Директор-Инфо №1'2008
Директор-Инфо №1'2008
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Прогнозы для страны на предстоящий год

Материал подготовил Анатолий Панков

Казалось бы, ну чего волноваться? Хотя точки над «i» поставят выборы 2 марта, выбор-то уже сделан: есть вполне проходной кандидат в президенты, а в связке с вероятным премьером Владимиром Путиным будущий глава государства гарантирует преемственность курса. Вот только обеспечит ли «план Путина» достойное развитие России? Не станет ли «стабилизация» очередным застоем? Прибавляют ли оптимизма заявления тандема и других представителей власти?

Валерий Федоров, гендиректор ВЦИОМ:

Лишь несколько процентов опрошенных полагают, что в 2008 году жить им будет хуже, чем в 2007. Люди в большинстве своем полагают, что либо в 2008 году будет все так же, как и в 2007, либо, что еще вероятнее, все будет лучше. Здесь и политическая стабильность, и отражение того, что доходы растут. Здесь и потребительский оптимизм, можно даже сказать, потребительская лихорадка, которая охватила нашу страну и не исчезает в отличие от того, что происходит в большинстве стран мира. Поэтому прогнозы на следующий год позитивные, хотя и без завышенных ожиданий.

Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:

В марте 2008 года Дмитрий Медведев станет президентом, он победит в первом туре, получив от 52 до 56 процентов голосов. Но надежды на либерализацию режима и оттепель абсолютно необоснованны. Режим будет еще больше закручивать гайки — во многом именно потому, что Медведев воспринимается как либерал и поэтому будет иметь своего рода карт-бланш как со стороны Запада, так и со стороны либеральной общественности. В деле закручивания гаек Медведев может пойти даже дальше, чем Путин. Очевидно, что Медведев будет слабым президентом: у него нет ответов на вызовы, стоящие перед страной. Приоритетной формой реакции на слабость власти будет усиление репрессий, то есть гонения на остатки оппозиции, последние независимые средства массовой информации и бизнес. Кроме того, я думаю, власть поставит ребром вопрос о регулировании Интернета, то есть в Интернете будет введена цензура.

Владимир Милов, президент Института энергетической политики:

Главный и центральный вопрос: действительно ли к Медведеву перейдут те полномочия, которые есть у Путина, или он будет «зиц-председателем», человеком, который просто посажен, чтобы формально исполнять эти обязанности? Я считаю, что мы движемся к ситуации, когда он сможет стать реальным руководителем страны. Возможно, не сразу, но мне кажется это неизбежным.

Во-первых, невозможно перетащить полномочия президента в кабинет министров. Огромная разница в пропорции этих полномочий. Большая часть федеральных чиновников не привыкли подчиняться кабинету министров. Существует огромная разница в классах, в уровне чинов. Я думаю, что реально силовые ведомства, Генпрокуратура, Центробанк не станут подчиняться правительству, даже если его возглавит Владимир Путин. Тем более что к Путину у многих накопились огромные претензии. И к тому же вот эта бюрократическая масса прекрасно понимает, что его авторитет — это телевизионный, бумажный авторитет, не настоящий. Они первые начнут бегать к новому шефу, желая усилить свои аппаратные позиции. Так бывало всегда. И, полагаю, это встретит благодатную почву, потому что Медведев — человек далеко не мягкий, как о нем принято говорить, он далеко не либерал, и он, насколько я знаю, очень амбициозный человек. Во-первых, ему это будет приятно, а во-вторых, у него будет соблазн воспользоваться своими возможностями для того, чтобы конвертировать номинальную власть в реальную.

А какой он менеджер? Он возглавляет совет директоров «Газпрома». Взрывной рост долга, который просто поставит «Газпром» в катастрофическую ситуацию, если цены упадут, — это при нем. Рост издержек, отсутствие инвестиций в добычу — это всё при нем. Национальные проекты? Я даже не хочу комментировать то, что жилье стало недоступнее с момента, как господин Медведев этим занялся.

Людмила Нарусова, член Совета Федерации:

Дмитрий Медведев всегда имел лица не общее выражение. Так, по делу ЮКОСа он занял абсолютно правовую позицию. Причем в общем-то рисковал многим, находясь в эпицентре и во властных структурах. Вспомните его дискуссию с Сурковым по поводу суверенной демократии. Он, кстати, говорил о том, что демократия — она и в Африке демократия. Если это демократия, она не нуждается ни в каких прилагательных и эпитетах.

Георгий Сатаров, президент фонда «ИНДЕМ»:

Есть три ключевые проблемы в связи с планируемым двоевластием. Первая — это бюрократическая дезориентация, если двоевластие действительно осуществится. Пока еще не ясно окончательно, возглавит ли Путин правительство. Но если возглавит, то двоевластие безусловно возникнет. А вертикаль у нас и без того расхлестанная, коррумпированная и неэффективная. Вторая проблема — это борьба за путинское наследство, то есть попытки нового передела собственности между кланами и борьба за контроль. Далеко не все лакомые куски уже поделены: например, за такой кусок, как Москва, пока еще никто не брался. И третье: на социальной сфере серьезно скажется повышение цен на продовольствие.

Ариэль Коэн, старший научный сотрудник фонда Heritage (США):

Медведев всегда готов говорить на языке, понятном западным людям, выступая за права собственности, крепкий частный сектор, прозрачность и борьбу с коррупцией. Его слова звучат серьезно и искренне. Однако, поскольку Путин останется на водительском сиденье, шансы на масштабную либерализацию таких стратегических секторов, как энергетический, остаются скромными. Российские олигархи, тесно связанные с ведущими политиками, не жалуют экономическую открытость, которая лишь стимулирует конкуренцию. Путин изложил свои взгляды в кандидатской диссертации, в которой восхваляется роль гигантских российских ресурсных корпораций в глобальной экономике. Вероятно, лишь экономический крах таких корпораций мог бы вынудить Путина и Медведева пересмотреть их этатистский подход.

По контрасту с обладателем черного пояса по дзюдо Путиным и другими ветеранами КГБ Медведев, сын университетского преподавателя и сам бывший преподаватель юридического факультета, производит впечатление мягкого и книжного человека. Медведев занимается преимущественно внутриполитическими проблемами, поэтому ему недостает опыта в сфере внешней политики и национальной безопасности, и он, возможно, будет зависеть от поддержки и советов Путина по этим вопросам. Его уже назвали «социально ориентированным президентом».

Несмотря на свою репутацию сторонника рынка, Медведев вряд ли сможет проводить классическую либеральную экономическую политику, которая привела бы к повышению объема инвестиций и увеличению конкуренции. Во-первых, нужно выполнять обещания, особенно, перед группой силовиков — генералов спецслужб, которые также контролируют самые лакомые кусочки экономики. Эту группу возглавляет заместитель руководителя Администрации Президента Игорь Сечин, занимающий также пост председателя совета директоров «Роснефти», крупнейшей в России государственной нефтяной компании.

Недавно силовики немного подрались. Медведеву, у которого нет опыта работы в КГБ, вооруженных силах и других силовых структурах, потребуется умиротворять силовиков, и, возможно, удержать контроль над рычагами власти ему будет непросто. Он продолжит нуждаться в поддержке Путина.

Даже если Медведев когда-нибудь сам встанет на ноги, он должен будет помнить, что российская общественность — с дней Романовых и Советского Союза — всегда воспринимала слабых лидеров по меньшей мере без энтузиазма. И для того, чтобы преуспеть, Медведеву понадобится, в конце концов, проявить собственный характер, сформировав политический курс и одержав победу в силовой политике.

The Independent:

Медведева считают более космополитичным, чем Путин; считается, что он благожелательнее относится к бизнесу. Недавно прошли сообщения о том, что акции «Газпрома», возможно, будут размещены на биржах Нью-Йорка и Шанхая. Если это так, то, значит, есть желание глубже интегрировать Россию в глобальную экономику и возродить процесс вступления России во Всемирную торговую организацию. Что, однако, никак не означает, что Медведев будет защищать российские интересы — в собственном его понимании — менее жестко, чем это делает Путин. Например, Россия наверняка продолжит резко возражать против открытия американских противоракетных баз вблизи своих границ.

Так изменится ли Россия при президенте Медведеве?

Да:

  • Медведев — представитель поколения, следующего за путинским, на него не так сильно влияют связи с КГБ и советское прошлое;
  • ему в наследство достанется Россия, материальные ожидания граждан которой высоки как никогда, и ему придется как-то это учитывать;
  • как президент, поскольку это выборная должность, он всегда будет иметь приоритет перед Путиным, даже если тот действительно станет его премьером.

Нет:

  • своим постом он все равно будет обязан Путину и пойдет, скорее всего, туда, куда указал Путин;
  • авторитет Путина сегодня так высок, что любой президент, по сути, окажется в его тени;
  • Россия так велика, так неповоротлива и настолько отстала, что для серьезных перемен одной только смены президента явно недостаточно.

Лилия Шевцова, сотрудник Московского центра Карнеги:

Смешанный президентско-премьерский режим мог бы стать в России эффективной формой правления. Но при определенных условиях: при наличии политической конкуренции, самостоятельного парламента, партийного правительства и партийного премьера, а также при четком разделении полномочий между премьером и президентом. Все эти условия, однако, отсутствуют. Более того: то, как решается вопрос о преемственности власти в России, взрывает и Конституцию — правда, не де-юре, но де-факто. Применение принципа имитации по отношению к президентству выбивает опоры у единственного работающего политического института, что неизбежно приведет к разбалансированию процесса принятия решений. Если бюрократия не будет знать, кому конкретно подчиняться, нынешняя государственная машина работать не сможет. Эта системная ловушка может вести либо к параличу власти, либо к возврату в традиционный формат персонифицированной власти, и не важно, кто этот возврат осуществит — сам Путин, Медведев или кто-то другой.

Но и восстановление единовластия после такого эксперимента уже не сможет остановить процесс расшатывания системы, коль скоро процесс имитации затронул ее конституционную основу. Системы, живущие «по понятиям», долго не живут, а если и живут, то стагнируют и загнивают. Словом, российская стабильность, так поразившая западных наблюдателей, не просто неустойчива — она сама является потенциальным источником будущих потрясений.

Леон Арон, директор российских программ Американского института предпринимательства:

Создание атмосферы осажденной крепости в период внутренней политической неопределенности или экономического спада с целью сплотить население вокруг Кремля и вокруг нынешнего его хозяина есть неотъемлемая часть советской идеологической традиции, которая, судя по всему, что ни день, то все больше нравится нынешнему политическому режиму. Поэтому как минимум до весны следующего года российская внешняя политика наверняка будет почти полностью обслуживать авторитарные, амбициозные и рискованные устремления путинского режима. Выражением чего, по всей вероятности, станут новые злобные заявления Кремля и дальнейшее ухудшение отношений с Западом, в частности с США.

До тех пор, пока в России не разрешится «кризис преемника» (то есть фактически до тех пор, пока главенство Путина в России не будет восстановлено и закреплено), никаких подвижек, даже самых маленьких, не будет, сколько бы Запад ни обивал российский порог, сколько бы ни клянчил и ни валился России в ноги — и сколько бы ни было внезапных поездок Кондолизы Райс в Москву или сердечных бесед с глазу на глаз в Кеннебанкпорте.

Может быть, Медведев мог бы возобновить героическую миссию Горбачева и Ельцина, разорвав этот порочный круг и изменив курс отношений между Россией и Западом, — но только если ему дадут это сделать и если он сам этого хочет.

Аналитический центр Юрия Левады:

Опрос 7–10 декабря 2007 года.

Вы в целом одобряете или не одобряете деятельность Дмитрия Медведева на посту первого вице-премьера Правительства России, ответственного за национальные проекты?

Одобряю — 65 %.

Не одобряю — 26 %.

Нет ответа — 9 %.

Дмитрий Медведев, первый вице-премьер РФ:

На реализацию национальных проектов с 2005 года было направлено четыреста миллиардов рублей, а в 2008 году планируется направить еще триста миллиардов рублей. Эти триста миллиардов составляют федеральные инвестиции без учета вклада регионов. В 2005 году, когда возникла идея национальных проектов, их ключевым приоритетом впервые за долгие годы было обозначено повышение качества жизни людей, инвестиции в человеческий капитал. Свободный, образованный и здоровый человек — главное, что определяет сегодня перспективу развития страны… Здравоохранение, образование и агропромышленный комплекс останутся приоритетами государства и в будущем. Планы по развитию этих отраслей должны быть интегрированы в план по развитию страны до 2020 года, который мы сегодня готовим.

Необходимо включить решение жилищной проблемы для военных в жилищный национальный проект. Мы должны будем построить целые города, сформировать среду обитания для миллионов людей. Еще существуют трудности с отселением военнослужащих из закрытых административно-территориальных образований, не хватает служебного жилья для семей молодых военнослужащих, а денег, выделяемых в качестве компенсации для съема жилья, явно не хватает…

Нехватка профессионалов — одна из главных проблем растущей российской промышленности. Дефицит рабочих рук приводит к тому, что фактически некому создавать новое оборудование и некому на нем работать.

Одна из причин этого кадрового дефицита — низкий престиж профессии инженера. Желающих досконально разбираться в сложных формулах и копаться в замасленных деталях среди абитуриентов все меньше. Дорога в экономисты и юристы кажется более заманчивой. В начале 1990-х в Ленинграде было всего два учебных заведения, которые готовили юристов, сейчас их — более ста.

Активность отечественного бизнеса в модернизации системы подготовки кадров существенно возросла, однако предстоит многое сделать, повысить качество образования, приблизить его к потребностям предприятий, надо формировать заказ на специалистов.

Модернизировать, а по сути, возродить разваленную систему профессионального образования невозможно без серьезных вложений. Давайте вдумаемся: в 2008–2010 годах на образование выделяется около четырех с половиной триллионов рублей, в том числе почти триллион рублей только федеральных средств. При этом на подготовку кадров для высокотехнологичных производств учреждениями начального и среднего профобразования из федерального бюджета в 2007–2009 годах выделено около двух миллиардов рублей.

Большие деньги лишь начало большой работы. Государство в этом готово к партнерству с бизнесом. Но предприятия и сами должны быть заинтересованы в том, чтобы завтра не остаться без профессионалов. За то, что все еще можно возродить, говорят и конкретные цифры. Три четверти научных грантов в России распределяются именно по техническим вузам.

Владимир Путин:

Накопленный экономический потенциал должен быть и дальше использован для укрепления глобальных конкурентных преимуществ России в мире. В первую очередь нужно сосредоточиться на росте технологической и инновационной активности. В наступающем году многое предстоит сделать для развития транспортной и энергетической инфраструктуры. А созданные в 2007 году институты развития, госкорпорации должны предъявить практические результаты в реализации уже готовых проектов либо показать, как реализуется запущенный проект.

Одной из центральных задач 2008 года считаю снижение темпов инфляции… Министерство финансов призывало к экономии, призывало к сдерживанию определенных процессов. Здесь дело и в той ситуации, которая сложилась и в мировой экономике, но и у нас тоже. Специалисты считают, что мир вступает в эпоху дорогих продуктов питания, так же как и дорогой энергетики. Но тем важнее не просто сдерживать цены — этого недостаточно, и мы не добьемся нужного эффекта таким образом, — нужно думать о развитии собственного сельскохозяйственного производства.

Важнейшими для нас являются задачи по повышению благосостояния граждан. И в первоочередном порядке нужно с 1 февраля 2008 года обеспечить рост оплаты труда в бюджетной сфере. Также с 1 февраля нужно поднять денежное довольствие военнослужащих, провести перерасчет пенсий военным пенсионерам.

Будущий год объявлен у нас Годом семьи, и он должен дать новые стимулы и создать механизмы для эффективной реализации нашей демографической стратегии.

И конечно, в период выборов президента России надежно, ритмично должна работать вся государственная машина, включая прежде всего Правительство Российской Федерации. Поэтому задача Виктора Алексеевича Зубкова — обеспечить такое напряжение в работе, чтобы даже мой возможный приход в Белый дом всем показался праздником.

Аркадий Дворкович, глава Экспертного управления Администрации Президента РФ:

О падающем долларе пусть волнуются США. А мы должны волноваться о том, насколько эффективна наша экономика и справляется ли она с растущей конкуренцией со стороны наших и соседних стран и более отдаленных стран, крупнейших компаний на мировом рынке. До настоящего времени опасения были и есть, что повышение курса рубля окажет отрицательное воздействие на конкурентоспособность России, российской экономики, но эффективность наших компаний росла быстрее, чем повышался курс рубля. А это значит, что мы успевали справляться с новыми сложностями. Но эта задача будет усложняться не только потому, что курс рубля продолжит расти. Эта тенденция продолжится в силу растущего характера российской экономики. Будут расти цены на газ и на электроэнергию, в ближайшие годы — неизбежно. Это дополнительные затраты многих компаний, и издержки будут выше. То же самое касается заработной платы. Она будет расти высокими темпами. У нас никогда не будет дешевой рабочей силы, и это хорошо. Люди будут получать высокую зарплату и будут иметь возможность получить хорошее образование и работать более квалифицированно. Но это означает, что компании должны будут искать такие ниши на мировом рынке, в которых можно работать с такими высокими издержками.

В связи с обновлением в 2008 году органов госвласти, мы считаем, изменение экономической политики не произойдет, будет сохраняться преемственность тех решений, которые были приняты. Более того, эта преемственность обеспечивается принятым трехлетним бюджетом, и таким образом солидная основа для стабильности экономической политики создана, но, тем не менее, новые амбициозные задачи будут поставлены.

Алексей Кудрин, вице-премьер Правительства РФ:

В 2008 году планируется разработать методологию и подготовить долгосрочный прогноз развития бюджетной системы РФ на пятнадцать лет. При подготовке проекта федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010–2011 годов будут на практике реализованы принципы, закрепленные в новой редакции Бюджетного кодекса РФ. Они предполагают ограничение трансферта нефтегазовых доходов в бюджет, раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств. Планируется также ввести в действие новый порядок исполнения бюджетов, предусмотренный новой редакцией Бюджетного кодекса. Будут подготовлены поправки в Бюджетный кодекс по вопросам финансового контроля в соответствии с принципами среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат.

В 2008 году предстоит продолжить текущую работу по совершенствованию налоговой системы, а также определиться со стратегией налоговой реформы на ближайшие пятнадцать лет. Отдельным серьезным вопросом является разработка подходов к развитию пенсионной системы, системы медицинского и социального страхования в долгосрочной перспективе. Для этого будет необходимо определиться с вопросами совершенствования единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В 2008 году должна быть завершена реорганизация системы регулирования аудиторской деятельности в России. С решением этой задачи аудиторы в нашей стране будут работать по общепризнанным в мире стандартам.

В 2008 году продолжится тенденция снижения курса доллара к евро. Евро будет усиливаться, доллар будет ослабевать. Это немножко отразится и на нашей российской ситуации. Российский рубль еще на несколько копеек подорожает к доллару, но не будет каких-либо значительных скачков.

Эльвира Набиуллина, глава Минэкономразвития РФ:

Мы достигли определенного макроэкономического баланса и устойчивости к внешнеэкономическим шокам, и нам необходимо сейчас акцентировать внимание на острых проблемах — недостаточном развитии транспортной и энергетической инфраструктуры, недостатке и низкой квалификации трудовых ресурсов, потому что отставание в данных областях не позволит реализовать стратегически важные цели и ответить на предстоящие глобальные вызовы.

Виктор Христенко, министр промышленности и энергетики РФ:

В энергетической политике в 2008 году ожидается принятие ряда ключевых решений, которые будут касаться подготовки к либерализации внутренних цен на газ, дальнейшей либерализации рынка электроэнергетики (мощности), а также активизации инвестиционного процесса в электроэнергетике.

Этот год будет важен и для развития трубопроводной инфраструктуры, в первую очередь на азиатско-тихоокеанском направлении. Должно завершиться строительство первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, который начнет заполняться нефтью с месторождений Западной Сибири и с вновь разработанных месторождений в Восточной Сибири. Нефть будет экспортироваться в Китай, а также в другие страны АТР.

2008 год будет ознаменован дальнейшим укреплением позиций России в рамках глобального энергодиалога. Причем речь идет не только о поставках нефти и газа. Уже сегодня мы активно заявляем о своих позициях и в других сферах энергетики, таких как атомная и гидрогенерация. По всем направлением международного энергетического сотрудничества Россия будет играть роль ключевого игрока и партнера.

Большие события будут происходить в отечественной промышленности. К полноценной деятельности приступит Объединенная авиастроительная корпорация, выйдет на завершающий этап корпоративных процедур Объединенная судостроительная корпорация. Продолжится работа по формированию интегрированных структур в двигателестроении...

В металлургии и химической промышленности в рамках разработанных стратегий ожидаются значительные объемы инвестиций в реконструкцию и модернизацию производств, а также создание мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Задачи на следующий год в лесопромышленном комплексе — повысить глубину переработки леса, для чего будут запущены порядка 5-10 инвестиционных проектов.

В планах развития транспортного машиностроения на следующий год — разработка и запуск в производство электровозов с улучшенными показателями экономичности и экологичности.

В электронной промышленности намечается реализация ряда научно-производственных проектов в рамках ФЦП, которые, я убежден, окажутся прорывными для развития отрасли.

Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи РФ:

В 2008 году в закончится телефонизация всех населенных пунктов в рамках универсального обслуживания, выйдут на орбиту три новых гражданских спутника, в крупнейших городах страны будут предоставляться услуги связи третьего поколения. Для развития рынка услуг дальней связи мы планируем предоставить всем абонентам одновременную возможность как предварительного выбора оператора дальней связи, так и его выбора при каждом звонке.

Одним из главных событий в следующем году, несомненно, станет разработка и утверждение федеральной целевой программы по переходу на цифровое телевещание, которое позволит предоставить абсолютно всем гражданам возможность принимать не менее шести телевизионных каналов с высоким качеством изображения и звука.

Думаю, уже в течение первого полугодия 2008 года будут созданы необходимые условия для развития рынка мобильной коммерции в стране. В результате с помощью мобильного телефона можно будет оплачивать не только услуги связи, но и, например, парковку, услуги ЖКХ, совершать покупки.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ:

В 2008 году нельзя исключать сбоев в мировой политике, которые могут быть спровоцированы односторонними шагами тех или иных стран или объединений государств, их попытками действовать за рамками международного права, в нарушение принципа равной безопасности. Как бы ни складывалась ситуация, Россия не даст вовлечь себя в новую конфронтацию, будет проводить объединительную внешнюю политику, продвигать конструктивные альтернативы решения имеющихся проблем.

Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:

Судя по всему, 2008 год будет для страны в социальном плане годом неудачным. Инфляция сохранится на прежнем уровне, я даже думаю, она вырастет. Это связано и с внешней конъюнктурой, и с бюджетной политикой, при которой бюджетные расходы растут за счет подачек вроде трехсотрублевого увеличения пенсий или увеличения заработной платы бюджетников на пару сотен рублей, и нерешенной проблемой монополизации внутренних рынков. Все эти факторы говорят о том, что в этом году инфляция будет, конечно, не ниже двена цати процентов — уровня 2007 года. Потребительская инфляция, то есть инфляция по корзине продуктов питания, услуг ЖКХ, общественного транспорта и лекарств, то есть того, что реально потребляет большинство населения, будет еще выше. Я думаю, что она составит порядка двадцати процентов и съест все прибавки к доходам, которые будут в этом году, особенно у тех категорий граждан, которые зависят от государства — это прежде всего пенсионеры, бюджетники, военнослужащие. При этом, конечно, будет много социальной риторики, особенно перед президентскими выборами, много разговоров о том, что правительство и президент проявляют заботу о населении.

Если Владимир Путин будет премьер-министром, как он это подтвердил, то курс, который и привел к очень существенным экономическим диспропорциям, останется. У нас, несмотря на все заявления, не происходит, конечно, структурной перестройки экономики. И в этом заключается главная проблема. Потому что изменения давно назрели.

Российской власти при принятии важных экономических решений давно пора наладить диалог с обществом и бизнесом, который запуган коррупцией и поборами чиновников и находится под серьезным административным давлением. А это совсем не способствует его развитию. А без активной деятельности малого, среднего и крупного бизнеса разговоры о здоровой экономической ситуации просто бессмысленны.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

Станут ли россияне жить лучше в новом году? Я надеюсь — да. У нас сейчас довольно высокий темп экономического роста. То обстоятельство, что растут цены на нефть и продовольствие, негативно влияет на цены на потребительские товары, но, с другой стороны, это же — возможность для увеличения экспорта, получения большего объема доходов и инвестиций в российскую экономику, для дальнейшего роста доходов.

Использована информация сайтов: www.carnegie.ru; www.echo.msk.ru; www.edinros.ru; www.government.ru; www.grani.ru; www.inosmi.ru; www.interfax.ru; www.kremlin.ru; www.rian.ru; www.svobodanews.ru; www.vesti.ru