Директор-Инфо №42'2005
Директор-Инфо №42'2005
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Бизнес в Германии

Антон Соколов, к. э. н, falcon@inbox.ru

Германия имеет репутацию страны идеального порядка и широкого делового размаха. Неудивительно, что «локомотив» объединенной Европы привлекает пристальное внимание предпринимателей, основывающих свой зарубежный бизнес. Как же это сделать в Германии?

«Зеленый свет» для бизнеса по-немецки

В Германии действует принцип свободы предпринимательства, поэтому на занятие коммерцией не требуется специального разрешения. Существуют лишь ограничения на определенные виды коммерции (для них необходимо специальное разрешение), а именно:

  • розничная торговля;
  • грузовые и пассажирские перевозки;
  • посреднические сделки;
  • гостиничное, ресторанное дело;
  • туристическая коммерция.

Иностранцы хотя и имеют одинаковые с немцами права в занятии коммерцией, но все же некоторые законодательные акты, прежде всего закон о статусе иностранных граждан, накладывают ограничения на деятельность зарубежных бизнесменов. Поэтому разрешение на проживание может дополняться различными условиями, индивидуальными для каждой земли (Bundeslа..nder) — административной единицы Германии.

Ограничений на финансирование иностранных компаний на местном рынке ссудного капитала нет. В Германии вообще нет существенных финансовых и валютных ограничений в отношении иностранного капитала, за исключением обязанности регистрировать в местных банковских учреждениях операции по переводу средств за рубеж и из-за рубежа.

Какую форму компании выбрать?

Сориентироваться в хитросплетениях законов — уже половина успеха для предпринимателя-иностранца. На сегодняшний день наиболее популярными для бизнесменов формами организации предпринимательской деятельности в Германии являются:

  • Gesellschaft mit beschrаnkter Haftung (GmbH) — закрытая компания с ограниченной ответственностью;
  • Aktiengesellschaft (AG) — открытое акционерное общество;
  • Gesellschaft Burgerlichen Rechts (GbR) — неторговое партнерство;
  • Offene Handelsgesellschaft (OHG) — генеральное партнерство;
  • Kommanditgesellschaft (KG) — партнерство с ограниченной ответственностью;
  • Zweigniederlassung — филиал иностранной компании.

Рассмотрим особенности каждого из них.

Закрытая компания с ограниченной ответственностью (GmbH). Чаще всего иностранные учредители выбирают именно эту форму компании. Минимальный уставной капитал GmbH — 25 тысяч евро, а минимальный размер пая — 250 евро. Весь капитал должен быть подписан участниками или оплачен на момент регистрации денежным вкладом. Бытует достаточно распространенное заблуждение о том, что после создания GmbH его основной капитал «блокируется» для предоставления кредиторам в случае неплатежеспособности общества. Это не так: после учреждения общества капитал находится в его распоряжении. Важное преимущество GmbH: участники отвечают по обязательствам компании только в пределах своего вклада, а не всем своим капиталом.

В GmbH нет ограничения по количеству участников, которыми могут быть физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты Германии. В случае единоличного владения GmbH (Ein-Mann-GmbH) при регистрации должен быть внесен весь уставной капитал (на невнесенную часть должны быть представлены банковская гарантия или вексель). Договор общества заключается нотариусом и подписывается всеми участниками. В принципе, GmbH может быть основано на базе имущественных, а не денежных вкладов участников. Однако в этом случае перед учредителями возникают сложности, связанные с объективной оценкой вносимого имущества.

Компания обязана иметь юридический адрес в Германии. На момент регистрации допускается воспользоваться адресом офиса юриста или нотариуса. В дальнейшем компании следует обзавестись реально действующим офисом, куда власти Германии могли бы отправлять информацию, постановления и другие документы.

Принципиальные вопросы деятельности GmbH решает собрание общества. Если компания имеет более 500 служащих, то она обязана сформировать наблюдательный совет. Текущее управление компанией может осуществляться как единственным директором — Geschаftsfuhrer, так и советом директоров, которые могут быть одновременно и держателями долей в компании. В случае если управляющим назначается иностранец, то для ведения коммерческих операций в Германии ему необходимо разрешение на проживание, которое должно включать в себя право на самостоятельную трудовую деятельность.

Если капитал GmbH превышает 61 миллион евро, объем годовых продаж — более 125 миллионов евро, а число занятых составляет более пяти тысяч человек, компания обязана выполнять те же требования, что и акционерные общества AG (раскрытие информации о деятельности и т. п.).

Основным документом, необходимым для основания GmbH, является договор членов этого общества (для общества с одним членом такой договор не нужен). Он должен быть нотариально заверен и содержать следующие пункты: фирменное название, местонахождение фирмы, предмет деятельности общества, размер уставного капитала, срок действия договора или работы предприятий (определенный или неограниченный), процедура роспуска. Впрочем, последний пункт включается в документ по желанию партнеров.

Для регистрации GmbH, помимо договора, требуются:

  • заявление, подписанное всеми управляющими;
  • соглашение пайщиков общества о назначении управляющих;
  • свидетельства управляющих о том, что против них не применялись санкции, ограничивающие их право быть управляющими;
  • список пайщиков с их адресами;
  • справка из банка о внесении на его счет необходимой суммы (вносится в уплату налога на перемещение капитала).

Общества, которые по роду деятельности обязаны получать еще и государственное разрешение (транспортные агентства, таксомоторные предприятия, финансовые посредники, маклеры по недвижимости, гостиницы и др.), обязаны при регистрации предоставить и его.

Наконец, если в уставный капитал входят имущественные ценности и права, то для регистрации необходим Учредительный отчет по вносимому имуществу (подписывается всеми учредителями), фиксирующий вносимое имущество (права) с обоснованием стоимости этого имущества. В отчете также должны содержаться заключение независимых налоговых консультантов и бухгалтеров и (по возможности) счета; документы, подтверждающие права на интеллектуальную собственность; заключенные договоры (например, на предоставление одним участником другому фирменного кредита) и др.

Документы, подаются в Торговый суд (Amtsgericht), для утверждения GmbH. Суд отправляет документы на экспертизу в местную торговую палату. После экспертизы общество вносится в Торговый регистр и ему выдается Регистрационный лист, в котором указываются названия и предмет деятельности общества, его местопребывание, размер уставного капитала, имена и адреса пайщиков, имя одного или нескольких избранных пайщиками распорядителей. После этого GmbH считается юридически правоспособным и должно опубликовать вышеуказанную информацию о себе в официальном периодическом издании Bundesanzeiger.

Расходы по регистрации GmbH составляют примерно 1500 евро. Помимо Торгового регистра фирма обязательно регистрируется в Управлении надзора над предпринимательской деятельностью (Gewerbeaufsichtsrat), в местном финансовом органе (Finanzamt), а также в центральном земельном банке (кроме малых фирм с капиталом менее 5 тысяч евро) и местном органе социального обеспечения. Членство в местной торговой палате обязательно.

GmbH может вести любую легальную деятельность, за исключением банковской, страховой, перестраховочной и иной, связанной с риском неограниченного количества третьих лиц. Для ведения деятельности GmbH в Германии компании может потребоваться лицензия — gewerbeschein.

Открытое акционерное общество (AG). В отличие от других европейских стран, правовая форма AG применяется в большинстве случаев только для крупных предприятий. Дело в том, что форма AG требует от учредителей значительных денежных и организационных затрат. К тому же немецкое акционерное законодательство достаточно сурово. В остальном, участие иностранных акционеров в AG не представляет особых сложностей. Отличительные особенности AG: на момент регистрации весь акционерный капитал (минимум 50 тысяч евро) должен быть подписан акционерами (акции четко распределены между ними), а по меньшей мере его половина оплачена денежным вкладом.

Учредительный договор компании регистрируется немецким нотариусом в присутствии учредителей либо их доверенных лиц. Управление компанией может осуществляться как единственным директором, так и советом директоров. Директорами в компании могут быть только физические лица. С точки зрения регистрационных формальностей и дальнейшего управления AG достаточно хлопотная и, как следствие, более громоздкая и дорогостоящая в обслуживании компания.

Партнерства в Германии создаются в трех формах.

Gesellschaft Burgerlichen Rechts (GbR). Так называемое неторговое партнерство. Для его создания не требуется какой-либо официальной регистрации и внесения в Коммерческий регистр Германии.

Offene Handelsgesellschaft (OHG). Этот вид партнерства требует официальной регистрации в Коммерческом регистре Германии и предполагает наличие равноправных партнеров, которые также несут личную неограниченную ответственность по долгам и обязательствам партнерства.

Kommanditgesellschaft (KG) также требует официальной регистрации в Коммерческом регистре Германии. KG предполагает наличие как минимум одного генерального партнера с неограниченной ответственностью (которым, в свою очередь, может быть компания с ограниченной ответственностью) и одного или более партнеров с ограниченной ответственностью, которые несут личную ответственность по долгам и обязательствам партнерства только в пределах определенной между партнерами суммы. Все управление бизнесом в этом случае лежит на генеральном партнере.

Регистрация OHG и KG занимает около недели. Для совершения всех формальностей немецкий юрист потребует следующее:

  • предполагаемое название партнерства;
  • предполагаемые виды деятельности партнерства;
  • предполагаемый юридический адрес для регистрации (если у клиента нет определенного адреса в Германии, то его можно подобрать его через одну из местных профессиональных компаний, специализирующихся на секретарских услугах);
  • имена управляющих партнерством (один из управляющих должен быть резидентом ЕС);
  • права и обязанности управляющих партнерством;
  • имена членов партнерства и доли, в которых они распределяют свое участие в прибыли и убытках.

Партнерство должно сдавать финансовую отчетность. Стоимость услуг по поддержанию такой отчетности в порядке, как обычно, зависит от времени, затраченного аудитором.

Партнерство может зарегистрировать в Германии торговые марки на свою продукцию и услуги. Стоимость регистрации торговой марки в Германии составляет примерно 400 евро за три класса услуг (продукции) и примерно 100 евро за каждый дополнительный класс. Возможна также и ускоренная регистрация торговых марок за небольшую дополнительную плату.

Если же бизнес немецкого партнерства предполагает регистрацию общеевропейских торговых марок, то затраты на нее составят примерно 1000 евро за три класса услуг (продукции) и примерно 250 евро за каждый дополнительный класс.

Филиал иностранной компании (Zweigniederlassung). Согласно немецким законам филиал иностранной компании должен быть зарегистрирован в Коммерческом регистре и налоговой службе того района Германии, где предполагается иметь юридический адрес и офис филиала. Порядок регистрации филиала несложен и связан главным образом с предоставлением документов головной компании (с легализованным переводом на немецкий язык).

Филиал наделяется имуществом основавшего его юридического лица и действует на основании утвержденных им положений. Руководитель филиала действует в Германии на основании выданной головной компанией доверенности. Название филиала должно совпадать с названием головной компании. Дополнительно можно использовать слова: «отделение», «Германия». Филиалу иностранной фирмы, как и любому другому предприятию в Германии, может потребоваться лицензия на ведение определенных видов деятельности.

Особенности немецкого налогообложения

AG и GmbH, зарегистрированные в Германии, обязаны платить налоги со всех своих доходов, в том числе и полученных за пределами страны. В налогооблагаемую базу включают и доходы филиалов немецких компаний в иностранных государствах. Для того чтобы определить, являются ли AG и GmbH резидентами Германии или нет, проводятся специальные тесты. Оценка производится по двум критериям:

  • соответствует ли место нахождения офиса адресу, указанному в Учредительном договоре;
  • осуществляют ли директора и управляющие компанией фактический контроль над ее деятельностью с территории Германии.

Все AG и GmbH, а также все Zweigniederlassung — филиалы иностранных компаний, резидентных в Германии являются плательщиками налога на прибыль (kurperschaftsteuer) по ставке 25 %.

Все виды компаний и филиалы иностранных компаний в Германии являются плательщиками налога на бизнес — Gewerbesteuer. Этот налог уплачивается в местный бюджет земли, в которой зарегистрировано предприятие. Ставка налога зависит от вида деятельности и ряда других факторов, определяемых местным регулированием бизнеса в Германии.

Все виды партнерств: GbR, OHG и KG платят только местный налог на бизнес по льготной ставке (от 13 % до 21 %) в том городе, где они зарегистрированы. С точки зрения налогообложения не имеет значения, извлекает ли партнерство доход на территории Германии или за ее пределами. А вот сами участники партнерства уплачивают налоги в Германии, только если они являются ее резидентами. Размер налоговых выплат пропорционален доле каждого участника в партнерстве.

Другие основные налоги в Германии:

  • НДС — Mehrwertsteuer (MWSt), ставка которого практически на все виды товаров и услуг в Германии равна 16 %. При экспорте НДС полностью возвращается. Возврату подлежит также НДС, оплаченный при производственных затратах: аренда помещений, телефон, бензин, реклама и т. д.;
  • налог на прирост капитала компании — 25 %;
  • налог на дивиденды — 20 %;
  • налог на проценты в случае их выплаты банком в Германии — 30 %;
  • налог на роялти — 25 %.

Принимая решение о регистрации немецкой компании, бизнесмену не следует ориентироваться только на налоговые преимущества той или иной формы — в первую очередь форма общества должна удовлетворять потребности учредителей и участников.

В Германии подход государства к вопросам функционирования бизнеса и предпринимательской деятельности намного более принципиальный и жесткий, нежели в России. Поэтому, учреждая немецкую компанию, предприниматель должен четко представлять себе, что фирма будет существовать продолжительное время, не подстраиваясь постоянно под возможные изменения налогового законодательства. «Игры» с налогами в Германии заканчиваются для бизнесмена достаточно быстро и максимально неприятно.

С какими сложностями придется столкнуться?

По неутешительной информации русскоязычной прессы Германии, значительное число российских фирм, особенно из сферы торговли, питания и разнообразного сервиса, ликвидируется через год-два после их регистрации. Специалисты отмечают, что деление «русского пирога» в Германии в основном закончено, почти все предпринимательские ниши уже заняты. В связи с этим на повестку дня выходит не количественное, а качественное изменение русского бизнеса. Иными словами, владелец бизнеса должен принимать правильные решения в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры с учетом определенной пресыщенности вкусов западного потребителя и его традиционных национальных предпочтений.

Вот типичные причины провала российского бизнеса в Германии:

  • отсутствие достаточного знания немецкого языка, налоговой системы, основ менеджмента и маркетинга, экономики ведения бизнеса в условиях Западной Европы;
  • перед открытием бизнеса не проведены соответствующие маркетинговые исследования, не проверена конкурентоспособность предлагаемого товара или услуг, продукция не соответствует вкусам и привычкам немецких клиентов, недостаточно исследована ниша для данного бизнеса;
  • неверно и непродуманно выбрано место для ведения бизнеса, затруднена парковка автомобилей клиентов;
  • неоправданно много средств затрачено на оформление интерьера фирмы;
  • некомпетентное управление фирмой и профессиональная несостоятельность сотрудников, не имеющих опыта работы в западном мире;
  • нехватка средств на развитие производства, закупку новых товаров, на различные непредвиденные расходы.

Часто российские предприниматели жалуются на то, что их «задавил» налоговый пресс, «задушила» непомерная арендная плата и стоимость коммунальных услуг. На самом же деле проблема, как правило, состоит в том, что бизнесмен плохо сориентировался в реальной стоимости продукции своей компании; товар постоянно появлялся «не в том месте и не в то время» для покупателей.

«Российские методы ведения бизнеса в Германии чаще всего просто не годятся. Очень трудно подстроиться под немецкий менталитет, выражающийся в точности, пунктуальности, аккуратности — словом, в железном “орднунге”. Поэтому, при учреждении компании в Германии от милых сердцу отечественного предпринимателя особенностей российского бизнеса следует решительно отказаться», — делится опытом один российский предприниматель, владелец вполне успешной немецкой строительной компании.