Директор-Инфо №19'2007
Директор-Инфо №19'2007
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Экономичность, экологичность, эклектика

Олег Татарников

Эклектик, но к эклектизму относится отрицательно. (Из «Записных книжек» И. Ильфа)

Что ожидает авторынок в ближайшем будущем? Ответ на этот вопрос можно было получить на проходившем в середине сентября 62-м международном автосалоне во Франкфурте (62nd International Motor Show Frankfurt/Main 2007), где более тысячи производителей автомобилей и компонентов из 40 стран мира представляли свою продукцию и за 10 дней более миллиона человек, прибывших из 125 стран, прикоснулись как к современным разработкам, так и к концептуальным решениям ближайшего будущего.

Те тенденции развития автомобильной индустрии, которым уделяется наибольшее внимание на немецких автосалонах, особенно важны для России, так как Германия — ведущий автопроизводитель Европы, а российский автомобильный рынок, какими бы местными особенностями он ни отличался, все же в значительной мере часть европейского и новые модели, продающиеся в наших автосалонах, приходят к нам за редким исключением только после европейской сертификации. Кроме того, немецкий автосалон традиционно отличается прагматизмом и практичностью представляемых решений.

И, оценивая прошедшую экспозицию, можно отметить, что основными темами ближайшего будущего станут экология и экономия. Почти все крупные автомобильные концерны представили свои разработки и решения, связанные с сокращением выбросов в атмосферу углекислого газа, экономией топлива и альтернативными источниками питания. Отметим, что речь идет именно о сокращении эмиссии углекислого газа (CO2), а не угарного (CO), так как последнего в выхлопе современных автомобилей вообще быть не должно.

Впрочем, европейские производители не только стремятся снять своих автомобилистов с дорогущей «нефтяной иглы». Стремительный рост евро по отношению к другим валютам вынуждает их удешевлять и сами автомобили, а потому большинство новых моделей среднего класса пропагандируют экономию во всем — и в результате демонстрируются жесткие материалы в отделке, страшные кнопки и скучные панели приборов. Марку пока держат разве что некоторые японцы (Honda и Lexus), а также, как ни странно, Opel (очевидно, благодаря тому, что последний является подразделением американской General Motors). Все остальные перешли на жесткую экономию.

Кроме того, по опасениям немецких экспертов, через пару-тройку лет Европу завалят дешевыми машинами китайские промышленники, как это уже произошло с ширпотребом. Ведь, пока идут жаркие споры о плагиате между германскими и китайскими автопроизводителями, уже около двухсот немецких дилеров готовы продавать китайские автомобили в Германии. То есть в Европе явно чувствуется дух начавшегося и все более нарастающего противостояния западных автопроизводителей, с одной стороны, и китайских — с другой.

И конечно же, европейскую автопромышленность пока спасают экологи. В последнее время европейские автопроизводители чуть ли не каждую неделю выпускают пресс-релизы, в которых сообщают о новых, еще более экономичных и куда более «чистых» моделях. Все это очень похоже на гонку вооружений наоборот. И ларчик тут открывается просто: если европейские автопроизводители могут конкурировать с японцами в производстве экономичных и экологичных автомобилей, то большинство азиатских и даже американских компаний пока не сумели показать модели и разработки, которые смогли бы стать конкурентами европейским машинам в этой области. И доказать это — одна из главных целей таких грандов, как BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, и многих других. Экологическая тема, вокруг которой был построен франкфуртский автосалон 2007 года, несомненно, играет на руку европейским автопроизводителям.

В странах Евросоюза, а в Германии особенно, «зеленая» тема уже набрала огромную популярность. Многолетняя пропаганда, сопровождаемая государственной политикой (повышение цен на топливо и налогов на мощные автомобили, а также поощрение владельцев экономичных и экологичных авто), сделала свое дело: большинство немецких автомобилистов так или иначе, но уже подумывают о покупке гибридного транспортного средства, которое приводится в движение электромотором и использует двигатель внутреннего сгорания лишь для того, чтобы подзарядить аккумуляторы. А уж о том, что все современные силовые агрегаты должны отвечать экологическим нормам «Евро-5», и говорить не приходится.

На прошедшем автосалоне Audi представила свою разработку на основе гибридной технологии Mild-Hybrid, BMW показала три модели под общим названием EfficientDynamics, которые экономят до 20 % топлива и дают 15-процентную прибавку мощности, а Mercedes-Benz представила семь гибридных моделей, снабженных интеллектуальными технологиями управления. Кроме того, было показано шесть экономичных и экологически безопасных моделей Volkswagen Bluemotion, Opel Corsa ecoFlex, а также гибридный Cayenne от Porsche, и именно эти модели заняли центральные места на германских стендах франкфуртского автосалона. Не отстают и другие автопроизводители: Renault, Fiat, Volvo, Saab, Chevrolet, Hyundai, Kia, которые тоже представили свои экологические разработки. Впрочем, заметно дальше в производстве и продаже гибридных автомобилей продвинулись японцы, которые уже давно работают в этой области. Например, Toyota и Honda успешно создают гибриды уже десять лет, а по миру ездят сотни тысяч Prius и Civic Hybrid.

Однако курс на экономию вовсе не означает, что в ближайшем будущем европейцы пересядут на маленькие пластиковые автомобильчики вроде Smart и будут неспешно передвигаться, заправляясь рапсовым маслом. Современный автомобиль должен быть не только экономичным и безопасным — он должен быть динамичным, ярким и даже гламурным, иначе его не продать! И европейским маркам приходится доказывать, что экономичный и экологичный автомобиль может быть красивым и быстрым. Кстати, многие экспоненты автосалона во Франкфурте закрепляли обряд инициации новинок, пропагандируя глубокую связь между одеждой и автомобилем: вокруг стендов устраивали показы высокой моды. К этой модели, например, подойдет деловое платье от «Шанель», к той — легкий шелковый сарафан от «Армани» и ко всем — украшения от «Картье».

«Настоящее голубое решение» от Mercedes-Benz

По традиции один из самых солидных стендов на немецкой выставке (даже, пожалуй, самый солидный) принадлежал компании Mercedes-Benz.

Будущее автомобилестроения, по версии Mercedes-Benz, было воплощено в 19 новинках: начиная с восьми моделей с высокоэкономичными дизельными двигателями BLUETEC (в компании Mercedes решили, что голубой цвет ничуть не хуже зеленого, и любовно называют свои экологически чистые двигатели словом BLUETEC), семи автомобилей с гибридным приводом в пяти модельных сериях, продолжая семью же автомобилями с минимальной эмиссией CO2 и заканчивая экспериментальным концепт-каром F700. Свои экологичные технологические решения компания называет общим термином TrueBlueSolutions, утверждая, что приближает «будущее без эмиссии».

Скажем, новейший четырехцилиндровый турбодизель BLUETEC впечатляет своими характеристиками: он выдает 170 лошадиных сил и 400 Н•м крутящего момента. При этом за все свои услуги он берет мизерную плату — всего 5,5 л топлива на сотню километров. И при этом он настолько «чистый», что удовлетворяет требованиям «Евро-6», которые вступят в силу только в 2015 году. Дело в том, что в двигателях, созданных по технологии BLUETEC, помимо солярки используется синтезированная мочевина adBlue, которая, взаимодействуя с оксидами азота, превращает их в азот и водяной пар, на 80 % сокращая объем углекислого газа в выхлопе. Уже несколько лет по дорогам Европы ездят грузовики с бачками для мочевины, а теперь очередь дошла и до легковушек.

BLUETEC — это очень широкое понятие, а потому одной лишь мочевиной инженеры не ограничились. Эксперименты распространились на систему подачи топлива и привели к очередной оптимизации процессов сгорания. Добавились турбина с изменяемой геометрией, оборудование для рекуперации отработавших газов и целая батарея из сажевых фильтров и катализаторов. Впервые легковые автомобили Mercedes-Benz с такими двигателями появились осенью прошлого года на американском рынке, а в настоящее время компания адаптирует свою технологию для Старого Света и в самом начале 2008 года предложит автомобили с шильдиком BLUETEC европейским покупателям.

Кроме того, новая технологическая концепция, разработанная в Mercedes-Benz, осуществляет интеллектуальное управление энергией в каждом значимом компоненте автомобиля, будь то оптимизированные камеры сгорания или гибридные приводы, которые могут применяться как отдельно, так и комбинированно, в зависимости от класса автомобиля, его использования и требований клиента. Кстати, Mercedes-Benz объявила о том, что в 2010 году будет начат серийный выпуск модели B-класса F-Cell на топливных элементах нового поколения.

И наконец, был представлен новый экспериментальный автомобиль премиум-класса — большой четырехдверный седан F700, который демонстрировал возможность комбинирования безопасности, комфорта и высоких технических характеристик с предельно низким потреблением топлива и чистым выхлопом.

Модель F700, оснащенная инновационным 1,8-литровым двигателем DIESOTTO и гибридным приводом, потребляет всего 5,3 л топлива на 100 км при уровне эмиссии CO2 всего 127 г/км (содержание CO2 в выхлопе F700 сравнимо с уровнем аналогичного показателя у современных компактных автомобилей). Рекордно малое потребление топлива F700 действительно уникально, так как является самым низким показателем, зафиксированным у такого большого седана за всю историю автомобилестроения. Несмотря на «крошечный» двигатель, этот агрегат способен выдавать мощность в 238 л. с.

По дизайну автомобиль напоминает шикарный Mercedes S-класса, и его интерьер отличается комфортом, характерным для роскошных седанов.

Отдельные разработки из числа примененных в концепт-каре F700 скоро пойдут в серийное производство. Так, готовится к выпуску S300 BLUETEC HYBRID — самый экологичный и экономичный седан премиум-класса в мире. Совокупная мощность его четырехцилиндрового дизельного двигателя и гибридного модуля составляет 165 кВт / 224 л. с., а максимальный крутящий момент достигает 560 Н•м, что сопоставимо с аналогичными данными восьмицилиндрового бензинового двигателя.

Этот седан премиум-класса сочетает высокие технические характеристики с самым низким уровнем потребления топлива для своего сегмента: расходуется всего 5,4 л дизельного топлива на 100 км, при уровне эмиссии углекислого газа 142 г/км. Этот показатель у нового S300 BLUETEC HYBRID на целых 57 г/км (или на 30 %) ниже сегодняшнего минимума эмиссии CO2 в сегменте S-класса.

Mercedes-Benz также представил автомобиль ML 450 HYBRID с наиболее экономичным бензиновым гибридным двигателем среди внедорожников (выход этой модели запланирован на 2009 год). Инновационный гибридный привод этого автомобиля способен работать в двух режимах, в том числе с переходом полностью на электрическое управление, и соответствует высочайшим требованиям, предъявляемым к комфорту. ML 450 HYBRID потребляет 7,7 л топлива на 100 км, мощность комбинированной системы достигает при этом 250 кВт / 340 л. с., а выброс CO2 в атмосферу составляет 185 г/км.

Группа Mercedes Car Group на автосалоне во Франкфурте также представила гибридное решение и для малышки Smart. Экономичный трехцилиндровый бензиновый двигатель модели Smart Fortwo MHD (аббревиатура MHD расшифровывается как «микрогибридный двигатель») появится на рынке уже в октябре 2007 года.

BMW X6

Концерн BMW представил свой долгожданный роскошный спортивный кроссовер X6 — «купе с внедорожными свойствами». Он создан на базе X5, но отличается еще более мощным двигателем и новым кузовом с покатым силуэтом. Концепт BMW X6 стал одним из главных экспонатов в специально выстроенном для баварцев павильоне на центральной площади Франкфуртской ярмарки. Вседорожное купе продолжает лучшие традиции X-серии BMW и наверняка станет хитом продаж в России.

Хотя BMW назвал свою новинку концептом, но почти полностью идентичная версия поступит в продажу в начале следующего года. Назвать его «купе» можно только условно, по внешнему впечатлению, так как новый BMW X6 имеет четыре двери, но высокая линия остекления и большие 21-дюймовые колеса, несомненно, придают ему спортивности, и тут видно явное стремление конкурировать с Porsche Cayenne. Интеллектуальная система полного привода xDrive и новая система Dynamic Performance Control, впервые установленная в концепте BMW X6, самостоятельно отслеживают положение колес, руля и скорость движения и перераспределяют мощность двигателя на нужное колесо. Это положительно сказывается как на динамике, так и на безопасности. Естественно, что и тут не обошлось без гибридной версии — следом за BMW X6 была представлена и модель X6 ActiveHybrid, которую обещают выпустить в конце 2008 года.

Porsche Cayenne GTS

А вот компания Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG, стремясь оторваться от конкурентов, представила новый Porsche Cayenne GTS, чем подчеркнула исключительное положение этой успешной серии в сегменте спортивных внедорожников. Модель с более мощным двигателем V8 с рабочим объемом 4,8 л, на 24 мм ниже и обладает специально разработанной ходовой частью: впервые у Cayenne применена активная подвеска Porsche Active Suspension Management (PASM) со стальными пружинами, как у спортивных автомобилей марки Porsche.

Новый 4,8-литровый двигатель с непосредственным впрыском бензина Direct Fuel Injection (DFI) развивает в Porsche Cayenne GTS мощность 405 л. с. при 6 500 оборотах в минуту, что на 20 л. с. больше, чем у прежнего Cayenne S. Максимальный крутящий момент остался неизменным — 500 Н•м при 3 500 оборотах в минуту. Самый спортивный внедорожник Porsche серийно комплектуется шестиступенчатой механической коробкой передач и укороченной по сравнению с Cayenne S главной передачей — 4,1:1 вместо 3,55:1. Это позволяет Porsche Cayenne GTS разгоняться до 100 км/ч за 6,1 секунды, что на 0,5 секунды быстрее Cayenne S.

Porsche Cayenne GTS серийно комплектуется постоянным полным приводом с системой регулировки тяги Porsche Traction Management (PTM), а также адаптивной ходовой частью PASM. В сочетании с опциональной пневмоподвеской предлагается активная система подавления кренов Porsche Dynamic Chassis Control (PDCC), которая способствует улучшению ходовых характеристик и комфортабельности движения. Новые спортивные сиденья с 12-позиционной электрорегулировкой и комбинированной обивкой (кожей и алькантарой) подчеркивают спортивный стиль салона.

Новый Porsche Cayenne GTS можно будет узнать с первого взгляда: увеличенные на 14 мм расширители колесных арок оставляют достаточно места для серийных 21-дюймовых легкосплавных дисков с шинами 295/35 R21. Причем за GTS зарезервированы два новых цвета: красный (GTS Red) и золотистый (Nordic Gold Metallic). Поставки новой модели Cayenne, средний расход топлива которой с коробкой Tiptronic S составляет по нормам ЕС 13,9 л / 100 км, начнутся в феврале 2008 года.

Volkswagen Tiguan

А вот компания Volkswagen не стремится к славе Porsche Cayenne, а, напротив, собирается конкурировать с BMW X3. Во Франкфурте была представлена новая модель вседорожника Tiguan — «младшего брата» Touareg. Как и X3 по сравнению с X5, эта модель компактнее «старшего брата», но обладает достаточно высоким уровнем комфорта и отличается быстротой и маневренностью.

Для Volkswagen Tiguan предлагаются три новых двигателя TSI — это двигатели прямого впрыска с турбонаддувом или двигатель с турбонаддувом и компрессором. Четырехцилиндровые моторы обеспечивают мощность 150 л. с., 170 л. с. и 200 л. с. Два двигателя TDI обеспечивают мощность 140 л. с и 170 л. с. и, естественно, соответствуют стандарту «Евро-5».

Кстати, Volkswagen Tiguan уже прошел крэш-тест по европейской методике EuroNCAP и получил «5 звезд» за защиту пассажиров. Как сообщает пресс-служба производителя, компактный внедорожник чуть хуже справился с защитой детей: результат составил лишь «4 звезды» из пяти возможных. Неутешительно выглядят результаты по защите пешеходов: всего «2 звезды» из четырех. Однако европейский протокол New Car Assessment Programme предполагает очень жесткие нормативы в этом пункте, поэтому большинство машин тест на защиту пешеходов пока проваливают. Да и странно было бы его пройти на «отлично» вседорожнику с высоким клиренсом и, соответственно, высоким уровнем переднего бампера.

И другие…

На автосалоне во Франкфурте было представлено много других новинок, но основные тенденции средних и малых классов хорошо прослеживаются на двух моделях: новом поколении Audi A4 и абсолютно новой Subaru Impreza.

Обе модели получили более длинную колесную базу, более мощные двигатели, новую подвеску с большинством компонентов из алюминия и большие колеса (таким набором характеризуются сегодня почти все обновления).

Что касается Audi A4, то она предстает в увеличенных габаритных размерах и в более «мускулистом» дизайне, по сравнению с предшественником (ее длина — 4 703 мм и ширина — 1 826 мм превышают аналогичные показатели у всех ближайших конкурентов). Зачем растут габариты машин в средних классах, не очень понятно, но таковы рыночные тенденции у всех марок. На новой модели традиционно увеличился размер колес и колесных арок, так как это самый простой способ повышения эффектности внешнего вида. Что касается новых двигателей, то все они оснащены системой прямого впрыска топлива, что позволило увеличить мощность и одновременно уменьшить потребление топлива по сравнению с предыдущей моделью. Самый мощный из предлагаемых для Audi A4 моторов — 3.2 FSI имеет рабочий объем 3 197 см3, развивает мощность в 265 л. с. и позволяет автомобилю разогнаться с 0 до 100 км/ч за 6,2 секунды (на механической коробке передач). С 2008 года для версии с этим двигателем будет доступна 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия с возможностью ручного переключения — Tiptronic. Кстати, скорость автомобиля принудительно ограничена на отметке 250 км/ч.

При этом среднее потребление топлива версии Audi A4 3.2 FSI с механической трансмиссией составляет всего 9,2 л на 100 км. Это на целых 1,2 л меньше, чем расходовала предыдущая модель с аналогичным по объему двигателем мощностью 255 л. с. Приблизительно половина экономии от применения нового двигателя получается благодаря усовершенствованному фазовому механизму работы клапанов, а другая половина экономии, как утверждается производителем, достигается за счет минимизации внутреннего трения (то есть более точной подгонки и обработки деталей).

А вот новая Subaru Impreza из харизматического спортивного автомобиля превратилась в аморфное транспортное средство, которое теперь может затеряться среди тысяч себе подобных. Обычный хэтчбек (а теперь Subaru Impreza будет только хэтчбеком) модного нынче дизайна — о былом спортивном имидже, который излучала раньше любая Impreza, говорить больше не приходится. Впрочем, маркетологи японской компании FHI (производителя автомобилей марки Subaru) и не скрывают, что теперь они намеренно делают ставку на гражданскую версию модели Impreza. Компанией движут благие мотивы — желание удвоить продажи в Европе. К 2010 году японцы намерены продавать в Старом Свете по 100 000 автомобилей в год. Только вот для такого автомобиля, как Impreza, это может обернуться потерей харизмы и, соответственно, репутации.

Основную массу покупателей будут заманивать относительно недорогой версией с 1,5-литровым двигателем, хорошей управляемостью и полным приводом. Утверждается, кстати, что традиционный оппозитный двигатель опустили еще на 10 мм по сравнению с предыдущей моделью и клиренс новой Impreza вырос до 15,5 см при сохранении устойчивости на дороге. На благо «нового поколения» покупателей Subaru, которым надежность автомобиля и комфорт в дороге гораздо важнее «спортивного характера», инженеры раздвинули базу автомобиля и увеличили расстояние для коленей задних пассажиров на 8,5 см, изменили панели дверей ради качественного звука, а сами двери сделали обычными, рамочными, лишив Subaru Impreza последней изюминки.

Из Франкфурта — в Россию?

Очевидно одно: импортные автомобили новой экономичной и экологичной волны сегодня мало пригодны для нашего рынка по двум основным причинам. Первая — повышенные требования к качеству топлива, вторая — регламент техобслуживания, к которому наш потребительский рынок еще не готов. Многие прецизионные детали суперсистем явно не выдержат наших условий эксплуатации, спокойно принимаемых их более простыми «предками». Впрочем, если компания официально решается поставлять новые технологии в Россию, то она, естественно, знает, на что идет, и будет обеспечивать их обслуживание в течение гарантийного срока. А вот покупать такие модели на вторичном рынке уже довольно рискованно.

Так что в наших условиях доверяться супертехнологиям не стоит. Конечно, приятно, когда твоя машина расходует топлива на 10–30 % меньше, чем обычный одноклассник, но для многих автовладельцев это может вылиться в серьезные проблемы, особенно в зимний период эксплуатации.

Между тем, по информации комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в РФ, продажи иностранных автомобилей в России в январе — августе 2007 года увеличились на 66 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года и составили 1 005 029 штук.

Конечно, лидерами по продажам среди иномарок у нас являются более скромные модели, нежели описанные выше. На первом месте остается компания Chevrolet с показателем 114 964 автомобиля. На втором месте — лидер 2006 года Ford (105 858 машин), на третьем — Toyota (99 503 машины).

Вместе с тем и у нас наибольшие темпы роста продаж за отчетный период показал китайский автопроизводитель Chery, увеличив объем реализованных автомобилей в 6,8 раза — до 24 866 штук. На втором месте американский Dodge, который повысил продажи в 4,1 раза (1 662 автомобиля).

Среди наиболее продаваемых иностранных моделей по-прежнему лидирует Ford Focus (59,5 тысячи автомобилей). На втором месте Renault Logan (42,4 тысячи машин), на третьем — Chevrolet Lanos (37,316 тысячи машин).

Напомним, что в 2006 году реализация иностранных легковых машин в России увеличилась на 65 % по сравнению с аналогичными показателями 2005 года, до более чем 1 миллиона машин, но в нынешнем году прошлогодние результаты, несомненно, останутся далеко позади.