было представителей администрации компании. Присутствовал только прораб, которого и заставили расписаться в протоколе. Теперь начато дело по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ. Могут ли фирму оштрафовать или приостановить ее деятельность?

В вашем случае протокол о совершении строительной организацией административного правонарушения составлен без участия законного представителя юридического лица: производитель работ организации в силу ст. 25.4 КоАП РФ не является законным представителем организации. Если Управление не сможет представить доказательства того, что организация, привлекаемая к ответственности, была уведомлена о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, то привлечь к административной ответственности фирму не смогут. Если даже такое постановление и будет вынесено, оно является незаконным и подлежит отмене как незаконное.

В отношении нашей строительной фирмы судом принято незаконное, по нашему мнению, постановление об административном приостановлении деятельности. Руководство компании намерено обжаловать это постановление. Будет ли на время обжалования действовать запрет, наложенный этим незаконным постановлением?

Да, будет. КоАП РФ не предусматривает возможности приостановления действия постановления судьи о назначении административного наказания при обжаловании этого постановления нарушителем. Такое возможно, только если на вступившее в силу постановление будет принесен протест9 (ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ).

В отношении нашей компании открыто административное дело. Судя по всему, документы будут передаваться в суд для вынесения решения об административном приостановлении деятельности. Слышали, что возобновить деятельность можно досрочно. Как это сделать?

Действительно, в ст. 32.12 КоАП РФ предусмотрено досрочное прекращение такого наказания, как административное приостановления деятельности. Для этого вам нужно обратиться с соответствующим ходатайством к судье. Но ваша просьба может быть удовлетворена, только если судом будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного приостановления деятельности, устранены. Причем судья обязательно запросит у контролирующего государственного органа письменное заключение, в котором должны быть указаны факты, свидетельствующие об устранении нарушений. Даже если это заключение будет положительным, это не значит, что ваше ходатайство будет непременно удовлетворено, ведь по закону никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Доказательства судья станет оценивать по своему внутреннему убеждению, исследует все обстоятельства дела в их совокупности. Поэтому рекомендуем вместе с заявлением представить судье как можно больше доказательств устранения недочетов.

Назначено наказание в виде административного приостановления деятельности. К окончанию срока наказания устранить недостатки невозможно по техническим причинам. Может ли срок наказания быть продлен?

Нет, не может. Когда истекает срок административного приостановления деятельности, то, в случае если правонарушение не устранено, считается, что имеет место новое административное правонарушение, о совершении которого составляется новый протокол, после чего начинается новое производство.

Инспектор отдела госпожнадзора провел проверку помещений и составил акт о нарушениях (нет доступа к аварийным выходам, на окнах первого этажа установлены решетки, нет прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны, помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, нет системы оповещения о пожаре и др.). Возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Наказание может быть назначено в виде крупного штрафа или административного приостановления деятельности.

Собственник помещений не возражает против замечаний инспектора, но считает, что его вины в правонарушении нет, поскольку по объективным причинам, из-за отсутствия денежных средств, выполнить требования ППБ нет возможности. Может ли это обстоятельство служить основанием для освобождения от ответственности, тем более что раньше никаких предписаний об устранении нарушений от пожарных не поступало?

Недостаточное финансирование, отсутствие в бюджете организации статей, предусматривающих расходы на содержание имущества, в том числе на обеспечение противопожарной безопасности и пр., не исключает вину собственника помещений в несоблюдении ППБ. В данном случае считается, что у него имелась возможность для соблюдения обязательных правил и норм, но меры не были приняты.

Отсутствие предписаний по устранению нарушений также не является основанием для освобождения от ответственности.

Что грозит индивидуальному предпринимателю, если он не исполнит постановление судьи об административном приостановлении деятельности?

Исполнение соответствующего постановления возлагается на судебных приставов-исполнителей. Если взыскание не исполнено без уважительных причин, виновного могут привлечь к ответственности и назначить наказание в виде штрафа. В ряде случаев может быть рассмотрен вопрос об уголовной ответственности предпринимателя.

Заказчик строительства не получил разрешения на строительство (проектно-сметная и рабочая документация еще не готовы). Могут ли в такой ситуации генподрядчика (он же собственник земельного участка, на котором ведется строительство), начавшего земляные работы на объекте, привлечь к административной ответственности и назначить наказание в виде штрафа или приостановления деятельности, ведь генподрядчик всего лишь выполняет свои обязательства по договору строительного подряда?

Да, могут. Ст. 1 Градостроительного кодекса предусматривает, что застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Ваша организация в силу данной нормы и является застройщиком. Ответственность возможна, если в ходе мероприятий по государственному строительному надзору будет установлено, что работы на объекте осуществляются без соответствующего разрешения на строительство, и если в отношении организации будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.

Временный запрет деятельности

Что такое временный запрет деятельности? Как он оформляется?

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном (на срок до пяти суток) прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Временный запрет деятельности может применяться, только если за предусмотренное КоАП РФ правонарушение возможно назначение наказания в виде административного приостановления деятельности и только в исключительных случаях, перечисленных в ст. 27.16 КоАП РФ. Например, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и пр.

О применении данной меры должностное лицо обязательно составляет протокол, который направляется в суд. В протоколе указываются основания для применения временного запрета, дата и место составления протокола, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности и др.

Как определяется время фактического прекращения деятельности, если протокол составлен в конце рабочего дня?

При временном запрете деятельности, как и при ее административном приостановлении, считается, что деятельность фактически приостановлена в момент наложения пломб, опечатывания помещений, мест хранения товаров и других материальных ценностей, касс и пр. Время совершения этих и других действий должно быть точно зафиксировано в протоколе. Срок запрета/приостановления деятельности начинает исчисляться с этого момента.

В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору нашей организации пригрозили административным приостановлением деятельности, если мы не устраним обнаруженные в ходе проверки недостатки, и сказали, что временный запрет может быть применен и без решения суда. Так ли это?

Да, так. Временный запрет деятельности по своим последствиям аналогичен административному приостановлению деятельности, но ограничен более коротким сроком — пятью днями. Такой запрет может применяться, если за правонарушение предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности. Но тут следует учитывать, что применение той или иной санкции, ее значимость должны соответствовать характеру и степени влияния допущенных нарушений на обеспечение безопасности. Учитывается также повторяемость нарушений после ранее принятых мер.

Засчитывается ли срок временного запрета деятельности в срок административного приостановления деятельности?

Да.

 


1 Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.02 № 174. В редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.02 № 731. Возврат

2 См., например: Постановление ФАС Московского округа от 10.05.07 № КА-А40/3461-07. Возврат

3 Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ. Возврат

4 Письмо Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.02 № 2510/10435-02-27. Возврат

5 Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.01 № 128-ФЗ. Возврат

6 Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.01 № 134-ФЗ. Возврат

7 При этом пристав не вправе применять меры, влекущие за собой необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Возврат

8 Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.07 № 229-ФЗ. Возврат

9 Приносить протест может прокурор. Возврат