Директор-Инфо №18'2006
Директор-Инфо №18'2006
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

ГОЭЛРО-2: энергетики ждут инвестиций

Материал подготовил Анатолий Панков

Похоже, что реформа электроэнергетики состоится, и именно по Чубайсу. Ну, почти по Чубайсу. Припекло!

Говорить, будто во всех бедах нынешней России виноват Чубайс, это уже даже не смешно. Дефицит электроэнергии настолько ощутим и так сильно и уже неоднократно бил по потребителям, что грозит неминуемо стать тормозом экономики. До завершения реорганизации РАО «ЕЭС России», намеченного на середину 2008 года, еще далеко, но в последнее время принимаются столь решительные меры (и либерализация оптовой торговли электроэнергией, и дополнительная эмиссия акций энергокомпаний, и механизм гарантирования инвестиций), что даже заклятым друзьям Анатолия Чубайса становится ясно: обратной дороги не будет.

К тому же декларации властей предержащих подкрепляются серьезнейшими финансовыми вливаниями в развитие отрасли. Настолько значительными, что стали говорить о новом ГОЭЛРО. Но отрасль очень сложна, а намеченные меры столь кардинальны, что, даже поддержанные на всех уровнях власти, они вызывают споры. И опасения: а не опоздают ли они, дадут ли ожидаемый эффект? А на носу очередная российская зима.

Анатолий Чубайс, председатель правления РАО «ЕЭС России»:

Размер программы — 2,1 триллиона рублей. Программа пятилетняя, на 2006–2010 годы. Она сбалансирована с точки зрения генерации, топливного баланса и регионального спроса, сориентирована на прогноз спроса.

<...>

К сожалению, должен признать, что ситуация крайне остра: дефицит сегодня становится острейшим вопросом не только в одном, двух, трех регионах, а в десятках регионов. Для нас это означает тяжелейшие режимы, угрозы текущих аварий, остановки энергоснабжения. По трем регионам — Москва, Санкт-Петербург и Западная Сибирь — мы разработали и утвердили программы развития их энергетических систем.

По Москве — это программа на 439 миллиардов рублей, опять же с генерацией, с магистральными сетями, с распределительными сетями, с финансированием — с нашей стороны, со стороны города, со стороны частного капитала — на ближайшие пять лет. По Петербургу также такая программа разработана — на 239 миллиардов рублей. По Тюмени для нас получилась, может быть, самая сложная программа, потому что потребители — нефтяники и без работы с потребителем в этом регионе программу реализовать невозможно.

Базовый принцип концепции реформирования состоит в том, что генерация — это конкурентный сектор, который должен проходить в рыночном регулировании, в него нужно привлекать частные инвестиционные ресурсы. А распределительные, и прежде всего магистральные, сети должны остаться под контролем государства. В законе даже написано, что доля государства должна быть увеличена до 75 процентов.

В этой логике мы вышли на всю инвестиционную концепцию, она вся — продолжение концепции реформы, что значит: тепловая генерация идет за частными деньгами, а магистральные сети должны получить бюджетную поддержку. На 2007 год объем программы составляет 715 миллиардов рублей. Прежде всего нужно направить средства на саму генерацию, хотя и на сети тоже. Из 715 миллиардов рублей будущего года итоговое решение по бюджету составляет 41,5 миллиарда рублей, практически все остальное — это внебюджетные средства. На мой взгляд, это разумный компромисс, без обременения бюджета чем-то непосильным. Львиная доля финансирования — это действительно частные ресурсы, которые собственно и есть сердцевина всей концепции реформ.

Самое важное и, по сути, поворотное решение, которое принял совет директоров РАО «ЕЭС России», — это вопрос об осуществлении эмиссий дополнительных акций генерирующих компаний. В рамках этой логики нами была разработана беспрецедентная инвестиционная программа, обеспечивающая вводы в ближайшие пять лет в размере 21 800 мегаватт. Масштаб этой программы оценивается беспрецедентной цифрой — 87 миллиардов долларов. Мы предложили дополнительные эмиссии в пяти генерирующих компаниях.

Юрий Лужков, мэр Москвы:

Ожидаемый дефицит энергомощностей в Москве предстоящей зимой может составить 20 процентов. К этому объему прибавится еще 8 процентов накопившегося дефицита по прошлым годам. Я считаю, что наша энергетическая служба плохо подготовилась к экономии ресурсов. С одной стороны, мы имеем увеличение энергопотребления, рост экономики, строительства жилья, социальных объектов, промышленности, и даже сами энергетики прогнозируют восьмипроцентный рост потребления энергии, а с другой стороны, работа «Мосэнерго» не отвечает этому росту.

Я предлагаю заключить договоры с каждым ТСЖ и столичными ДЕЗами, в условиях которых будет оговорена установка в хозяйствах энергосберегающих приборов. Если они будут «перебирать» электроэнергию в максимальные часы нагрузки — с 15 до 21 часа, то мы их будем отключать. Отключению могут быть подвергнуты и промышленные предприятия. В Москве 25 процентов промышленных предприятий эффективно используют энергию, около 30 процентов — так себе. Остальные потребляют энергию, а результатов никаких. Таким предприятиям необходимо лимитировать поставки энергии, а в пике нагрузок отключать их. «Палаточники» обогреваются электричеством из городской сети и, являясь потребителями, неэффективно используют дефицитный продукт. А значит, и их нужно отключать от электроэнергии зимой.

Мы намерены обратиться в правительство России с просьбой сформировать предстоящей зимой систему надзора за энергосбережением в столице. Только благодаря таким системам мы сможем дойти до каждого потребителя энергии. Система энергонадзора должна получить право принимать конкретные меры к организациям, не экономящим электроэнергию. Необходимо помочь жилищному сектору в закупке энергосберегающих ламп и другого оборудования. Финансирование необходимо осуществить через бюджетный кредит. Зима 2006/2007 года будет самой сложной, дальше ситуация будет постепенно улучшаться по мере выполнения программы, подписанной мэрией столицы с РАО «ЕЭС России».

Алексей Щеглов, обозреватель:

В целом сегодня в европейских регионах страны электростанции давно работают без надлежащего с точки зрения устойчивости 25-процентного резерва мощности (сейчас он составляет 13 процентов). Даже летом, когда потребление традиционно ниже, в некоторых регионах, например на Кубани и в Дагестане, энергетикам приходится планово отключать часть потребителей.

<...>

В настоящее время городская система электроснабжения модернизируется в спешном порядке. В прошлом году объем дополнительной выработки электростанций «Мосэнерго» составил до 600 мегаватт, и тем самым компании удалось стабилизировать энергосистему на пике потребления, который в отдельные морозные дни доходил до 16,2 мегаватта. В 2006 году на подготовку электросистемы города к работе в мобилизационном режиме уже потрачено более 4 миллиардов рублей. Однако ситуация не стала менее тревожной. Перечеркнуть авральные усилия может продолжающийся, по словам Юрия Лужкова, «аномальный» рост электропотребления, который в первом полугодии достиг 8 процентов. Естественно, что тот мизер дополнительной электроэнергии, который удалось выработать в этом году в столице (60 мегаватт), нарастание дефицита не остановит.

Возможно, проблема станет менее тяжелой после ввода в эксплуатацию строящихся крупных ТЭЦ-21 и ТЭЦ-27 (в конце года начнется сооружение и ТЭЦ-26), но до этого времени надо еще дожить, так как первый новый энергоблок мощностью 450 мегаватт будет запущен только в конце 2007 года.

Пока трудно предположить, как именно будут столичные чиновники «доходить» до каждого потребителя. Ведь виной всему прежде всего быстрый рост бытового потребления. Так, в 1990-е годы в московских квартирах с газовыми плитами среднемесячное потребление подскочило с 105 до 130 кВт/ч, а в квартирах с электроплитами с 180 до 225 кВт/ч в месяц. Этот рост, хотя и не такими темпами, продолжался и в 2000-е годы. Особенно быстро энергопотребление росло в новых домах и районах новостроек, где сегодня как раз и существуют наиболее острые проблемы с подключением объектов.

Практика показывает, что рядового потребителя очень трудно заставить пойти на сокращение электропотребления. Фактически это можно сделать только авторитарными методами, снизив нагрузку в домах.

Скорее всего, власти пойдут по проторенной дороге: станут отключать от электроснабжения те предприятия, которые они сочли наименее ценными для города.

<...>

Однако на самом деле список предприятий, которые в случае чего могут быть отключены, уже достаточно широк: более 200 объектов. И наряду с действительно малозначимыми предприятиями в него вошла, например, «прожорливая» железная дорога и некоторые другие инфраструктурные объекты.

Илья Ступин, эксперт:

Из-за дефицита электроэнергии в Москве может остановиться жилищное строительство. К такому неутешительному выводу пришли недавно столичные власти. По данным мэрии, в 85 из 99 электроподстанций города полностью выбрана проектная мощность, и они закрыты для присоединения потребителей. Оборудование подстанций изношено, кабельные линии требуют замены, возрастает вероятность аварий. Кризисную ситуацию в городском энергетическом хозяйстве чиновники объясняют отсутствием новых мощностей, обеспечивающих электроснабжение мегаполиса.

Чтобы устранить дефицит, правительство Москвы и РАО «ЕЭС России» разработали программу комплексного развития системы электроснабжения столицы на 2006–2010 годы, в рамках которой планируется ввести в эксплуатацию свыше 5,4 тысячи мегаватт электрической мощности, потратив на это в общей сложности порядка 200 миллиардов рублей. Речь идет о создании инфраструктурных элементов системы энергоснабжения города, а не о строительстве генерирующих мощностей. Сооружать инфраструктурные мощности будут «Мосэнерго», Московская областная электросетевая компания, правительство Москвы, Московская городская электросетевая компания. Кроме того, к этой программе подключилась «дочка» Внешторгбанка, компания «ВТБ Капитал Столица», готовая вложить в проекты по строительству электроэнергетических мощностей более 1 миллиарда долларов.

<...>

Одной из системных проблем городского энергетического хозяйства считается дефицит мощностей для передачи электроэнергии — трансформаторных подстанций. До недавнего времени строительство этих объектов велось ни шатко ни валко, поэтому представители строительных компаний неоднократно жаловались на многочисленные проблемы и поборы при подключении новостроек к электросетям. Зачастую застройщики были вынуждены возводить объекты электроснабжения за свой счет. Очень серьезный дефицит энергомощностей образовался как на окраинах, так и в центре города.

По словам генерального директора компании «ВТБ Капитал Столица» Леонида Пирогова, вложения в строительство питающих центров окупятся за пять-шесть лет. Быстрой окупаемости будут способствовать и принятые недавно правила присоединения строительных объектов к энергосетям. Так, если раньше застройщики сами строили объекты энергетической инфраструктуры, то с 1 октября этим займутся энергокомпании, которые будут получать с застройщиков плату за присоединение к питающим центрам — от 39 до 45 тысяч рублей за киловатт.

Однако пока нет никакой уверенности в том, что программа строительства электроэнергетических мощностей будет реализована в заявленные сроки. Этому могут помешать особенности функционирования московского строительного комплекса. Проблема заключается в том, что действия строителей, энергетиков, проектировщиков и Москомархитектуры при реализации городских программ жилищного строительства не скоординированы. <...> Еще одна проблема связана с отсутствием зарезервированной под строительство объектов электроэнергетики земли.

Сергей Борисов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ:

Бизнес больше всего обеспокоен финансовой составляющей этого вопроса. Сталкиваясь с таким положением дел, когда подключение к сетям в Москве составляет порядка 45 тысяч рублей за киловатт (и это без НДС), бизнес-сообщество задается вопросом о том, откуда берутся такие тарифы, а также почему сетевые компании вправе затягивать и нарушать регламенты и сроки присоединения, не неся за это ответственности. Нехватка энергомощностей также ведет к тому, что сроки строительства или реконструкции промышленных предприятий зачастую опережают сроки технологического присоединения.

Всеволод Плешивцев, руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы:

Выход один — экономить электроэнергию. Экономить надо всем. Но в первую очередь все-таки населению. Дело в том, что если раньше 60 процентов электрической энергии в городе потребляли фабрики и заводы, а 40 процентов шло на бытовые нужды москвичей, то теперь эта пропорция перевернулась: промышленность потребляет лишь 40 процентов, а жители с их битком набитыми электроприборами квартирами используют остальные 60 процентов. Поэтому, по оценкам экспертов, именно жилсектор способен дать 41 процент сэкономленных энергоресурсов. Например, подсчитано, что только в подъездах жилых домов можно сберечь 80 мегаватт.

Речь не о насильственном погружении домов в темноту. Есть цивилизованные, давно известные миру способы экономии.

Например, замена обычных ламп накаливания энергосберегающими. Представим почти невозможное. Не только ДЕЗы заменят все имеющиеся 2 миллиона 200 тысяч лампочек в подъездах столичных домов, но и владельцы хотя бы половины из 2,5 миллиона московских квартир одновременно отправятся по магазинам за лампочками, да не самыми дешевыми, по 12 рублей, а энергосберегающими, по 150. Вкрутив их во всех светильниках, каждый из них немедленно сэкономит как минимум по киловатту (массовые современные квартиры проектируются в среднем из расчета потребления 11 киловатт). Экономия в целом по городу же составит более 1 000 мегаватт. Добавим к этому 80 мегаватт, сбереженных в подъездах. Отключая же потребителей в прошлую зиму, город экономил 800 мегаватт. То есть по крайней мере эту дыру энергосбережение мгновенно закрывает.

Владилен Прокофьев, руководитель сектора Института экономики города:

Отключения электроэнергии могут быть применимы только в случае неисполнения договорных обязательств. Если в договоре между потребителем и поставщиком ресурсов прописана необходимость ограничения потребления электроэнергии, то в случае перерасхода ее подачу действительно можно ограничить или приостановить. Если же такого пункта в договоре нет, отключение будет незаконным. Это касается и бизнесменов-«палаточников», и рядовых потребителей. Обязать же население подписывать подобные договоры, как предлагает Юрий Лужков, нельзя, так как по российскому законодательству гражданин имеет право потреблять столько ресурсов, сколько ему необходимо для личных нужд.

Дмитрий Скрябин, аналитик ИГ «Атон»:

Общий износ основных фондов в отрасли, по оценке, составляет порядка 60 процентов. Поэтому сумма, озвученная энергохолдингом, не вызвала больших нареканий у экспертов. Нужны колоссальные инвестиции, чтобы обновить сектор и начать его развитие, а не продолжать латать дыры. Правда, с источниками финансирования еще предстоит определиться. Пока тут остается еще слишком много вопросов. Чтобы разместить допэмиссии в полном масштабе, нужно дать инвесторам представление относительно того, как станут работать рынок, система тарифообразования и система снабжения топливом в будущем. У меня есть сомнения в том, что стратегические инвесторы будут готовы расстаться с крупными суммами, если им скажут, что нет долгосрочных контрактов на газ, да и цены на электроэнергию на следующий год тоже гарантировать нельзя. Впрочем, это вовсе не значит, что допэмиссии акций даже при невыполнении этих требований не вызовут совсем уж никакого интереса у инвесторов. Тогда, правда, продавать их стратегам придется с дисконтом по отношению к рыночной стоимости бумаг. Не лучшим образом также скажется на цене бумаг ОГК и ТГК, если выводить акции на биржу будут через относительно небольшие промежутки времени. В результате может сложиться ситуация, когда предложение акций генкомпании сильно превысит спрос на них, что приведет к значительному снижению стоимости бумаг. Если необходимый объем инвестиций за счет продажи допэмиссий собрать не удастся, недостающие средства придется брать либо из госбюджета, либо за счет повышения тарифа. Сейчас позиция МЭРТ и Минфина заключается в том, чтобы ограничивать аппетиты отраслевиков. Если она сохранится, то рассчитывать на бюджетные инвестиции не придется.

Сергей Дубинин, финансовый директор РАО «ЕЭС России»:

Сегодня в электроэнергетике, как никогда, необходим инвестиционный прорыв. В РАО «ЕЭС России» была разработана инвестиционная программа, согласно которой до 2011 года планируется построить более 21 тысячи мегаватт. Это самая масштабная инвестиционная программа в российской экономике. Ее уникальность заключается еще и в том, что большую часть средств в развитие отрасли мы планируем получить от частных инвесторов. В первую очередь за счет проведения эмиссий дополнительных акций генерирующих компаний и их продажи на фондовом рынке.

Механизм гарантирования инвестиций — это еще один из инструментов, который позволит привлечь деньги российских и зарубежных компаний в развитие энергетики в удаленных регионах. Его доля в реализации инвестпрограммы довольно существенна. За счет этого механизма планируется построить почти четверть всего запланированного объема новой генерации — 5 000 мегаватт.

Механизм гарантирования инвестиций — мера временная и во многом вынужденная, которая служит для закрытия острых, дефицитных зон. Там, где трудно привлечь инвесторов без дополнительных гарантий возврата вложенных средств. Этим, в частности, объясняется тот факт, что масштабы его применения жестко лимитированы.

Как он работает? В настоящее время у нас уже сформирован перечень площадок под новые энергообъекты, строительство которых будет осуществляться с применением МГИ. Инвестор, заинтересованный в реализации конкретного проекта на одной из них, будет отбираться на основе конкурса. Правила проведения таких конкурсов уже разработаны и утверждены Минпромэнерго РФ. Главный критерий — наименьшая стоимость проектов в сочетании с их наибольшей эффективностью.

После строительства электростанции в заранее оговоренный срок инвестор сможет вернуть вложенные средства, так как он получит из тарифа системного оператора плату за мощность, достаточную для окупаемости проекта. Другими словами, инвесторам компенсируют разницу между стоимостью электроэнергии, вырабатываемой электростанцией, и той, которая необходима для окупаемости проектов. Средства, необходимые для компенсации разницы, планируется заложить Федеральной службой по тарифам в тариф системного оператора в виде дополнительной платы за мощность.

На сегодня определены шесть площадок, на которых будут построены новые энергообъекты суммарной мощностью 2 850 мегаватт. Они расположены в 5 регионах: это Тюмень, Кузбасс, Томск, Калуга и Тула. Сейчас идет согласование с профильными госорганами перечня площадок под строительство еще 2 150 мегаватт генерирующих мощностей в рамках МГИ. Он будет определен к концу года. Кроме того, мы рассчитываем, что к этому времени уже пройдут первые конкурсы по отбору инвесторов.

Обозначился четкий интерес коллег из смежных отраслей, в частности газодобычи, алюминиевой и угольной промышленности. Это одновременно и поставщики топлива, и потенциальные потребители. Есть интерес зарубежных электроэнергетических компаний, прежде всего европейских.

The Wall Street Journal:

Сталкиваясь с усиливающейся нехваткой энергии в условиях, когда развивающаяся экономика страны переросла ее стареющую инфраструктуру, Россия продолжает стремительную либерализацию своей электроэнергетической отрасли с целью привлечения в нее к 2010 году инвестиций на общую сумму 87 миллиардов долларов. Перестройка этого сектора предусматривает введение рыночного принципа ценообразования на электроэнергию, которая сегодня продается в основном по низким, регулируемым ценам. Частные инвесторы, в том числе иностранные, получат шанс на приобретение компаний, вырабатывающих электроэнергию, и на продажу производимого электричества по ценам свободного рынка.

Данные шаги, одобренные президентом Владимиром Путиным, представляют собой лишь часть тех изменений, которые выглядят противоречащими общей линии Кремля на отход от рыночной политики во многих других отраслях, на усиление государственного контроля и ограничение иностранных инвестиций.

Аналитики и инвесторы предупреждают, что перемены в отрасли могут еще быть остановлены или заторможены, особенно если в ближайшие несколько лет усилится нехватка электроэнергии и подскочат цены на нее. Оптовые цены на электричество с 2000 года почти утроились в долларовом выражении. А, по оценкам компании Renaissance Capital, к 2011 году они могут вырасти еще на 69 процентов.

Чубайс не делает прогнозов относительно того, насколько вырастут цены, но он предупреждает, что ценовые скачки возможны. Частные домовладельцы и жильцы не почувствуют этого увеличения благодаря государственному субсидированию — по крайней мере в ближайшие несколько лет. Но поскольку в следующем году предстоят парламентские выборы, тарифы на электроэнергию могут стать проблемой политической.

Так как план либерализации утвержден, Чубайс теперь приступает к поиску инвесторов. Он отправился в турне по США и Европе для привлечения инвестиционных средств. По его словам, ряд крупных иностранных компаний уже проявили интерес к проектам в России. Среди них итальянская Enel SpA, финская Fortum Oyj и немецкая E.On AG. Российские промышленные группы также готовы вложить свои средства. Государственная газовая монополия «Газпром», например, надеется на то, что, вкладывая средства в газосберегающие технологии на электростанциях, она высвободит больше топлива для прибыльных экспортных продаж.

Некоторые инвесторы и аналитики подвергли критике план либерализации за отсутствие в нем решительных и кардинальных мер, особенно за то, что для полного перехода на рыночные цены понадобится от пяти до пятнадцати лет.

Игорь Наумов, эксперт:

Цена электроэнергии, реализуемой на Новом оптовом рынке электроэнергии (НОРЭМ), в ближайшие месяцы может многократно превысить действующий тариф. Как свидетельствует накопленный с 1 сентября опыт первых торгов на НОРЭМе, в России есть компании, которые в период острого энергодефицита готовы платить за электроэнергию в 3–3,5 раза больше фиксированного тарифа. Сейчас случаи подобных переплат носят единичный характер, однако зимой, когда из-за низких температур резко возрастет энергопотребление и возможны новые отключения предприятий и организаций, количество переплат может резко возрасти. Предприятия будут поставлены перед альтернативой: либо сворачивать производство, либо приобретать электроэнергию по запредельным ценам. Многие выберут второй вариант, что будет толкать цены вверх до тех пор, пока они станут непосильны конкурентам.

Впрочем, чиновники и аналитики не считают такое развитие событий чем-то экстраординарным. На рынках Западной Европы и США такие скачки цен в «энергодефицитные периоды» в порядке вещей. При этом как минимум на ближайшие несколько лет большинство энергопотребителей будут застрахованы от серьезных ценовых потрясений в периоды пика энергопотребления. Сейчас почти 95 процентов электроэнергии распределяется по долгосрочным двусторонним договорам между подразделениями РАО «ЕЭС России» и потребителями с фиксированными ценами.

Эльмар Муртазаев, обозреватель:

Все энергомашиностроительные заводы России — «Силовые машины», НПО «Сатурн» и другие — не в состоянии обеспечить рост производства парогазовых установок, чтобы производить новые гигаватты электроэнергии.

Внутри РАО уже энергично обсуждается печальная статистика, из которой следует, что штатное расписание всех российских строительно-монтажных управлений составляет сегодня менее 10 процентов (!) от показателей 1981 года. И вот этим 10 процентам придется строить больше, чем в том, самом успешном для советской электроэнергетики 1981 году.

Герман Греф, глава Минэкономразвития РФ:

Я не хочу никого пугать, но думаю, что такая же проблема (как дефицит электроэнергии) через два года будет и по газу… В последнее время на промышленный рост сильно влияют ограничения со стороны производственной инфраструктуры — в основном, энергетической инфраструктуры и газоснабжения. Некоторые эксперты полагают, что отрицательный вклад в рост ВВП из-за нехватки электроэнергии составляет до 5 процентных пунктов. Наши оценки, конечно, значительно ниже, но такое влияние есть. Пока не состыковали проблемы между инвестициями в электроэнергетику и наличием газа, который будет нужен для создания тепло- и электроэнергетических мощностей. Для того чтобы избежать проблемы возможного дефицита газа, необходимо стимулировать независимых производителей через прозрачный механизм доступа к газотранспортной системе. Нам никуда от этого не деться. Необходимо сделать прозрачными все действия с газоснабжением.

Использована информация сайтов: www.allmedia.ru; www.chubais.ru; www.expert.ru; www.inosmi.ru; www.interfax.ru; www.kremlin.ru; www.newizv.ru; www.ng.ru; www.opec.ru; www.rg.ru; www.strana.ru.