Директор-Инфо №24'2007
Директор-Инфо №24'2007
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

АвтоПром: тенденции-2007 и ожидания-2008

Олег Татарников

Прогресс в автомобилестроении меняет направление. Если до сих пор он шел в основном по пути модернизации механических или гидравлических систем, то теперь следует ожидать стремительного совершенствования электронной «начинки» автомобиля.

Усложнение автомобилей

Все эксперты отмечают общую тенденцию для новых автомобилей, особенно в среднем и высших классах: современные автомобильные системы управления переходят от механических и гидравлических схем к электрическим и электронным. В настоящее время дорогостоящие схемы управления «по проводам» (X-by-wire) являются более надежными, занимают меньше места и характеризуются простотой в использовании. Одним из наиболее ярких представителей нового поколения автомобильных систем управления семейства X-by-wire являются электронные системы безопасности Safe-by-wire Plus, которые приходят, наконец, к стандартизации, и на смену существующим системам, в том числе и распространенным сегодня системам динамической стабилизации автомобиля ESP (Electronic Stability Programme), в ближайшее время придут универсальные системы, объединяющие все средства автомобильной безопасности (как активные, так и пассивные). Новое поколение ESP работает совместно с системами Brake-by-wire: ABS (Anti-lock Braking System — антиблокировочной тормозной системой), EBD (Electronic Brake-force Distribution — системой электронного распределения тормозного усилия), EBA (Electronic Brake Assist — системой усиления экстренного торможения) и системой управления двигателя. Такая новая полностью интегрированная система выравнивает траекторию движения автомобиля, но пытается это делать уже в соответствии с желаниями водителя. ESP особенно эффективна в ситуации заноса или сноса и позволяет даже не слишком опытному водителю с легкостью выходить из любых дорожных затруднений.

Основное предназначение ESP — зафиксировать сцепление колес с дорогой и не допустить его снижения (когда автомобиль начинает скользить). Как только начинается скольжение, через блок АБС осуществляется строго дозированное торможение одного или нескольких колес, а также, при необходимости, снижение оборотов двигателя. Контроль за ситуацией осуществляется, в частности, с помощью датчиков бокового ускорения (акселерометров), и если угол поворота руля не соответствует углу поворота автомобиля, то приводится в действие ESP. Новые системы оснащаются также функцией CBC (Cornering Brake Control), которая позволяет эффективно использовать тормозную систему в случае любого поворота, и системой Active Steering — активного рулевого управления.

Новые электронные системы требуют и более сложных систем диагностики. Стандартом де-факто для высокоскоростных бортовых сетей уже стал интерфейс сети контроллеров для управления подсистемами автомобилей CAN/J1850 (Controller-Area Network), который окончательно вытеснил такие архаичные диагностические интерфейсы, как OBD (On Board Diagnostic). Сегодня большинство европейских автомобильных гигантов (например, Audi, BMW, Renault, Saab, Volvo, Volkswagen и т. д.) используют интерфейс CAN в системах управления двигателем, безопасности и обеспечения комфорта (описание стандарта CAN можно найти на сайте http://www.can-cia.de/).

А в ближайшие 3-5 лет на смену интерфейсу CAN придет еще более быстрый и надежный интерфейс управления FlexRay. На контроллеры FlexRay возлагаются более широкие задачи контроля двигателя, трансмиссии, подвески, подсистем торможения, рулевого управления и другой бортовой электроники — областей, где актуально расширение функциональности и наличие развитых средств диагностики.

Технология FlexRay уже дебютировала на рынке в автомобилях 2007 модельного года. Например, FlexRay на специализированном чипе производства компании Freescale реализована уже на BMW X5 второго поколения. Комбинация активного подавления кренов и регулировки жесткости амортизаторов позволяет достичь абсолютно иного уровня характеристик. Технология получила название AdaptiveDrive и стала первой системой, которая для координации своих действий использует инновационную технологию передачи данных FlexRay.

Гаджеты на колесах

Отметим также еще одну тенденцию современного автомобилестроения — превращение средства передвижения в мобильный мультимедийный центр, что получило на Западе даже специальное название — Media Oriented Systems Transport (MOST). Действительно, напичкав автомобиль цифровой электроникой и высокоскоростными сетями, ничего не стоит добавить к ним информационно-развлекательные средства: Интернет, навигацию, а также высококачественные видео- и аудиоаппаратуру. Редкая модель сейчас не оснащается GPS-навигатором, ЖК-дисплеем и другими компьютерными и аудиовизуальными развлекательными системами и средствами диагностики. Сегодня даже рядовые покупатели всерьез обсуждают необходимость наличия в машине интерфейса Bluetooth или перспективы использования интерфейса Wi-Fi, а отсутствие в магнитоле поддержки MP3 считается большим недостатком.

Автомобили активно осваиваются и производителями компьютерной техники, так что не за горами замена обычных систем зажигания и иммобилайзеров компьютерными системами биометрического контроля (Biometric Ignition), компакт-диски сменяются флэш-картами и твердотельными дисками (Rigid Disk Drives), автомобили оснащаются не аналоговым, а цифровым радио (Digital Radio), цифровым телевидением высокой четкости (HDTV) и другими компьютеризованными медиасистемами. Так что уже в будущем году автомобилистам придется всерьез решать, каким именно набором гаджетов должен оснащаться покупаемый автомобиль.

Однако радует то, что целый ряд новейших компьютерных автомобильных систем, которые готовятся к выпуску в ближайшее время, принесут реальную пользу автолюбителям. Прежде всего это новейшие средства удаленной диагностики — Remote-Diagnostic Telematics (сервис скоро сможет считывать телеметрию прямо с места поломки автомобиля и принимать решение об эвакуации транспортного средства или же о посылке специалиста, который сможет устранить неисправность на месте).

Средства навигации

Навигационные системы уже заняли достойное место в автомобильной промышленности, и то, что машины без вмешательства человека определяют собственное местонахождение по сигналам навигационных спутников, нас не удивляет.

Однако сегодня навигационные средства начинают применяться в более совершенных автомобильных системах, которые служат не только для определения местоположения. Так, компания General Motors объявила, что в 2008 году появится автомобиль Opel Vectra с усовершенствованным автопилотом. В машине будет использована система Traffic Assist, которая сможет управлять автомобилем на скорости до 60 км/ч, чего ранее не позволяли системы круиз-контроля. Для навигации в этом автомобиле будут применяться и спутниковые средства, и лазеры, и видеокамеры, контролируемые мощным компьютером. Система сможет распознавать не только повороты, но и препятствия или дорожные знаки. Впрочем, такая система будет отнюдь не дешевой (по предварительным оценкам, примерно 50 процентов от стоимости самой машины), и пока непонятно, разрешат ли применение подобного автопилота различные официальные инстанции.

В дальнейшем компания GM планирует перейти к автопилотируемым средствам передвижения и уже воплотила идею беспилотного будущего в серии своих концептов. Ее новейшая система «от автомобиля к автомобилю» (Vehicle-to-Vehicle, V2V) определяет положение машины относительно других и полностью контролирует движение. Принцип работы довольно простой. Система V2V использует для связи между автомобилями беспроводную сеть, по которой передаются данные об их местонахождении и скорости. Кроме того, система непрерывно анализирует получаемые данные и может помочь избежать дорожно-транспортного происшествия, заранее предупредив водителя о потенциально опасной ситуации, созданной другими автомобилями.

Работая над V2V, специалисты GM использовали уже известные, испытанные и проверенные компоненты, которые делают систему доступной для покупателей. Прежде всего это GPS-приемник и беспроводной модуль передачи данных по высокоскоростной сети WLAN (аналог известного пользователям компьютеров протокола Wi-Fi). Таким образом обеспечивается стабильная связь между автомобилями на расстоянии примерно до 400 метров. Система V2V может не только предупреждать водителя о потенциальной опасности, но даже серьезно вмешиваться в дорожную ситуацию.

Специально отметим, что система V2V, «общаясь» с другими автомобилями, сообщает об опасной ситуации впереди еще задолго до того, как водитель увидит опасность, скажем, из-за «слепого» поворота, перекрестка, «мертвой зоны», дорожных работ или сложного рельефа местности (в этом случае на дисплей выводится специальный визуальный символ, подается звуковой сигнал и/или начинает вибрировать сиденье). Кроме того, система сама может принять решение об экстренном торможении, если водитель не начал совершать маневра.

И наконец, с помощью системы V2V водители получат информацию о местонахождении и направлении движения автомобилей аварийных служб, милиции, пожарных и скорой помощи и смогут своевременно уступить им дорогу.

Надо ли говорить о том, что средства спутниковой навигации (GPS) не только применяются в таких системах будущего, как вышеописанная V2V компании General Motors, но и являются сегодня базовым инструментом, причем как в моделях высоких классов, так и в автомобилях среднего уровня. Аналитики предсказывают, что в ближайшие восемь лет системы GPS/Telematics из высокотехнологичных продуктов превратятся в банальный ширпотреб, и компаниям — производителям таких средств даже предлагается подумать над расширением функциональности своих изделий, чтобы избежать их обезличивания на рынке.

В России, конечно, со средствами автомобильной спутниковой навигации не все обстоит так гладко, как в развитых странах (у нас штатная навигация поддерживается только на отдельных марках машин, да и то не в полном объеме), а между тем различные вспомогательные системы на базе навигации сегодня развиваются особенно бурно. Например, системы отслеживания перемещений в группе (Fleet Tracking Systems) предлагается использовать многоцелевым образом: с их помощью можно будет заранее узнать о наличии мест на парковке и о количестве автомобилей в пробке, а также просто пообщаться с соседом по полосе. Volkswagen уже предложил систему автообщения посредством GPS в серии своих концептов, и автомобили скоро сами смогут разобраться, кто прав, а кто виноват в спорной ситуации. Компания Honda также давно смотрит в этом направлении, и концепт ASV-3 (появившийся в результате участия в проекте Advanced Safety Vehicle), построенный на базе Honda Accord и оснащенный бортовыми камерами, радаром и системой автоматической коммуникации между автомобилями, позволит в будущем поддерживать движение почти без участия водителя.

На базе подобных систем можно будет создавать и эффективные противоугонные средства.

Персональные алкотестеры

Интересную новинку предложила шведская автомобильная компания Volvo: в качестве опции для новых моделей Volvo S80, V70 и XC70, которые сойдут с конвейера уже в начале 2008 года, будет предлагаться система Alcoguard, которая, по сути, является алкотестером и будет «призывать» водителя принять трезвое решение и отказаться от управления автомобилем в нетрезвом состоянии. В конструкции Alcoguard, кстати, применена технология топливных элементов, которая пока обходится дороже, но результат ее применения оказывается гораздо лучше традиционных химических или полупроводниковых тестеров. В отличие от полупроводниковых систем, технология топливных элементов способна реагировать исключительно на этиловый спирт, а не на какие-либо другие вещества. В этом устройстве молекулы этилового спирта проходят через чувствительную мембрану, в результате вырабатывается ток, который и измеряется системой. Чем больше будет этот ток, тем выше содержание алкоголя в дыхании водителя.

Таким образом, прежде чем запустить двигатель автомобиля, водитель должен будет подуть в беспроводный переносной блок, который представляет собой устройство размером с пульт дистанционного управления и находится в специальной нише за центральной консолью, где постоянно подзаряжается. В этом устройстве проводится анализ дыхания водителя, после чего результат анализа по радиочастоте передается в электронную систему управления автомобилем. Если содержание алкоголя в крови превышает 0,2 г/л, то пуск двигателя будет заблокирован. Благодаря передовым датчикам «обмануть» такое устройство невозможно, даже если использовать насос.

Информационный дисплей автомобиля выводит сообщения, помогающие водителю использовать устройство. Например, водитель может узнать, каким оказался результат проверки — положительным или отрицательным — и какое значение получилось; кроме того, система может потребовать от водителя дуть в переносное устройство дольше. Результаты хранятся в памяти в течение 30 минут после выключения двигателя, поэтому водителю не придется повторять проверку после каждой короткой остановки и не удастся «обмануть» систему «перезагрузкой». Ограничение в пределах 0,2 г/л было установлено в соответствии с требованиями шведского законодательства. Если в других странах приняты иные нормы, то специалисты Volvo могут внести необходимые изменения в параметры системы. Калибровка и замена аккумуляторных батарей в переносном устройстве производятся в процессе планового обслуживания автомобиля. Если новый владелец автомобиля не пожелает использовать эту систему, она может быть отключена и снята с автомобиля дилером.

Кроме того, переносное устройство подключено по беспроводной связи, поэтому водитель может вынуть его из автомобиля, но, несмотря на то, что устройство всегда может произвести точное измерение содержания алкоголя в крови, результаты измерения можно получить только в том случае, если оно находится на расстоянии не более десяти метров от автомобиля. При комнатной температуре устройство нагревается в течение пяти секунд, поэтому в целях сокращения времени ожидания для проверки система включает функцию подогрева сразу после разблокировки дверных замков автомобиля. А чтобы обеспечить работу Alcoguard в очень холодном или жарком климате, необходимо предусмотреть кабель питания. Впрочем, как говорится в пресс-релизе компании, «для экстренных ситуаций или в случае потери переносного устройства предусмотрена функция обхода системы Alcoguard».

Компания ожидает, что приобретать новое устройство Alcoguard будут в основном корпоративные парки, операторы такси, государственные учреждения и муниципалитеты, однако удобство применения этого аппарата не исключает, что он будет востребован и частными владельцами автомобилей.

Системы ночного видения

Дорогие автомобили давно оснащаются системами проецирования показаний на лобовое стекло (Head-Up Displays). Они либо входят в базовое оснащение, либо устанавливаются отдельно как решения сторонних производителей (на французских машинах такие системы называются affichage tete haute). Серьезной пользы они не приносят, как и всякие «датчики дождя» и «автосвета». Но, скажем, автоматическое включение фар или дворников (хотя и выглядит внушительно в рекламных буклетах) почти ничего не стоит, тогда как стоимость Head-Up Displays довольно высока, а пользу от дорогой системы проецирования приборной панели на лобовое стекло смогут оценить немногие, и уж конечно не на бумаге.

Однако на наших дорогах была бы полезна такая разновидность Head-Up Displays, как системы ночного видения (Night Vision Enhancement), когда в верхнюю часть лобового стекла встраиваются видеокамеры (CMOS Image Sensors), реагирующие на инфракрасную подсветку, а изображение с них проецируется на экран или на лобовое стекло. Возможно, в США или в европейских странах, где по ночам дороги освещены, такая система и не особенно нужна, но на наших дорогах она могла бы существенно увеличить поле зрения и уберечь от наезда на не слишком адекватного пешехода или от вылета на опасную обочину.

Стильные и умные — 2008

Одной из самых громких новинок 2008 года станет серийный внедорожник класса люкс BMW X6 — четырехдверное купе, каких ранее просто не существовало. Очевидно, что желающим приобрести X6, еще более «умный» автомобиль, чем X5 (см. выше), придется заплатить несколько больше, чем за другие модели этой компании.

Концерн Audi, в свою очередь, разразился очередным «секретным» 5-летним планом появления новых автомобилей, который составлен аж до января 2012 года. После выхода в сентябре 2007 B8 A4 и C6 RS6, в январе 2008 года планируется выпуск A3 Cabrio, в марте того же года — B8 A4 Avant, на июнь планируется рестайлинг A3 и, наконец, в июле ожидается самая шумная премьера: Audi выпустит в продажу свой новый среднеразмерный кроссовер Audi Q5 (это будет нечто среднее между Q7 и Allroad, и его уже в шутку окрестили Baby Q7), первый показ которого планируется на женевском автосалоне. В августе 2008 года выйдет TT-S, в сентябре — R8 V10, а к концу года планируется выпустить Q7 Hybrid. А оригинальное большое спортивное авто Audi A7 в кузове купе или седан, которое готовится к выходу в 2009 году, может стать конкурентом BMW 6-серии и Mercedes-Benz CLS. Новая модель CLS должна вот-вот появиться в продаже. Изменения в новинке кардинальными назвать нельзя, однако они все же есть и касаются в первую очередь внешнего облика автомобиля и его электронного оснащения. Премьера этого четырехдверного купе состоялась еще в 2004 году, и с тех пор объем производства держался на одном уровне, не падая ниже 60 тысяч автомобилей в год. В связи с тем, что у конкурентов появляются все новые и новые модели, Mercedes решил обновить и свой CLS.

Основным конкурентом Audi Q5, как ожидается, станет Infiniti EX35, который также появится на рынке в следующем году (в том числе и в России). Volvo планирует выпустить обновленный XC90, а компания General Motors готовит премьеру «компактного» внедорожника Hummer H4 (ожидается, что вид у него будет в стиле Hummer 1/2/3, а размеры — как у Jeep Wrangler), который, возможно, получит базу от Chevrolet Captiva и будет собираться в Корее. Что касается собственно корейских автомобилей, то они выходят на новый уровень и начинают представлять серьезную конкуренцию «японцам» (во всяком случае, компания Toyota наконец официально признала корейский концерн Hyundai одним из основных своих конкурентов). Среди самых интересных новинок корейской компании обозреватели отмечают спортивное купе Hyundai Coupe, представленное недавно в Америке. А что касается седанов D-класса, то основные лидеры уже обновились, но в 2008 году ожидается появление таких новых моделей, как Citroen C5 и Opel Vectra.

Российские проблемы

Специфические проблемы у российских автомобилистов в нынешнем году начали проявляться особенно остро, и будущий год особых улучшений не сулит. Стремительный рост продаж вызвал настоящий коллапс на наших дорогах (причем уже не только в крупных городах), растет количество дорожных инцидентов, а автомобилей уже так много, что мастера на сервисных станциях не успевают их ремонтировать.

Словом, у российского автомобилиста, простоявшего за популярной иномаркой в длинной очереди (которые сейчас составляют от нескольких месяцев до года!), проблемы только начинаются. Дольше всего стоять в очереди на кузовной ремонт, например, приходится владельцам марки Ford. Несмотря на существование огромной дилерской сети по всей России, ожидание ремонта какого-нибудь Ford Focus может растянуться на 4–6 месяцев. Причем головную боль вызывает не только ремонт машин этой марки в случае аварии или поломки, но и просто плановое техобслуживание, на которое нужно записываться за 2-3 недели.

На втором месте по длительности ожидания ремонта, по версии газеты «Комсомольская правда», идет компания Honda (2–4 месяца), а далее следуют марки Opel и Mitsubishi, владельцам которых приходится ждать по 2–3 месяца. Причина столь долгих сроков ожидания одинакова для всех и банальна: у официальных дилеров не хватает мощностей, а покупатели огромного числа новых автомобилей под страхом лишения гарантии вынуждены чинить свои машины только на официальных сервисах. Кроме того, в связи с общим усложнением автомобильных систем в ближайшем будущем починку можно будет осуществить далеко не в каждом сервисе даже по окончании гарантийного срока. По 2,5 месяца приходится ждать ремонта и владельцам таких марок, как Chevrolet, Hyundai и Nissan (их владельцам тоже приходится записываться на плановое техобслуживание за несколько недель).

И мало того, что сами автомобили в России обходятся покупателям значительно дороже, чем аналогичные модели в других странах, но и стоимость эксплуатации автомобилей у нас превышает средние цифры по Европе. Причем отнюдь не всегда зарубежные рейтинги стоимости эксплуатации автомобилей совпадают с нашими реалиями.

Так, недавно российское маркетинговое агентство Vector Market Research выпустило свое собственное исследование стоимости запчастей на популярные иномарки в России и ремонтно-профилактических работ. Маркетологи агентства общались с дилерами, изучали прайс-листы и провели около 4,5 тысячи интервью. Понять, из чего складывается стоимость запчастей и работ, оказалось очень сложно. Для чистоты эксперимента специалисты из Vector Market Research разделили все запчасти на группы товаров: электрика, мелкие расходные материалы, части подвески и т. д. Как оказалось, дешевле всего в нашей стране содержать Chevrolet. Если сравнить стоимость содержания некоторых наиболее популярных иномарок с расходами на владение Chevrolet, то картинка получится очень выразительная:

  • примерно на 10 процентов дороже содержать Citroen и Hyundai;
  • на 15–20 процентов дороже эксплуатация Nissan, Ford и Skoda;
  • расходы на содержание Renault, Peugeot и Opel выше примерно на 25 процентов;
  • содержать Toyota и Suzuki дороже на 30 с небольшим процентов;
  • на 40 и более процентов дороже обойдется владельцу эксплуатация Volkswagen и Mazda;
  • рекордсменами же по эксплуатационным расходам в нашей стране оказались Mitsubishi и Honda, содержать эти машины дороже, чем Chevrolet, на 60 процентов.

Результаты исследователей Vector Market Research, пожалуй, идут вразрез с общим представлением о стоимости эксплуатации в нашей стране тех или иных авто, но они подтверждают одну из намечающихся тенденций отечественного рынка. Ажиотажный спрос на иномарки продолжается, однако наши покупатели сегодня потихоньку начинают приходить в себя, осмысливать фактическую стоимость кредита, бензина, времени, наконец, начинают считать стоимость владения автомобилем и задумываться над целесообразностью этого мероприятия.