Директор-Инфо №18'2006
Директор-Инфо №18'2006
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Победа практичности над клаустрофобией

Олег Татарников

Во второй половине XX века на автомобильных рынках резко возросла популярность легковых машин с кузовом универсал. Как правило, они строились на основе седанов, у которых удлиняли крышу, а торцевую поверхность кузова занимала дополнительная дверь, закрывавшая огромный проем в багажное отделение. Большой багажник вкупе со складывающимся задним сиденьем обеспечивали большую вместимость, и такой автомобиль по сравнению с обычным седаном приобретал большую универсальность.

Позже, когда появились автомобили с кузовом хэтчбек (со скошенной задней частью), они не вытеснили с рынка универсалы, а, напротив, опять же потеснили традиционные седаны. И только в самом конце XX века существенный удар по рыночным позициям универсалов нанесли мини-вэны. Успех мини-вэнов был настолько велик, что, например, на американском рынке они практически полностью вытеснили универсалы.

Впрочем, в Европе мини-вэны пока еще не столь популярны, как в Новом Свете, и почти каждому европейскому мини-вэну предлагается альтернатива в виде универсала той же марки. Более того, сами европейские универсалы теперь делятся на две категории: классические практичные и вместительные «работяги», которые служат транспортом для мелкого бизнеса или большой семьи, и новые «щеголи», которые создают владельцам имидж сторонника активного образа жизни и служат в основном для перевозки спортивного инвентаря.

Соответственно, универсалы «новой волны» должны быть не столько вместительными, сколько стильными и привлекательными.

Итак, если вы устали от тесноты в салоне спортивной машины, маленького багажника и недостаточной функциональности своего седана, а громоздкий внедорожник вам не по нраву, то можете посмотреть в сторону компактных мини-вэнов. Очень сложно выделить явного лидера в этом классе. Американцы, европейцы, японцы — практически все известные производители автомобилей стараются дополнить свой модельный ряд качественным многофункциональным мини-вэном. Неуклонно растет интерес к ним и у российского потребителя.

Посмотрим, что предлагают мировые автопроизводители в области мини-вэнов российскому рынку.

Ford S-Max

Ford S-Max — довольно популярная у покупателей новинка нынешнего года.

Это типичный современный мини-вэн со стильной, весьма броской внешностью и довольно комфортабельным салоном с широкими возможностями трансформации. В базовой версии S-Max — пятиместная машина, но при желании можно заказать третий ряд сидений и превратить ее в семиместную (эта опция обойдется покупателю в 1 000 долларов). Правда, комфорта на задних сиденьях ожидать не приходится (там вряд ли смогут расположиться люди солидной комплекции), да и удобство проникновения пассажиров на третий ряд оставляет желать лучшего, а багажник при этом практически пропадает. Впрочем, задняя часть салона в семиместной версии S-Max организована довольно удобно. Сиденья третьего ряда можно легко сложить, если возникла необходимость в перевозке крупногабаритного багажа. С такой же легкостью трансформируются и сиденья второго ряда. Так что S-Max можно использовать и в качестве грузопассажирского автомобиля.

Что касается передней части салона, то над ее эргономикой инженеры основательно потрудились. Салон Ford S-Max, пожалуй, самый большой и просторный в своем классе. Кстати, эффект простора усиливает стеклянная панорамная крыша. И за счет этого салон выглядит очень светлым. Впереди располагается массивная панель приборов и широкая центральная консоль. Алгоритм управления основными функциями автомобиля очень прост и удобен. На рулевое колесо вынесены две группы переключателей, с помощью которых выполняются все необходимые операции (управление бортовым компьютером, аудиосистемой), а также осуществляются определенные настройки.

Посадка в автомобиле S-Max изначально высокая, ближе к внедорожной. Сиденья очень комфортные — широкие, с отличной боковой поддержкой, как на спортивных автомобилях, и с целым набором электрических регулировок, как в седанах высших классов.

В основе экстерьера Ford S-Max лежит так называемый «кинетический дизайн» — с максимальным акцентом на динамические качества автомобиля. Впрочем, хотя в обводах кузова Ford S-Max очень много динамики, автомобиль все же выглядит не игриво, а скорее солидно. Более того, базовая двухлитровая версия S-Max обладает посредственными динамическими характеристиками. Разгон машины, по отзывам обозревателей, довольно вялый, и стиль езды скорее спокойный и размеренный, нежели спортивный, хотя те же двигатели объемом 2,0 л и мощностью 145 л. с. обеспечивают приличную динамику другим, более легким моделям компании Ford. Однако S-Max можно приобрести и в спортивной версии с двигателем Duratec объемом 2,5 л и мощностью 220 л. с. И такой автомобиль действительно способен приятно удивить и динамикой, и управляемостью.

Подвеска Ford S-Max довольно мягкая и при этом обеспечивает отличный компромисс между комфортом и управляемостью. Она прекрасно гасит дорожные неровности, но при этом крены в поворотах весьма умеренные.

Что касается систем активной и пассивной безопасности, то в этом автомобиле они на высшем уровне. Ford S-Max оснащен полным набором подушек безопасности, включая шторки, и системами ABS и ESP.

Стоимость базовой версии S-Max с двухлитровым мотором на российском рынке — 33 718 долларов. Эта цена предусматривает ксеноновые фары, панорамную крышу, вентиляцию сидений водителя и пассажира, пакет для мобильного телефона и многое другое. К сожалению, в наборе комплектаций отсутствует автоматическая трансмиссия.

Гарантия на Ford S-Max составляет два года или 100 тыс. км пробега.

Mazda 5

Продажи Mazda 5 в России начались только в текущем году. Машина тоже внешне весьма привлекательна и имеет черты спортивности, присущие, впрочем, всем легковым моделям японской компании Mazda. Есть здесь и динамичный силуэт, и спортивный разрез фар, и большой воздухозаборник в переднем бампере, и очень элегантная задняя оптика. Добавляет спортивного облика и аэродинамический обвес.

Размеры панели Mazda 5 поскромнее, чем у Ford S-Max, посадка водителя ниже, да и по компоновке она больше напоминает легковой автомобиль. Однако центральная консоль панели управления, на которую вынесена рукоятка коробки передач, типична для мини-вэнов, где традиционно освобождается место между водителем и пассажиром.

Хорошо продумана эргономика водительского места. И пусть даже на рулевом колесе нет системы управления таким большим количеством опций, как у Ford S-Max, но до основных клавиш водитель может дотянуться, не отрывая взгляда от дороги (есть и пульт для работы с аудиосистемой). Большинство кнопок находится на центральной консоли, возле рычага переключения передач. Сам щиток приборов прост и высококонтрастен: белое на черном легко читается при любом освещении. В общем, эргономика не вызывает никаких нареканий, все мелочи хорошо продуманы, а низкая посадка за рулем и удобное водительское сиденье явно рассчитаны на длительные поездки.

По возможностям трансформации и расположения в задней части салона Mazda 5 — явный фаворит среди конкурентов. Огромные сдвижные боковые двери позволяют без труда проникать и на второй, и на третий ряд сидений. Преимущества задних дверей особенно оценят горожане — на тесных парковках обеспечивается спокойный вход/выход задних пассажиров или удобная разгрузка багажа. При необходимости можно убрать сиденья и так же удобно загрузить получившийся огромным багажник, ведь дверной проем очень солидный — 700 мм. Сдвижные двери Mazda 5 перемещаются без усилий, а наружные полозья их механизма изящно спрятаны в кузов и не выделяются из его общего рисунка. На японском рынке предусмотрен еще и электропривод для этих дверей, но такая функция россиянам не предлагается.

На первом и втором рядах кресел пассажирам сидеть очень удобно. Конечно, чуть менее комфортные условия у пассажиров третьего ряда, но это характерно для всех компактных мини-вэнов, а Mazda 5, напротив, обладает некоторым преимуществом по удобству среди одноклассников. Многочасовая поездка выдерживается на заднем ряду кресел непринужденно.

Салон легко трансформируется. Сиденья второго ряда можно сдвигать вперед-назад, причем ход весьма большой — 270 мм. Если на сиденьях второго ряда собираются с комфортом расположиться только два пассажира, то центральную часть можно убрать в предусмотренную под одним из сидений нишу. При этом по центру ставится удобный подлокотник с подстаканниками и сетчатым карманом, который прячется под вторым сиденьем. Можно сложить по отдельности любые сиденья второго ряда (или даже убрать весь ряд целиком). Так что на этом автомобиле легко перевозить и крупногабаритные грузы. Сиденья третьего ряда можно сложить только целиком и спрятать в полу багажника.

Кстати, задняя дверь Mazda 5 оснащена удобным механизмом двухступенчатого открывания, который может очень пригодиться при погрузке и разгрузке багажа, особенно крупногабаритного. Обычно она открывается до уровня крыши, но при необходимости ее можно поднять выше. Конечно, если сиденья всех трех рядов находятся в поднятом положении, то на багажное отделение Mazda 5 остается довольно скромный объем.

Базовая модель Mazda 5 1,8MT Touring оснащена вполне приемистым бензиновым двигателем 1,8 литра мощностью 115 л. с., который позволяет вполне комфортно себя чувствовать даже в плотном потоке. Есть также двигатели объемом 2,0 л и мощностью 145 л. с. К сожалению, как и у Ford S-Max, на российском рынке предлагается только механическая пятиступенчатая коробка передач.

Независимая многорычажная подвеска Mazda 5 весьма упругая (крены в поворотах минимальны, хотя неизбежно приходится делать скидку на высокий центр тяжести этой двухтонной машины) и компактная сзади, с наклонными амортизаторами и низко расположенными опорами пружин. Именно благодаря конструкции этой подвески пассажиры третьего ряда сидений чувствуют себя в пространстве довольно свободно для компактного мини-вэна.

Автомобиль оснащен всеми привычными для этого класса функциями и системами безопасности, включая шесть подушек SRS, системы TCS (противобуксовочная) и DSC (динамической стабилизации).

В тестах на безопасность Euro NCAP Mazda 5 получила очень высокую оценку — 33 балла (пять звезд).

Mazda 5 в комплектации Active с двухлитровым двигателем стоит 31 530 долларов. Эта цена предусматривает ксеноновые фары, аэродинамический обвес кузова, люк с электроприводом и систему доступа в автомобиль по электронной карте.

Гарантия на этот автомобиль составляет три года или 100 тыс. км пробега.

Opel Zafira

Новый Opel Zafira, появившийся в прошлом году, уже успел себя зарекомендовать как удобный мини-вэн с очень хорошими динамическими характеристиками. Дизайн Opel Zafira более строг и спокоен, чем у вышеописанных автомобилей. Автомобиль выглядит элегантно и пропорционально; существенным преимуществом перед конкурентами является наличие комплектации с автоматической коробкой передач.

Интерьер и панель приборов в Opel Zafira оставляют самое приятное впечатление и выглядят даже современнее, чем у конкурентов. Радует и хороший дизайн, и идеальная подгонка всех пластиковых деталей. К тому же комбинация приборов информативна и очень хорошо сочетается с другими элементами отделки салона. Интересное решение применено для ручки ручного тормоза, которая выполнена в виде подлокотника (а при желании может и поддержать бутылку с водой).

Центральная консоль не отягощена излишним количеством клавиш, но сам алгоритм управления непривычный, и к его логике приходится привыкать (особенно неудобен блок управления аудиосистемой).

Как бы там ни было, но элегантная панель приборов, качественные отделочные материалы, удобные сиденья с приятной обивкой создают атмосферу высокого комфорта. Посадка за рулем в целом удобная, хотя и более низкая («легковая»), чем у Ford S-Max. Однако диапазоны регулировок сидений довольно широкие.

У Opel Zafira тоже богатые возможности трансформации задней части салона, но менять компоновку не так удобно, как в мини-вэнах конкурентов. Так, например, не очень удобно вынимать сложенные сиденья, а главное, эта процедура отнимает много времени. Впрочем, у такой конструкции есть определенное преимущество: уложенные в нишу сиденья третьего ряда образуют идеально ровный пол багажного отделения. Кстати, когда используются все посадочные места, багажник в Opel Zafira тоже невелик, хотя и чуть больше, чем у Mazda 5.

Двигатель в Opel Zafira должен порадовать владельцев хорошей тяговитостью и надежностью. Не столь современный, как у конкурентов1, он, однако, довольно тяговит на низких оборотах, что при эксплуатации подобного автомобиля, как нам кажется, важнее. То же самое можно сказать и про автоматическую коробку передач. Хотя она и четырехступенчатая и, казалось бы, должна быть «задумчивой» при разгоне, но не тут-то было! Opel Zafira демонстрирует с ней отменную разгонную динамику. Так что тандем двигателя и «автомата» у Opel Zafira получился очень удачным.

Проще и другие системы. Так, например, в комплектациях Opel Zafira отсутствуют системы курсовой устойчивости и нет боковых подушек безопасности.

Opel Zafira в комплектации Cosmo с двигателем 2,2 литра стоит у нас 31 970 долларов.

Гарантия на этот автомобиль составляет два года без ограничения пробега.

Honda Stream

В ногу со временем предпочитает идти и компания Honda, а посему предлагает все популярные нынче типы кузовов, в том числе и несколько мини-вэнов.

Так, например, в модельном ряду Civic VII нет универсала (у предшественника была модель Aerodeck), зато есть однообъемник мини-вэн, построенный на удлиненной платформе. Автомобиль получил собственное имя Stream, его передняя часть решена в том же стиле, что и все семейство Civic. Учитывая возросшую массу (семиместный салон и возможность перевозки крупногабаритных предметов), автомобиль оснастили более мощными двигателями, нежели «легковые» Civic: бензиновые моторы мощностью 125 и 154 л. с. и рабочим объемом соответственно 1,7 л и 2,0 л обладают весьма приличной разгонной динамикой и при этом довольно экономичны.

Недавно компания Honda анонсировала новое поколение компакт-вэна Honda Stream, которое уже в самое ближайшее время появится на рынке Японии. Дата европейской премьеры автомобиля пока не сообщается, однако можно предположить, что дебют автомобиля состоится осенью текущего года в рамках автошоу в Париже.

Как и предшественник, новый Stream построен на удлиненном шасси Honda Civic, причем в данном случае используется платформа Civic последнего поколения. У Civic новый компакт-вэн позаимствовал и общий стиль дизайна кузова — новинка выглядит стремительно и динамично. Дизайнеры японской марки переделали переднюю часть автомобиля, наделив ее узкими фарами и выразительной решеткой радиатора в духе хэтчбека, а крышу Stream в задней ее части сделали немного покатой. Интересно, что, кроме базовой версии, компакт-вэн будет выпускаться еще и в «спортивной» модификации RSZ, которая отличается аэродинамическим обвесом кузова и наличием колесных дисков увеличенной размерности.

В техническом плане Stream также будет во многом повторять Honda Civic и получит тот же набор двигателей, включая новейший 1,8-литровый бензиновый мотор с технологией i-VTEC. В Европе новинка, помимо бензиновых двигателей, будет комплектоваться еще и 2,2-литровым турбодизелем. Выбор коробок передач тоже знаком по моделям Civic: либо шестискоростная ручная трансмиссия, либо шестиступенчатая, но роботизированная КПП i-SHIFT.

На ближайшем Парижском автосалоне компания Honda представит также обновленную версию своего популярного компакт-вэна Honda FR-V. Как ожидается, этот автомобиль получит слегка модернизированную внешность и отделку интерьера.

Главной же новостью для этой модели станет возможность установки на нее новейшего бензинового мотора объемом 1,8 литра, позаимствованного у последнего поколения Honda Civic. Этот двигатель обладает мощностью в 140 л. с., а его максимальный крутящий момент достигает 174 Н·м. Динамические характеристики Honda FR-V с таким мотором пока не сообщаются.

Ожидается, что на некоторые европейские рынки FR-V теперь будет поставляться в нескольких новых комплектациях с различными вариантами отделки.

Hyundai Trajet

В заключение мы отметим корейский мини-вэн Hyundai Trajet, который представляется в этом ряду самой выгодной покупкой с точки зрения сочетания цена/возможности. Этот семиместный мини-вэн хорошо подходит для корпоративных парков, а также весьма привлекателен для больших семей. Trajet построен на платформе модели Hyundai Sonata последнего поколения, удлиненной на 130 мм. Две модификации, представленные в России, укомплектованы обновленным бензиновым двигателем объемом 2,0 л (140 л. с.) с системой изменения фаз газораспределения. Существует также турбодизель с непосредственным впрыском топлива системы «коммон-рэйл» мощностью 110 л. с., но он в Россию не поставляется. В стандартной комплектации устанавливается пятиступенчатая механическая коробка передач, но есть комплектация и с автоматом. В комплектацию обеих версий входят:

  • гидроусилитель руля;
  • ABS;
  • кондиционер с салонным фильтром;
  • подушки безопасности водителя и пассажира;
  • центральный замок;
  • передние и задние электростеклоподъемники;
  • электрорегулируемые зеркала;
  • подогрев передних сидений;
  • регулируемая рулевая колонка;
  • передние противотуманные фары;
  • брызговики;
  • шины Michelin;
  • стальные 15-дюймовые диски с декоративными колпаками;
  • полноразмерная запаска;
  • крючки и сетка в багажнике;
  • аудиоподготовка.

Второй и третий ряды сидений — съемные; на автомобиле установлены задний стеклоочиститель, антенна на стекле и дуги на крыше под багажник.

Как и в большинстве мини-вэнов, здесь предусмотрены большие возможности для трансформации салона. Семь сидений расположены в три ряда, и каждое из них оснащено индивидуальной регулировкой угла наклона спинки, а сиденья первых двух рядов регулируются и в продольном направлении. Любое из пяти задних кресел можно повернуть на 180 градусов, сложить или просто демонтировать. Даже самый скромный Trajet GL укомплектован полным электропакетом, гидроусилителем рулевого управления, четырьмя подушками безопасности и реллингами на крыше.

Версия GLS отличается только дисками увеличенного диаметра, зато у нее шире список заказного оборудования. Тут есть и ABS, объединенная с электронной системой управления распределением тормозного усилия, и климатическая установка с двумя кондиционерами, и круиз-контроль, и кожаный салон, и поворотные передние сиденья, и такие небесполезные мелочи, как датчик дождя и пылеулавливающий фильтр в системе вентиляции салона.

Своими очертаниями Trajet похож чуть ли не на все современные европейские мини-вэны сразу. Общий стиль никаких отрицательных эмоций не вызывает, впрочем, и положительных тоже. Создавали Trajet в Европейской дизайнерской студии Hyundai (во Франкфурте) как недорогой и относительно массовый автомобиль, отсюда и «интернациональность» облика.

Внутри Trajet, впрочем, не более оригинален, чем снаружи. Царство серого пластика и серого велюра. Взгляду зацепиться особо не за что, но при этом все очень функционально и удобно. Автомобиль напичкан подстаканниками и всякого рода емкостями и полочками, есть даже два перчаточных ящика: верхний имеет весьма скромные размеры, зато его крышка при открывании превращается в своеобразный мини-столик. Нижний выполняет только свои прямые функции и соответственно размерами тоже не блещет. В передних дверях есть большие пластиковые карманы, имеющие специальную выштамповку, в которую легко поместится 1,5-литровая бутылка. Откидные столики встроены и в спинки передних сидений (как в самолетах); столиками становятся, будучи сложенными, и спинки сидений второго и третьего рядов (формула сидений у Trajet: 2+3+2).

Места для ног в первом и втором рядах предостаточно, а третий ряд, конечно, скромнее. Широко открывающиеся двери и достаточно низкий пол обеспечивают удобную посадку-высадку.

Пол абсолютно ровный, благодаря чему открываются большие возможности трансформации салона. В исходном варианте (семь сидений) объем багажника составляет 523 литра. Поскольку грузовой отсек — «вертикальный», багаж удерживает специальная сеточка, чтобы не выпал при открывании двери. Если снять все сиденья, кроме передних, получим грузовой отсек объемом 3 178 литров. Не следует забывать и о промежуточных вариантах, предоставляющих возможность развернуть передние кресла на 180 градусов.

Процедура «ликвидации» ненужных сидений у Trajet весьма непростая, как и у Opel Zafira. В этом смысле Ford S-Max и Mazda 5 гораздо удобнее. Чтобы добраться до механизмов креплений, требуется наклонить спинки далеко вперед, а для этого необходимо снять подголовники. Впрочем, с подобным расхождением теории и практики приходится сталкиваться почти на всех мини-вэнах...

Корейскому автопроизводителю Hyundai Motor Co. удалось сформировать мнение о своей продукции как о вполне современной, надежной и в то же время сравнительно недорогой (последнее в известной степени определяет всю категорию покупателей, обращающих свои взоры на корейские машины). Кроме того, не надо забывать, что в данном случае речь идет о мини-вэне — автомобиле по определению утилитарном. Такие машины покупают по необходимости, из соображений практичности, а не имиджа. Создатели Trajet неплохо изучили опыт конкурентов. Пусть автомобиль не блещет оригинальностью, но по каждому из главных параметров он находится на приличном уровне. А по их совокупности, по соотношению стоимость/практичность — выше многих.

Trajet с пятиступенчатой механической коробкой переключения передач стоит около 23 тысяч долларов, а с автоматической — 24 190 долларов.

Ложка дегтя

Бытует расхожее мнение о том, что кузова иномарок «не ржавеют, потому что имеют пожизненную защиту от коррозии». Возможно, по сравнению с отечественными автомобилями это так, но и некоторые современные иностранные автомобили обладают невысокой коррозийной стойкостью. Особенно актуальным это становится при эксплуатации в России. Транспортировка морем, открытая дилерская стоянка, ежедневный конденсат в дверях, порогах и стойках — и вот вам результат.

А как же пяти- или даже десятилетняя гарантия автосалонов на кузов?!

Обладатель новой иномарки забывает или не знает, что гарантия-то дается на так называемую «перфорированную ржавчину» — то есть на срок до появления сквозных дырок.

Интересны в этом смысле скандинавские исследования, как наиболее близкие нам по условиям эксплуатации. Раз в три-четыре года шведские ученые организуют масштабное изучение коррозионного поражения автомобильных кузовов. В этих работах участвуют и автопроизводители, ведь и им нужны объективные данные о своей продукции.

Итак, климатические факторы, «пескоструйка» днища и колесных арок, электролиз, вызванный реагентами. Все это создает райские условия для коррозии.

Так вот в аутсайдеры последних исследований попали и упомянутые нами марки (правда, другие модели, но и это будет интересно). Так, например, среди машин в возрасте от пяти до семи лет в явные аутсайдеры попали Mazda 626, Ford Mondeo и Hyundai Accent, а среди более новых, трехлетних, — все те же Ford Mondeo, Ford Focus и опять же Hyundai Accent…

 


1 Например, двигатель объемом 2,2 л, то есть на 10 процентов больше 2-литрового у Mazda 5, мощнее последнего всего лишь на 5 л. с. Возврат