Директор-Инфо №13'2007
Директор-Инфо №13'2007
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Nissan: выглядеть дороже, чем стоить! Секрет успеха по-корейски

Олег Татарников

История компании Nissan началась в 1911 году, когда основатель японской автомобильной индустрии Масухиро Хасимото (Masujiro Hashimoto) открыл в районе Азабу-Хиро (Azabu-Hiroo) города Токио автомобильный завод Kwaishinsha Co.

Долгое время японский автопроизводитель номер три находился в тени своих более именитых земляков Toyota Motor Corp. и Honda Motor Co. От автомобилей марки Nissan никто не ждал каких-то особенных революционных концепций и модных технических новинок, как от Honda, или бетонной надежности, как от Toyota. За редкими исключениями типа легендарного Nissan 350Z (и вообще всей этой спортивной серии, которая начиналась в 1970-х годах с Nissan 240Z), компания выпускала автомобили, основной функцией которых было просто перемещение в пространстве.

Не было в них скучного европейского культа управляемости, тонкостей эргономики и какого-то особого комфорта, однако всегда была убийственная логичность простого удобства.

Не было и дизайна в европейском понимании — японцы вообще чужды напыщенности. Скромные, но солидные и функциональные автомобили марки Nissan очень нравились японским клеркам.

Однако к началу XXI века ситуация постепенно менялась. Имидж марки Nissan сильно померк, продажи упали, и французская компания Renault за 5,4 миллиарда долларов выкупила 36,8 % акций японского автопроизводителя, находившегося на грани разорения, заключив в 1999 году с компанией Nissan глобальный стратегический альянс. В 2002 году была создана компания стратегического менеджмента Renault Nissan BV, в которой Renault и Nissan принадлежит равное количество долей. В том же году Renault увеличила свою долю в Nissan до 44,4 %, а японская компания приобрела 15 % акций французского партнера. В рамках этого сотрудничества практикуется обоюдная адаптация и сбыт продукции партнера под собственной торговой маркой (дабл-бэджинг), взаимообмен деталями и узлами, а также «перекрестное» производство грузопассажирских автомобилей. Renault и Nissan ставят перед собой цель получить 10 общих платформ, а также 8 общих линеек двигателей и 7 общих линеек КПП к 2010 году.

И действительно, дела компании Nissan сегодня идут в гору. Благодаря альянсу с Renault и «Плану Возрождения» японская компания сделала уверенные шаги в сторону увеличения привлекательности и конкурентоспособности своих продуктов. При этом были сокращены издержки и задолженности.

Выпустив же новые, полностью модернизированные модели, японские специалисты дали понять всем, что они больше не желают находиться в тени Toyota и Honda, а намерены занять лидирующие позиции на рынке. В компании Nissan начали создавать стильные, просторные и мощные машины и продавать их по такой низкой цене, которая позволила привлечь огромное количество покупателей и во многом обогнать конкурентов.

Однако тут-то и оказалось, что создавать высококачественный ширпотреб — это тоже своего рода искусство. И на сегодняшний день из всех продающихся на российском рынке «японцев», пожалуй, именно свежие автомобили Nissan оказываются самыми ненадежными и проблемными в эксплуатации... Так, холодной зимой 2005–2006 года, когда стрелка термометра опустилась до отметки –30°, отказывались заводиться почти все современные модели этой компании — от Almera и Primera до X-Trail и Patrol. Конечно, виновниками такого поведения японских автомобилей, как, впрочем, и других иномарок, сразу же были названы продавцы отечественных нефтепродуктов, так как характеристики отечественного топлива сильно не дотягивают до определенных нормами Euro-3 и Euro-4, которые сегодня строго соблюдаются всеми мировыми производителями. Однако масштаб явления и тяжесть последствий (поломки двигателей, датчиков, выход из строя различных клапанов и т. д.) у марки Nissan были почему-то одними из самых тяжелых среди всех конкурентов. А ведь в 2009 году вводятся еще более жесткие стандарты Euro-5... Так, значит, автомобили этой компании вообще перейдут в разряд «сезонных»?

Да, автомобили Nissan по сравнению со своими ближайшими конкурентами относительно недороги, зато они требуют гораздо больших расходов на обслуживание, чем многие их соперники. Причем порядки в сервисных центрах Nissan очень строгие, и достаточно немного просрочить сроки проведения ТО (буквально на 1-2 тысячи км пробега), как тут же следует отказ от гарантийного обслуживания.

Да, идеи новых автомобилей компании очень хороши и дизайнеры сработали на высоте. Даже самую скромную Almera Classic издалека можно принять за значительно более солидный Volkswagen Passat. Автомобили Nissan сегодня выглядят наиболее гармоничным в компании конкурентов, а привлекательная цена становится для многих и вовсе решающим фактором.

Но за привлекательной внешностью уже нет былой надежности и практичности. А ходовые качества новых моделей нисколько не улучшились, и автомобили Nissan по-прежнему просто выполняют транспортную функцию. Не блещут они и утонченностью внутренней отделки, а самая яркая черта салона представительского седана — информационно-развлекательный центр!

Впрочем, в 2000-х годах, когда и Toyota перестала быть эталоном надежности и неприхотливости, секрет успеха оказался простым: главное — выглядеть дороже большинства одноклассников…

Almera

В апреле 2006 года на российском рынке появилась новая модель этого семейства — Almera Classic корейской сборки, которая заменила базовую комплектацию Almera — Comfort (дорогой Luxury c двигателем 1,8 л пока вроде бы остается японским). База у всех Almera одна и та же, но Almera Classic собирается на южнокорейском заводе Samsung Motors, принадлежащем альянсу Renault-Nissan. Автомобили корейского производства дешевле, чем японского, что позволяет Nissan делать интересное ценовое предложение покупателям (цена Almera Classic в России — от 14 090 до 18 740 долларов).

Покупатели, конечно, обрадовались, но потом обнаружили, что с конвейера корейского завода в Бусане сходит совсем не Nissan, а Samsung SM3, то есть на самом деле за привычным именем скрывается, по сути, совсем другой автомобиль. Да, Almera Classic дешевле обычной Almera, и при этом у новинки даже мощнее мотор (объемом 1,6 л вместо 1,5 л), однако тех ожиданий, которые возлагали на эту новинку ее наивные покупатели, она не оправдала. Ни по управляемости, ни по комфорту, ни по практичности и надежности. Хотя, конечно, у этой Classic есть одно несомненное преимущество: такого Nissan нет нигде в мире, кроме России. А рядовому российскому пользователю ширпотреба, наверное, очень важно быть не как все. Да и внешний вид у автомобиля неплохой.

Но если вы думаете, что «родная» японская Almera Luxury удовлетворяет своих покупателей, то глубоко заблуждаетесь. У нее, например, при объеме двигателя 1,8 л такой расход масла, который не снился и традиционно обругиваемым производителям отечественных ВАЗов. Причем в сервис-центрах владельцев, естественно, убеждают, что такой расход совершенно нормален и гарантийным случаем является только потребление масла свыше 500 г на 1000 км.

Менять двигатели бесполезно — на некоторых, даже замененных по гарантии, моторах «ужор» масла даже больше, чем на тех, что были до гарантийной замены.

И наконец, весьма сомнительной покупкой является Almera с автоматической трансмиссией — вариатором CVTC. Ни поведение этого агрегата на дороге, ни его надежность при эксплуатации в России не обрадуют никого.

Primera

Nissan Primera в России — это машина, можно даже сказать, престижная, и она очень хорошо смотрится в потоке. Правда, эта модель тоже не совсем японская: ее собирают на заводе в Великобритании. И качество сборки, надо отметить, там совсем не японское. Даже в органах управления и интерьере чувствуется какая-то расхлябанность: гремят стекла, поскрипывают сиденья, погромыхивают панели обшивки. Подозрительно быстро на этой машине выходит из строя электрика. Не радует эта модель и конструктивно. У нее плохой боковой обзор, неудобные сиденья (трудно подобрать удобную посадку водителя из-за невнятных регулировок и неудачной конструкции подголовников), подвеску пробивает даже на небольших неровностях дороги, а задних пассажиров укачивает. Да и в целом по управляемости и эргономике машина оставляет желать лучшего.

Если избалованный современными техническими достижениями покупатель выбирает автоматическую трансмиссию, то он вряд ли подозревает, на какие потенциальные проблемы он обрекает себя в случае с вариатором CVT, который ставится на эти машины. Очень нежная штука этот вариатор (особенно с возможностью ручного переключения), и не предназначен он ни для нашего климата, ни для нашего менталитета. Так, если российский водитель в спортивном режиме по привычке чересчур резво нажимает на газ при старте со светофора, то вариатор испытывает при этом весьма значительные перегрузки. Ведь давление масла в вариаторе доходит при этом до 30-40 атмосфер! Поэтому любая резкая езда и повышенные нагрузки приводят к ускоренному износу. Причем особенно резкие старты могут вызвать проскальзывание вариаторной цепи, а продукты износа в результате такого трения еще больше забивают управляющие каналы и вызывают еще большее проскальзывание. А если при этом еще и ударят морозы –30° и трансмиссионная жидкость загустеет, то недалеко и до полного выхода из строя не только самого вариатора, но и других узлов. А ремонт вариатора очень дорогой (причем чаще всего выполняется его полная замена) и довольно длительный (так что даже если работы выполняются по гарантии, то вам очень долго придется оставаться без машины).

Словом, при всей внешней привлекательности, Primera сегодня — это тоже товар «китайского» типа — привлекательный и дешевый при покупке, но сложный и дорогой в обслуживании.

Maxima или Teana?

Nissan Maxima долгое время возглавляла модельный ряд пассажирских автомобилей Nissan и собиралась исключительно в Японии.

Последняя Maxima по сравнению с предыдущей моделью заметно выросла: салон стал выше и шире (кузов на 15 см длиннее и на 1 см шире), сзади стало просторнее (колесная база удлинилась на 5 см, а пространство для ног передних и задних пассажиров увеличилось на 3,5 см), возрос объем багажника (с 440 до 520 л). Улучшилась обзорность и облегчилась посадка в автомобиль (благодаря большему размеру шире открывающихся дверей и более высокой посадке водителя). На выбор предлагались два V-образных 24-клапанных двигателя — экономичный двухлитровый или трехлитровый с мощностью 147 кВт (200 л. с.) и моментом 271 Н•м.

Плавные линии дизайна облагородили внешний облик автомобиля, сделав его современнее и солиднее, но при этом он выглядел вполне демократично, без чрезмерной вычурности и роскоши. Итак, Maxima была автомобилем представительского класса, наиболее престижным из тех, которые выпускались концерном Nissan, и довольно надежным.

Однако в июле 2006 года компания объявила о выводе на рынок нового седана класса Е — Nissan Teana. Так вот Teana производится уже не только в Японии, но и в Южной Корее, как Almera Classic (там Teana продается под маркой Samsung SM5). Утверждается, что пока на российский рынок будут поступать исключительно японские машины, но так ли это будет в дальнейшем — неизвестно. При этом поставки Nissan Maxima заканчиваются, и новую модель этого седана компания продавать уже не будет. Теперь с лидерами Е-класса будет соперничать Teana. Дизайнеры Nissan при создании салона Teana, так же как и раньше, стремились объединить комфорт, роскошь и практичность. Трудно сказать, насколько им удалось, но автомобиль имеет много разнообразных мест для хранения всяких предметов, подстаканники для передних и задних пассажиров и музыкально-развлекательный центр. Однако напомним, что Nissan Teana уже три года выпускается для японского рынка, поэтому новой моделью, строго говоря, не является. Впрочем, представители компании Nissan почему-то считают, что Teana удастся занять более сильные позиции, чем сейчас у Nissan Maxima.

Вместо заключения

В начале 2004 года компанией Nissan был обнародован трехлетний бизнес-план Value-up («Повышение ценности»), который вступил в силу в апреле 2005 года. Этот бизнес-план, который действует и сегодня, направлен на рост, достижение высокой прибыльности и окупаемости инвестиций.

И по всему видно, что поможет компании в этом не только французская Renault, но и компания Samsung Motors Inc. — корейская дочь альянса Nissan-Renault.

Напомним, что южнокорейское предприятие Samsung Motors было основано в 1994 году группой компаний Samsung, и тогда оно работало в альянсе именно с Nissan (в 1995 году корейский концерн Samsung получил государственную лицензию на производство автомобилей, тогда же было решено заняться лицензионными машинами). Корейская компания заключила договор с Nissan Motor и в 1998 году запустила в производство свою первую и последнюю модель SM5 (праматерь нынешней Teana, хотя тогда это была почти точная копия Nissan Maxima QX предыдущего поколения). Однако во время финансового азиатского кризиса 1998 года корейское предприятие обанкротилось, успев выпустить лишь одну легковую модель. А вот новым покупателем Samsung Motors стал французский автогигант Renault: в 2000 году фирма Renault, практически владеющая компанией Nissan, выкупила контрольный пакет акций (70,1 %). И с тех пор выпуск корейских Nissan стал само собой разумеющимся. Переименовав компанию в Renault Samsung Motors, французы поставили на конвейер небольшой седан SM3 (перелицованный Nissan Almera), и дела пошли в гору — по объему продаж на внутреннем рынке марка Samsung вышла на третье место, опередив Daewoo!

Сейчас с конвейера завода в г. Бусан сходят три модели: SM3, SM5 и флагман ряда — SM7. Впрочем, когда SM5 и SM7 стоят бок о бок, то хорошо видно, что это почти одинаковые машины. По сути, это и есть Nissan Teana со слегка измененной внешностью (впрочем, на той же платформе уже создано несколько автомобилей Nissan и Infiniti). Это очень крупные машины, которые по габаритам не уступают Mercedes Е-класса. Разница же между «пятеркой» и «семеркой» заключается только во внешнем оформлении (разные бамперы, капоты, решетки радиатора, оптика), уровне оснащения и в силовых агрегатах. На SM5 ставится четырехцилиндровый двухлитровый мотор мощностью 140 л. с. и четырехступенчатый «автомат». Более дорогой SM7 оснащается моторами семейства Neo (регулируемые фазы на впуске и выпуске, электронная педаль газа) — V6 2.3 (170 л. с.) или V6 3.5 (217 л. с.) и агрегатируется пятиступенчатым «автоматом» с возможностью ручного переключения передач.

Для Кореи это настоящие седаны бизнес-класса — даже у более скромной «пятерки» есть все необходимое: раздельный климат-контроль, навигационная система, шесть подушек безопасности, тормоза с АБС и системой brake assist, датчик дождя, электронная карточка-транспондер вместо традиционного ключа зажигания и т. д. «Семерка» оснащена еще богаче. Впрочем, на рынке Кореи и так хватает традиционных седанов, так что можно смело предположить, что скоро в гамме автомобилей марки Samsung добавится и внедорожник — скорее всего, одна из моделей Nissan, но с эмблемой Samsung (например, QMX5). Однако Nissan пока опасается передавать в Корею еще и свои внедорожники, которые и так-то в последнее время высокой надежностью не блещут. Поэтому Renault и Samsung недавно разработали новый кроссовер и назвали его просто QMX (название расшифровывается как Quest Motoring eXperience). Новая модель была разработана в корейском дизайн-центре на базе концепта Renault Koleos, представленного на Парижском мотор-шоу в 2006 году. Полноприводный автомобиль укомплектован 177-сильным дизельным двигателем объемом 2,0 л с пьезоэлектрическими инжекторами и турбонагнетателем с изменяемой геометрией. Техническая «начинка» включает в себя систему помощи при старте в гору и традиционный информационно-развлекательный центр.

Остается лишь предположить: а не станут ли постепенно все автомобили на нашем рынке корейскими? А что тут удивительного? Марки Samsung и LG сегодня на равных соседствуют в нашем представлении о бытовой технике с образцовыми недавно марками Bosch и Siemens! Точно так же вполне резонно ожидать, что в мечтаниях российских автолюбителей немецкая марка BMW постепенно сменится более экономичной аббревиатурой SM. Удобно же! И обывательский сленг менять не надо — «трешкой» будет SM3 (она же Almera Classic), «пятеркой» — SM5 (она же Teana), а представительской «семеркой» для перевозки чиновников станет, несомненно, SM7…