Директор-Инфо №18'2006
Директор-Инфо №18'2006
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Валютное законодательство переходного периода

Анастасия Дегтеревская, ведущий юрист ЗАО ФДП «Объединенные Консультанты — Ярославль»

26 июля Президент РФ подписал закон № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”», а Банк России принял целый ряд нормативных актов в его развитие.

Валютное законодательство нашей страны с 1 июля этого года в очередной раз изменилось. Но для плавного перехода к более либеральной системе валютного регулирования установлен полугодовой переходный период. Посмотрим, что это означает для России в целом и для ее отдельных граждан, какие законодательные ограничения сняты, а какие остаются, как теперь открываются счета в зарубежных банках и кем они контролируются.

Рубль стал конвертируемым?

С вступлением в силу изменений в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» рубль стал конвертируемым, что должно способствовать более активной интеграции страны в мировую экономику и большей открытости российских финансовых рынков.

Либерализация валютного законодательства снижает риски для иностранных инвесторов (прежде всего риск ужесточения валютного регулирования и, как следствие, потерь при репатриации прибыли) и является для солидных, но консервативных зарубежных инвесторов неплохим стимулом к тому, чтобы более активно вкладывать средства в российскую экономику. В то же время законодательное снятие ограничений на некоторые операции с российской валютой и конвертируемость рубля в ее нынешнем виде не означают автоматического роста ликвидности рубля в мире. Даже чиновники Минфина признают, что действительно конвертируемый рубль возможен при инфляции не более 2-3 процентов, тогда как нынешние 11 процентов — запредельная величина для использования российской валюты в международных расчетах.

Понятно, что одного лишь волевого решения государства недостаточно для мирового признания рубля, наша валюта должна вызывать реальный интерес. Для этого, в частности, предполагается организовать на территории России биржевую торговлю сырьевыми ресурсами — нефтью, газом и т. п., сегодня продаваемыми только на зарубежных биржах и только за доллары. По замыслу авторов идеи, ее воплощение заставит центробанки стран-партнеров перевести часть своих резервов в рубли и вообще поднимет статус российской валюты. Впрочем, амбициозные планы создания собственной биржи по экспортным поставкам существуют уже несколько лет, то есть идея для России не нова. И кстати, некоторые арабские страны неоднократно задавались целью продавать свои сырьевые ресурсы за национальную валюту. Однако, поскольку в расчетах за нефть традиционно используется доллар, планам этим не суждено было осуществиться, и та же Саудовская Аравия, ранее всерьез намеревавшаяся создать собственную нефтяную биржу, пока что продолжает торговать с миром за американскую валюту.

Есть еще одно существенное условие: торговля за рубли будет результативной только в том случае, если цены перестанут колебаться вслед за падениями и взлетами доллара. А до тех пор вся она будет, по сути, лишь краткосрочной обменной операцией.

Очевидно, что последние изменения валютного законодательства так или иначе ведут к укреплению рубля, что противоречит интересам не только экспортеров, но и тех российских производителей, товары которых на внутреннем российском рынке конкурируют с импортными. Дорожающий рубль выгоден импортерам и тем, кто занят внутри России «отверточным производством», поскольку комплектующие становятся дешевле, а рост стоимости труда, составляющий незначительную долю в стоимости производства, компенсируется ростом цены.

Что касается граждан, то крепнущий, конвертируемый рубль выгоден тем, кто получает доходы в рублях. Для них цены на импортные товары и традиционно начисляемые в долларах цены за услуги, в том числе на заграничные поездки, станут доступнее. А вот те, чьи зарплаты привязаны к доллару, окажутся в перспективе в невыгодном положении.

Ограничений стало меньше

Рассмотрим, какие основные ограничения, предусмотренные валютным законодательством в последнее время были сняты, а какие остаются.

Упразднены следующие ограничения:

1. Обязательная продажа валютной выручки экспортерами.

С давних времен российские экспортеры были обязаны продавать часть валютной выручки. В последние несколько лет эта часть неуклонно уменьшалась, и к концу весны сего года она составляла 10 процентов. С 7 мая обязательную продажу валютной выручки и вовсе отменили1, что, впрочем, не вызвало сильных эмоций в российской бизнес-среде, представители которой, учитывая рост стоимости рубля, уже давно и с удовольствием переводят всю выручку, не ограничиваясь только обязательной ее частью, в национальную валюту.

2. Проведение платежей через спецсчета.

С 1 июля 2006 года валютные операции могут производиться по обычным (расчетным и иным) банковским счетам, без использования специального счета2. Таким образом, контроль за проводимыми валютными операциями ослаблен, чем, безусловно, не преминут воспользоваться российские организации и предприниматели. Вместе с тем ускоренная отмена специальных счетов может привести к фактической невозможности осуществления платежей, поскольку установка программного обеспечения
и обеспечение нормального функционирования банков в новых условиях требует и временны’х, и финансовых затрат. Переход к новой системе должен быть плавным, для чего и был определен полугодовой переходный период: с 1 июля 2006 года до 1 января 2007 года разрешено использовать для валютных операций как обычные счета (рублевые и валютные), так и ранее открытые специальные счета.

Впрочем, еще три года назад законодатель сделал первые шаги на пути ограничения использования спецсчетов, разрешив физическим лицам осуществлять расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг, на сумму до 150 000 долларов США в течение календарного года без использования специальных счетов и без резервирования3.

Кроме того, в 2004 году инструкция Банка России4 разрешила резидентам (как гражданам, так и организациям) при получении кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок более трех лет проводить расчеты без использования специальных счетов. Такая мера должна была стимулировать привлечение в отечественную экономику долгосрочных инвестиций.

3. Резервирование средств.

С 1 июля этого года отменены ст. 7 и некоторые положения ст. 8 закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которыми правительству и Центробанку было позволено устанавливать требования о резервировании. Денежные средства при любых операциях, в т. ч. при приобретении акций и долей в иностранных юридических лицах, граждане России и представители отечественного бизнеса могут проводить теперь без финансовых потерь, связанных с отвлечением значительных средств на обязательное резервирование.

Упразднение запутанных, отнимающих время процедур резервирования значительно облегчит жизнь граждан и организаций, поскольку основная цель резервирования — сделать валютные операции, нежелательные для государства, менее привлекательными для их участников — оказалась вполне достижима: и участник валютной операции с внесенной суммы резерва не получал никаких процентов, и банку размещение этих денег также не приносило никакого дохода, поскольку он незамедлительно переводил все полученное от клиента на специальный счет в Центробанке.

Тем же гражданам и организациям, которые до вступления в силу июльских изменений зарезервировали средства в соответствии с законодательством, действовавшим прежде, радоваться рано. Хотя «резервные» деньги постепенно и начали возвращаться законным владельцам, не стоит ожидать, что этот процесс будет быстрым, ведь ст. 16 «Резервирование» закона «О валютном регулировании и валютном контроле» будет действовать в течение всего переходного периода, т. е. до 1 января 2007 года.

Сохранены следующие ограничения:

1. Ограничение суммы переводов средств за рубеж физическим лицом без открытия счета.

Физические лица — резиденты могут единовременно перевести без открытия счета из России иностранную валюту на сумму эквивалентную не более чем 5 000 долларов США5. Для перечисления большей суммы необходимо открыть банковский счет и представить подтверждающие документы.

Вместе с тем ограничений по суммам переводов, направляемых из-за границы в адрес российских граждан, закон не содержит (как в случае с зачислением на счет резидента, так и при выплате перевода без открытия счета). Нет ограничений и по суммам перевода юридических лиц (они имеют право перечислять деньги только по счету, открытому в банке).

2. Обязательная предварительная регистрация счета.

До 1 января 2007 года полностью сохранит свою силу ст. 18 закона «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой резиденты обязаны предварительно регистрировать открытие счетов в банках стран, не входящих в ФАТФ и ОЭСР. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и специальная финансовая Комиссия по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ6) активно противоборствуют отмыванию незаконных капиталов и финансированию терроризма и помимо прочего снискали себе репутацию непримиримых борцов с офшорными зонами, не желающими обмениваться налоговой информацией с другими странами.

Страны, входящие в указанные организации, считаются благонадежными (см. «ОЭСР и ФАТФ»), и в случае, если юридическое или физическое лицо — резидент России открывает счет в банках этих государств, предусмотрен уведомительный порядок7. Если же счет открывается в т. н. неблагонадежной стране, его требуется предварительно зарегистрировать. Лишь с января будущего года при открытии банковского счета в любой стране достаточно будет уведомить уполномоченные органы.

Мы рассмотрели изменения, которые произошли в последнее время в российском валютном законодательстве. Из деклараций высокопоставленных чиновников следует, что со снятием ограничений по продаже валютной выручки, по резервированию и использованию специальных счетов рубль стал конвертируемым, а российские граждане и компании — полноправными участниками международных хозяйственных отношений. Однако ограничения, устанавливающие обязанность предварительной регистрации счетов в некоторых странах, сохранены полностью. Поэтому рассмотрим подробнее порядок открытия и управления такими счетами, ведь это наиболее важный инструмент участия российского бизнеса в гражданском обороте.

Счет за рубежом

Граждане и юридические лица имеют возможность открывать зарубежные счета (см. «Какие бывают счета») только в том порядке, который установлен и регламентирован законодательством РФ8. В противном случае наступает установленная законом административная ответственность.

Как упоминалось выше, счета в странах, входящих в ОЭРС и ФАТФ, открываются без каких-либо ограничений. Счета в «неправильных» странах необходимо предварительно регистрировать. Предварительная регистрация счета (вклада) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.05 № 623. Для этого заинтересованное лицо (резидент РФ) подает в налоговый орган по месту своего учета специальное заявление, в котором помимо прочего указывается страна открытия счета (вклада) и полное наименование банка, в котором открывается счет (вклад). К этому заявлению прилагаются:

  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или документ о государственной регистрации юридического лица;
  • справка о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).

Получив эти документы, инспекция в течение десяти дней должна выдать регистрационное свидетельство. Только при наличии такого свидетельства резидент РФ вправе открыть счет (вклад) и проводить по нему операции.

Основаниями для отказа в предварительной регистрации могут стать нарушение порядка регистрации (прежде всего недостоверность представляемых документов) либо введение федеральным законом запрета на открытие счета в банках определенной страны.

Отметим, что фискальные органы формируют и ведут специальное Дело валютного контроля по каждому заявлению о предварительной регистрации счета9.

К зарубежному банку, в котором открывается счет, также предъявляются определенные требования. Например, Банк России указал, что для обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом такой банк должен входить в 1 000 крупнейших банков по величине активов, по данным справочника «Бэнкерс альманах», а также иметь рейтинг не ниже «АА3» от Moody’s или «АА-» от Standard & Poor’s10.

Сама процедура открытия счета проста, если гражданин или представитель компании может приехать в ту страну, где находится банк. В этом случае достаточно прийти в кредитную организацию с документами и заполнить банковские формы. После этого банк проверяет бумаги, а также самого клиента и, если все в порядке, открывает счет (процедура проверки может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев).

Увы, не всякий банк готов работать с российскими клиентами. А потому для открытия счета у гражданина или юридического лица, являющихся резидентами РФ, могут потребовать дополнительную информацию, например рекомендацию от какого-либо российского банка, подтверждающую его благонадежность, или, возможно, документы, подтверждающие адрес места нахождения/проживания (обычно в качестве таковых требуют счета за коммунальные услуги с именем и адресом).

Если вы хотите доверить третьему лицу представление ваших интересов перед банком (в роли представителя в таких случаях обычно выступает некая фирма-посредник) при открытии счета, нужно заранее выяснить, каковы в таких случаях требования выбранного банка. Может оказаться, что кредитная организация вообще не заключает договоры, если от имени клиента выступает третье лицо. Если банк разрешит открыть счет через представителя, то образцы подписей клиента (его уполномоченного представителя) можно заверить либо в консульстве той страны, в которой находится банк, либо в российском филиале иностранного банка, если таковой имеется.

Доверившись представителю, следует соблюдать определенную осторожность, особенно если вы до конца не уверены в его лояльности. В частности, не следует доверять такому представителю распоряжаться крупными суммами. Лучше сделать перевод непосредственно в банк уже после того, как счет открыт. И конечно, представителя желательно сразу же отсечь от информации о движении средств по вашему счету.

Перевести средства из России можно двумя способами: с валютного счета в российском банке или без открытия счета — путем передачи наличных денег в банк. Последним способом могут воспользоваться только физические лица.

После того как деньги поступят на зарубежный счет, управлять ими не составит никакого труда. Можно, как и в России, заполнить обычное платежное поручение. Оно составляется в свободной форме (на языке, понятном банку), либо банк предлагает клиенту готовый бланк для заполнения. Поручение датируется и подписывается клиентом, после чего доставляется в банк.

Обычно банк принимает «платежки» в оригинале. Это значит, что из России их придется пересылать за границу обычной почтой (что долго и ненадежно) или курьерской почтой (что дорого). По отдельному соглашению с клиентом банк может принимать его инструкции в виде сообщений, переданных по факсу или через Интернет, а также продиктованных по телефону. В этом случае в целях защиты от мошенничеств банк и клиент обычно договариваются о пароле или даже о целой системе кодов, меняющихся в зависимости от суммы платежа, даты и иных условий.

К некоторым счетам может быть также «привязана» чековая книжка или пластиковая карточка. Тогда распоряжаться деньгами со счета еще проще. Однако нужно учитывать, что не все банки выдают чековые книжки и выпускают карточки, а также что не все компании принимают «карточные» платежи и чеки, особенно выписанные банком «чужой» страны. Да и не любые платежи можно осуществить с помощью карточки (есть ограничения по суммам операций). Поэтому наиболее универсальным средством управления счетом остается все же платежное поручение.

Как мы уже отмечали, государство сохранило за собой право осуществлять меры валютного контроля за операциями по зарубежным счетам своих резидентов. Посмотрим, как это происходит.

Наличие счета (вклада) в зарубежном банке налагает на владельца этого счета (вклада) дополнительные обязанности, которыми пренебрегать не рекомендуется.

Во-первых, об открытии (закрытии) счета (вклада) в зарубежном банке в течение месяца нужно сообщить в налоговую инспекцию по месту регистрации (месту жительства физического лица или месту нахождения юридического лица). Уведомление можно предъявить как лично, так и отправить по почте заказным письмом. Если этого сделано не будет, владелец счета (вклада) не сможет переводить деньги, поскольку банки требуют копию уведомления ИФНС об открытии счета. Кроме того, для должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанной обязанности установлена административная ответственность по ст. 15.4 КоАП РФ «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации». В качестве взыскания на виновного налагается штраф в размере от 10 до 20 МРОТ.

Во-вторых, владелец зарубежного счета (вклада) обязан регулярно отчитываться перед налоговиками. Так, физические лица обязаны представлять отчет об остатках средств на счетах (вкладах) в зарубежных банках по состоянию на начало каждого календарного года. Юридические лица представляют в ИФНС отчеты о движении денежных средств по таким счетам с подтверждающими банковскими документами11. За нарушение этой обязанности установлена ответственность по ст. 126 НК РФ (штраф составит 50 рублей за каждый непредставленный документ). Должностные лица организации могут дополнительно «пострадать» по ст. 15.6 КоАП РФ (штраф до 5 МРОТ).

Повод более пристально приглядеться к содержимому зарубежного счета и проходящим по нему операциям может появиться у налоговиков в соответствии с законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Этот закон устанавливает перечень операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, и предписывает российским банкам «документально фиксировать» все операции, которые служащие кредитной организации сочтут «носящими запутанный и необычный характер». Информацию о таких операциях банк должен представлять в Комитет по финансовому мониторингу.

Уведомлением и выписками по счету общение с налоговой инспекцией может не ограничиться. В связи с операциями по счету у граждан и организаций могут возникать налоговые обязательства за рубежом, например налог на процентный доход по вкладу. Этот налог удерживает и выплачивает тот, кто производит выплату дохода (в данном случае зарубежный банк). Однако может возникнуть обязанность по другим налогам, которые перечислять в бюджет страны придется самим владельцам зарубежных счетов. Поэтому весьма желательно проконсультироваться со специалистом по налогам конкретной страны, чтобы избежать в дальнейшем неприятностей.

Налоги, уплаченные за рубежом, засчитываются как уплаченные в России, если с данной страной есть соглашение об избежании двойного налогообложения. Если такого соглашения нет, то, возможно, придется уплатить одни и те же суммы дважды, поскольку в соответствии с отечественным законодательством любые доходы, полученные через зарубежный счет, подлежат налогообложению в России.

За нарушение правил валютного регулирования предусмотрена административная ответственность (ст. 15.25 КоАП РФ). Так, лицо, осуществившее запрещенную законом валютную операцию, может быть наказано штрафом в размере до 100 процентов суммы проведенной операции. За нарушение порядка открытия счетов в зарубежных банках физическое лицо может отдать государству до 15 МРОТ, должностное лицо — до 100 МРОТ, а юридическое лицо — до 1 000 МРОТ.

При работе со счетом не следует также забывать, что кроме российского валютного и налогового контроля существует зарубежный контроль. Сейчас практически во всех западных странах приняты довольно строгие законы, направленные против отмывания нелегальных капиталов. При малейшем подозрении в отмывании средств иностранный банк, как и его российские коллеги, обязан сообщить об этом компетентным органам, а сама операция по переводу денег может быть приостановлена до выяснения обстоятельств сделки. Таким образом, клиент должен иметь в виду, что характер его операций по счету должен быть понятен банку.

Чтобы не вызвать ненужных подозрений и проверок, не рекомендуется также проводить операции с резидентами юрисдикций из «черного списка» ФАТФ. Кроме того, во всех странах крайне подозрительным считается внесение на банковский счет крупных сумм наличными. Тогда наверняка придется объяснять происхождение денег.

Наконец, в стране, где находится банк, может существовать свой национальный валютный контроль (правила, аналогичные нашим обязательствам по резервированию и ведению операций через специальные счета). Поэтому следует предварительно ознакомиться с правилами валютного регулирования той страны, где вы собираетесь открывать счет.

Как мы увидели, валютное законодательство сохранило некоторые ограничения, но в целом стало либеральнее, и перед российским бизнесом открылись новые возможности для активного и успешного участия в международных хозяйственных отношениях.

 


1 Указание Банка России от 29.03.06 № 1676-У. Возврат

2 Указание Банка России от 29.05.06 № 1688-У, ст. 1 ФЗ № 131-ФЗ. Возврат

3 П. 9 ст. 8 закона № 173-ФЗ, п. 2.4 Инструкции № 116-И. Возврат

4 П 2.3 Инструкции № 116-И. Возврат

5 Указание Банка России от 30.03.04 № 1412-У. Возврат

6 От англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF. Возврат

7 Указания ЦБ РФ от 30.03.04 № 1411-У и от 05.05.05 № 1574-У. Возврат

8 Указания ЦБ РФ от 04.05.05 № 1574-У и от 30.03.04 № 1411-У. Возврат

9 Письмо ФНС РФ от 07.12.05 № ВЕ-6-24/1020@. Возврат

10 Указание от 30.03.04 № 1410-У. Возврат

11 П. 7 ст. 12 закона № 173-ФЗ. Возврат