Директор-Инфо №20'2007
Директор-Инфо №20'2007
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Владимир Баранов-Россине в ГМИИ, галерея Гагосяна на Рублевке

Материал подготовил Владимир Богданов, vladbog@compress.ru

Баранов-Россине — художник русского авангарда

До 25 ноября в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина на Волхонке, 10, продлится выставка «Владимир Баранов-Россине — художник русского авангарда», на которой представлены уникальные работы из музейных и частных собраний. Шулим-Вольф Баранов, Владимир Давидович Баранов, Даниэль Россине, наконец, Владимир Давидович Баранов-Россине. 1888–1944. Человек удивительной и трагической судьбы. Состоялся как художник в Париже, работал в «Улье», дружил с Шагалом, Цадкиным, Сутиным, Архипенко. В 1917 году вернулся в революционную Россию, работал в Отделе ИЗО Наркомпроса, преподавал, оформлял первую годовщину Октября в Петрограде, работал над революционными панно, оформлял спектакли Мейерхольда. В 1925-м, когда начали затягивать гайки, разочарованный, вернулся в любимый Париж, чтобы, так получилось, жить в стесненных обстоятельствах, а потом в 1943-м испытать депортацию евреев и спустя год погибнуть в концлагере Аушвиц (Освенцим).

Имя Баранова-Россине долгие годы было известно преимущественно специалистам, изучавшим историю русского авангарда. Перипетии судьбы, а также то, что значительная часть работ хранилась в семье художника, не способствовали популярности. Но в начале нашего столетия все изменилось: в 2002 году прошла выставка в Государственной Третьяковской галерее, потом — знакомство с творчеством в Государственном Русском музее. Но, вероятно, не сильно ошибусь, если скажу, что имя «выстрелило» на Sotheby’s в 2004 году, когда переходный кубистический «Натюрморт со стулом» 1911 года ушел с молотка за 1,050 миллиона долларов. В те времена это был выдающийся случай для русского искусства, и продажа получила высокий резонанс. К слову, знаменитый натюрморт тоже находится в экспозиции идущей выставки. Впрочем, не будь этого громкого случая, был бы другой: творчество Баранова-Россине начало триумфально возвращаться в Россию.

Эксперты отмечают, что в своих парижских поисках художник испробовал почти все авангардные течения, включая кубизм, кубофутуризм, абстракцию и сюрреализм. А еще раньше прошел путь академического пейзажа и почти неминуемого для художника тех лет постимпрессионизма. Своего «изма» Баранов-Россине не изобрел, но в рамках оформлявшихся течений его работы очевидно выделялись своей самобытностью. Одна из особенностей текущей выставки — возможность увидеть скульптурные композиции Баранова-Россине, которые являются мало изученным пластом его творчества и настолько редки, что долгое время считались утраченными. Интересно, что в скульптуре у Баранова была едва ли не наиболее новаторская роль: еще в 1910-х годах он чуть ли не первым разрабатывал крашеные и самодвижущиеся скульптуры, о которых остались документальные свидетельства. Тяга к технологичности проявилась не только в изобразительном искусстве: Баранов, как ренессансный художник, был увлечен изобретательством. Причем все его открытия связаны с природой света и цвета. На счету художника изобретение предтечи светомузыки «оптофона», прибора для определения качества драгоценных камней «фотохронометра», раскраски-невидимки «хамелеона», позже превратившейся в военный камуфляж, и даже аппарата для производства газировки. К сожалению, все эти изобретения не принесли художнику достатка, при жизни они остались невостребованными.

Сохранившееся творческое наследие Баранова-Россине относительно невелико. По некоторым оценкам, оно составляет чуть более 500 картин и рисунков, причем далеко не все из них относятся к ценным экспериментальным периодам. Так что любая возможность увидеть его работы — это событие для ценителей творчества художника. Тем более — выставка, на которой удалось собрать вещи из частных собраний Франции и российских музеев. По ряду отзывов, выставка получилась очень крепкая. Среди работ выдающегося уровня можно отметить, к примеру, картины «Ева» (1912) и «Кузина с цветами» (1912. Холст, масло. 130,5 x 161. Собрание В. В. Царипова). Взгляд останавливается на работе «Адам и Ева» (1912) и раскрашенном рельефе «Танец» (1914), также поступившем в экспозицию из частного собрания.

Источник: www.tvkultura.ru, http://www.museum.ru/gmii/defrus.htm, www.sothebys.com

Макс Бекман в Эрмитаже

13 января 2008 года завершится работа первой в России выставки одного из немецких экспрессионистов «Макс Бекман. Произведения из музейных и частных собраний Гамбурга и Любека», которая проходит в Государственном Эрмитаже (Петровская галерея, залы 255–257).

Ветеран Первой мировой войны, позже заклейменный фашистами как представитель «дегенеративного искусства», сегодня считается едва ли не главной фигурой в немецком экспрессионизме. И кстати, автором одной из самых дорогостоящих работ в мире: его «Автопортрет с рогом» был продан на Sotheby’s 10 мая 2001 года за 22,5 миллиона долларов, с превышением эстимейта в 2,5 раза. Если быть до конца точным, то сегодня в рейтинге номинальных цен Skate’s Top 1000 этот результат располагается на 79-м месте. На момент продажи это была самый высокая цена за работу немецкого художника, но за шесть лет много чего произошло. В том же рейтинге 28 место с результатом в 38 миллионов долларов с ноября 2006 года занимает «Берлинская улица» Эрнста Людвига Кирхнера.

Экспозиция в Эрмитаже включает около ста произведений живописи, скульптуры и графики из коллекции Кунстхалле и других музеев, а также из частных коллекций Гамбурга и Любека. Выставку постарались приблизить к ретроспективной, включив ранние работы молодого Бекмана, довоенные почти лирические пейзажи, жесткие городские сцены после Первой мировой и продолжив до графики, выполненной уже после Второй мировой войны в США, куда он переехал в 1947 году и где умер в 1950-м. Наиболее высоко ценится «зрелый Бекман» — тогда в его творчестве особенно проявилась приобретенная жесткость, энергия, бескомпромиссность — ничего общего с ранним, чуть ли не импрессионистическим мировоззрением.

По оценкам artprice.com, условно 100 долларов, вложенные в творчество Макса Бекмана, за 10 лет превратились в 156 долларов. Такой результат объясняется скорее математической усредненностью за счет тиражной графики. По оценкам специалистов, живописные работы Бекмана дорожают темпами примерно 10 процентов в год, характерными для произведений значительных художников. Но интерес к немецкому экспрессионизму растет, поэтому в ближайшее время темпы подорожания должны вырасти. Творчество Макса Бекмана имеет, безусловно, мировое значение. Однако замечено, что именно в родной Германии его работы наиболее востребованы и, соответственно, ликвидны.

Как часто бывает, рынок работ художника наводнен фальшивками. Существуют предположения, что до 30 процентов «бекманов», появляющихся на немецких аукционах (преимущественно региональных), не настоящие. Так что при совершении сделки коллекционеру и инвестору рекомендуется принять все меры предосторожности.

Источники: http://www.hermitage.ru/html_Ru/04/2007/hm4_1_170.html, www.artprice.com, www.tvkultura.ru, http://www.skatepress.com/

Гагосян на Рублевке

Барвиха Luxury Village — придорожный комплекс необычных малоэтажных зданий, выполненных в едином архитектурном стиле. Никакого разнобоя, все строения одной высоты и отделаны снаружи темным деревом. Часть пока находится в стадии строительства — леса, рабочие, невнятный въезд. Но через годик, когда станет опрятнее, идея должна раскрыться во всем запланированном блеске. На восьмом километре Рублево-Успенского шоссе компания Mercury построила «деревню роскоши», молл престижного потребления. Магазины Ferrari, Maserati, Harley Davidson, Prada, Bvlgari, Chopard — многое из того, что нужно молодым российским миллионерам — машины, мотоциклы, одежда, ювелирка, вкусная еда. Статусного искусства, роскошного до состояния «феррари» и куда более дорогого, до недавних пор не было. Теперь будет. Один из лидеров мирового галерейного рынка, американская Gagosian Gallery, привезет в «деревню роскоши» работы первых имен послевоенного модернизма и современного искусства.

Девять лет экономического роста, второе место в мире по экспорту нефти, пятьдесят три миллиардера (пять лет назад было семеро) с суммарным состоянием около трехсот миллиардов долларов, тысячи миллионеров — такие капиталистические успехи вынуждают лидеров галерейного рынка совершать бросок на Восток, самим «идти в народ». Особенно на фоне временного финансового пессимизма заокеанских покупателей.

Агенство Bloomberg метко подметило, что среди работ выставки Гагосяна под названем Insight? будут только «голубые фишки» арт-рынка: Пабло Пикассо, Аршил Горки, Виллем де Кунинг, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, из авторов самых дорогостоящих современных работ — Дэмиен Херст, Джефф Кунс, Такаши Мураками, Ричард Принс, Сесили Браун, Джон Каррин, Дженни Севилль и др. Всего около тридцати художников и около сорока работ: живопись, графика, скульптура, фотография и даже дизайнерская мебель (кресло работы Марка Ньюсона). Вещи подобраны для удобства неопытных покупателей: любое приобретение, пусть и со значительной переплатой, вряд ли станет выброшенными деньгами. Все имена — уже состоявшиеся. В каком режиме это будет продаваться, об этом пока говорить сложно. Можно предположить, что, как и в случае с временным ввозом на Московском салоне изящных искусств, выставка станет лишь площадкой для проведения переговоров. А само закрытие сделок будет проводиться за рубежом. Впрочем, это уже момент технический: люди, способные отовариваться у Гагосяна, знают, как оформляются такие сделки.

Выставка будет работать с 18 по 28 октября 2007 года, но в первый вечер откроется только для специально приглашенных лиц. Режим: со вторника по субботу с 12 до 19 часов.

Среди представленных имен можно отметить одного из лидеров американского абстрактного экспрессионизма Аршила Горки (1904–1948), урожденного Возданика Адояна, художника армянского происхождения, эмигрировавшего в Штаты с Кавказа после 1915 года. Для нас имя не на слуху, но для американского искусства очень значимое. Сегодня отдельные удачные работы Аршила Горки (псевдоним выбран, по одной из версий, в честь пролетарского писателя) могут стоить около пяти миллионов долларов. Но цены сильно зависят от качества и периода. Считается, что самые сильные живописные и графические работы художник создавал в 1936–1946 годах. Но куда большее значение имеет качество конкретной вещи и ее происхождение. Вещь довольно слабая и с невнятными документами может стоить раз в десять дешевле крепкой работы. История работы важна для уверенности в ее подлинности. Горки много подделывали, а после пожара в его студии в 1946 году стало возможным появление значительного числа дополнительных работ под видом чудом уцелевших.

Для подлинных крепких и выдающихся вещей Аршила Горки инвестиционные перспективы весьма хорошие. Принятых в таких случаях расчетных показателей по статистике artprice.com пока не существует, но эмпирическая ценовая динамика — около 20 процентов в год.

Поздняя, 1979 года, графика де Кунинга — еще одной культовой фигуры в американском абстрактном экспрессионизме. Интересно, что художник голландского происхождения «поймал свою волну», как считается, под влиянием Аршила Горки. Год назад в Государственном Эрмитаже проходила выставка поздних работ де Кунинга — как раз 1980-х годов, но только живопись. Тогда D писал, что самым ценным периодом в творчестве Кунинга считаются 1950–1960-е годы. Позднее художник растерял значительную часть своей бесшабашной энергетики, свойственной, например, его монохромному «алкогольному периоду». В семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века работы де Кунинга стали куда более яркими и жизнерадостными, и есть коллекционеры, которые предпочитают именно такое настроение в его творчестве. В отличие от Горки, для де Кунинга есть статистика. По оценкам artprice.com, условно 100 долларов, инвестированные в творчество художника в начале 2003 года, превратились к середине 2007 года в 283 доллара.

Коль скоро речь зашла об исторических ценовых динамиках, то опять же artprice.com приводит следующие оценки удорожания работ ряда современных художников с 2003 года. Вложенные тогда 100 долларов условно превратились в 462 доллара — для Дэмиена Херста, в 235 долларов — для Ричарда Принца.

Надо сказать, что покупка произведения современного искусства мирового уровня — мода для России довольно новая. В нашей стране покупатели традиционно предпочитали фигуративную живопись, натюрморты, пейзажную живопись, причем преимущественно русских художников. Галереи же, работающие в новом сегменте, наперечет. Bloomberg приводит слова Гари Татинцяна, владельца известной одноименной галереи, о том, что обычным покупателем дорогого современного западного искусства выступает человек до 40 лет, из банковского или адвокатского бизнеса, знающий два или три языка, целеустремленный, амбициозный, распространяющий свою энергию и конкурентоспособность как на бизнес, так и на коллекционирование предметов искусства. Вполне объяснимо. Так же, как и то, что богатые люди постарше все чаще обращают внимание на импрессионистов и западноевропейскую живопись, ценовые уровни для которой уже вполне сопоставимы с оценками работ тех же американских модернистов. Но усиление интереса к современному западному искусству как-то особенно бросается в глаза. Событий много. Так, в галерее Татинцяна недавно прошла выставка заметного немецкого неоэкспрессиониста Андре Бутцера, в октябре заканчивается выставка представителя брит-арта, участника знаменитой саатчевской «Сенсации» Мартина Малони, а впереди, в ноябре, — «русский проект» американского фотохудожника Вика Мюниса. С октября же в соседней Украине, в понятно чьем PinchukArtCentre, можно посмотреть работы цвета современного западного искусства — опять же Дэмиена Херста, Джеффа Кунса, Энтони Гормли, Андреаса Гурски, Марка Квинна, Такаши Мураками и других. Тенденция, однако…

Источник: http://www.gagosian.com/exhibitions/moscow-2007-10-insight/, www.gif.ru, http://www.pinchukartcentre.org/, www.tatintsian.com