Директор-Инфо №15'2007
Директор-Инфо №15'2007
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Скромное обаяние буржуазии

Олег Татарников

В последнее время в западных автомобильных журналах при характеристике той или иной машины (особенно представительского класса) все чаще употребляется выражение responsible luxury, а для описания дизайна даже environmentally responsible luxury. На русский язык перевести эту идиому доволно сложно. Буквальный перевод — «ответственная» или «дисциплинированная роскошь» — будет звучать довольно коряво и чуждо для русского уха, не привыкшего к скромности при получении удовольствия от жизни.

Тем не менее нам придется согласиться с тем, что на вершине социальной лестницы больше ценится environmentally responsible luxury, то есть разумная роскошь, внушающая уважение окружающим. И эталоном такой скромной буржуазной роскоши можно признать сегодня почти всю новую серию автомобилей Volvo. В классе люксовых автомобилей модели Volvo, конечно, не дотягивают по комфорту до солидных представительских седанов Mercedes-Benz, BMW или Audi, но на «корейцев», «японцев» или даже «французов» их владельцы также посматривают свысока. Словом, модели шведской компании составляют своеобразный «средний класс» среди luxury — элегантные responsible luxury cars. Кстати, задним пассажирам этого класса придется сесть на диету и потесниться, зато в огромный багажник можно положить лишнюю стопку книг для развития интеллекта.

Как бы там ни было, но компания Volvo тихой сапой продолжает набирать все новых и новых поклонников среди современных городских метросексуалов. После выпуска довольно элегантных купе C30 и кабриолета C70 (каждый из них сохранил черты, присущие шведской марке, но предоставил покупателям всё то, что желает получить от автомобиля современный преуспевающий клерк) число поклонников марки, несомненно, увеличилось.

Смена ориентации

На современном автомобильном рынке все большее значение приобретает именно «адресное проектирование» машин: многие компании готовят сегодня модели с расчетом на целевую аудиторию. Такой аудиторией для Volvo традиционно являлись люди семейные и практичные (достаточно взглянуть на классические универсалы этой компании, которые она предлагала в прошлом веке).

После десятилетий ориентации на семью сегодня трудно полностью сменить имидж — ассоциации марки Volvo с «универсалами» прочно засели в сознании покупателей.

А такая особенность восприятия может стать как благословением, так и проклятием для продаж — в зависимости от рыночной ситуации. Однако последние поколения Volvo успешно продвигают и другие идеи, апеллируя к тем же практичным покупателям: они выводят элегантность дизайна и роскошь салона на новый уровень — уровень разумной роскоши responsible luxury. И практика показывает верность выбранного направления.

С таким же успехом, например, компания Volvo предприняла несколько попыток воплощения мечты женщин об автомобиле. Вроде бы задумывалось очень существенное ограничение целевой аудитории, однако именно «женственность» оказалась козырной картой компании! Сначала инженеры компании спроектировали вседорожник Volvo XC90, который создавался на основании опросов американских домохозяек и бизнес-леди, а затем представили концепт Volvo YCC (что расшифровывается как Your Concept Car, или «Ваш концепт»). Интересно, что если XC90 делали в основном мужчины (по крайней мере они доминировали в процессе разработки и принимали основные решения), то креативная бригада YCC полностью состояла из одаренных и технически подкованных дам, сотрудниц Volvo, и еще добрая сотня специалисток трудилась в различных «смежных отраслях». То есть последняя разработка от начала и до конца была спроектирована женщинами и для женщин. Однако в результате на женевской презентации 2004 года дамский концепт Volvo YCC понравился всем — и женщинам, и мужчинам, а XC90 до сих пор является лидером продаж компании Volvo. Как выяснилось, сегодня требования представителей обоих полов к современному автомобилю совпадают даже больше, чем можно было бы ожидать.

Даже представители сексуальных меньшинств, по опросам популярного американского сайта Car Talk, выбирают Volvo-универсал «для интеллектуальных лесбиянок, специалисток своей профессии, где бы они ни жили».

Volvo V70 илиИЛИ ХС70?

Новый универсал Volvo V70 был построен на базе представительского седана S80 (говорят, что проектировался вариант V80, но он получился настолько громоздким и корявым, что сами разработчики испугались и построили «сарай» поменьше). Такое решение компании привело к тому, что журналистам стало непонятно, с чем теперь сравнивать Volvo V70. С предыдущими моделями нельзя: у них разные платформы (новая модель на 5 см шире и выше, а ее колесная база на 10 см больше, чем у предшественника). Да и с традиционными конкурентами — Volvo 850 — не солидно. Это означает, что Volvo V70 хоть и не дотягивает до лидеров премиум-класса, но поднимается выше, чем ее бывшие соперники Volkswagen Passat или Subaru Legacy.

А модели 2008 года стали еще солиднее (и тяжелее: V70 «поправилась» до 1 735 кг, а XC70 — до 1 856 кг). И не мудрено, ведь на автомобилях теперь стоят новые 3-литровые 6-цилинровые моторы, которые стали значительно мощнее прежних, 5-цилиндровых (235-сильный двигатель стоит на атмосферной версии и 282-сильный — на турбированной). Новые двигатели хоть и не добавляют «спортивности» солидному универсалу, но могут теперь удовлетворить даже самых привередливых любителей динамики. Трансмиссий для нового поколения V70 предусмотрено две: пятиступенчатая «механика» и шестиступенчатый «автомат». Причем «механикой» комплектуется только двигатель с наддувом. По-прежнему на высоте безопасность моделей Volvo, причем как активная, так и пассивная. Новые кузова стали жестче на скручивание: швы теперь соединяются не точечной сваркой, а клеем. Усилена боковина, появился электронный стояночный тормоз, системы безопасности стали интеллектуальнее: добавились система предупреждения столкновения (Collision Warning with Brake Support), система отслеживания зон плохой видимости — так называемых «мертвых зон» (Blind Spot Information System), а также персональный коммуникатор (Personal Car Communicator), который информирует о проникновении в автомобиль.

Ожидается, что Volvo V70 будут покупать семейные люди с детьми в возрастной категории от 45 до 55 лет (до 70 % — мужчины) с годовым доходом более 100 тысяч долларов. Для облегчения перевозки детей даже разработана новая, более удобная система крепления детских сидений.

Модификация Volvo XC70, наверное, является более практичной для использования в России — это высокий полноприводный универсал с увеличенным клиренсом. Причем «внедорожность» XC70 в глаза не бросается, внешне это почти тот же семейный универсал V70. Однако новая модель XC70 2008 года выглядит более агрессивно, нежели V70 и даже предшествующая XC70, при этом она стала еще и чуть практичнее — например, багажное отделение у нее немного увеличилось.

Автомобиль оснащается электронной системой полного привода (муфта блокировки центрального дифференциала управляется электроникой), а в качестве новинки добавилась система помощи при крутом спуске (Hill Descent Control), которая позволяет автоматически поддерживать скорость 10 км/ч. Volvo XC70 дороже, чем базовая модель V70, а ее более агрессивная внешность и «вседорожное» предназначение «омолаживает» целевую аудиторию. Считается, что основными конкурентами XC70 являются Audi A6 Avant, Volkswagen Passat 4Motion и BMW X3.

Очевидно и повышение комфорта в новых моделях Volvo. Обе производят хорошее впечатление и добротностью материалов отделки (хороший пластик и ткани, а в топовых комплектациях используется настоящее дерево и отборная кожа), и основательностью сборки. Сиденье водителя радует удобством и широким диапазоном регулировок в длину, высоту и по наклону спинки, при этом электрика освобождает водителя от соответствующих манипуляций — словом, настоящее анатомическое кресло. Есть память на три набора настроек, включая положение наружных зеркал.

Разгон автомобилей ровный, без провалов, рост оборотов двигателя происходит плавно, без каких-либо рывков при переключении передач — как в троллейбусе. «Автомат» ничем не выдает перехода с одной ступени на другую. Автомобили очень тихие в движении, а подвеска плавно «проглатывает» все неровности, и пассажиров при этом не укачивает.

Удел Volvo — размеренное движение

Универсалы Volvo V70 и XC70 — это солидные семейные автомобили по определению. В гамме шведской компании имеются и другие машины, причем некоторые довольно мощные. Однако какой-либо сумасшедшей спортивности от моделей Volvo ожидать не стоит. Компания даже сменила назначение индекса R в шильдике своих моделей. Если раньше R-версии отличались скромным видом, но крутым нравом, то теперь это только название пакета R-Design, который позволяет сделать свой Volvo более оригинальным с помощью небольшого и стильного аэродинамического обвеса, а также особой решетки радиатора с шильдиком R-Design. Дополняют динамичный облик фирменные 5-спицевые колесные диски (можно заказать 17- или даже 18-дюймовые) и полированные корпуса наружных зеркал. Тема «крылатого» металла продолжается и в интерьере: R-Design присутствует и на центральной консоли, и на педалях, и в отделке дверей. Кроме того, особая модификация отличается собственным приборным щитком и фирменными ковриками. Щедро приправлен логотипами R-Design и салон: они и на руле, и на сиденьях с двухцветной обшивкой.

Получается, что вместо мощного мотора нынче в моде различные спортивные «примочки». Так что придется наслаждаться не впечатывающим в сиденье ускорением, а лишь только внешней спортивной эстетикой.

Вся эта бижутерия, безусловно, предназначена молодежи, ведь марка Volvo старательно отходит от имиджа производителя «диванов» для пенсионеров и пытается снизить средний возраст своих клиентов. Поэтому не удивляет то, что спортивный пакет дебютировал на компактных моделях C30, S40 и V50 (кстати, в 2008 модельном году седан S40 и универсал V50 претерпели в основном только косметические изменения).

Что же касается эксплуатации, то традиционно эксперты рекомендуют японские машины как наиболее надежные и безотказные, а такие марки, как BMW, Jaguar, Land Rover, Volkswagen, Volvo и Mercedes-Benz, оцениваются экспертами как непрактичные и часто нуждающиеся в дополнительных затратах на сервис. Это и не удивительно: как мы уже неоднократно отмечали, европейцы больше гонятся за модой, стремятся оснастить свои современные автомобили «по высшему разряду», и в результате многие новинки страдают «детскими болезнями». Нам же приходится следовать за европейцами. Во-первых, потому, что наши автомобили приходят с европейского рынка, а во-вторых, потому, что в России на самом деле доводам о практичности внемлют только на словах.

Да, у нас всегда готовы поговорить о высоком расходе топлива и стоимости обслуживания.

При этом в тех же разговорах наших автовладельцев почему-то не устраивает динамика современного автомобиля с объемом двигателя менее трех литров, не котируется кондиционер без сложного климат-контроля, а покупают в отечественных автосалонах чаще всего те модификации, которые максимально нафаршированы всевозможной ломкой и сложной в обслуживании электроникой (причем далеко не всегда используемой).

Но если следовать парадигме «тише едешь — дальше будешь», которую проповедует компания Volvo, то эти автомобили послужат вам не хуже японских. С мотором большого объема при езде почти на холостых оборотах никогда ничего не случится, зато в пробках можно будет постоять с комфортом…