Директор-Инфо №17'2007
Директор-Инфо №17'2007
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Проблемы — не помеха росту

Олег Татарников

На фоне европейского снижения спроса на автомобили примерно к 2011 году российский рынок может стать ведущим в Европе. Спрос такой, что годовые квоты по ряду моделей уже выбраны, а очереди растянулись на полгода и более.

По состоянию на 1 января 2007 года на учете в ГИБДД РФ числилось 35 885,3 тысячи автотранспортных средств (без учета прицепов и полуприцепов). Примерно 12,5 % из них находилось в собственности юридических лиц, остальные принадлежали частным лицам. На долю легковых автомобилей приходилось примерно 75 % от всего парка машин.

За 2006 год российский легковой автопарк вырос на 1 223,8 тысячи автомобилей и составлял 26 793,5 тысячи единиц. Около половины (48 %) легковых автомобилей в стране приходилось на долю продукции АВТОВАЗа, причем 28,4 % из них — это неумирающая «классика». (Кстати, ОАО АВТОВАЗ планирует в течение трех лет снизить цену на две выпускаемые модели — Lada Kalina и Lada Priora — для того чтобы в дальнейшем снять с производства «классику».)

Однако, несмотря на все усилия российского менеджмента, отечественные автомобили постепенно сдают свои позиции и рассчитывают удержаться на плаву только благодаря иностранным инвестициям и сотрудничеству с ведущими мировыми автоконцернами. Так, ОАО АВТОВАЗ в конце октября текущего года подписывает соглашение с компанией Magna. Документ будет предусматривать постройку совместного производства и создание нового автомобиля класса С, который, по предварительным оценкам, будет стоить около 15 тысяч долларов. Кроме того, тольяттинский автозавод выбирает — пока из двух претендентов, французского концерна Renault и итальянского Fiat, — иностранного стратегического партнера по другим моделям.

Другие российские марки тоже продолжают сдавать позиции, хотя их число все еще довольно велико. Доля ГАЗа составляет около 6 % рынка, УАЗа — 2,5 %, «Оки» — 1,6 %. Причем будущее завода на ГАЗе тоже связывают отнюдь не с «Волгой» — ей осталось жить до 2010 года. Основной продукцией завода уже с этого года станет машина, разработанная на базе предыдущей модели Chrysler Sebring (ее цена, по предварительным данным, составит в зависимости от модификации от 18 до 25 тысяч долларов). Смогут ли отечественные автомобили достойно конкурировать с иномарками по таким ценам? Специалисты всерьез в этом сомневаются.

Число иномарок в российском парке в 2006 году увеличилось на 1 168,1 тысячи (на 21,2 %) и составляло к началу 2007 года 6 675 тысяч единиц. Доля иномарок в парке с каждым годом уверенно растет, и к 1 января 2007 года они составляли уже более четверти автопарка.

Еще недавно многие эксперты были уверены, что темпы роста продаж на российском автомобильном рынке должны существенно замедлиться. И действительно, если взять сегмент продаж новых иномарок, то в 2006 году он увеличился на рекордные 66 %. Казалось очевидным, что эти сумасшедшие цифры прироста во многом являются следствием низкой «начальной базы» иномарочной автомобилизации российского населения, и предрекалось ее быстрое насыщение.

Однако итоги первой половины 2007 года свидетельствуют о том, что российская действительность в очередной раз преподнесла сюрприз. Российский рынок иномарок начал быстро расти с первого же квартала текущего года, несмотря на то, что в зимние месяцы покупатели обычно не спешат в автомагазины. Таким образом, в 2007 году рынок вновь вырастет гораздо выше того прогноза, который давали острожные эксперты, и, скорее всего, совокупный объем продаж новых иномарок в России превысит уровень в 2,5 миллиона машин не через два года, как прогнозировалось, а гораздо раньше.

Объем российского автомобильного рынка в первом полугодии 2007 года, по предварительным данным компании PricewaterhouseCoopers, увеличился на 28 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 1 165 тысяч машин.

А общий объем российского автомобильного рынка в денежном выражении в первом полугодии 2007 года вырос еще больше — на 51 %, до 20,6 миллиарда долларов (за прошедшие шесть месяцев в России было продано 300 тысяч отечественных автомобилей на 2,4 миллиарда долларов, а иномарок только российского производства — 205 тысяч машин на 2,8 миллиарда долларов). Более половины рынка в денежном выражении составил импорт подержанных иномарок — 510 тысяч машин на сумму 13,2 миллиарда долларов. Однако и доля новых иномарок на российском рынке значительно увеличилась: ранее в денежном выражении она росла с 20 % в 2002 году до 71 % в 2006 году, а только за шесть месяцев текущего года поднялась до 78 %. По данным Федеральной таможенной службы, импорт легковых автомобилей за январь — июнь 2007 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42,2 %, до 681,6 тысячи штук. Сумма закупок составила 9,075 миллиарда долларов против 5,068 миллиарда долларов годом ранее. Импорт легковых автомобилей из стран дальнего зарубежья составил 610 тысяч штук против 387,3 тысячи штук годом ранее. Суммарная стоимость таких автомобилей составила 8,584 миллиарда долларов.

Теперь эксперты прогнозируют, что на фоне европейского снижения спроса на автомобили примерно к 2011 году российский рынок может стать ведущим в Европе — в денежном выражении до 96 миллиардов долларов, а выпуск иномарок в России может увеличиться в 5 раз. Интересно, что продажи растут в деньгах быстрее, чем в штуках, однако объяснение здесь самое простое: средняя стоимость автомобиля за последние пять лет увеличилась в России с 7,5 тысячи долларов до 17 тысяч долларов, а к 2011 году этот показатель может приблизиться к 20 тысячам долларов.

Кстати, стремительный рост российского автомобильного рынка ведет к росту спроса на автовозы. По различным оценкам, в настоящее время дефицит на услуги транспортировки грузовыми автомобилями превышает 10 %. Поэтому рынок новых автовозов растет крайне динамично. Так, компания Sunflower, занимающаяся ввозом в Россию автомобилей Toyota и Lexus, заказала сразу 300 автовозов на базе Volvo FM. Поставку планируется завершить в начале 2008 года.

Естественно, что ошибки в прогнозировании российского рынка ничего хорошего потенциальным покупателям не сулят: очереди в автосалонах растянулись на многие месяцы, а годовые квоты на многие модели до конца года уже выбраны.

Неблагоприятные факторы

Но если очереди в салонах и недооценка темпов роста рынка производителями и дилерами автомобилей (закончившиеся квоты и проблемы с сервисным обслуживанием) — явление временное, то целый ряд других неблагоприятных факторов, способных помешать рекордному росту российского автомобильного рынка, преодолеть не так просто. Среди них можно отметить и недостаточные вложения в развитие дорожной инфраструктуры, и кризис рынка кредитования, и неразвитую инфраструктуру утилизации автомобилей, и отсутствие цивилизованного вторичного рынка (продавцы и покупатели не всегда имеют доступ к исчерпывающей информации).

О последнем — подробнее.

Интересно, что разработка теории «асимметричных рынков», которые отличаются низкой эффективностью и бросают вызов рыночной экономике (за теорию «асимметричных рынков» в 2004 году американские ученые удостоились Нобелевской премии) когда-то базировалась на работе двух нобелевских лауреатов 1970 года Джеймса Миррлиса и Вильяма Викри «Рынок подержанных автомобилей». Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, на примере системы продаж подержанных автомобилей доказывала, что нехватка информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая для приобретения автомобиля информация (он не может толком проверить, посмотреть, пощупать, продиагностировать приглянувшееся авто и т. д.), качество предлагаемого товара будет определяться как совокупное среднее, что, разумеется, отразится на цене. Тогда машину, качество которой превышает среднее, продавец просто не отдаст, так как знает, что покупатель все равно заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле. В результате качество продаваемых машин будет все хуже и хуже, цены — все ниже и ниже, потом на рынке останутся только самые плохие автомобили и в конце концов он рухнет. Характерной иллюстрацией такого «асимметричного» рынка с сильно затрудненным выбором, криминальной опасностью и недобросовестными продавцами является и российский рынок подержанных автомобилей, где в результате недостаточной или недостоверной информации доверие к действительно достойным экземплярам пропадает. Вслед за ним пропадает и стимул у продавцов представлять там хорошие машины. Все это может пагубно отразиться на рынке в целом и вызвать в будущем его неизбежное разрушение.

Отсутствие вторичного рынка нанесет удар не только по «бюджетным» покупателям, которые не смогут купить подержанное авто, но и по состоятельным гражданам, которые не смогут выгодно продать свой автомобиль, купленный совсем недавно новым.

В стране распространен такой вид мошенничества, как продажа на вторичном рынке автомобилей, являющихся предметами залога по различным кредитным договорам с банками. О нем было подробно рассказано в «Российской газете» (http://rg.ru/2007/07/21/avto.html). Суть преступных махинаций проста. Например, банк выдает кредит на покупку автомашины. Способом обеспечения обязательства заемщика является залог, предметом которого и становится эта машина. Гарантией того, что автомобиль, не будет передан в собственность третьих лиц, является пункт соглашения, обязывающий заемщика в срок «не позднее 10 рабочих дней со дня получения автомобиля от продавца зарегистрировать его и предоставить в банк оригинал паспорта транспортного средства, где в качестве собственника автомобиля указан заемщик...» Но вместо того, чтобы следовать договору и сдавать оригинал ПТС, получив копию, преступники продают автомобиль. Нового владельца об особом статусе (обременении) продаваемого имущества в известность не ставят, и он даже не ведает, что стал залогодателем, т. е. своим имуществом обеспечивает исполнение чужих обязательств перед банком.

Поскольку задолженность по кредитному договору никто не гасит, банк в одностороннем порядке расторгает кредитный договор и начинает принимать меры по возврату основного долга (суммы кредита), получению процентов за пользование заемными средствами, а заодно и штрафов за просрочку исполнения. Искать преступников, получивших кредит по утерянным или поддельным документам, — дело долгое и неблагодарное. А потому наиболее простой и наименее затратный для кредитора способ возврата долга — обращение взыскания на предмет залога (машину)1.

Этим правом кредиторы активно пользуются и обращаются в суды с соответствующими исками к новым владельцам авто. Ссылки залогодателей на то, что они являются добросовестными приобретателями, не знали и не могли знать о том, что имеется обременение (залог автомобиля), при удовлетворении исков кредиторов не учитываются. Судьи при вынесении решений по таким делам руководствуются положениями п. 1 ст. 353, п. 2 ст. 346 ГК РФ и ст. 32 закона «О залоге». На основании судебных решений машины изымают и реализуют. Из вырученной суммы гасится долг перед банком, оплачиваются издержки по реализации имущества. Остаток денег должен перечисляться бывшему собственнику машины. Если же вырученной суммы не хватает на погашение всего долга перед кредиторами, последние нередко пытаются незаконно получить недостающее с незадачливых залогодателей, пользуясь их правовой безграмотностью.

Эффективного инструмента или службы, при помощи которых новый владелец может проверить «кредитную чистоту» купленного автомобиля, в России не существует (в отличие, скажем, от проверки на угон или «неправильную» таможенную очистку). Но отдельные меры покупатель авто все же может принять, чтобы защитить свои интересы. Например, если ему известно, что машина приобреталась в кредит, он может при помощи продавца получить от соответствующего Бюро кредитных историй данные из кредитной истории продавца. Потенциального покупателя должны насторожить низкая цена и маленький пробег «почти новой» машины, короткий срок с момента ее покупки, частая смена владельцев, непредоставление продавцом подлинного ПТС, Особенно это касается транспорта, чей возраст меньше трех лет, потому что именно на такой срок обычно и заключаются договоры кредитования.

А ведь автокредитование сейчас является основной движущей силой российского автомобильного рынка. Согласно оценкам экспертов, в 2006 году с использованием кредитных схем было продано более 40 % новых легковых автомобилей — 750 тысяч единиц. Емкость рынка автокредитования составила около 9 миллиардов долларов, в том числе около 6 миллиардов из них пришлось на сегмент новых иномарок. При сохранении нынешних тенденций в текущем году уже каждый второй автомобиль будет продаваться с использованием кредитных схем.

Рынок автомобильного проката

Существенную долю автомобильных рынков ведущих мировых держав занимают прокатные автомобили, в то время как в России эта услуга практически не развивается (90–95 % всего объема рынка проката автомобилей приходится на Москву, и при этом автопарк прокатных машин насчитывает не более 4 тысяч единиц; около четверти из них — это отечественные автомобили, остальное — иномарки).

Почти полностью отсутствуют у нас клиенты на туристском сегменте прокатного рынка, в то время как этот сегмент приносит в мире более половины дохода от проката. Московские арендные компании зачастую ограничивают территорию передвижения прокатного автомобиля Москвой и реже областью.

В общем, пока рынок аренды автомобилей в России слабо структурирован и имеет весьма хаотичный характер. Впрочем, сегодня на наш рынок выходят и такие крупные игроки, представляющие интересы международных прокатных сетей на условиях франчайзинга, как Avis-Москва, Hertz Rent-a-car, Ольга-Sixt и другие. Однако ядро рынка составляют пока российские компании — Global National, «Гринлайн», «Скарлет» и другие. На прокате отечественных автомобилей специализируются «Элекс-Полюс», «Инком-Лада», «А.М. Рент» и более десятка мелких прокатных контор.

Однако неразвитость инфраструктуры проката, ограниченное число пунктов, их неудачное расположение и проблемы со сдачей автомобиля в определенном месте приводят к тому, что потенциальный потребитель зачастую отказывается от аренды автомобиля в пользу такси.

 


1 Закон это допускает: при переходе права собственности на предмет залога (автомашину) к третьим лицам залогодержатель (банк) не утрачивает право обратить на нее взыскание. Возврат