Директор-Инфо №45'2005
Директор-Инфо №45'2005
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Опасная популярность

Олег Татарников

В последние три года на российском рынке наблюдается неуклонный рост продаж иномарок.

Уследить за ростом спроса дилеры хронически не успевают и приметой последнего времени стали многомесячные очереди на автомобиль интересующей комплектации. Они, конечно, не сравнятся с многолетними ожиданиями «жигулей» в советскую эпоху, однако мало какой автомобиль сегодня можно забрать сразу же после оплаты. Однако многие эксперты отмечают, что рост рынка начинает постепенно замедляться, хотя другие уверяют, что повышение продаж на 60 % — это очень высокая цифра. Нет худа без добра — в условиях некоторого снижения спроса можно надеяться, что производители успеют «подтянуть» сервис, а многие наши сограждане станут более разборчивыми.

Пока же можно констатировать, что за первые девять месяцев текущего года в России продано столько же иномарок, сколько за весь предыдущий год. Самым продаваемым автомобильным брендом в текущем году станет, очевидно, Hyundai. Так, если в прошлом году корейский концерн обогнал японскую компанию Toyota лишь во втором полугодии, то в нынешнем — уже в первом, а во втором лишь продолжил набирать обороты. Toyota, видимо, в этом году проиграет не только лидеру, но и компании Chevrolet (даже без учета 32 938 автомобилей Chevrolet Niva). Однако в Chevrolet теперь входят все модели марки Daewoo, которые производятся на заводах в Корее, так что хотя концерну Chevrolet и удалось обогнать в этом году японскую Toyota, но по потенциалу Aveo и Lacetti могли бы продемонстрировать и большее — это скорее неудачный старт продаж компании, нежели успех (продано 47 584 американских и корейских автомобиля за 9 месяцев).

За три квартала через сеть российских дилеров марки Toyota реализовано 45 273 автомобиля — это всего на 38 % больше, чем годом ранее, в то время как Hyundai продемонстрировал более чем стопроцентный рост (67 901 автомобиль за 9 месяцев).

Более половины продаж (в абсолютном выражении) у Hyundai пришлось на модели, сборку которых осуществляет российский «ТагАЗ» (напомним, что завод в Таганроге собирает Hyundai Accent и Sonata). В то же время результат Hyundai мог оказаться и больше: все лето компания продавала импортируемые автомобили за евро, в результате чего, по-видимому, лишилась некоторого количества потенциальных покупателей. А с поставками таганрогских Accent в середине года периодически возникали перебои. Так что если в начале года компания Hyundai объявляла о планах продать в России 100 тысяч автомобилей, то ко второй половине года план был скорректирован до 90–95 тысяч.

Что касается узбекских автомобилей Daewoo, то они пока находятся по продажам на четвертом месте и опережают Mitsubishi. Ведь Mitsubishi практически догнала Daewoo — разница составляет менее 700 машин, или 2 %. А потребитель становится к концу года все более требовательным и разборчивым, предпочитая, к примеру, морально устаревшей Nexia современный Ford Focus II или обновленный Mitsubishi Lancer.

Кроме того, основной конкурент по цене — «АвтоВАЗ» — наконец выпустил новую «калину», «ТагАЗ» увеличил поставки, а Renault вывел на российский рынок Logan московской сборки. Однако позиции Daewoo по прежнему сильны. Автозавод «УзДэуАвто» продлил до 2010 года договор с американским концерном General Motors на поставку комплектующих для сборки автомобилей Daewoo Nexia и Matiz из Южной Кореи. Таким образом, модели Daewoo Nexia и Matiz могут продержаться на нашем рынке еще лет пять, а то и больше. В списке самых популярных иномарок в России по итогам продаж в январе — сентябре текущего года Daewoo Nexia занимает второе место с 27 629 проданными машинами, а Matiz — седьмое, с 12 104.

В 2005 году предприятие планирует увеличить производство модели Nexia — до 62 600, Matiz — до 32 350 штук.

Удачно сложился третий квартал для компании Ford, которая из-за смены поколений в марте — мае 2005 года утратила свои позиции (во Всеволожске разворачивалось производство Focus второго поколения, и завод простаивал). Когда же все работы были выполнены, Ford тут же перегнал и Toyota, и Daewoo, и Mitsubishi. По итогам года Ford, вероятно, окажется выше Daewoo и Mitsubishi, так как планирует продать около 60 тысяч машин, а это больше планов Mitsubishi, и, судя по тенденциям, — позиция Ford сильнее Daewoo.

Можно также отметить усиление на российском рынке позиций компании Nissan. Она замыкает список тех, кто уже успел продать более 30 тысяч автомобилей, и показывает прирост в 74 %, что заведомо выше среднерыночного. Удачно стартовали продажи нового внедорожника Pathfinder (свыше 200 машин в месяц). Кроме того, в ноябре стартовали продажи Nissan Murano — хита «серого» рынка.

И наконец, самый большой рост из ведущих автопроизводителей показала Mazda, прибавившая 178 %. Первоначально руководство компании заявляло о планах продажи всего 15 тысяч машин до конца года, но результат 13 832 авто уже к концу третьего квартала позволил договориться с производителем об увеличении квот — вероятно, в итоге Mazda сможет реализовать на российском рынке около 20 тысяч машин.

Популярные автомобили небезопасны

Недавно журнал Forbes на основе краш-тестов Страхового института дорожной безопасности США (IIHS) составил рейтинг самых опасных машин 2006 модельного года. И хотя еще не все машины нового года прошли этот тест — самые худшие уже обозначились. В пятерку худших вошли те же модели Hyundai, Mazda и Toyota, которые являются у нас самыми популярными. В некоторых из них водителя не спасают даже подушки безопасности.

Так, например, за первые 9 месяцев этого года в России продано 9 915 моделей Hyundai Elantra, а между тем в рейтинге Forbes Elantra стала самым опасным автомобилем. Эта модель умудрилась получить оценку «плохо» даже с подушками безопасности. На популярную у нас Mazda 6 очереди растягиваются на полгода, хотя, по данным специалистов американского института IIHS, эта модель плохо держит боковой удар.

Плохие результаты показали также Nissan Sentra, Suzuki Forenza и Kia Optima (Magentis), а замыкает список Toyota Corolla — хорошую защиту пассажиров она показывает, только если оснащена дополнительными боковыми подушками безопасности. Кстати, последняя, по результатам опроса группой изданий «Из рук в руки», была признана у нас самым надежным автомобилем, так что популярности ей не занимать.

Рейтинг Forbes показал, что самые опасные автомобили находятся в среднем ценовом диапазоне от 15 до 20 тысяч долларов.

Определенные нарекания вызывает у российских пользователей и популярный Ford Focus. Трудно сказать, к чему следует отнести неполадки тормозной системы российских «фокусов» или неисправность клаксона, о которой нередко упоминают посетители популярного российского интернет-портала http://www.auto.ru, — к конструкции самого автомобиля или к огрехам российской сборки. Однако «надежный и созданный для жизни» нередко доставляет хлопоты своим владельцам на дороге.

Заплати и живи…

Довольно странно говорить о популярности автомобилей сегмента «премиум». Их непопулярность легко объясняется необходимой толщиной кошелька. Однако и тут разгораются страсти.

Прежде всего конкурентам все больше «досаждает» Lexus — люксовый бренд компании Toyota, который сейчас испытывает острую нехватку автомобилей в России, прежде всего седанов бизнескласса GS, представленных в начале этого года (продано 3 699 автомобилей, что составило прирост в 43 % к показателю прошлого года). Отметим, что, несмотря на трудности с квотированием, Lexus потеснил в этом сегменте даже такую популярную марку, как Mercedes-Benz. Последняя, кстати, показывает сегодня самый низкий рост продаж из всей немецкой «большой тройки» (продано 3 272 автомобиля, что составило прирост всего 9 %).

Компания BMW, собирающая свои машины в Калининграде, продолжает удерживать лидерство с результатом в 4 810 машин за первые 9 месяцев (+34 %), однако по росту продаж ее все-таки опережает марка Audi. Чем ближе к концу года, тем более явными становятся успехи компании Audi, а рост продаж в 53 % является рекордным для российского рынка в сегменте «премиум» (продано 4 433 автомобиля за три квартала). В следующем году Audi планирует вывести на рынок модель комфортабельного внедорожника Q7 и побороться в этом сегменте с BMW X5 и X3.

Но самые сильные позиции имеет сегодня все-таки Lexus. Если бы не нехватка машин для российского рынка, то эта марка вполне могла бы опередить и BMW, и Audi. Lexus, например, предлагает сейчас единственный в России гибридный внедорожник RX400h (у нас продано уже 156 машин). Планируется выпустить новую модель среднего класса IS, которая станет прямым конкурентом Audi A4, BMW 3-й серии и Mercedes C-класса. А ведь в этом классе немецкие компании пока не отличаются достаточной активностью и не стремятся продвигать более массовые машины.

Проблем с безопасностью у дорогих автомобилей, по мнению журнала Forbes и американского института IIHS, практически не бывает. Может, производителям стоит подчеркнуть этот аспект в условиях будущего «отрезвления» российского рынка и роста привередливости покупателей?