Директор-Инфо №17'2007
Директор-Инфо №17'2007
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Елена Покидова

24 июля 2007 года принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вступит в силу с 1 января 2008 года. Этот закон нельзя назвать ни хорошим, ни плохим, скорее он никакой…

Бизнес поделили

Наиболее значимая новелла в принятом законе заключается в установлении критериев отнесения предприятий к субъектам малого или среднего предпринимательства (МСП). Таких критериев два: основной — средняя численность работников за предшествующий календарный год — и дополнительный — выручка от реализации товаров (работ, услуг) и/или балансовая стоимость активов.

По основному критерию субъекты малого и среднего предпринимательства разделены на три категории:

  • микропредприятия, на которых заняты не более 15 человек;
  • малые предприятия: от 16 до 100 человек;
  • средние предприятия: от 101 до 250 человек.

Новый закон впервые вводит в российское законодательство понятия «микропредприятие» (их выделили особо из малого бизнеса) и «среднее предпринимательство» и обязывает властные структуры принимать специальные программы, направленные на поддержку и развитие такого бизнеса.

Средняя численность работников предприятия за календарный год будет определяться с учетом всех его работников, в том числе лиц, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Такая дифференциация в дальнейшем позволит устанавливать различные правовые режимы, льготы и преференции для каждой из указанных групп, а правительство РФ на основе статистических данных будет устанавливать для каждой категории предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов. Выручка от реализации товаров будет определяется без учета НДС в соответствии с НК РФ, а балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) будет определяться за календарный год в соответствии с законодательством о бухучете.

В недалеком уже будущем Государственная Дума РФ примет новые законопроекты, направленные на развитие малого и среднего бизнеса. Один из них (он будет рассматриваться уже осенью этого года) предполагает внесение в законодательство о бухучете поправок об освобождении от необходимости ведения бухгалтерского учета налогоплательщиков, перешедших на льготные режимы налогообложения (упрощенную систему налогообложения и/или налогообложение в виде единого налога на вмененный доход). Инициатива эта явно популистская, непродуманная и скороспелая. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что существующий закон о бухучете1 уже освобождает организации и предпринимателей, перешедших на УСН (п. 3 ст. 4) от необходимости вести такой учет. Авторы этого законопроекта совершенно не учитывают неизбежные трудности для бизнесменов. Ведь если бухучет не ведется, то и балансовую стоимость активов определить будет невозможно. А это значит, что малое или среднее предприятие не сможет подтвердить документально свой статус субъекта МСП и, соответственно, рассчитывать на государственную поддержку. Кроме того, если юридическое лицо создано в форме АО, то, даже если оно не собирается претендовать на поддержку государства, вести бухучет необходимо. Ведь без данных бухучета рассчитать прибыть общества для выплаты дивидендов своим акционерам — юридическим и физическим лицам — будет просто невозможно2. К тому же если налогоплательщики, которые применяют льготный налоговый режим и какое-то время не ведут бухучет, захотят перейти на общий режим, то у них возникнет обязанность восстановить бухучет за все пропущенное время. А восстановление бухучета — удовольствие весьма дорогостоящее и хлопотное, особенно если какие-то документы утрачены.

Как видно, если поправки об отмене бухучета и удастся протащить в закон, победа будет пирровой, а субъектам МСП нужно будет сто раз подумать, прежде чем один раз отказаться от ведения такого учета.

Показатели выручки и стоимости активов были введены в качестве критерия отнесения к МСП, поскольку, в отличие от сведений о численности работников, их труднее вуалировать. Введение дополнительных критериев необходимо, чтобы не позволить средним и крупным предприятиям с большими оборотами пользоваться льготами и преференциями, предназначенными исключительно для малого и среднего бизнеса. Так, большой бизнес можно «размыть», создав «малые» и «средние» предприятия, с искусственно сокращенной штатной численностью сотрудников. Но с другой стороны, эти критерии не позволят относить к категории малого или среднего предпринимательства, а значит, и предоставлять поддержку тем хозяйствующим субъектам, которые заняты в высокотехнологичных отраслях и приобретают для реализации своих проектов дорогостоящее оборудование.

Закон о развитии МСП устанавливает, что если показатели среднесписочной численности сотрудников, выручки и стоимости активов на протяжении двух календарных лет подряд будут превышать установленные пороговые значения или окажутся ниже этих значений, то категория субъекта МСП изменяется. Правда, не понятны правовые последствия этих изменений. Например, не ясно, будет ли досрочно прекращена государственная поддержка организации, которая в свое время получила ее как субъект среднего бизнеса, а затем «выросла» и больше не соответствует установленным критериям.

Отнесение вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств к той или иной категории субъектов МСП будет зависеть от показателей того года, в котором они зарегистрированы.

Законодатель установил для юридических лиц дополнительные критерии отнесения к субъектам МСП. Потребительские кооперативы и коммерческие организации3 могут считаться субъектами МСП, только если в их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных организаций и иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %4, а также если доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 %.

Это положение перешло по наследству из старого закона. Но вряд ли в данном случае было целесообразно соблюдать преемственность и предоставлять без ограничений любую поддержку как субъектам МСП юридическим лицам, участниками (учредителями) которых являются публичные образования — Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Хотя при необходимости обойти этот запрет можно довольно легко, но все равно такую поддержку следовало бы законодательно ограничить, исключив, например, возможность оказывать таким организациям финансовую и имущественную поддержку. При необходимости публичные образования, как участники юридических лиц, могут поддержать их дополнительными инвестициями вне рамок программ, направленных на поддержку МСП.

Но ограничений в законе нет, а потому именно такие субъекты МСП снова будут первыми в очереди на поддержку. На данное обстоятельство, кстати, обращал внимание комитет Госдумы по собственности в своем отзыве на законопроект. Этот же комитет предложил ввести в законе и прямой запрет на предоставление поддержки в любой форме (включая выделение субсидий/дотаций, представление льгот и прочих преференций) обществам, в уставном капитале которых участвуют или участвовали граждане и юридические лица, аффилированные с руководителями и должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления. Однако понимания у законотворцев данная инициатива не нашла, и чиновники по-прежнему будут баловать за казенный счет своих родных и близких.

К недостаткам закона можно отнести и то, что, введя критерии для разделения бизнеса на микро-, малый и средний, законотворцы тем и ограничились. Более никаких различий, конкретизации и дополнительного регулирования развития и поддержки того или иного вида бизнеса в законе не сделано. А развернуться тут было где. Например, можно было записать в законе хотя бы минимальные гарантии для микропредприятий, которые нередко создаются людьми с низким уровнем доходов. Зарубежный опыт показывает, что именно поддержка властями такого бизнеса, в т. ч. реализация программ микрокредитования, способствует искоренению бедности среди наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения (инвалиды, национальные меньшинства), решает вопросы занятости женщин (например, в США более половины микропредприятий созданы женщинами), способствует созданию в регионах новых рабочих мест.

Возможности и ресурсы разных хозяйствующих субъектов существенно различаются. Малый и микробизнес особенно остро нуждаются в установлении специальных налоговых режимов, в упрощенных правилах ведения бухгалтерской и составления статистической отчетности, в простых формах налогового учета и налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам. В этом направлении уже приняты некоторые меры, но требуются еще и особые механизмы для того, чтобы обеспечить соблюдение прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора). А таких гарантий закон не предусмотрел.

Как будут поддерживать малый и средний бизнес

Большинство из тех, кто сегодня ухитряется получать значимую для бизнеса финансовую или имущественную поддержку, на поверку оказываются лицами, афиллированными к конкретным чиновникам — например, это компании, созданные родными и близкими должностных лиц. Остальные малые предприятия о такой поддержке даже и не мечтают, хотя, если верить заявлениям чиновников, бюджетные средства на нее регулярно выделяются и в будущем объем помощи будет постоянно увеличиваться5. Но пока органы государственной власти и местного самоуправления не в состоянии реально поддержать широкий круг субъектов малого бизнеса (кроме, пожалуй, информационной и консультационной помощи). Ослабления административного давления, снижения аппетитов коррумпированных чиновников, упрощения бюрократических процедур в ближайшее время также не ожидается. Более того, многие из тех, кто в настоящее время получает финансовую поддержку и действительно нуждается в ней, в будущем лишатся такого права. А ведь данные предприятия нередко играют важную роль в жизни небольших населенных пунктов.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться на основе федеральных, региональных и муниципальных программ. В новом законе четко распределены обязанности по поддержке бизнеса между органами власти (федеральной и региональной) и органами местного самоуправления.

Законом о развитии МСП установлено, что любая помощь должна предоставляться только на принципах равенства всех субъектов МСП, открытости и соблюдения положений законодательства о конкуренции.

Для того чтобы получить любую предусмотренную поддержку, предпринимателям и организациям необходимо будет самим обращаться с заявлением в соответствующие структуры и предоставлять документальные доказательства того, что заявитель имеет право на получение такой поддержки, т. е. соответствует требованиям, предъявляемым к субъектам МСП. О принятом по заявлению решении уполномоченные органы и организации обязаны будут проинформировать бизнесменов в течение пяти дней. Если по заявлению будет принято положительное решение, то получатель поддержки будет включен в соответствующий реестр, который ведется органом, предоставившим такую поддержку. Данные реестра будут храниться в течение трех лет после даты истечения срока предоставления поддержки.

Поддержка может быть финансовой, имущественной, информационной, консультационной. Кроме того, она может выражаться в помощи при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества. В самостоятельные направления выделены действия по поддержке субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность6.

Финансовая поддержка — предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП.

Данный вид поддержки будет недоступен тем, кто производит и реализует подакцизные товары, добывает и продает полезные ископаемые, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий). Это ограничение вызвало множество нареканий. Ведь субъекты МСП, производящие и реализующие, например, алкогольные и табачные изделия, окажутся отрезанными от финансирования за счет бюджетных средств, причем по смыслу статьи закона это произойдет даже в том случае, если помимо подакцизных они производят и реализуют иные товары. Таким образом, владельцам коммерческих палаток, магазинов, кафе, ресторанов через которые помимо прочих товаров реализуются водка, вино и сигареты, будут созданы заведомо неравные конкурентные условия по сравнению с теми, кто откажется от реализации данных товаров.

Тех, кто занят добычей полезных ископаемых, также неразумно отлучать от государственного финансирования; скорее наоборот, ведь в России остро ощущается недостаток собственного производства почти всех стратегических видов сырья и первичной продукции из него. В стране множество месторождений, которые разрабатываются представителями малого и среднего горного бизнеса. Собственных средств у них, как правило, не хватает на инвестирование в недропользование (внедрение прогрессивных технологий, разведка новых запасов, освоение новых месторождений). Государственная поддержка именно этой отрасли экономики отвечает не только интересам разработчиков недр, но и государства, которое сейчас недополучает огромные суммы в виде различных отчислений при возможном недропользовании (ведь платежи в бюджет вносятся не только за разработку/добычу полезных ископаемых, но и за их разведку, а также за использование недр, например, под хранилища вина или для создания подземных овощехранилищ). Кроме того, количество недропользователей из-за перекрытия доступа к бюджетному финансированию может сократиться: люди утратят интерес к этой деятельности. В результате появится множество брошенных на произвол судьбы месторождений.

Практика прошлых лет свидетельствует, что, снимая с себя необходимость несения затрат по утилизации сооружений, рекультивации земель и пр., недобросовестные недропользователи выводят активы и объявляют о своем банкротстве. В итоге дорогостоящие мероприятия, направленные на защиту окружающей среды, целиком ложатся на местные бюджеты. Есть и еще одна проблема: крупные компании имеют право на разработку большого количества месторождений. Эти права были приобретены еще в процессе приватизации. По понятным причинам эти компании отдают предпочтение разработке тех месторождений, которые требуют наименьших затрат. Но средние и мелкие компании не могут себе такого позволить, у них возможность выбора существенно ограничена. Многие такие недропользователи не стремятся тратить собственные средства на освоение месторождений, ведь их затраты при существующей системе налогообложения не окупятся никогда. В итоге разработки многих богатейших месторождений не ведутся только из-за того, что это экономически не выгодно недропользователю и в эти проекты не спешат вкладывать деньги инвесторы. С другой стороны, отдельные частные компании необоснованно извлекают огромные выгоды потому, что несут минимальные затраты на разработку и освоение месторождений и необоснованно получают конкурентные преимущества.

Имущественная поддержка предполагает то, что органы государственной власти и местного самоуправления передают во владение и (или) в пользование субъектов МСП государственное или муниципальное имущество, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты. Субъект МСП может использовать это имущество за плату (в том числе с учетом льгот) или безвозмездно.

В ближайшее время планируется внести в законодательство изменения, чтобы обязать государственные органы и органы местного самоуправления оказывать содействие субъектам МСП и формировать целевые фонды имущества для предоставления его во владение или пользование исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства.

Полученное имущество субъект МСП выкупить не сможет. Это ограничение содержится в законе о развитии МСП. Кстати, разработчики нового закона планировали закрепить имущественную поддержку со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в виде установления особенностей приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Но инициатива о льготной приватизации не прошла, поскольку обнаружилось ее несоответствие законодательству о приватизации.

Законом установлено, что полученное имущество должно использоваться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами строго по целевому назначению. Запрещено переуступать это имущество и передавать в залог права на пользование им. Нельзя вносить эти права и в уставный капитал других хозяйствующих субъектов. Нарушение этих ограничений будет иметь весьма неблагоприятные для субъекта МСП последствия. Например, при выявлении факта нецелевого использования имущества организация или предприниматель будут на три года лишены права на поддержку. То же самое относится и к любым случаям нецелевого использования средств поддержки. Сведения о нарушениях будут заноситься в соответствующий реестр.

Информационная поддержка — создание на официальных сайтах органов исполнительной власти и местного самоуправления информационных ресурсов и размещение там сведений о принятых программах развития предпринимательства, об обороте товаров (работ, услуг), об организациях, оказывающих поддержку субъектам МСП, а также экономической, правовой, статистической, производственно-технологической, маркетинговой информации и пр.

Консультационная поддержка может осуществляться в виде создания организаций, оказывающих консультационные услуги субъектам МСП, и/или в виде компенсации им затрат по оплате услуг консультантов, при условии что затраты будут документально подтверждены.

Консультационные услуги малому бизнесу власти оказывают уже давно. Например, в рамках «Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе. Москве на 2007–2009 годы» при содействии столичного Департамента поддержки и развития малого предпринимательства работает единая система горячих линий на специализированных сайтах:

• «Малый бизнес Москвы»: http://mbm.ru/;

• «Дистанционный консалтинг»: http://dist-cons.ru/;

• «Предпринимательское право»: http://businesspravo.ru/;

• «Бухгалтерский учет и налоги»: http://businessuchet.ru/;

• «Охрана труда в предпринимательстве»: http://tehbez.ru/;

• «Малый бизнес в ЖКХ»: http://comhoz.ru/;

• «Государственный заказ»: http://statetenders.ru/;

• «Инновации и предпринимательство»: http://innovbusiness.ru/;

• «Недвижимость для бизнеса»: http://businessrealty.ru/;

• «Предпринимательство и экология»: http://businesseco.ru/;

• «Субконтрактация»: http://subcontract.ru/;

• «Альянс Медиа»: http://www.allmedia.ru/.

Консультации специалистов бесплатны. Но прежде, чем задать свой вопрос, рекомендуем поискать ответ на этих и других информационных ресурсах. Там содержится множество весьма полезной и, что важно, доступно изложенной информации (начиная с азов) о создании и ведении бизнеса, в т. ч. о проблемах налогообложения, о налоговом и бухгалтерском учете, о возможностях перехода на тот или иной налоговый режим и его применении, а также информация по целому ряду правовых вопросов, маркетингу, кадровому учету и пр.

Поддержка по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров — это разработка примерных образовательных программ, на основе государственных образовательных стандартов, создание условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства, учебно-методологическая и научно-методическая помощь.

Поддержка в области инноваций и промышленного производства предполагает, например, создание при поддержке властей технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон и обеспечение деятельности таких организаций. Помощь может предоставляться и в виде содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности.

Поддержка ремесленной деятельности — разработка и утверждение перечней видов такой деятельности, создание палат и центров ремесел.

Поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, предусматривается, например, в виде содействия в продвижении на рынках иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников ВЭД. Эти декларативные общие положения вряд ли помогут российскому малому и среднему бизнесу в ближайшее время влиться в международную кооперацию. А вот компенсация хотя бы части затрат на сертификацию экспортируемой продукции и на создание брендов, которую обещает Минэкономразвития РФ, может принести гораздо большую пользу.

Закон устанавливает, что если субъект МСП получил право на какой-то вид поддержки (например, на финансовую поддержку) и сроки ее оказания не истекли, то в предоставлении аналогичной поддержки ему должно быть отказано. При этом не имеет значения, была ли данная поддержка использована или нет. Но одновременно, получая поддержку определенного вида, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе рассчитывать на получение иных видов поддержки — например, одновременно с финансовой можно получать имущественную и консультационную поддержку.

В рамках будущих программ поддержки и развития МСП не смогут получать поддержку от федеральных, региональных и муниципальных властей:

• кредитные и страховые организации (кроме потребительских кооперативов), инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды;

• участники соглашений о разделе продукции;

• лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

• нерезиденты РФ (определяются в порядке, установленном законодательством о валютном регулировании и валютном контроле)7.

С 1 января 2008 года закон о государственной поддержке малого предпринимательства8 утрачивает силу. Некоторые организации, которые по этому закону являются субъектами малого предпринимательства, свой статус утратят, поскольку не смогут соответствовать новым критериям. Однако многие из них уже пользуются или в ближайшие месяцы рассчитывают получить определенную поддержку со стороны государства. До 1 июля 2008 года такие организации сохранят право на ранее предоставленные льготы, преференции и поддержку за счет бюджетных средств.

 


1 Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23.07.98, 28.03.02, 31.12.02, 10.01.03, 28.05.03, 30.06.03, 03.11.06). Возврат

2 См. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21.06.05 № 03-11-05/1. Возврат

3 За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий. Возврат

4 Данное требование не распространяется на активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых ПИФов. Возврат

5 В 2007 году на поддержку малого бизнеса только федеральные власти планируют потратить 3,5 миллиарда рублей. К 2010 году объем государственной поддержки составит 11 миллиардов рублей, и еще около 9 миллиардов рублей должны будут выделить регионы. Возврат

6 Региональные органы власти могут устанавливать иные формы поддержки МСП. Возврат

7 За исключением случаев, установленных международными договорами. Возврат

8 Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31.07.98, 21.03.02, 22.08.04, 02.02.06). Возврат