Директор-Инфо №18'2006
Директор-Инфо №18'2006
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

АРТ-Новости

Материал подготовил Владимир Богданов

«Крик» Эдварда Мунка найден

В сентябре стало известно, что картина «Крик» (1893), шедевр мирового значения, ключевая работа в творчестве предтечи экспрессионизма — норвежского новатора Эдварда Мунка (1863–1944), найдена. Так же как и его холст «Мадонна» (1893–1894).

Эта история полна драматизма. 22 августа 2004 года среди бела дня обе картины были похищены из Музея Мунка в Осло. Камеры наблюдения зафиксировали дерзкий вооруженный налет людей в масках в стиле гангстерского боевика. Было видно, что с картинами не церемонились, спотыкаясь, тащили по траве. Позже обломки рамы одной из работ нашли на лужайке возле музея. Все это сразу вызвало опасения по поводу сохранности картин, а также сомнения, так сказать, в художественной компетентности грабителей. Злоумышленники, представлявшие себе ценность таких вещей, вряд ли повели бы себя подобным образом. Выглядело странно. И действительно, в дальнейшем логичный для подобных громких похищений сценарий с требованием выкупа не оправдался. Никаких «предложений» от грабителей не последовало.

Начались месяцы поисков, тревожных ожиданий и гаданий. Пытаться продать такие вещи на мировом рынке бессмысленно — к расследованию были подключены спецслужбы ведущих держав. Вариант, что картины будут «похоронены» в бункере сумасшедшего собирателя, тоже казался маловероятным. Несколько месяцев назад из экспертных кругов произошла «утечка»: преступники, с высокой долей вероятности, сожгли картины, испугавшись столь широкого резонанса. Словом, как говорил персонаж Броневого в фильме Татьяны Лиозновой, «все это настолько глупо, что работать практически невозможно. Мы не сможем понять логику непрофессионала». По крайней мере, так тогда казалось.

За два года общественность уже успела оплакать потерю, но тут — сенсация.

Картины найдены. Повреждения есть, но не фатальные. У «Крика» подломан угол, а на «Мадонне» обнаружен разрыв диаметром 2,5 см, а также местами разрушена краска. Директор Музея Мунка уже заявил, что опытные реставраторы вполне справятся с этими проблемами.

Полиция не раскрывает секрета успеха операции. Никаких подробностей. По каналу Euronews проходило предположение, что полиция, скорее всего, вышла на картины под видом покупателей, но эта версия сегодня кажется самой маловероятной. Незадолго до счастливого обретения в норвежской прессе появилась информация о том, что Дэвид Тоска, организатор громких ограблений банков, отбывающий 21-летний срок заключения, вступил в секретные переговоры с полицией по поводу возврата картин. В обмен на информацию он якобы просил смягчения условий содержания.

В ходе следствия сообщалась и другая подробность. За несколько месяцев до похищения работ Мунка в городе Ставангер было совершено нападение на банк Norwegian Cash Service (NOKAS), в ходе которого погиб полицейский. К ответственности были привлечены 13 человек. Организатором нападения считается как раз Тоска. Есть мнение, что картины Мунка похищали по его заказу, чтобы отвлечь внимание полиции от расследования ставангерского дела и при случае иметь базу для торга. А вот это уже очень похоже на правду. Действительно, в ходе следствия было установлено, что с картинами обращались скверно (холст «Мадонны» порвали еще в момент похищения), прятали в неподобающих условиях (в каком-то автобусе на ферме под Осло), да и вообще не строили планы насчет продажи. Похоже, что похищение действительно готовилось как отвлекающий маневр и преступникам было все равно — похищать «Крик» или плот «Кон-Тики» Тура Хейердала. Главное — «связать» основные силы полиции.

Кстати, по делу о похищении картин Мунка в мае 2006 года было осуждено три человека: водитель универсала Audi, продавец машины, используемой при «отходе», и еще один участник. Еще троих подсудимых отпустили за недоказанностью. В силу того что суд счел подсудимых лишь исполнителями, сроки они получили от четырех до восьми лет и были приговорены к штрафу в размере 120 миллионов долларов в пользу властей Осло, в ведении которых находится музей. 120 миллионов долларов в пересчете с норвежских крон — это как раз экспертная оценка двух работ Мунка, считавшихся украденными. Оценка, хочется добавить, очень консервативная. Ведь для истории искусства один только «Крик» явно имеет куда большее значение, чем 104-миллионный «Мальчик с трубкой» Пикассо и уж тем более 135-миллионный «Портрет Адели Блох-Бауэр» Густава Климта. Ожидается, что теперь сумма штрафа будет сокращена: вероятно, осужденных заставят лишь оплатить реставрационные работы. Словом, все хорошо, что хорошо кончается, а жизнь не в первый раз оказывается интереснее самого изощренного детектива.

В Музее Мунка (Munch-museet, www.munch.museum.no) собрана значительная часть его работ. По завещанию художника город Осло получил все остававшиеся в его доме работы — около 1 100 картин, 4 500 рисунков, примерно 18 000 отпечатков тиражной графики, 6 скульптур — и личный архив. Тем не менее в рыночном обороте работы Мунка не редкость. Только в базе artprice.com, фиксирующей исключительно аукционные продажи (то есть без галерейных), с 1986 года содержится 103 записи по лотам живописи, 70 — по лотам графики и 1 152 — по лотам тиражной графики. Ликвидность достаточно высока. Средняя доля лотов, не нашедших своих покупателей, к 2006 году снизилась до уровня чуть более 20 процентов.

Последняя знаковая продажа работ Мунка состоялась 7 февраля 2006 года, когда на торги Sotheby’s были выставлены восемь работ из частной коллекции судостроительного магната Ольстена. Эти лоты собрали в сумме почти 30 миллионов долларов (17 миллионов фунтов). Самой дорогой стала картина «Летний день» (1904–1908; холст, масло; 90,5 x 195,5) — 6,1 миллиона фунтов. Все выставленные работы, безусловно, музейного качества, но совершенно не сопоставимые по энергетике с «Криком».

Инвестиционная статистика по работам норвежского художника очень убедительна. Условно 100 долларов, вложенные в работы Мунка в конце 2003 года, превратились в 363 доллара к середине 2006-го. У Мунка дорого все. Живопись легко преодолевает миллионные отметки. И даже тиражная графика сегодня стоит сотни тысяч долларов. Так, в июне 2006 года на швейцарском аукционе Kornfeld цветная подписная литография «Вампир II» (1895–1902; 38 x 55) была продана за 406 тысяч долларов в пересчете с франков (плюс комиссия). И это не выдающийся пример. По усредненной статистике, условно 100 долларов, вложенные в тиражную графику в 2003 году, превратились к 2006 году в 287 долларов. К бюджетному сегменту сегодня можно, пожалуй, отнести лишь отдельные маленькие рисунки Мунка, которые могут стоить 10–20 тысяч долларов. Но понятно, что в этом случае нельзя рассчитывать на вещи инвестиционного качества, только на наброски. Не случайно они часто остаются непроданными. Для удачного же рисунка, пусть небольшого, цена сразу переваливает за 100 тысяч долларов.

Источники: www.aftenposten.no, www.artinfo.com, www.munch.museum.no, www.artprice.com, www.sothebys.com

Британия вводит полный НДС для аукционных работ

С 1 сентября 2006 года в Великобритании взимается полный НДС в размере 17,5 процента при продаже произведений искусства, ввезенных из стран, не входящих в Евросоюз, в том случае, если после продажи в Британии произведение остается в стране — члене Евросоюза. Звучит запутанно.

Попробуем разобраться на примере. Предположим, из России на Sotheby’s привозится работа, которая продается коллекционеру из Франции за 120 тысяч фунтов (условно 100 тысяч — молоточная цена и 20 тысяч — комиссия аукционного дома). Раньше с общей суммы 120 тысяч фунтов взимался так называемый импортный НДС по ставке 5 процентов (притом что внутренний НДС в Англии составляет 17,5 процента).

Теперь же сумма 100 тысяч фунтов по-прежнему будет облагаться по ставке 5 процентов, а 20 тысяч фунтов премии — по внутренней ставке 17,5 процента. Формально эта мера не направлена на повышение налогов для продавцов и покупателей, страдают только аукционные дома. Но мы-то в России привыкли, что подобные расходы продавцы быстро перекладывают на покупателей, так что можно ожидать скорое изменение ставок комиссии (buyer’s premium) ведущих аукционных домов.

Источник: www.antiquetradagazette.com