Директор-Инфо №23'2007
Директор-Инфо №23'2007
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Ездить по-американски

Олег Татарников

Чем доллар ниже, тем американское авто выгоднее.

В условиях продолжения падения курса доллара нам показалось интересным обратиться к американским новинкам в области автомобилестроения, ведь с каждым днем покупка американского автомобиля, даже несмотря на все его недостатки, становится все более выгодной. Кроме того, пора бы уж отказаться от предубеждений по отношению к американским машинам и обратить свои взоры на автопромышленность той страны, чьи размеры и специфика дорожного движения нам ближе, нежели теснота европейцев, к тому же чрезмерно озабоченных в последнее время экологичностью и экономичностью своих автомобилей. Нет, мы ничего не имеем против усиления заботы об окружающей среде и разумной экономии, но в условиях нашей страны отнюдь не все европейские подходы и новые разработки в области автопромышленности оказываются применимыми.

И вот как раз недавно, с 16 по 25 ноября, проходил очередной международный автосалон в Лос-Анджелесе (Калифорния, США). Международный статус автошоу в Лос-Анджелесе получило всего два года назад, в ноябре 2005 года. Такое решение Международная организация автопроизводителей OICA (Organisation Internationale des Constructeurs d’Automobiles), штаб-квартира которой находится в Париже, приняла скорее в качестве исключения, так как Лос-Анджелес стал вторым городом в США после Детройта, где будут проводиться регулярные международные автомобильные смотры, а ранее OICA придерживалась правила, что в каждой стране могла действовать только одна выставка со статусом международного автосалона. Однако США является самой крупной автомобильной державой, да и авторитет Детройта в автомобильном мире сегодня уже не такой, как прежде, а Калифорния с ее традиционно жесткими экологическими нормами в этом отношении ближе к Европе (как известно, для эксплуатации в Калифорнии многие производители специально оснащают свои модели дополнительными системами очистки выхлопных газов, а доля используемых гибридов в этом штате наивысшая по всей Америке). Нам же более интересна американская специфика этого автосалона, тем более что американская компания General Motors сегодня усиливает активность на российском рынке, который по доходности начинает соперничать с крупнейшими европейскими рынками.

Chevrolet Tahoe — самый экологичный автомобиль!

В этом году Лос-Анджелес опять не обманул ожидания европейцев, продемонстрировав верность европейским экологическим тенденциям в автомобильной индустрии. В этом смысле он как бы подхватил инициативу автосалона во Франкфурте (о котором мы писали ранее1), но сделал это с упором на американские модели. То есть всё те же гибриды и экологичные автомобили, но на этот раз — не немецкие или японские, а в основном американские. Так, в рамках автосалона были подведены итоги конкурса «Зеленый автомобиль года» (Green Car of the Year), но даже финалистами этого конкурса на самый экологичный автомобиль стали следующие гибридные автомобили: Chevrolet Malibu, Chevrolet Tahoe, Mazda Tribute Hybrid, Nissan Altima Hybrid и Saturn Aura Hybrid. Заметьте, что из пяти машин три — это представители концерна General Motors, а вот ни одна немецкая модель или даже модель «инициатора» гибридизации компании Toyota в финал не попала. Надо ли говорить, что победителем этого конкурса 15 ноября сего года был объявлен автомобиль американского концерна General Motors — новый гибридный внедорожник Chevrolet Tahoe!

Кстати, эту же модель (правда, не гибридную) концерн GM представлял в конце августа на проходившей в Москве международной автомобильной выставке «Интеравто-2007», и новинка тогда поразила воображение россиян: даже по сравнению с монстрами Tahoe предыдущих поколений она стала более мощной и увеличилась в размерах (как сообщают в GM, автомобиль теперь создан на новой платформе). Этот крупногабаритный SUV оснащается новой V-образной «восьмеркой» объемом 5,3 литра с максимальной мощностью 235 кВт (320 л. с.) и 4-ступенчатой автоматической трансмиссией. Такой мощный агрегат позволяет буксировать прицепы до 3 700 кг!

Несмотря на внушительный объем двигателя, по заверениям производителя, расход топлива на 100 км пробега в городском режиме составляет 15,7 литра и всего 11,2 литра — на магистрали. В это, конечно, верится с трудом, но представители GM уверяют, что подобные показатели стали возможными благодаря новой системе Active Fuel Management, которая отключает половину цилиндров при езде в экономичном режиме, а также улучшенным аэродинамическим качествам нового кузова (внешность нового SUV действительно сильно изменилась, став более «спортивной», и теперь он гораздо меньше напоминает шкаф, чем предыдущие модели). Интересно, что в Америке весьма популярны заднеприводные Chevrolet Tahoe, но на российский рынок будут поставляться модели только с полным приводом.

Увеличенная жесткость рамы (плюс 49 процентов по сравнению с показателями предыдущей модели) сделала автомобиль более собранным и управляемым. Конструкторы также постарались максимально снизить шум в салоне, предусмотрев использование специальных материалов и малошумящих шин. Кроме того, в комплектацию внесены новые опции (в частности, россиянам будет полезна система дистанционного запуска двигателя), а также серьезно улучшена система активной безопасности: подушки безопасности модернизированы, а все сиденья внедорожника оснащены боковыми шторками, которые раскрываются, получив от датчиков сигнал о переворачивании автомобиля. Кроме того, системы безопасности включают контроль устойчивости для уменьшения вероятности опрокидывания. Для базовой модели будут предлагаться 17-дюймовые колесные диски, а для более дорогих модификаций предусмотрены 20-дюймовые. Официально новый Chevrolet Tahoe придет на российский рынок в начале следующего года и будет стоить в России от 62 477 долларов.

Помимо Tahoe, GM начнет продажи в России моделей второго поколения Cadillac CTS. Обновленный седан станет более динамичным снаружи и более изысканным внутри.

Кроме того, на российский рынок поступит полноприводная версия более компактной модели BLS, ее модификация в кузове универсал и обновленный Cadillac STS. Все они появятся на нашем рынке в 2008 году.

Выгодной покупкой сегодня становятся и автомобили Opel (которые, как известно, также принадлежат GM). Компания представит двухместный родстер GT, а в конце года в России появится и компактный Opel Agila, находящийся в том же секторе, что и Chevrolet Spark. Цена его предполагается несколько выше, зато даже в базовой версии оснащение автомобиля будет богаче.

Готовится занять нишу в сегменте компактных седанов премиум-класса еще один представитель дочерних компаний концерна GM — компания Saab. В начале следующего года будет представлен Saab 9-3 Turbo X с полным приводом и 280-сильным двигателем, который будет выпущен лишь в количестве 2 тысяч авто (из них 30 машин уже заказаны для России).

В 2007 году GM рассчитывает продать в России около 250 тысяч автомобилей. Эта цифра уже вполне соизмерима с количеством автомобилей, проданных в прошлом году на крупнейших европейских площадках — в Германии (около 350 тысяч) и Великобритании (около 400 тысяч).

GM не только увеличивает продажи в России, но и связывает большие надежды с развитием производства своих автомобилей в нашей стране. General Motors уже производит автомобили в сотрудничестве с российским АвтоВАЗом (Chevrolet Niva) и украинским АвтоЗАЗом, а в настоящий момент американский концерн строит свой завод в Ленинградской области, причем ожидается, что этот завод будет больше, чем изначально планировалось. Первым там должен увидеть свет автомобиль Chevrolet Captiva, но GM не исключает возможности заключения договоров о новых совместных производствах или о расширении уже существующих.

Другие новинки Лос-Анджелеса

Из патриотических соображений и для того, чтобы специально подчеркнуть американскую специфику автосалона, на его открытии прошла презентация нового роскошного седана Lincoln MKS 2009 модельного года, который заменит на конвейере знаменитый Lincoln Town Car. Под капотом этого полноприводного седана стоит 3,7-литровый двигатель V6 мощностью 270 л. с., а через год после начала продаж должен появиться и новый 4,4-литровый турбированный V8 мощностью 320 л. с. (кстати, точно такой же мотор должен получить и Volvo S80 AWD).

Уже в базовой комплектации Lincoln MKS будет иметь навигационную систему, спутниковое радио, коммуникационное устройство Lincoln Sync, а также другие электронные системы. Ожидается, что цена MKS в США будет начинаться от 38 000 долларов (если подобная машина появится у нас, то ее цена вырастет вдвое — такова российская специфика). Пока же никакой информации о том, приедет ли эта модель в Россию, нет, и официально автомобили этой марки в нашей стране никогда не продавались (впрочем, Town Car и Navigator ввозились в Россию так называемыми «серыми» дилерами и пользовались устойчивым спросом).

Но на автосалоне в Лос-Анджелесе были представлены не только американские автомобили. В рамках этого автошоу прошли 30 североамериканских и 14 мировых премьер. Ведущие автомобильные компании показали свои последние модели и провели премьерные показы около 1 000 экспонатов. На автошоу были продемонстрированы и футуристические концепт-кары, и тюнингованные модели, и аксессуары, и электроника для авто, и многое другое.

Однако, следуя за прагматичным взглядом американцев, обратим свое внимание на корейский Hyundai, который представил обновленную модель седана Sonata 2009 модельного года. Этот в общем-то скромный и недорогой автомобиль весьма ценится в Америке бизнесменами среднего уровня. Выглядит он довольно солидно и имеет достаточно места на заднем сидении, чтобы эксплуатироваться в качестве разъездного, с водителем. Новая модель изменилась как технически, так и внешне. У новой Sonata более мощный и эффективный двигатель Theta второго поколения. Новый мотор, по заявлению разработчиков, обладает лучшими данными по динамике, но при этом отличается более скромным расходом топлива и имеет низкий уровень выбросов CO. Автомобиль, продаваемый в России, будет оснащен линейкой двигателей объемом 2 литра мощностью 136 и 150 л. с., а также двигателем объемом 2,4 литра мощностью 169 л. с. Двигатели работают совместно как с автоматической коробкой передач, так и с «механикой».

Внешне Sonata 2009 модельного года стала выглядеть более солидно, современно и динамично. Изменились фары, передний и задний бамперы, радиаторная решетка и колесные диски. Салон автомобиля также обновился, причем изменения затронули и обивку дверей, и напольное покрытие. Климат-контроль в новой машине теперь разделен для водителя и переднего пассажира, что делает салон более комфортным.

В Россию машина придет весной 2008 года. Согласно прогнозам, новая Hyundai Sonata на российском рынке может стоить не более чем на 5 процентов дороже предыдущей модели. А если кому-то этот автомобиль покажется слишком скромным, то среди премьер на автосалоне в Лос-Анджелесе была показана и такая новинка от корейского Hyundai, как роскошный седан Genesis.

На автосалоне были представлены гибридные Porsche Cayenne Hybrid и Cadillac Escalade Hybrid (ожидается, что в будущем году на автомобильном рынке вместе с американским Porsche Cayenne Hybrid появятся также европейские гибридные версии Volkswagen Touareg, Audi Q7 и BMW X6, а также японский Lexus LS 600h).

Среди прочих мировых премьер можно отметить полностью обновленный кроссовер Nissan Murano 2009 модельного года. Как заявляют представители компании Nissan, эта модель отличается не только от предыдущего поколения Murano, но и от других машин этого класса. Новинка имеет весьма стильный дизайн, качественную отделку салона с улучшенной шумоизоляцией и современное оснащение. В салоне машины установлены навигационная система, 9-дюймовый ЖК-экран, камера заднего вида, качественная аудиосистема с жестким диском объемом 9,3 гигабайта, новые подушки безопасности и специальные крепления для детских сидений. Все это делает обстановку салона одной из лучших в своем классе по уровню комфорта. Машина получила новую платформу и мощный двигатель DOHC V6 объемом 3,5 литра/265 л. с. В качестве трансмиссии модели 2009 года будут оснащены новым поколением вариатора X-Tronic CVT, позволяющего разгоняться очень плавно, без каких-либо рывков и задержек. Для американских автолюбителей вседорожник Murano будет предлагаться в пяти комплектациях, причем как в переднеприводных, так и в полноприводных вариантах. Комплектации и сроки выхода этой модели на российский рынок пока еще не определены (в Европу Murano придет во второй половине 2008 года, и, по прогнозам, стоить он будет примерно на 10 процентов дороже предыдущей модели).

Для наших читателей также будет небезынтересно узнать, что новый Jaguar XF, который также экспонировался на автосалоне в Лос-Анджелесе (правда, он уже не является новинкой: этот автомобиль был впервые представлен на автосалоне во Франкфурте в сентябре 2007 года), получил престижную ежегодную премию Autocar Awards 2007 в номинации «Лучший дизайн». Причем в этом году Jaguar впервые удостоился этой авторитетной премии. Жюри Autocar больше всего впечатлило то, что новый XF выглядит очень элегантно и при этом сохраняет стилистику Jaguar. XF был также признан «Самой ожидаемой автомобильной премьерой 2007», определенной читателями журнала What Car?, и удостоен награды за «Лучший автомобильный интерьер 2007» журнала CAR. Особенностью этого автомобиля, помимо дизайна, является новая уникальная шестиступенчатая коробка передач, оснащенная поворотным интерфейсом переключения передач JaguarDrive Selector и системой Jaguar Sequential Shift. То есть эта механическая коробка имеет ручное переключение передач при помощи подрулевых лепестков, подобных тем, что применяются в суперкарах Formula-1.

Сегмент самых роскошных автомобилей на выставке представляли Lamborghini Reventon (который стоит 1,4 миллиона долларов и является самой дорогой из всех моделей, когда-либо выпущенных этой маркой), новая Ferrari 430 Scuderia, обновленная и более мощная Bentley Continental GT Speed и новая Porsche GT2.

Думайте сами, решайте сами…

На основании анализа прошедших недавно международных автосалонов (особенно Франкфуртского, Токийского и Лос-Анджелесского) можно сделать вывод, что все современные автоконцерны будут производить гибридные машины независимо от того, заинтересованы они или их покупатели в производстве таких машин или нет. Гибридизация стала уже большой политикой в области автопроизводства, и, несмотря на сложность и дороговизну гибридных платформ, почти все автоконцерны в самое ближайшее время планируют довести гибридные технологии до серийного выпуска.

Пока же только для японской компании Toyota продажа гибридов носила коммерческий характер, а другие производители в большей степени были заинтересованы только в своей конкурентоспособности в этой области. Однако со временем гибриды становятся доступнее все большему кругу покупателей и в более широком диапазоне моделей, так что доходы от продажи гибридных авто будут со временем увеличиваться и, возможно, часть традиционных моделей с рынка исчезнет.

Однако при эксплуатации в России у гибридных автомобилей обнаруживается целый ряд проблем. Судите сами: с одной стороны, из автомобиля исчезают карданный вал, традиционная трансмиссия и такие навесные агрегаты двигателя, как стартер и генератор. С другой стороны, прибавляются сложный блок управления и преобразования напряжения, высоковольтные батареи, электромоторы и электромеханическая трансмиссия со встроенным генератором. В итоге и вес гибридной машины на несколько сотен килограммов превышает массу «донорской», и стоимость такого автомобиля увеличивается на несколько тысяч долларов. Заметно возросшее количество сложной электроники не очень хорошо себя чувствует в нашем химически агрессивном климате с большим перепадом температур. Причем если, например, у гибрида выходит из строя базовый аккумулятор, то машина «умирает» совсем. И оживить ее можно, только отправив на эвакуаторе к официальному дилеру, который должен зарядить ее специальным зарядным устройством или заменить. Не секрет, что даже в тепличных условиях существования в бытовой электронике аккумуляторы приходится время от времени заменять, так как постепенно они теряют часть своей емкости. На аккумуляторы в первых гибридных Toyota Prius давалась отдельная гарантия на 8 лет, но потом производитель счел, что аккумуляторы не нуждаются в замене в течение всего срока службы автомобиля, поэтому сейчас никаких отдельных оговорок для гибридных автомобилей уже не делается. Так что пользоваться гибридами после окончания срока гарантии по меньшей мере неразумно.

Помимо вышеописанных проблем, вызванных погодными условиями России, возможна еще одна напасть: в городских условиях бензиновый агрегат работает лишь время от времени (собственно, в этом вся прелесть гибрида и смысл его использования), поэтому в условиях низких температур у хронически непрогреваемого двигателя будет наблюдаться повышенный износ и, конечно, повышенный расход. Так что эффект от экономии топлива в зимнее время даже на таких малообъемных двигателях, которые применяются в гибридах, будет сведен к нулю. Да и на бездорожье на гибриде лучше не соваться...

Между тем возможно, что через несколько лет разумной альтернативы гибридам по многим позициям уже не будет. Не правда ли, есть повод задуматься?

 


1 См. О. Татарников. Экономичность, экологичность, эклектика // Dиректор-Инфо. 2007. № 19. С. 42–48. Возврат