Директор-Инфо №37'2005
Директор-Инфо №37'2005
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Новые штрафы удвоят благосостояние гаишников

Олег Татарников

Антикоррупционные послабления трехлетней давности раздавит новый закон, лоббируемый гаишниками.

По данным ГАИ, за последние годы число людей, погибших на дорогах, возросло на 15 %, причем только за 2005 год эта цифра увеличилась на 6 %. Ежедневно в авариях гибнет около 100 человек. Количество раненых растет еще быстрее — на 40 % за несколько лет. Ущерб от ДТП в России в прошлом году составил 65 миллиардов долларов.

Вместо того чтобы объяснять это увеличение катастрофическим состоянием дорог при общем росте количества автомобильного транспорта, власти ищут причины только в «резком снижении дисциплины» водителей и в их «агрессивном поведении на дорогах».

Недавно в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий изменения в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ), в частности почти во всех статьях 12-й (автомобильной) главы. Автор законопроекта, член Совета Федерации Сергей Шувалов объясняет необходимость ужесточения наказаний за нарушения правил дорожного движения тем, что количество автомобильных аварий в России начало расти после изменений КоАПа 2002 года: у водителей, видите ли, не осталось причин соблюдать ПДД и платить штрафы (собираемость штрафов с 2002 года снизилась на 58 %), потому что гаишники перестали отбирать права до их уплаты.

Итак, наступление гаишного лобби задумано по всем фронтам — предусматривается не только радикальное повышение штрафов за нарушение ПДД, но и возвращение инспекторам права отбирать водительские удостоверения до их уплаты.

Собственно, отмена практики изъятия водительского удостоверения до уплаты штрафов была гуманной инициативой самого МВД, так как раньше все взятки крутились именно вокруг этого изъятия. Люди не хотели томиться ожиданием и стоять в очередях, чтобы забирать свои права, им проще было дать инспектору взятку на месте, порою сильно превышающую реальный штраф за данное нарушение.

Однако зарплату инспекторам ГАИ долго не повышали, так что им приходилось искать различные лазейки в КоАП или брать деньги мимо кассы со значительным снижением суммы мзды.

Как платят штрафы сегодня

Если водитель не оспаривает наличие события правонарушения, за которое предусмотрен административный штраф, не превышающий одного минимального размера оплаты труда (МРОТ, который составляет сегодня 100 рублей), и не отказывается от его оплаты, то в соответствии со ст. 28.6 КоАП штраф взимается на месте нарушения. В этом случае инспектор обязан оформить постановление-квитанцию и принять штраф на месте.

В иных случаях (если размер штрафа свыше 1 МРОТ либо если водитель не согласен с нарушением, которое ему вменяется) инспектор составляет протокол по делу об административном правонарушении и направляет материалы для рассмотрения уполномоченным должностным лицом. При этом в протоколе в обязательном порядке указывается время и место рассмотрения, разъясняются права и обязанности лица, привлекаемого к ответственности. В соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса оплата штрафа производится по месту привлечения к административной ответственности. В протоколе должен быть указан расчетный счет (куда и кому платить штраф). При этом водитель имеет право написать ходатайство о рассмотрении дела по месту регистрации транспортного средства (по месту жительства), где и будет платиться штраф.

После того как штраф оплачен, необходимо уведомить об этом управление ГАИ, наложившее штраф. Водитель обязан предъявить (или отправить по почте) копию квитанции об оплате.

КоАП РФ предусматривает лишение водителя права на управление транспортным средством (ТС) за следующие нарушения ПДД:

  • управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения;
  • передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения;
  • превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60 километров в час;
  • пересечение ж/д пути вне ж/д переезда, выезд на ж/д переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на ж/д переезде;
  • выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения;
  • непредоставление преимущества в движении ТС, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковыми маячками синего цвета и специальным звуковым сигналом;
  • нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;
  • нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего;
  • невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся.

Процедура лишения водителя права на управление транспортным средством происходит следующим образом: в отношении водителя составляется протокол о нарушении им ПДД и изымается водительское удостоверение. Должностное лицо ГАИ выносит определение по факту нарушения водителем ПДД, которое направляется в суд. Согласно КоАП РФ, только суд решает вопрос о лишении лица права управления транспортным средством.

Постановление о нарушении ПДД, вынесенное в отношении водителя, можно обжаловать в соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ:

  • вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
  • вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. Жалоба подается в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как «кормятся» гаишники?

Чего стоит, например, широко интерпретируемый п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ («выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения»). В Кодексе от 2002 года за это нарушение предписывалось лишать водителя прав на срок от 2 до 4 месяцев (чего не было в старом Кодексе), и многие инспекторы ГАИ начали трактовать вышеназванную статью КоАП РФ по-своему, упорно полагая, что под нее подпадает пересечение автомобилем любой сплошной линии разметки на дороге. По мнению стражей дорожного порядка, если водитель, скажем, при обгоне, повороте или развороте пересек сплошную линию разметки, то тем самым он уже совершил правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, и у него можно сразу отобрать водительское удостоверение. В дальнейшем на основании составленного протокола ГАИ может принять решение о направлении дела в суд для решения вопроса о лишении права управления автомобилем либо оштрафовать водителя на сумму от 300 до 500 рублей.

Формулировка этой статьи довольно четкая, однако понимать ее можно по-разному. Все зависит от юридической подготовленности оппонентов.

Между тем в п. 3 ст. 12.15 КоАП четко указано, что наказание предусмотрено за выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, только в тех случаях, когда это запрещено ПДД. А эти случаи оговорены в конкретных пунктах разделов Правил дорожного движения:

  • п. 9.2 — на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более;
  • п. 9.3 — на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, из которых средняя используется в обоих направлениях;
  • п. 11.5 — при обгоне на регулируемых перекрестках и на участках дорог с ограниченной видимостью.

Если же водитель пересек сплошную линию разметки в каких-либо других случаях, то ответственность за это должна наступать по ст. 12.16 Кодекса, где речь идет о несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. А за такое нарушение ПДД водителю предусмотрено максимальное наказание в виде штрафа в сумме всего лишь 50 рублей.

А уж при отсутствии разметки и знаков развороты и повороты налево, даже на четырехполосных (и более широких) дорогах, вообще не являются нарушением. Например, зимой, когда разметки вообще не видно. И попытки отдельных сотрудников ДПС обвинять водителя в нарушении п. 9.2 в таких случаях не обоснованны и зачастую рассчитаны на некомпетентность водителей.

Даже п. 9.6 ПДД, где говорится о недопустимости выезда на трамвайные пути встречного направления, также не должен рассматриваться как повод для наказания по п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, хотя данное действие прямо запрещается Правилами и существует даже специальное разъяснительное «указание» ГУ ГИБДД от 10.04.03 № 13/4-47, которое интерпретирует указанное правонарушение как подлежащее привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.15 Кодекса. Однако в п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ наказание предусмотрено за выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. А согласно п. 1.2 ПДД проезжая часть — это «элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств». Следовательно, выезд автомобиля на трамвайные пути не является выездом на проезжую часть дороги, и поэтому это нарушение не подпадает под действие п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, как бы этого ни хотелось начальникам управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Но решать споры по п. 9.6 ПДД, к сожалению, придется уже в судебном порядке.

Вообще, инспекторы ГАИ, может и по незнанию, но чаще преследуя вполне корыстные цели, аргументируют свои требования тем, что водитель, определяясь в своем местоположении на проезжей части дороги, должен руководствоваться не только требованиями указанных выше разделов ПДД, но и указаниями знаков и разметки, ограничивающих в той или иной мере использование проезжей части. Однако эта аргументация в их устах по крайней мере неуместна. Ведь в КоАПе четко сказано: «...в случаях, если это запрещено Правилами дорожного движения». Эти случаи перечислены в ПДД. Двусмысленности здесь быть не должно.

Кроме того, угрожать изъятием водительского удостоверения здесь вообще неуместно, так как даже совершение названных правонарушений возможно как при наличии умысла, так и по неосторожности. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных действий, но при решении вопроса об ответственности водителя по п. 3 ст. 12.15 она может учитываться в суде.

Кстати, дела об административных правонарушениях, предусмотренных п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов (в то время как остальные дела по административным нарушениям — мировыми судьями).

Грустно и то, что многие судьи, не обремененные знанием ПДД, трактуют вышеназванную статью КоАП так же, как и недобросовестные гаишники, ошибочно считая, что под нее подпадает пересечение автомобилем любой сплошной линии разметки на дороге. Об этом говорят многочисленные случаи неоправданного применения данной статьи КоАП РФ к нарушителям ПДД в суде.

Как действовать в таких случаях? Во-первых, следует показать абсурдность требования определять свое местоположение на проезжей части дороги разметкой. Как, например, убедить, что разворот через две сплошные не является выездом на встречную? Ну, например, нарисовать схему и спросить: какая из машин при развороте находится на встречной полосе — та, которая въезжает в обозначенный разрыв в разметке (что вроде бы разрешено) или та, которая пересекает разметку с нарушением? Разумный оппонент ответит, что оба автомобиля в данный момент выезжают на встречную, но тот, который заехал на разметку — нарушает, а тот, который заехал в разрыв, — не нарушает.

Однако ст. 9.2 ПДД гласит: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения», и инспектор утверждает, что никаких исключений она не предусматривает, а статьи про разметки не говорят о приоритетности разметки. Соответственно, 9.2 нарушать нельзя ни при каких обстоятельствах? То есть и тех, кто развернулся в разрыве сплошной разметки, тоже нужно привлекать по п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ? Но ведь это противоречит и практике нашего и международного вождения, и здравому смыслу! Учитывая вышесказанное, нельзя считать поворот налево выездом на встречную полосу, иначе и все развороты в разрывах нужно было бы считать нарушениями.

Конечно, логика срабатывает далеко не всегда, однако после приведения таких аргументов не только любой нормальный человек, но даже гаишник, должен признать, что при развороте выезда на встречную не происходит и для применимости п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ здесь нет оснований.

Ожидаемая модернизация «кормушки»

Итак, собираемость штрафов с 2002 года снизилась на 58 %, но вместо того, чтобы развивать этот механизм (дело касается не только штрафов за нарушение ПДД), решено радикально увеличивать суммы самих штрафов.

Если новый закон примут, то превышение скорости, например, от 40 до 60 километров в час будет стоить вместо 300 рублей — одну тысячу, а превышение более чем на 60 километров в час будет караться штрафом 20–25 МРОТ (по текущему курсу — 2–2,5 тысячи рублей) или лишением прав на срок от шести до двенадцати месяцев (сейчас на два-четыре месяца). Проскочить перед поездом через закрытый железнодорожный переезд обойдется в 2–2,5 тысячи рублей вместо 500. Символический штраф в 100 рублей за проезд на красный свет увеличат до 500–1000 рублей и даже начнут лишать за это прав на срок от одного до трех месяцев.

Опять же гаишники продолжают много говорить о том, что резко увеличилось количество аварий из-за выезда на встречную полосу. Решить эту проблему, по мнению авторов нового закона, сможет ужесточение наказания: штраф за выезд на «встречку» будет также увеличен до 2–2,5 тысячи рублей, а лишение водительского удостоверения за это правонарушение растянется на срок от полугода до года. Кроме этих поправок, в законе предусмотрено повышение штрафов за езду с непристегнутыми ремнями безопасности (с 50 до 100 рублей), за невыполнение требований разметки и знаков (с 50 до 300 рублей) и ужесточение наказания пешеходов или пассажиров, нарушающих правила (с 50 до 300–500 рублей).

Между тем недавно вступили в силу изменения в КоАП РФ, ужесточающие ответственность за неуплату административных штрафов. И все последние нововведения также призваны ужесточить наказание за неуплату.

Впрочем, как известно, еще с 16.12.03 вступил в силу закон, согласно которому водитель, не уплативший в срок штраф за нарушение ПДД, может быть арестован и помещен под стражу на 15 суток. Новый закон носит название «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”». Вносились изменения и в ст. 20.25 КоАП РФ, новый пункт которой гласит, что «неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим кодексом, грозит злостному неплательщику, либо удвоением этого самого штрафа, либо административным арестом на срок до пятнадцати суток». Напомним, что срок оплаты штрафа, установленный российским законодательством, составляет 30 суток. В случае злостной неуплаты на нарушителя заводится административное дело.

Однако в нашей стране суровость законов с лихвой компенсируется их неисполнением. Угроза ареста не заставила автовладельцев соблюдать закон, и теперь в ГИБДД опять надеются, что переход к старому порядку исправит положение. Причем из пыльных сундуков даже пытаются извлечь старую добрую балльную систему наказаний. Так, каждое нарушение предлагается оценивать по пятибалльной шкале. Когда водитель наберет 15 баллов, он получит «бонус» в виде штрафа (2–2,5 тысячи рублей) или лишения прав на срок от полугода до года. Сразу вспоминается, сколько махинаций было в свое время с подобными «проколами», но, видимо, это никого ничему не научило.

Существенные изменения предлагается внести в процедуру прохождения медицинского освидетельствования. Но, к сожалению, опять предлагается сделать эту процедуру не сугубо медицинской и снова разрешить гаишникам проверять подозрительных водителей на месте (а ведь все мы помним по печально известной «антиалкогольной» реформе, как можно легко «подставить» даже совсем непьющего). Однако существенного повышения штрафов за употребление спиртного как раз не предусматривается. Более того, планируется сделать так, чтобы не всех пьяных водителей лишали прав — некоторых можно будет лишь оштрафовать на 2,5 тысячи рублей.

В общем, в новом законе очень много глупостей и неточностей, речь идет лишь об очередном реванше ГИБДД, а все эти меры приведут лишь к увеличению коррупции на дорогах. Эксперты отмечают, что ни одно российское ведомство не борется с таким упорством за свои репрессивные права, как это делают чиновники из ГИБДД.

Законопроект пока не прошел профильных комиссий и не получил отзыва правительства России. Ведь только после этих процедур он может быть назначен к первому рассмотрению. Но что бы там ни утверждали эксперты и здравомыслящие законодатели, исходя из общей тенденции всеобщего закручивания гаек в автомобильном законодательстве, у ретро-поправок в КоАП РФ есть хорошие шансы пройти Госдуму, Совет Федерации и попасть на стол президенту.