Директор-Инфо №14'2007
Директор-Инфо №14'2007
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Прагматичная романтика скорости

Олег Татарников

Прагматичная романтика. Кажется, несочетаемые слова. Однако, несмотря на то, что такие марки спортивных автомобилей, как Ferrari или Lamborghini, на слуху у всех, мы нередко встречаем на улицах рычащие спортивные болиды вполне классических автомобильных форм, подходящих для выживания в городских условиях. И выбор последних определяется не только и не столько более скромной ценой, сколько прагматичностью их владельцев в плане использования таких автомобилей. А потому рассмотрим сегодня выбор спортивного автомобиля с точки зрения такого прагматика.

«Спортивными» называется сегодня довольно много автомобилей. Однако среди них найдется мало тех, что действительно могут использоваться для спорта или хотя бы для экстремальной езды по специально подготовленным трассам. Учитывая же российскую дорожную специфику, мы не будем рассматривать такую классику спортивного автомобилестроения, какой является, к примеру, Porsche (не говоря уж о Ferrari и Lamborghini, которые представляют собой лишь «деньги на колесах»). Лучше остановимся на раллийных монстрах, тем более что круг таких автомобилей и вовсе сужается до нескольких моделей, самыми яркими из которых являются Subaru Impreza WRX STi и Mitsubishi Lancer Evolution. Впрочем, рассуждения, подобные приведенным ниже, можно будет применить и к любым другим спортивным моделям.

Эти полноприводные турбонаддувные монстры выбрались с закрытых раллийных спецучастков на дороги общего пользования благодаря Международной федерации автоспорта. Именно она в 1987 году запретила участие прототипов в чемпионатах мира по ралли и обязала автопроизводителей омологировать базовые модели, для чего требовалось выпустить серию в несколько тысяч машин, весьма близких к спортивному «оригиналу». Так в свое время появились Lancia Delta Integrale, Ford Escort Cosworth, Toyota Celica GT4, Subaru Impreza Turbo и бесконечные «эволюции» Mitsubishi Lancer. Однако недавно правила снова изменились и в ралли, по сути, вернулись экспериментальные прототипы (правда, под новой вывеской — WRC), имеющие мало общего со своими «дорожными» версиями.

Те, кто интересуется автоспортом и следит за ходом чемпионатов мира по ралли WRC (World Rally Championship), прекрасно знают, какие марки автомобилей участвуют в этом виде соревнований. Любителям ралли также известно, что в мире существует только два вышеупомянутых автопроизводителя, которые, поддерживая спортивный имидж марки, серийно и для свободной продажи выпускают модификации моделей, конструктивно близкие своим WRC-прототипам. Ведь ни Citroen, ни Peugeot, ни Skoda, ни Hyundai или другие марки, участвующие в WRC, в своем арсенале серийно выпускаемых моделей аналогов не имеют. Зато даже серийные Subaru Impreza WRX STi и Mitsubishi Lancer Evolution могут использоваться в соревнованиях по ралли — разумеется, более низкого уровня, чем WRC.

Вообще культ японских спорткаров зарождался в Европе на стыке XX и XXI веков. Именно тогда многие прагматики поняли, насколько незаурядные по характеристикам автомобили предлагаются японцами по весьма разумной цене. Однако сегодня японских машин, сравнимых по классу и цене с Subaru Impreza WRX STi или Mitsubishi Lancer Evolution, больше нет.

А из европейцев ближайшей категории можно выделить разве что Golf R32 и Audi RS4, но они уже более дорогие и менее практичные.

Subaru Impreza WRX STi или Mitsubishi Lancer Evolution?

Имиджевая составляющая марки Subaru, несомненно, сильней. Именно слово Subaru насквозь пропитано харизмой ралли, а Subaru Impreza не воспринимается поклонниками всерьез, если это не версия WRX. И хотя Impreza WRX STi и Lancer Evolution — это, по сути, одинаковые автомобили (и конструктивно, и по возможностям, и по применимости), но именно компания FHI (производитель автомобилей марки Subaru) так удачно пропагандирует свои модели, что многие уверены, что любая машина со звездами на эмблеме готова сорваться с места и промчаться по пыльным раллийным трассам. И даже самая дешевая Impreza с «чахлым» 105-сильным двигателем объемом 1,5 л считается «яркой и спортивной». А вот Mitsubishi Lancer даже в версии Evolution почему то не вызывает такого чувства, хотя отличия Lancer Evolution от простого Lancer гораздо глубже, нежели у Impreza WRX STi от простой Impreza. Так что с точки зрения спортивного имиджа, «души» и харизмы Impreza WRX STi, безусловно, вне конкуренции.

Обе эти машины (как и почти все спорткары) предназначены для психов и эгоистов (быть пассажиром в них не очень приятно), то есть для сумасшедших любителей спортивной езды. Поэтому вряд ли имеет смысл подробно останавливаться на внешности машин. Обе они традиционно выглядят достаточно агрессивно, как и подобает спорткарам, хотя по поводу внешности новых моделей разгорелось немало споров, но об этом мы поговорим ниже. Более важной представляется организация внутреннего пространства таких машин, которая играет большую роль и в спортивной эргономике, и в комфорте (ведь эти машины все же предназначены для передвижения по дорогам общего пользования).

И тут опять можно отдать первенство Impreza WRX STi — о комфорте, пожалуй, больше заботятся именно ее создатели. Интерьер Subaru более привлекателен на вид, эффектно выглядит панель приборов с активной подсветкой, которая хорошо читается при любом освещении. В центральную консоль встроена штатная аудиосистема. В Mitsubishi Evolution обычно все намного проще: приборная панель немногим отличается от обычного дешевого Lancer (штатная «музыка», например, здесь не предусмотрена). Правда, в последних моделях Evolution, в отличие от предыдущих, устанавливается кондиционер (начиная с Evolution IX — климат-контроль), как и в Impreza WRX STi. Однако панель приборов в Evo по-прежнему менее удобна, чем в Impreza (например, шкале не хватает читаемости, особенно при ярком солнечном свете).

А вот сиденья в последних Evolution если не более удобные, чем в Impreza, то, несомненно, более «спортивные», с отличной боковой поддержкой, плотно фиксирующие тело сидящего, что в спортивном автомобиле немаловажно. В Impreza WRX STi сиденья более «вальяжные», и боковая поддержка здесь непростительно слабая для спортивного авто. Правда, в отличие от Evolution, в Impreza есть регулировка сиденья по высоте — и это опять реверанс в сторону стремящегося к комфорту пользователя.

Таким образом, внутреннее пространство Mitsubishi Lancer Evolution чуть больше ориентировано на спортивную эргономику, в то время как в Impreza WRX STi безупречно выдержан лишь общий спортивный стиль и по возможности добавлено комфорта.

Подвеска у Impreza WRX STi также значительно тише и немного мягче, чем у Lancer Evolution. Впрочем, на Evolution подвеска информативнее и собраннее, но она не такая энергоемкая, как на Impreza, и если дорога очень плохая, то там, где WRX STi спокойно «проглотит» неровности, Evolution может уйти с траектории.

Однако все недостатки интерьера и подвески забываешь, оказавшись за рулем: по управляемости Lancer Evolution превосходит соперника и оказывается проворнее на сложной трассе. Impreza WRX STi раньше начинает скользить передней осью при резких поворотах и перестроениях, что заставляет сбрасывать газ, чтобы нагрузить переднюю ось. Кроме того, Lancer Evolution имеет три разных режима работы активных дифференциалов, управляемых электроникой, а трансмиссия Impreza WRX STi попроще. Наиболее острым у Evolution является режим «асфальт» (tarmac). Остальные два — «гравий» (gravel) и «снег» (snow) — отличаются меньшей склонностью автомобиля к заносу, что оптимально на прямых трассах с большими радиусами поворотов, проходить которые следует с минимумом скольжения, так называемым «вкатыванием». Для серьезных спортсменов эти режимы не нужны, поэтому они предпочитают использовать для гонок Impreza WRX STi или версию Lancer Evolution без активных электронных дифференциалов, а вот не слишком опытным владельцам помощь электроники, несомненно, пригодится.

Впрочем, при сбросе газа, когда оба автомобиля уходят в занос, Impreza делает это более плавно и легче контролируется (склонность Impreza к прощению некоторых ошибок водителя отмечается всеми). А вот острый, жесткий и цепкий Evolution, сорвавшись в занос, оставляет меньше времени на исправление ошибки: чуть зазевался и тебя разворачивает на 180 градусов. Меньший угол поворота колес у Lancer Evolution не позволяет водителю допускать глубоких заносов, тем более на асфальте, однако в городской толчее такая особенность может создать определенные сложности, да и зимой двух оборотов руля может не хватить, чтобы не развернуло на дороге.

Впрочем, эти машины откровенно спортивные, то есть они могут или быстро разгоняться, или тормозить. А ровно и размеренно ездить по пробкам и парковаться на узких улочках на них обеих довольно проблематично, и покупают их совсем не для этого.

Однако некоторые нюансы при выборе мы уже отметили: тем, кто покупает спорткар в качестве второго автомобиля, возможно больше подойдет жесткий и бескомпромиссный Mitsubishi Lancer Evolution, а если это будет единственный автомобиль, то лучшим выбором будет Impreza WRX STi: в ней больше опций для обеспечения комфорта.

Обслуживание и ремонт

Lancer Evolution готовит фирма Ralliart, специализирующаяся на раллийных автомобилях Mitsubishi. Она раз в год арендует сборочный конвейер и по собственным спецификациям производит на нем партию спортивных Lancer. Основной клиентурой таких машин становятся спортсмены, участвующие в ралли по группе N, но часть моделей рассчитана и на частных ценителей, которые могут позволить себе «почти раллийную» машину.

Subaru Impreza WRX STi тоже готовит отдельная компания STi (Subaru Technika International), устанавливая на ней оригинальные узлы и детали.

Однако у Impreza WRX STi меньше отличий (хотя бы по кузовным деталям) от банальной 1,5-литровой Impreza (во внешности разве только хищный алюминиевый капот с «ноздрей», да монументальный задний спойлер отличают ее от стандартной модели). То есть в случае аварии (а по смыслу эксплуатации таких машин мелкие кузовные инциденты неизбежны) у вас есть возможность купить запчасти подешевле (в том числе и на вторичном рынке или из неоригинальных комплектующих). Так что в этом смысле Impreza WRX STi более практична и дешева в эксплуатации.

Lancer Evolution гораздо дальше от обычного Lancer. Да, она легко узнаваема, более красива, роскошна. Но алюминиевый капот (1 500 долларов) и крылья (по 500 долларов) вам придется покупать оригинальные. А также передний бампер (700 долларов), решетки в бампер (по 100 долларов) и т. д. В общем, используя автомобиль по назначению, вы серьезно финансово проиграете при обслуживании Evolution по сравнению с WRX STi. Кроме того, автомобили Subaru по надежности традиционно входят в пятерку лидеров, а автомобили от Mitsubishi едва достигают третьего десятка. Кроме того, у Subaru более простая и надежная трансмиссия и очень живучая подвеска, которая не только реже подводит, но и легче чинится даже в «полевых» условиях.

То есть если голосовать кошельком, то WRX STi получается дешевле, надежнее, запчасти на нее найти проще и починить легче, чем Lancer Evolution.

Переоценка ценностей

Прежде чем сесть за руль такой машины, неплохо бы прибегнуть к помощи профессионалов и пройти дополнительный курс обучения. Что касается описываемых машин, то в Москве существуют две школы водительского мастерства: Driving Art (http://drivingart.ru/), которая проводит «продвинутые» курсы обучения на автомобилях модельного ряда Mitsubishi (в том числе на Mitsubishi Lancer Evolution), и «Академия скорости Сергея Успенского» (http://www.uservice.ru/urt/school/), где обучают экстремальному мастерству вождения на полноприводных Subaru. Обучение в школе Успенского идет на «боевых» автомобилях Subaru Impreza WRX STi Spec. C, специально подготовленных производственным подразделением УРТ («Успенский Ралли Техника») по группе N (категория автомобилей, допускаемых к официальным соревнованиям) для участия в ралли, или на автомобилях клиентов.

Кроме профессиональных навыков управления автомобилем все курсанты получат там необходимое владельцам этих автомобилей чувство власти над мощными современными автомобилями с полным приводом.

Курсы делятся на несколько уровней, начиная с самого первого — «Безопасность и уверенность за рулем» — и заканчивая подготовкой пилотов для автомобильного спорта. Некоторые выпускники готовятся по индивидуальным курсам, включающим выступления в гонках Кубка России по автомобильному ралли.

В любом случае время, силы и средства, затраченные на обучение управлению этими болидами, не пропадут зря. Subaru Impreza WRX STi и Mitsubishi Lancer Evolution являются одними из самых спортивных и экстремальных автомобилей в своем классе, да и в своей ценовой категории, что немаловажно для прагматиков.

Конечно, любой здравомыслящий человек, поездив на этих машинах хотя бы полдня, возьмет карандаш и без труда набросает список недостатков, делающих их повседневную эксплуатацию занятием крайне утомительным и нерентабельным. Кроме уже упомянутых недостатков, придется вменить им в вину чрезмерный аппетит к высокооктановому бензину, невысокий ресурс, проблемы с запасными частями и заводской гарантией (о гарантии придется договариваться с дилером особо).

Но ведь и разговор-то мы ведем не о семейных седанах, а о спортивных суперавтомобилях, по характеристикам не уступающих иным моделям Ferrari и Porsche! Ведь за 50 тысяч долларов или чуть выше вы вряд ли найдете автомобиль со схожими динамическими характеристиками и подобной управляемостью. Однако если можно экономить на автомобиле, то на умении им управлять экономить уже никак нельзя.

Новинки

Новая модель Lancer X уже готовится к продаже. Это представитель семейства автомобилей Mitsubishi, созданных на базе первой глобальной платформы Project Global. Платформа является основой для нескольких новых моделей Mitsubishi, включая и новый среднеразмерный внедорожник Outlander XL, и новое поколение спорткара Lancer Evolution.

Mitsubishi будет выпускать сразу две «заряженные» версии Lancer с турбированными двигателями. Самая мощная получит по традиции имя Evolution (или просто Evo). Под капотом такого автомобиля окажется 2-литровый мотор, который будет выдавать 295 л. с.

Будет и другой автомобиль. Он получит называние Lancer Ralliart и мотор мощностью 240 л. с. Естественно, Lancer Ralliart будет стоить существенно дешевле Lancer Evo, однако японцы пока отказываются вообще говорить о ценах на новые версии Lancer Evolution X.

Subaru также недавно представила Impreza WRX нового поколения. Модель была впервые выставлена на автосалоне в Нью-Йорке 6 апреля сразу в двух версиях — седан и пятидверный хетчбэк. Интрига вокруг нового поколения спортивного автомобиля Subaru Impreza WRX закручивалась давно и планомерно, а представление было обставлено с большой помпой, но новый седан Impreza разрабатывался специально для Северной Америки, поэтому европейцам (в частности, россиянам) он не очень понравился.

А ведь новую Subaru Impreza WRX ждали все, так как старания пиарщиков Subaru подогрели ожидание до самых высоких температур: ждали субароводы (для многих из них Impreza WRX — это ключевая модель компании), ждали поклонники Mitsubishi Lancer Evolution (для них WRX — основной и извечный конкурент), ждали возрождения красавицы Impreza и другие автолюбители, ведь прошлое поколение получилось вялым, продажи у Subaru упали, поэтому ждали почти чуда.

Но чуда не произошло, и шквал негативных эмоций буквально захлестнул поклонников марки, особенно в России. Американцы, конечно, более сдержанны в оценках, но и они не в восторге. Возможно, Impreza WRX в глазах поклонников могло бы спасти, скажем, заметное увеличение мощности мотора, но и этого пока нет. И вообще, с технической точки зрения новая Impreza WRX не продемонстрировала ничего особенного, поэтому в центре обсуждения этой машины оказался всего-навсего ее дизайн.

Автомобиль стал на 12 сантиметров длиннее модели предыдущего поколения и немного тяжелее (сказались требования безопасности). Под капотом базовой турбоверсии Impreza WRX установлен оппозитный 2,5-литровый двигатель с турбонаддувом мощностью 225 л. с. Ожидается, что версия STi с мотором, форсированным до 300 л. с., появится позднее, и возможно именно она как-то реабилитирует компанию в глазах поклонников. Во всяком случае, оптимизма пока никто не теряет.