Директор-Инфо №17'2007
Директор-Инфо №17'2007
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Губернаторов по осени считают

Материал подготовил Анатолий Панков

В стране прошла череда отставок «региональных князей».

После отказа от выборов губернаторов в сентябре 2004 года их переназначение вначале шло почти автоматически и без помех, но только за последние месяцы смена власти произошла на Камчатке, в Сахалинской, Новгородской, Самарской областях. Добровольно с таких должностей не уходят, даже если написано заявление «по собственному желанию».

Чем же местные начальники вдруг так не угодили вертикали власти? И продолжится ли «ротация кадров», после того как губернаторы в сентябре отчитаются перед Кремлем и получат оценки по новой системе?

Иван Малахов, экс-губернатор Сахалинской области:

Я не писал прошение об отставке, я подавал документы на переназначение. В них есть формулировка «при этом я слагаю с себя полномочия и прошу оказать доверие». Мне позвонил Сергей Собянин [глава Администрации Президента. — Ред.] и сказал, что «президент удовлетворил Вашу просьбу». А решения президента не обсуждаются. Какое решение принял президент, такое и правильное. Собянин попросил меня помочь Хорошавину взойти на пост губернатора. Я подспудно понимал, что такое может произойти, но все равно это неожиданно. Жаль мне, честно говоря, что мы вместе с сахалинцами и курильчанами многое не успели сделать.

Ростислав Туровский, глава Центра региональных исследований:

Малахов, как и его предшественник Игорь Фархутдинов, погибший в авиакатастрофе, так и не смог консолидировать сильно расколотую областную элиту. При Малахове «Единая Россия» сначала проиграла выборы в законодательное собрание области блоку «Наша Родина — Сахалин и Курилы», а затем борьбу за думский мандат от острова коммунистке Светлане Ивановой.

Однако главной причиной отставки, скорее всего, стали не политические провалы, а борьба за потенциально важный регион «Газпрома» и «Роснефти».

В вопросе раздела месторождений Малахов поддерживал «Газпром», тогда как «Роснефть» считает этот регион стратегически очень важным для себя. Новым главой области стал мэр города Оха Александр Хорошавин. Именно в Охе находится представительство «Роснефти» на Сахалине.

С главой нефтяной компании Сергеем Богданчиковым нового губернатора связывают самые тесные отношения: еще в начале восьмидесятых они вместе работали в производственном объединении «Оханефтегаздобыча». Впоследствии оба продолжили карьеру уже по линии сахалинского обкома КПСС. Можно сказать, что на Сахалине «Роснефть» одержала тактическую победу над «Газпромом». Теперь у нее появляются преимущества в споре за месторождения «Сахалин-3» и Сахалин-4». Кроме того, губернатор на Сахалине контролирует принадлежащую областному правительству Сахалинскую нефтяную компанию, также участвующую в разработке месторождений. Теперь она фактически окажется под влиянием «Роснефти».

Анатолий Чубайс, председатель правления РАО «ЕЭС России»:

Вы [М. Прусак — экс-губернатор Новгородской области. — Ред.] внесли неоценимый вклад в развитие Новгородской области, сделав все возможное для того, чтобы регион стал сильнее, чтобы новгородцы с оптимизмом смотрели в будущее. За время Вашего руководства Новгородской областью был сделан грандиозный шаг в ее развитии. Искренне считаю Вас самым сильным губернатором нового поколения за полтора десятилетия строительства новой России. Превращение глубоко дотационного и депрессивного региона в финансово самодостаточный и динамично развивающийся — это уникальная заслуга. А сделать это в сложнейших экономических и политических условиях, в регионе без нефти и газа, исключительно путем привлечения масштабных частных инвестиций — заслуга исторического масштаба.

Илья Клебанов, полпред Президента РФ в СЗФО:

Новгородская область один из самых криминализированных регионов России, но информация о том, что происходит в области, в федеральный центр не поступала ни от правоохранительных органов, ни от местной власти. Сам губернатор неделями не появлялся на своем рабочем месте.

Дмитрий Орешкин, глава исследовательского центра «Меркатор»:

Отставку Титова невозможно выдернуть из контекста других последних отставок: новгородского — Прусака, сахалинского — Малахова, камчатского — Машковцева. Идет планомерная и быстрая смена регионального руководства, в которой опять же невозможно не увидеть контекста предвыборного. Я склонен доверять неофициальной информации, что у Титова потребовали обеспечить «Единой России» на выборах по области результат не менее 50 %, а он сказал, что не обеспечит. И это реальный факт: Титов не контролирует всецело Тольятти и Самару, что, кстати, абсолютно нормально для развития сложной территории. И он, видимо, не хотел идти на слишком очевидные преференции «Единой России», поскольку на протяжении своей деятельности во многом привык к подходам, которые вполне можно назвать демократическими.

Кремль ставит задачи, а те, кто отказывается выполнить, воспринимаются как диссиденты, соответственно, меняются на других людей, которые не отказываются выполнить. Как они будут выполнять, бог весть, скорее всего, с помощью разведения молока водой. Но, по-видимому, Кремль это не очень волнует, его волнует отчетная цифра, а не качество продукта. И вот это и есть та самая проблема, которая меня тревожит. Потому что во имя укрепления формальной вертикали может так произойти, что принесут в жертву доверие к выборам как способу общения власти с народом. Если результаты обеспечивает губернатор, вне зависимости от реального мнения народа, то тогда зачем такие выборы нужны? Мы едем в автомобиле, у которого нет сцепления, колеса отдельно, двигатель отдельно, и это кончается, как правило, тем, что автомобиль попадает в кювет. Так, собственно, и было уже в Советском Союзе.

Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики:

Еще в момент введения новой процедуры — назначения губернаторов — аналитики говорили, что на первом этапе центр заинтересован в том, чтобы губернаторы максимально доверяли новой процедуре. В тот момент, как мы помним, почти все, кто подавал на доверие, автоматически переназначались, независимо от своей репутации. Теперь, когда осталось небольшое количество губернаторов, сохраняющих полномочия, полученные на прямых выборах, федеральный центр ничто не сдерживает. И все те возможности, которые были заложены в этой процедуре изначально, могут использоваться на полную катушку. Теперь ничто не мешает федеральному центру грозить пальчиком, увольнять тех губернаторов, которые по каким-то причинам не нравятся, или на их места есть другие претенденты у того или иного полпреда, той или иной группы, или же просто в каких-то воспитательных целях, учитывая предстоящие федеральные выборы.

Во многих регионах есть проблема с тем, до какой степени консолидирован административный ресурс. Если мы посмотрим последнюю замену губернатора, то можно обратить внимание на следующее: и Коротков, и Прусак, и господин Малахов — это все регионы, где «Единая Россия» либо проигрывала региональные выборы, как это было на Сахалине в 2005 году, либо добивалась не очень хорошего результата, как это было в Великом Новгороде. Сейчас под вопросом господин Чиркунов [губернатор Пермского края. — Ред.], по поводу которого тоже ходит много слухов. Там тоже результат был не самый высокий. Я думаю, что сейчас вот эта процедура назначения приходит к той логической фазе, о которой изначально говорили аналитики. Губернаторы утрачивают остатки политической самостоятельности. Постепенно мнение региональных элит все менее и менее учитывается при назначении нового губернатора. И мы все чаще видим назначения людей абсолютно со стороны, не имеющих никакого отношения к данному региону, то есть чистых исполнителей, защищающих только интересы центра, но никаким образом не интересы региона и не интересы данной региональной элиты.

Г-н Титов был одним из наиболее ярких губернаторов ельцинской эпохи, но в конце 1990-х годов политическое чутье ему отказало и он сделал ряд существенных ошибок; когда амбиции стали неадекватны возможностям, он попытался из кресла регионального политика выйти на федеральный уровень. Фигура г-на Артякова идеально отражает пожелания федеральной власти: это представитель госкорпорации, полувоенный и связан с ведущей партией. Но он никогда не занимался публичной политикой и никуда не избирался. Одно дело — руководить закрытой корпорацией, другое дело — заниматься политикой в очень сложном регионе с большим количеством внутренних конфликтов. И вопрос: какой результат получится на федеральных выборах?

Виталий Камышев, эксперт Фонда развития информационной политики:

Назначению Артякова предшествовала череда заказных протестных акций независимого профсоюза «Единство» на АвтоВАЗе, направленная на дестабилизацию ситуации на заводе, и волна черного пира в адрес самого президента группы АвтоВАЗ. Однако все эти акции произвели обратный эффект. Это лишь ускорило отставку Титова и помогло проявить Артякову лучшие управленческие и человеческие качества. С выдвижением нового губернатора политическая составляющая в активности профсоюза на АвтоВАЗе станет существенно ниже. Я прогнозирую рост социального оптимизма на заводе в связи с тем, что Артяков назначен новым главой региона, значит, АвтоВАЗ будет в авангарде самарской экономики.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

Я бы не говорил, что регионы отдают в кормление каким-то корпорациям. Но, так или иначе, есть команды крупных корпораций, куда были делегированы доверенные люди президента: «Газпром», «Роснефть», РЖД, «Рособоронэкспорт». И естественно, в ситуации, когда возникают такие кадровые дыры, ставят людей уже проверенных, не чисто из бизнеса, а из бизнеса государственной ориентации. В этом плане новый самарский губернатор соответствует сразу же двум требованиям: глава АвтоВАЗа Владимир Артяков тесно связан с «Рособоронэкспортом» и состоит в «Единой России».

У Самарской области появится мощный лоббист в Москве. Ведь глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов входит в круг наиболее доверенных лиц президента. Да и сам Артяков знаком с Путиным как минимум с 1997 года, когда работал вместе с ним в Управлении делами Президента.

Успешность деятельности Артякова на посту губернатора зависит от нескольких факторов. Во-первых, от того, насколько тактично и в то же время твердо он сможет выстроить коммуникацию с местной элитой, которая весьма амбициозна. Во-вторых, от того, насколько понятную и реальную программу действий он предложит и насколько убедительно донесет ее до населения губернии. И, в-третьих, Артякову очень важно будет продемонстрировать уже в первые дни после назначения, что он губернатор не только АвтоВАЗа, но и всей области.

Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:

С тех пор как губернаторы стали назначаемыми, а не избираемыми их политический вес и статус неуклонно снижались. В результате люди, которые привыкли быть именно политиками, а не бизнесменами или администраторами, оказались первыми кандидатами на вылет. Крупные политики в роли губернаторов сегодня уже не нужны, не востребованы и нелогичны. Им на смену приходят бизнесмены и классические администраторы.

В тех регионах, где политические тяжеловесы полностью контролируют ситуацию (как, например, в Москве или Татарстане), замена глав исполнительной власти в ближайшее время маловероятна. Однако Титов еще в прошлом году показал, что решающего влияния на собственный регион не имеет. Свидетельство тому — выборы мэра Самары, на которых ставленник губернатора проиграл представителю «Справедливой России» Виктору Тархову. Фактически с этого момента он стал «хромой уткой». Кроме того, у Титова не сложились отношения с главой «Рособоронэкспорта» Сергеем Чемезовым, который заинтересован в судьбе АвтоВАЗа, одного из ключевых предприятий региона. С другой стороны, Титов не мог причислить себя к друзьям Владислава Суркова, кремлевского куратора «Единой России», который хотел бы, чтобы позиции партии власти в Самарской области укрепились. Совокупность всех этих факторов и привела к отставке губернатора. К концу года, по имеющейся у меня информации, аналогичные кадровые перестановки произойдут еще в 7-8 субъектах РФ.

Никита Белых, лидер СПС:

В Кремле не существует черного списка губернаторов, которые в ближайшее время могут быть отправлены в отставку. За четыре месяца до выборов отставки губернаторов — это самоубийственное решение для Кремля. Ситуация в регионах выйдет из-под контроля. Председатели избиркомов могут начать честный подсчет голосов. Результаты выборов окажутся непредсказуемыми... Это не понравится ни власти, ни «Единой России». Что касается главы Пермского края Олега Чиркунова, проблемы которого связывают с проверками Генпрокуратуры и неожиданно удачным выступлением СПС на выборах в декабре 2006 года, то это был политический заказ. Ему вменяют в вину его беспартийность, либерализм и невстроенность во властную вертикаль... Но нужно понимать, что Пермский край изначально либеральный регион. Именно поэтому там либеральный губернатор. А не наоборот: либеральный губернатор насадил в крае либеральные настроения.

Михаил Виноградов, гендиректор Центра политической конъюнктуры России:

Августовские отставки Прусака и Малахова показали, что успокаиваться пока рано. Волна опубликованных черных списков показала, что атаки на губернаторов могут возобновиться. Причем вовсе не обязательно инициатива будет исходить от центральной власти, а целью атак станет губернаторское кресло. Вполне вероятно, атакующие игроки удовлетворятся креслами вице-губернаторов и ключевых областных чиновников, что откроет путь для передела собственности и финансовых потоков на уровне региона. Инструментов разворачивания таких войн немало. Одним губернаторам можно мягко указать на их «неполноценный» статус в связи с неполучением доверия со стороны президента. Другим — на их отсутствие в списках «Единой России». Третьим — на тот факт, что президентское доверие не спасло от отставки Леонида Короткова в Амурской области. Четвертым — на конфликт с полпредом (активность представителей президента в последние месяцы заметно возросла).

Однако борьба за политическое выживание не единственная предвыборная проблема, с которой столкнулись губернаторы. По мере роста рейтинга «Единой России» растут и плановые задания по обеспечению высоких результатов ЕР в декабре. Одновременно делается ставка на повышение явки избирателей. Явку же можно увеличить за счет пассивного городского населения, а его голосованием управлять куда сложнее, чем на селе. Да и начало агитации единороссов тормозится из-за праймериз: спонсоры избирательной кампании должны еще получить гарантии того, что попадут на «проходные» места.

Но главной загадкой для губернаторов остается «проблема 2008». Пока ни один из потенциальных преемников не очертил подходы к региональной политике. А ведь их выработка — дело не одного дня. Центру еще предстоит осмыслить практику работы губернаторов-«назначенцев», ведь среди них не только вполне эффективные, но и немало тех, кто, рассорившись с местными элитами, избегает какой-либо публичности (в том числе и контактов с населением) и не торопится продвигать проекты по развитию и модернизации экономики региона. Каким образом будут приниматься решения после марта-2008? С кем предстоит в первую очередь выстраивать отношения — с Администрацией Президента, правительством, Минфином? Сможет ли вообще будущий президент в первые месяцы работы в этой должности уделять внимание регионам?

Впрочем, есть для губернаторов и хорошая новость. Похоже, ни при каком из сценариев избирательной кампании не следует ожидать открытия «огня по штабам», критики «региональной вольницы», дискредитации региональных властей. Реверансы в адрес региональных лидеров делают сейчас не только «Единая Россия», но даже Геннадий Зюганов, который на днях сообщил о возможности выбора кого-то из губернаторов на роль кандидата от КПРФ на президентских выборах-2008.

Только прокуратура может разрушить такую гармонию в отношениях федеральных политиков и «уцелевших» губернаторов. Самостоятельная активность областных прокуроров в последние месяцы резко возросла, и объектами их атак порой становятся и те губернаторы, против которых федеральная власть ничего не имеет.

Принадлежность губернатора к «Единой России» создает известные ограничения по жесткости его устранения с поста. Представителей «Единой России» стараются убирать без серьезных резонансов и с предоставлением каких-то других статусных постов. Поэтому принадлежность к ЕР значительно снижает риски привлечения к уголовной ответственности. Но вместе с тем партийный билет перестал давать стопроцентный иммунитет от уголовного преследования. Как только принадлежность к «Единой России» перестала быть отличительной чертой, она перестала быть льготой. Сегодня все меньше губернаторов остаются беспартийными, сейчас их в России около десяти. А чем больше губернаторов-единороссов, тем меньше у них привилегий. Они между собой все равны.

Анатолий Иванов, депутат Госдумы РФ:

Президент избавляется от губернаторов-долгожителей, пришедших на должности при Борисе Ельцине, и расставляет людей, которые ему ближе по духу. Глава государства расчищает губернаторское поле для своего преемника. А учитывая информацию о том, что Владимир Путин не отойдет от политики, скорее всего, он сможет управлять впоследствии пролоббированными им же губернаторами.

Андрей Рябов, член Научного совета Московского центра Карнеги:

Я убежден, что новый президент, кто бы ни был им избран, осуществит очень серьезную кадровую чистку среди российского губернаторского корпуса. И многие представители этого губернаторского корпуса сейчас удержали свои позиции потому, что они реально контролируют электоральную ситуацию в своих регионах и могут обеспечивать нужный результат «Единой России». Но, анализируя список «жертв», я бы не стал говорить, что здесь действует какой-то один принцип. Да, где-то губернаторов увольняют, потому что их позиции слабы и они не пользуются популярностью в регионе. И у федеральной власти, и у президентских структур — у них, а не у президента, потому что это далеко не одно и то же, — возникают сильные сомнения в том, что они смогут обеспечить результат «Единой России». Это одно обстоятельство.

Второе обстоятельство — это то, что мы видели на Сахалине, где идет борьба между несколькими промышленно-финансовыми группами и несколькими крупными компаниями, а губернатор, в силу сложившихся обстоятельств, не смог выбрать, как бы это правильнее сказать, точную и верную позицию.

И третий фактор — когда губернаторы начинают проявлять излишнюю самостоятельность и показывать, что, по большому счету, они не слишком зависимы от федеральной власти. Это, на мой взгляд, феномен Прусака в Новгороде.

Так что я бы не сказал, что здесь имеет место целенаправленная кампания, хотя, безусловно, предвыборный фактор имеет значение. Но за предвыборным фактором кроются и другие причины.

Дмитрий Козак, полпред Президента РФ в ЮФО:

Не знаю, откуда рождаются эти слухи [о возможных отставках губернаторов на юге России, в частности губернатора Ставрополья Александра Черногорова и главы Ингушетии Мурата Зязикова. — Ред.]. Сегодня в полпредстве нет никаких оснований для обсуждения таких вопросов. Внутри губернаторского корпуса изменений не предвидится. В течение предыдущей недели некоторые региональные СМИ сообщали о том, что в полпредстве президента обсуждаются отставки.

Центр политической конъюнктуры России:

«Рейтинг выживаемости губернаторов». Прочность позиций оценена по пятибалльной шкале. «Двоечники»: М. Батдыев (Карачаево-Черкесия), С. Катанандов (Карелия), В. Торлопов (Коми), С. Дарькин (Приморский край), А. Черногоров (Ставропольский край), Н. Киселев (Архангельская область), Н. Максюта (Волгоградская область), Н. Шаклеин (Кировская область), В. Шершунов (Костромская область), А. Михайлов (Курская область), Е. Строев (Орловская область), Г. Шпак (Рязанская область), К. Титов (Самарская область) [27 августа 2007 года Константин Титов ушел в отставку. — Ред.], Р. Гениатулин (Челябинская область).

13 августа 2007 года

Игорь Сторожев, обозреватель:

Как сообщил источник в Администрации Президента РФ, Главное управление по внутренней политике (ГУВП) Президента, предположительно основываясь на предложениях правящей партии «Единая Россия», контролирующей конституционное большинство Государственной думы РФ, подготовило предложения по ротации глав 17 российских регионов. Согласно той же информации, кадровые перестановки в случае их утверждения могут состояться уже в сентябре — до начала кампании по выборам депутатов Государственной думы.

По информации источника, предполагается заменить в первую очередь тех региональных руководителей, которые на протяжении 2007 года оказались «вольно или невольно» вовлечены в различные политические, административные или околокриминальные скандалы, а также губернаторов, чья политика пользуется поддержкой «менее чем 50 % населения» их регионов. По словам источника, «предлагаемые меры полностью соответствуют современной архитектуре взаимоотношений между региональными властями и президентом, который в определенный исторический момент возложил на федеральную власть ответственность за соответствие губернаторов занимаемым должностям и народным ожиданиям».

В первую очередь, как сообщил источник, возможна отставка губернатора Архангельской области Николая Киселева, который оказался вовлечен в открытый и болезненный политический конфликт с мэром Архангельска Александром Донским. Место Киселева, как ожидается, может занять вице-спикер Государственной думы Артур Чилингаров либо генеральный директор ФПГ «Евразийская группа» Алексей Дробашенко. «Существенные претензии» имеются также, по словам источника, к главам Пермской, Костромской, Волгоградской, Иркутской, Кировской и некоторых других областей.

По сведениям из кругов, близких к руководству партии «Единая Россия», крупнейшая российская партия, имеющая парламентское большинство, готова взять на себя «ответственность перед президентом» за всех кандидатов, рекомендуемых на губернаторские посты. «Единая Россия» готова также гарантировать, что ни один из предлагаемых ею кандидатов не имеет бизнес-интересов, о которых не были бы осведомлены президент и общество.

Ирина Макиева, начальник департамента Экспертного управления Администрации Президента РФ:

Перечень показателей [критериев оценки деятельности губернаторов. — Ред.] сформирован таким образом, чтобы было возможно провести качественный анализ результатов деятельности региональных органов власти, включая проведение детальной оценки в отдельных отраслях, а также оценить влияние принятых решений на качество жизни каждого человека в регионе. Приведу пример. В сфере экономики создание инвестиционно привлекательного климата напрямую связано с повышением реальных доходов населения. При этом важнейшими показателями являются валовой региональный продукт, заработная плата и уровень безработицы, объемы частных, иностранных и государственных инвестиций.

Доклады губернаторов в первую очередь будут состоять из таблицы с цифрами. Причем в этом году будут собраны данные за 1990-й, 1995-й, за шесть лет с 2000 года и трехлетний прогноз.

Эту работу предполагается проводить не для наказания, а для того, чтобы помочь увидеть скрытые резервы в регионе (финансовые, кадровые, материально-технические), которые можно использовать для повышения заработной платы работников бюджетной сферы, а также внедрить в регионах эффективные методы управления. Для поощрения губернаторов-«отличников» предусмотрено выделение грантов. Источник один — федеральный бюджет. К 1 декабря правительство представит предложения по выделению грантов. Думаю, что после этого можно будет говорить и о суммах.

Константин Титов, экс-губернатор Самарской области:

Лучше уйти на год раньше, чем на минуту позже.

Использована информация сайтов: www.deita.ru; www.gazeta.ru; www.iamik.ru; www.ng.ru; www.nr2.ru; www.regnum.ru; www.rian.ru; www.riasamara.ru; www.rosbalt.ru; www.rosbaltvolga.ru; www.strana.ru; www.svobodanews.ru; www.vremya.ru.