Директор-Инфо №16'2007
Директор-Инфо №16'2007
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Регистрация и использование ККТ

Материал подготовила Елена Покидова

Государство предъявляет жесткие требования к применяемой на территории России контрольно-кассовой технике и обеспечивает постоянный контроль за соблюдением установленного порядка ее регистрации и использования. Эти вопросы регулируются не только законом о ККТ1, но и многочисленными подзаконными актами. 23 июля 2007 года правительство страны приняло очередной документ: положение2, установившее правила регистрации и применения контрольно-кассовой техники, которую используют организации и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг на территории России3.

Какие требования предъявляются к ККТ, и по каким критериям ее нужно выбирать?

Общие условия использования ККТ в нашей стране таковы: разрешено применять только исправную, опломбированную в установленном порядке ККТ, включенную в Государственный реестр контрольно-кассовой техники. Кроме того, техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах и в течение всего срока использования соответствовать требованиям, которые действовали при ее регистрации, и техническим документам.

Чтобы не возникло неразрешимых проблем с регистрацией ККТ, при ее выборе предпринимателям и представителям организаций не стоит полагаться на рекламу и заверения продавцов. Лучше самим проверить соответствие той или иной модели требованиям Государственного реестра контрольно-кассовой техники4, а также заглянуть в Классификатор ККТ, чтобы убедиться, что понравившаяся модель разрешена для применения в конкретной сфере деятельности. Например, при оказании услуг по перевозке пассажиров такси для использования подходит модель ККМ ЭЛВЕС-МИКРО-К с электронной версией 01.

При покупке ККТ, относящейся (по Классификатору) к активной системной ККТ, имеющей возможность работать в компьютерно-кассовой системе, управляя при этом ее работой, необходимо проверить соответствие установленной программы перечню пакетов прикладных программ к активным системным ККТ. Запись об установке программного продукта делается продавцом в техническом паспорте ККТ и заверяется его печатью. Позднее налоговый орган при регистрации внесет сведения об установленном пакете прикладных программ и его разработчике в карточку регистрации и специальную книгу учета.

Контрольно-кассовая техника должна иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков. К корпусу предъявляются весьма жесткие требования: без его вскрытия, удаления или разрушения должно быть невозможно изменять или заменять программно-аппаратные средства, обеспечивающие надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов. Если покупка оплачивается по платежной карте, то кроме кассового чека техника должна распечатывать документ, подтверждающий факт осуществления такого расчета, а устройство для считывания информации с платежных карт должно либо входить в состав ККТ, либо обеспечивать ввод в ККТ информации о проведенном расчете.

ККТ должна обеспечивать некорректируемую регистрацию информации и ее энергонезависимое (т. е. без потребления энергии от источников питания) хранение в неизменном виде в течение не менее пяти лет с даты регистрации этой информации. На контрольной ленте, которая является первичным учетным документом, должны содержаться сведения о ККТ и расчетах (носитель информации может быть как бумажным, так и электронным).

Еще одно общее требование к ККТ: фиксация информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте. В фискальную память должно быть возможным вводить информацию как при первичной регистрации, так и при перерегистрации в налоговых органах. ККТ должна иметь часы реального времени, быть исправной, состоять на техническом обслуживании у поставщика5 или центра технического обслуживания (ЦТО)6.

ККТ должна иметь:

  • паспорт, который выдается поставщиком и содержит сведения о ККТ (в т. ч. отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе; вводе в эксплуатацию; проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании; замене программно-аппаратных средств; установке средств визуального контроля; наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники);
  • идентификационный знак (номерной знак на корпусе, позволяющий идентифицировать ККТ; этот знак содержит наименование модели и ее заводской номер, который присвоен при изготовлении);
  • марки-пломбы (защищенная от подделки полиграфическая продукция, позволяющая выявить факт вскрытия или удаления корпуса ККТ). Марки-пломбы наклеиваются на ККТ поставщиком или специализированным техцентром после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания ККТ. При попытках удалить такие пломбы или при попытках вскрытия или удаления корпуса марки необратимо разрушаются или деформируются;
  • эксплуатационную документацию, знак «Государственный реестр» (средство визуального контроля, устанавливаемое на корпус ККТ ее поставщиком в случае, если сведения о модели такой техники внесены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники).

Отсутствие средств визуального контроля (наклеек «Государственный реестр» и/или «Сервисное обслуживание») или их повреждение расценивается налоговиками как неприменение ККТ. Правда, судебная практика по таким делам противоречива. Если предприниматель или организация обжалует в суде постановление о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ, например, в связи с выявлением инспекторами факта отсутствия на ККТ того или иного средства визуального контроля, то в одних случаях суды соглашаются с мнением ИФНС, в других же указывают, что отсутствие на ККТ голограммы не является правонарушением.

Техническая поддержка контрольно-кассовой техники, нанесение на нее знака «Сервисное обслуживание» и наклеивание марок-пломб, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации ККТ, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания. Причем при введении в фискальную память информации и замене накопителей должны присутствовать представители налоговых органов.

Всегда ли нужно регистрировать ККТ, и как это сделать?

По закону регистрировать контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы должны налоговые органы7. Использование ККТ, которая не прошла регистрацию или не включена в Государственный реестр, является административным правонарушением.

Пользователь (лицо, применяющее ККТ) должен представить в налоговую инспекцию заявление установленной формы о регистрации ККТ. Если в инспекцию обращается не руководитель организации и не предприниматель, а их представитель, то необходима еще и доверенность на право регистрации ККТ в налоговом органе. Этот документ оформляется в соответствии со ст. 185 ГК РФ. Доверенность, выданная от имени юридического лица, подписывается его руководителем или иным уполномоченным лицом и заверяется печатью организации. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя подлежит нотариальному удостоверению. Дополнительно налоговой инспекции предъявляется документ, удостоверяющий личность обратившегося лица.

К заявлению прилагаются паспорт ККТ и договор о ее техническом обслуживании (поддержке). Документы тщательно изучаются инспекторами. Так, в паспорте ККТ проверяется правильность заполнения всех разделов (дата выпуска ККТ, фирма и страна-производитель, дата упаковки, наличие печатей завода-изготовителя или продавца ККТ; запись об установлении средств визуального контроля, соответствие программного продукта и пр.). Дополнительно инспекторы по своим базам данных проверят, не содержится ли регистрируемая ККТ в розыске как похищенная. Информацию о ККТ, находящейся в розыске, можно поискать самостоятельно на сайтах налоговых органов в соответствующих разделах.

Если в представленных документах в ходе предварительной проверки не выявлены нарушения, расхождения, ошибки, проводится фискализация ККТ.

В обусловленный день и время в ИФНС приглашаются заявитель (его представители) и специалист организации, обслуживающей данную ККТ. Последний обязан предъявить инспектору документы, удостоверяющие личность и полномочие действовать в качестве представителя обслуживающей организации. Доставляется и регистрируемая ККТ. Если предъявлено к регистрации несколько единиц ККТ, инспектор может сам прибыть на место ее установки, где его должны ожидать представитель заявителя и специалист организации, осуществляющей техобслуживание ККТ.

При подготовке к регистрации ККТ инспектор проверяет достоверность изложенных в заявлении на регистрацию данных (модель ККТ, заводской номер, год выпуска, адрес места установки) и записи в паспорте ККТ, в т. ч. касающиеся легитимности ее приобретения (дата продажи, наличие круглой печати продавца). Специалист ЦТО обязан проверить исправность и работоспособность ККТ (мелкие неисправности устраняются на месте), запрограммировать операцию печати на кассовом чеке наименования владельца ККТ. Название юридического лица указывается в соответствии со свидетельством о внесении в ЕГРЮЛ, а Ф. И. О. индивидуального предпринимателя — в соответствии с данными из ЕГРИП. В память ККТ заносятся также ее полный заводской номер и ИНН пользователя. Затем на ККТ наносятся средства защиты, в паспорт техники вносятся сведения о вводе в эксплуатацию, а налоговый инспектор вводит свой секретный пароль в память ККТ.

Завершив фискализацию, налоговый инспектор должен пробить условную сумму (например, 1 руб. 11 коп.), чтобы убедиться в исправности ККТ, и снять итоговый отчет за смену или итоги дня и отчет фискальной памяти.

Если техника исправна, на чеке правильно указаны необходимые реквизиты и нормально работает блок фискальной памяти, инспектор к заявлению организации (индивидуального предпринимателя) прилагает пробитый им кассовый чек (на нем присутствуют наименование владельца ККТ, его ИНН, полный заводской номер ККТ, порядковый номер чека, дата и время фискализации, стоимость покупки, признак фискального режима), а также итоговый и фискальный отчеты. После этого осуществляется регистрация ККТ в книге учета.

Вся процедура регистрации должна занимать не более пяти рабочих дней с даты получения необходимых для регистрации документов. После регистрации пользователю (его представителю) возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению, и под роспись выдается карточка регистрации ККТ. Этот документ, заверенный подписью руководителя налогового органа (его заместителя) и печатью, содержит:

  • дату фискализации ККТ;
  • полное наименование модели, заводской номер и год выпуска аппарата;
  • полное и сокращенное наименование юридического лица с указанием его организационно-правовой формы (например, «Общество с ограниченной ответственностью (или ООО) «Производственная фирма “Незабудка”») или имя предпринимателя;
  • ИНН/КПП юридического лица (предпринимателя);
  • точные координаты места нахождения ККТ (город, улица, дом, станция метро: выход к вокзалу, на улицу и т. д.);
  • вид и полное наименование объекта торговли (например, магазин «Стрелец», павильон № 58).

Карточка регистрации должна храниться по месту установки контрольно-кассовой техники в течение всего срока ее эксплуатации. Документ предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением ККТ.

Если регистрируется ККТ для применения обособленным подразделением организации, то копию карточки регистрации ККТ налоговики направляют в ИФНС по месту учета организации в качестве налогоплательщика.

Об изменении организационно-правовой формы организации-пользователя, адреса места установки ККТ, адреса места нахождения налогоплательщика или о расторжении договора с организацией, обслуживающей технику, и заключении нового соглашения и пр. необходимо уведомить налоговый орган, чтобы переоформить документы или внести в них изменения. Так, при смене наименования компании или имени, фамилии, отчества индивидуального предпринимателя, при изменении места нахождения фирмы или, соответственно, места жительства предпринимателя, при реорганизации общества, а также при внесении ККТ в уставной капитал общества техника должна регистрироваться повторно. Не нужно будет проходить перерегистрацию и заводить новый журнал кассира-операциониста, если пользователь изменил адрес места установки ККТ, но уведомление об этом налоговиков является обязательным условием дальнейшего легитимного использования техники. В этом случае просто переоформляется карточка регистрации.

Перерегистрация ККТ, как и снятие ее с регистрации, осуществляются по заявлению пользователя в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации. Обо всех регистрационных действиях делаются отметки в паспорте ККТ. Эти отметки заверяются печатью налогового органа. При снятии ККТ с регистрации делается отметка в книге учета и карточке регистрации, последняя остается в налоговом органе.

Если техника выходит из строя, то обслуживающая ее организация из своего резервного фонда может предоставить пользователю на время ремонта другую ККТ. Но данная техника также нуждается в регистрации (порядок общий). Поскольку техника выходит из строя достаточно часто, предприниматели и организации предпочитают регистрировать в налоговых органах резервную ККТ. Порядок регистрации тот же, только в строке «Установлена по адресу» карточки регистрации ККТ пишется адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, и слово «резерв».

Дополнительно в налоговых органах регистрируются и заверяются подписями инспекторов и другие документы, необходимые для легитимного использования ККТ. Например, журнал кассира-операциониста на данный кассовый аппарат и журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ. Эти журналы должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены подписями руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации (индивидуального предпринимателя) и печатью. Журналу кассира-операциониста присваивается регистрационный номер ККТ согласно регистрационному номеру в книге учета.

Где регистрировать ККТ?

Регистрация ККТ проводится по месту учета налогоплательщика, т. е. в ИФНС по месту жительства физического лица, по месту нахождения юридического лица или его обособленного подразделения. Причем место государственной регистрации юридического лица или предпринимателя может не совпадать с местом регистрации используемой ими ККТ. (Например, если юридическое лицо или предприниматель прошли регистрацию в МИФНС России № 46 по г. Москве или если организация была зарегистрирована до 1 июля 2002 года в регистрационной палате и внесена в ЕГРЮЛ.)

Если организация или индивидуальный предприниматель осуществляет выездную торговлю, то ККТ регистрируется по месту учета налогоплательщика, а в документах делается специальная отметка «выездная торговля». В случае, когда пользователь временно осуществляет торговлю по другому адресу, он должен уведомить об этом налоговую инспекцию. В этом случае в карточке регистрации ККТ указывается, на какой период и где будет установлен данный кассовый аппарат.

Арендуя ККТ, организация-арендатор должна зарегистрировать ее в налоговом органе по месту своего учета в качестве налогоплательщика, а индивидуальный предприниматель-арендатор — в ИФНС по месту жительства.

Что делать, если кассовый аппарат похищен?

Если зарегистрированный кассовый аппарат похищен (украден), пользователю, на чье имя зарегистрирована ККТ, необходимо сначала обратится с заявлением в орган МВД и получить от него справку по факту хищения. Затем в региональное Управление ФНС России представляется заявление, справка из органа МВД, оригинал карточки регистрации ККТ и журнал кассира-операциониста. (Если данные документы не представлены или из справки органов МВД РФ не следует, что ККТ была похищена, инспекторы вправе затребовать от пользователя письменные объяснения.)

Похищенные ККТ не снимаются с учета в течение пяти лет, а датой хищения считается дата, указанная в справке органа МВД РФ. По истечении пяти лет налоговая инспекция снимает с учета похищенную ККТ в одностороннем порядке и уведомляет об этом ее бывшего владельца.

Если налоговики сняли с учета ККТ, можно ли ее использовать?

Если истечет нормативный срок амортизации модели ККТ или она будет исключена из государственного реестра, то в соответствии с новыми правилами, недавно установленными Правительством РФ, снять с регистрации такую технику налоговики могут самостоятельно, но с обязательным уведомлением пользователя не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации. Прежний порядок предусматривал необходимость уведомления налоговиками пользователей ККТ о предстоящем снятии с учета их техники за 30 дней. Поэтому рекомендуем организациям и предпринимателям периодически проверять соответствие используемой техники данным реестра и сроки амортизации.

Если уведомление о снятии с учета ККТ получено в виде официального документа, пользователь обязан прекратить эксплуатацию этой техники. Использование снятых с учета аппаратов (несмотря на то, что потребителям аккуратно выдаются чеки) законом расценивается как неприменение ККТ, за что установлена административная ответственность по ст. 15.5 КоАП РФ.

Если же такое уведомление вообще не поступило или было сделано с нарушениями (например, по телефону), то инспекторы не вправе привлекать организацию или предпринимателя к административной ответственности, а вынесенные об этом постановления подлежат отмене вышестоящим налоговым органом или арбитражным судом.

Пример Проведя проверку прицепа фургона индивидуального предпринимателя, налоговый орган установил, что наличные денежные расчеты при реализации курицы гриль осуществлялись продавцом с применением контрольно-кассовой техники, не зарегистрированной в налоговом органе, исключенной из Государственного реестра и снятой с учета в налоговом органе. О данном правонарушении был составлен акт проверки и протокол об административном правонарушении.

Позднее по делу об административном правонарушении ИФНС было вынесено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, предприниматель обжаловал его в арбитражный суд, который отменил акт налогового органа из-за того, что тот не смог документально подтвердить, что предприниматель получил уведомление о необходимости замены контрольно-кассовой машины.

В другом случае арбитражный суд также отменил постановление ИФНС, которым ООО, применявшее снятую с учета ККМ, было оштрафовано на 30 000 рублей. Как установил суд, письмо с извещением было возвращено налоговикам с отметкой почты о необходимости уточнения адреса. Других доказательств уведомления общества об исключении ККТ из Государственного реестра и о необходимости снять данную модель с учета налоговый орган суду не представил.

В рассмотренных случаях предпринимателю и организации удалось избежать ответственности еще и потому, что протоколы ГМЭК, в соответствии с которыми использовавшиеся модели ККМ были исключены из Государственного реестра, не публиковались в СМИ, на что и обращали внимание судьи при вынесении решений.

Какие документы должен хранить пользователь ККТ?

Документация, связанная с производством, продажей, технической поддержкой, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации, должны храниться в течение не менее пяти лет с даты окончания их использования. При этом, как указано в уже упомянутом правительственном постановлении, пользователь ответственен за хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ.

Поставщик или центр технического обслуживания отвечает за хранение учетного талона. Этот документ содержит сведения о ККТ, отметки о ее регистрации, перерегистрации, снятии с регистрации в ИФНС, о вводе в эксплуатацию, проверке ее исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание», наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации этой техники. Кроме того, на поставщика возложена обязанность хранить документацию, связанную с производством, поставкой и технической поддержкой контрольно-кассовой техники, а на ЦТО — документации, связанной с технической поддержкой ККТ.

Кто и в каких случаях несет ответственность за нарушение законодательства о ККТ?

КоАП РФ устанавливает административную ответственность для недобросовестных и нерадивых предпринимателей, организаций и их сотрудников (руководителей, главных бухгалтеров, продавцов, кассиров).

Инспекторы вправе штрафовать пользователей ККТ, если они или их работники при расчетах наличными не применяли ККТ (напомним, с 2003 года ККТ должна применяться и в случаях, когда покупателем выступает юридическое лицо). Под неприменением ККТ понимается:

  • отсутствие или неиспользование продавцом ККТ;
  • использование техники, не зарегистрированной в налоговом органе, не включенной в Государственный реестр или снятой с учета, если пользователь был уведомлен об этом в установленном порядке и в срок;
  • пробитие чека на сумму меньше той, что была уплачена покупателем;
  • невыдача чека.

Кроме того, недопустимо использование ККТ, если:

  • техника неисправна;
  • в ней отсутствует или работает не в фискальном режиме фискальная память;
  • вышел из строя блок фискальной памяти;
  • отсутствуют или повреждены знаки визуального контроля, пломбы и есть основания предполагать, что был осуществлен несанкционированный доступ к фискальной памяти.

Ответственность за неприменение ККТ может наступить и в случае, если чеки будут пробиваться неуполномоченным лицом (например, не являющимся кассиром или продавцом), даже если это лицо состоит с организацией или предпринимателем в трудовых отношениях.

За подобные правонарушения ответственность наступает по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа. Для граждан он составляет от 15 до 20 МРОТ, для должностных лиц — от 30 до 40 МРОТ, для юридических лиц — от 300 до 400 МРОТ.

Однако выявление налоговиками указанных недочетов не всегда свидетельствуют о наличии вины пользователя ККТ и его работников. Например, существуют судебные прецеденты, когда предпринимателям и организациям удавалось доказать в судах, что пломбы или знаки визуального контроля были повреждены случайно в процессе эксплуатации ККТ и что данные повреждения исключают несанкционированный доступ к фискальной памяти. Точно так же не является стопроцентным доказательством вины нечеткая, смазанная пломба, особенно если специалисты ЦТО дадут официальное заключение о том, что, несмотря на такие повреждения, доступ к памяти ККТ был невозможен.

Пункт 1 ст. 19.4 КоАП РФ устанавливает, что за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно за воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей на граждан налагается штраф в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц — от 10 до 20 МРОТ.

Пункт 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает, что невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства карается наложением административного штрафа. Для граждан он предусмотрен в размере от 3 до 5 МРОТ, для должностных лиц — от 5 до 10 МРОТ, для юридических лиц — от 50 до 100 МРОТ.

Статья 19.6 устанавливает ответственность должностных лиц, которые не примут по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, меры для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Штраф налагается в размере от 3 до 5 МРОТ.

Каковы права граждан и юридических лиц, в отношении которых составлен протокол и возбуждено административное дело, и на какие нормы ссылаться, если эти права нарушены?

Законом контроль за применением ККТ возложен на налоговые органы8. В соответствии со ст. 7 Закона о ККТ инспекторы вправе:

  • осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона;
  • проверять полноту учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • проверять документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводить проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования Закона о ККТ, в случаях и в порядке, которые установлены КоАП РФ.

Проверка законодательства о применении ККТ проводится на основании поручения на проверку, подписанного руководителем налогового органа или его заместителем. В такой проверке должны участвовать не менее двух сотрудников инспекции. После проведенной покупки (заказа) проверяющие должны предъявлять руководителю или другому должностному лицу организации (представителю индивидуального предпринимателя) поручение налогового органа, служебные удостоверения и документально оформить результаты проверки соблюдения законодательства о применении ККТ.

Выявив факт невыдачи клиенту квитанции или другого приравниваемого к чеку документа строгой отчетности, проверяющий делает соответствующую запись в акте и составляет протокол об административном правонарушении. В протоколе должны указываться в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

На основании п. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола; причем проверяющие обязаны приложить их к протоколу. Статьей 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Кроме того, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

Согласно статье 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении в том числе выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; заслушиваются объяснения лиц, участвующих в производстве по делу; исследуются иные доказательства.

В случае несогласия с постановлением, вынесенным по делу об административном правонарушении, в соответствии с гл. 30 КоАП РФ лицо, в отношении которого вынесено данное постановление, вправе обжаловать его в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в вышестоящем органе или суде. При этом согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении судья или должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, может восстановить указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу.

 


1 Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее по тексту «Закон о ККТ»). Возврат

2 См. Постановление Правительства РФ от 23.07.07 № 470. Возврат

3 Порядок и условия регистрации в налоговых органах ККТ, используемой кредитными организациями при совершении кассовых операций, регулируются другими нормами. Возврат

4 С ними можно ознакомиться на сайте Федерального агентства по промышленности www.rosprom.gov.ru. Кроме того, эти требования публиковались в газете «Промышленный Еженедельник» и в журнале «Энергетика. Промышленность. Регионы». Возврат

5 Поставщик — лицо, обеспечивающее производство, распространение и техническую поддержку модели ККТ, включая поставку запасных частей. Возврат

6 Центр технического обслуживания — лицо, уполномоченное поставщиком на осуществление технической поддержки модели ККТ. Возврат

7 Порядок регистрации контрольно-кассовых машин (ККМ) в налоговых органах утвержден Приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 № ВГ-3-14/36 «Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах». Возврат

8 Кроме применения ККТ кредитными организациями. Последние контролирует Банк России. Возврат