Директор-Инфо №36'2005
Директор-Инфо №36'2005
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Возвращение к истокам

Олег Татарников

В 1945 году начальник генштаба армии США Джордж Маршалл сказал: «Самым большим нашим вкладом в военную технику этой войны, бесспорно, является создание джипа...»

Происхождение слова «джип» вызывает много споров. Одни говорят, что оно восходит к общему названию военных автомобилей такого класса — General Purpose (сокращенно, GP — джи-пи), что означает «автомобиль общего назначения». Другие же уверяют, что поводом для такого названия послужила модель GP компании Ford, которая также выпускалась во время войны и была полностью унифицирована с более известной моделью Willys компании Willys-Overland Motors Inc. Но в любом случае, тогда же, во время войны, и появилось словечко jeep, которое до сих пор обозначает в США именно эту, армейскую модель автомобиля, впоследствии ставшую торговой маркой Jeep.

Всем хорошо известно, что героический внедорожник Второй мировой войны, кем бы он ни производился, носил имя «Виллис». Между тем компания Willys выпустила примерно 360 тысяч машин; 270 тысяч было выпущено на заводах компании Ford, и еще примерно 40 тысяч было произведено в компании Bantam, которая, собственно, и разрабатывала эту модель. В Красную Армию эти машины в большом количестве поступали по ленд-лизу, и «Виллис» был настолько любим нашим народом, что созданный в значительной степени по его образу и подобию отечественный ГАЗ-67 в шутку величали «Иван-Виллис».

После бурных военных лет «демобилизовавшийся» внедорожник нашел свое место и в мирной жизни, став незаменимым помощником тысячам людей во всем мире. Однако в начале пятидесятых годов компания Willys совершила серьезную стратегическую ошибку.

Грандиозный успех джипов вскружил фирме голову, и она пошла по самому легкому пути, создавая многочисленные гражданские варианты армейских моделей, интерес к которым таял год от года. Ведь американский рынок, не познавший особых лишений войны, требовал не примитивных утилитарных машин, а более комфортабельных легковых автомобилей.

Положение Willys постепенно ухудшалось. И даже когда в шестидесятые годы прошлго века заметно вырос рынок полноприводных автомобилей, модели Willys Motors Inc. (а она к тому времени превратилась в отделение другой компании — Kaiser) особым спросом не пользовались. А ведь именно в 1962 году компания Kaiser-Willys начала производство революционной для того времени комфортабельной полноприводной модели Wagoneer, которая стала прототипом современных автомобилей SUV (для деловых поездок и активного отдыха).

В 1970 году компания Kaiser-Jeep не смогла сохранить независимость и, войдя в состав корпорации American Motors Corporation (AMC), была переименована в Jeep Corporation. Удивительно, но, несмотря на все проблемы, производство потомков знаменитого джипа и тогда не было прекращено. А бразильский Willys просуществовал даже чуть дольше американского.

Однако к 1972 году со всеми моделями легендарного внедорожника было покончено и марка Willys исчезла из автомобильного мира окончательно. Что касается фирмы AMC, то она, обанкротившись, была поглощена компанией Chrysler, которая теперь производит наследника знаменитого джипа — модель Jeep Wrangler, весьма популярную в настоящее время.

Таким образом, компания Willys просуществовала ровно 60 лет и, если не считать эпохального джипа, ничего путного так и не создала, оставаясь всегда на вторых ролях. Правда, джипы создали фирме такой имидж, что его вполне хватило, чтобы причислить Willys к ряду наиболее выдающихся автомобильных компаний, внесших огромный вклад в развитие мирового автомобилестроения.

Jeep Grand Cherokee

Производство внедорожника Jeep Grand Cherokee (ZJ) началось в 1992 году. Новый автомобиль уже не был тем непритязательным джипом, от которого он получил свою торговую марку. Это был скорее «расфуфыренный индеец», который поражал покупателей агрессивной внешностью, динамикой спорткара, комфортным салоном бизнес-класса и богатой комплектацией большинства версий.

Grand Cherokee должен был поправить пошатнувшееся положение Jeep на рынке автомобилей SUV, с которого марку стали понемногу вытеснять японцы из компаний Toyota и Nissan. Ставка американцев была сделана прежде всего на комфорт: автомобиль дебютировал в нескольких комплектациях, наиболее распространенными из которых (в том числе и в России) стали хорошо оснащенные Laredo и Limited (в будущем к ним добавится Overland — топовая модель Grand Cherokee).

Мощный мотор, динамичный и агрессивный дизайн, просторный комфортный салон, богатая комплектация, знаменитая марка — это лишь несколько причин, в силу которых на Grand Cherokee обратили внимание в России.

Однако едва ли стоит рассчитывать на то, что эта машина будет долго терпеть наши отечественные дороги, как и преодоление препятствий в стиле Camel Trophy. Все-таки и кузов у Grand Cherokee несущий, и трансмиссии Quadra-Trac (а позже — Quadra-Drive) на топовых комплектациях предназначены скорее для деловых поездок и активного отдыха, а не для штурма бездорожья. То ли дело, например, просто Cherokee (сейчас Liberty — для рынка США), который продолжил славные традиции марки в области повышенной проходимости, или специальная модификация Grand Cherokee Orvis, которая выпускалась в 1994–1998 годах для США. Эта редкая модификация имела специальное «внедорожное» исполнение — усиленную подвеску, увеличенный дорожный просвет, три стальных щита, которые прикрывали моторный отсек снизу, коробку передач с раздаточной коробкой, рулевые тяги и бензобак (в базовых версиях конструкторы не предусмотрели даже заводской защиты картера двигателя). И еще — колеса с резиной P245/70R15 и крюки для буксировки, расположенные спереди и сзади.

Вариантов исполнения Jeep Grand Cherokee было великое множество — для внедорожника предлагалось четыре двигателя, несколько различных трансмиссий и комплектаций. Например, небольшая часть машин, сделанная в начале 1990-х годов, обладала трансмиссией без межосевого дифференциала (она называлась Command-Trac). Автомобили с такой трансмиссией имели жестко подключаемый передний мост, и при езде по асфальту можно было пользоваться только задним приводом, иначе в скором времени «раздатке» требовался дорогостоящий ремонт.

Более сложная трансмиссия Select-Trac (NP242), которая встречалась в основном на машинах с четырехлитровым мотором, уже позволяла ехать по любым дорогам как на заднем (и тем самым немного экономить топливо), так и на полном приводе. У этой трансмиссии также возможно вручную блокировать межосевой дифференциал при езде по бездорожью.

Но чаще всего Jeep Grand Cherokee оборудовались трансмиссией Quadra-Trac с постоянно подключенным полным приводом и автоматически блокируемым межосевым дифференциалом. А эта трансмиссия была уже более приспособлена для езды по дорогам, нежели по бездорожью. В конце 1995 года ее модернизировали, после чего в стандартных ситуациях внедорожник стал заднеприводным, а передняя ось подключалась лишь при пробуксовке задней. К работе последней системы полного привода было немало нареканий. И не столько по надежности, сколько по реакции в реальных условиях — электроника срабатывала с большой задержкой, подключая передний привод порой неожиданно для водителя, что серьезно осложняло езду по грязной, заснеженной или скользкой дороге. Но в любом случае нужно помнить, что Jeep Grand Cherokee вне зависимости от типа трансмиссии не предназначен для штурма серьезного бездорожья. Это все-таки комфортабельный городской автомобиль!

А ведь у нас в свое время люди, не сильно искушенные в технических вопросах, покупали вообще заднеприводные модели. Да-да, Grand Cherokee выпускался в том числе и в заднеприводной версии! Попытки форсировать бездорожье на таких автомобилях заканчивались плачевно. Так что у многих от Grand Cherokee остались неприятные воспоминания, как от никчемного в наших условиях пафосного «бегемота», напрочь лишенного внедорожных свойств.

Кроме того, по статистике 80 % российских Grand Cherokee имели поддельные документы и перебитые номера! Увы, таково следствие популярности в начале 1990-х годов среди криминальной публики. Кроме того, эти люди гоняли машины, что называется, в хвост и в гриву, совершенно не заботясь о регулярном обслуживании и о качест­венном ремонте. В результате Grand Cherokee приобретал имидж весьма ненадежного автомобиля.

Главным же недостатком этого джипа, по мнению большин­ства владельцев, являлась его исключительная «прожорливость» (впрочем, свойственная многим американским машинам большого объема и мощности). В самом деле, даже самый «хилый» четырехлитровый мотор, с которого в американских традициях «снимали» всего 180 л. с., сжигал по городу более 20 литров на 100 километров.

Одно отрадно, сейчас все согласны, что Grand Cherokee утра­тил «криминальный» имидж, и пора вернуть ему хоть какую-то привлекательность, чтобы другие автолюбители не боялись, как сегодня, на него пересаживаться.

Жесткая конструкция этих автомобилей придает прочность и долговечность всему кузову, который способен легко выдержать даже весьма тяжелые условия бездорожья, а новая система Quadra-Drive — это весьма прогрессивное решение в конструкции полноприводной трансмиссии. Система обеспечивает довольно надежное сцепление колес с любой опорной поверхностью, а мосты уникальной конструкции Vari-Lok вместе с раздаточной коробкой Quadra-Trac II распределяют крутящий момент между колесами, обеспечивая хорошую управляемость. Будь то горный серпантин или скользкая дорога, адаптивная система Quadra-Drive позволит Jeep Grand Cherokee продолжить движение, даже если только одно колесо имеет сцепление с дорогой.

А такие неоспоримые достоинства, как просторный салон, в котором с комфортом размещаются пятеро, вместительный багажник и уровень оснащения, которого за те же деньги не предоставляет ни один европейский или японский производитель, несомненно придутся по душе многим российским владельцам.

Неприятные сюрпризы

Но, несмотря на новые технологии полного привода, многие владельцы до сих пор жалуются на сильные крены в поворотах и неустойчивость Grand Cherokee. Было даже немало случаев, когда не в меру разогнавшиеся джипы (мотор-то позволяет!) просто-напросто улетали с дороги вверх колесами. Этот недостаток — типичная черта тяжелых заокеанских внедорожников. Конечно, можно было бы объяснить это результатом взаимодействия американской техники и русской души (ведь американцу вряд ли придет в голову носиться «за сот­ню» по тракторной колее, на какой бы машине он ни ехал), однако неприятности случаются и в Америке. Так, например, неприятное известие преподнес в 2001 году известный американский еженедельник «АутоУик», констатировав, что при выполнении его журналистом слалома на скорости около 65 километров в час джип Cherokee/Liberty перевернулся (двигался он при этом, правда, на заднем приводе).

Месяц спустя, при проведении аналогичных испытаний, Cherokee встал на два боковых колеса, что тоже недопустимо. Уже тогда пошли слухи о том, что производитель внедорожника, несомненно, проведет свою экспертизу и, возможно, отзовет все автомобили новой модели: ведь под угрозой имена пяти заслуженных брэндов — Jeep, Chrysler, Mercedes-Benz и собст­венно DаimlerChrysler. Ситуация ведь усугублялась еще и тем, что у DaimlerChrysler уже был подобный опыт, когда в 1987 году в Швеции во время «переставки» (теперь уже знаменитого «лосиного теста») перевернулся Mercedes-Benz А-класса. Однако представители DaimlerChrysler тогда парировали обвинение тем, что было продано уже 60 тысяч внедорожников и ни одной аварии с переворотом зафиксировано не было. Автомобили Cherokee, правда, все же отзывались, но по другой причине: у нового поколения джипов Cherokee возникли проблемы с пассивной и активной безопасностью (джип показал плохие результаты в краш-тестах, а его подушки безопасности срабатывали с задержкой).

Позже, уже у Grand Cherokee, испытателей USNCAP больше всего насторожил так называемый «рейтинг возможного переворота» — джип заработал лишь две звезды, означающие, что потенциальный риск поставить машину «на уши» составляет от 30 до 40 %.

Впрочем, лихачить на таких автомобилях в любом случае опасно, и у Grand Cherokee на противосолнечном козырьке даже есть наклейка, предупреждающая о том, что, мол, это автомобиль с высоким центром тяжести, и перевернуться на нем не составит особого труда.

Однако по сравнению с огром­ными Chevrolet Suburban или Tahoe, Jeep Grand Cherokee ведет себя на шоссе практически безупречно. Он хорошо слушается руля, не склонен к рысканью, да и, по большому счету, «не козлит»: большего от него и требовать не стоит. При этом Cherokee покоряет практически полным отсутствием каких бы то ни было вибраций и вполне мягкой подвеской. Хотя, конечно, «грузовые» буханья, стуки и тычки будут напоминать вам о наличии неразрезных балок заднего моста, а шум мотора вместе с трансмиссией на высоких скоростях будет заглушать даже аэродинамические шумы высокого кузова.

Однако модели Jeep Grand Cherokee всегда отличались от других внедорожников тем, что предоставляли покупателю салон седана класса «люкс» (несмотря на небольшие эргономические погрешности) и отличную шумоизоляцию. Так что даже длительное путешествие на Grand Cherokee в любом случае утомительным не покажется.

Все варианты внедорожника Grand Cherokee отличаются высокой проходимостью, однако автомобили дороже 40 тысяч долларов (а при наличии всех опций цена топовой модели может дойти и до 60 тысяч) покупают не для того, чтобы подвергать их стрессовым нагрузкам на бездорожье. Престижные вседорожники служат хозяевам преимущест­венно на городских улицах и загородных шоссе, лишь изредка выезжая на несложные сельские маршруты. Впрочем, есть еще и психологические особенности: автомобили такого класса обязаны гарантировать водителю непоколебимую уверенность в том, что он проедет там, где захочет.

Мощь и немощь

Надежность американских моторов оставляет желать лучшего — их спасает лишь то, что большую часть жизни хозяин передвигается практически на холостых оборотах. Однако при этом все забывают об относительно высокой ремонтопригодности этих моторов. Американские моторы Power Tech, возможно, несколько архаичны по конструкции, зато выдерживают перегрев, работают на низкооктановом бензине и не столь требовательны к качеству масла (вполне достаточно хорошей «минералки» или «полусинтетики»), как современные немецкие или японские двигатели.

Правда, масло нужно менять почаще и не допускать заправки грязным бензином, что может привести к отказу регулятора холостого хода или к выходу из строя бензонасоса.

АКПП американцев достаточно надежны, главное — беречь трансмиссию и избегать резких рывков, которые могут сжечь фрикционы. Впрочем, «рваная» езда противопоказана и муфтам раздаточной коробки, и подвеске Grand Cherokee, которая очень не любит резких стартов и торможений, а также сильных ударов о вертикальные препятствия.

А вот что касается кузова, то вопреки ожиданиям подвоха со стороны американцев он, напротив, практически не подвержен коррозии даже в условиях российских солевых ванн. Естественно, до тех пор пока автомобиль не попадет в аварию с ремонтом кузовных деталей1. При этом цены на кузовные детали довольно низкие: так, например, новый капот Grand Cherokee (возможно, не оригинальный, но ничем не хуже по качеству) можно купить за 300 долларов, то есть дешевле, чем на автомобиль ВАЗ десятой модели. Дешево стоят и другие кузовные детали: на передние крылья — 150 долларов за оригинал или по 60 долларов за не оригинальные детали; двери стоят 350 и 170 долларов соответственно. Детали подвески и ходовой тоже не разорят владельца. Да и вообще, доступность запчастей — одно из несомненных достоинств этого внедорожника. Другое дело, что избалованный в прошлые годы сервис может заломить высокую стоимость за работу, но сейчас ему это может обойтись потерей клиентов.

Куда больше проблем у этого джипа с электрикой и другим оборудованием. Например, если долго не пользоваться «дворником» на задней двери, то он по­просту откажет. Различные индикаторы и дисплеи, коих великое множество на этом автомобиле, имеют единую мультиплексную проводку, и управление сосредоточено в одном электронном блоке. Это приводит к некоторой «задумчивости» исполнительных механизмов, а в случае поломок тяжело диагностируется. Обилие разъемов со временем неизбежно приводит к нарушению контактов, и появляются «плавающие» неисправности, «выловить» которые очень сложно.

Передняя и задняя подвески (пружинные, зависимые, с цельными балками мостов) неплохо поглощают удары, но, естественно, за это приходится платить регулярной заменой шаровых опор.

С 1994 года (с момента выхода на европейский рынок) европейскую версию Jeep Grand Cherokee собирают в Австрии, на совместном предприятии Steyr-Daimler-Puch. По качеству, как утверждают сервисмены, эти автомобили превосходят американские, хотя и у них качество сборки, прямо скажем, не японское.

Многих отпугивают скромные по современным меркам сроки гарантии — два года или 40 тысяч километров. Однако это реальная гарантия, в то время как от длительных гарантий других производителей через два года остаются буквально «рожки да ножки». К тому же в условия гарантии на Jeep входит такая уникальная по российским меркам услуга, как «привилегированный сервис». Суть услуги в том, что если во время поездки у вас закончился бензин, то сервисмены привезут его прямо к вашему автомобилю совершенно бесплатно.

Вместо заключения

У европейцев полно предубеждений (между нами говоря, далеко не беспочвенных) по поводу американских вседорожников. Но вот чего у заокеанских автомобилей не отнять, так это имиджа представительной машины.

А сегодня Jeep приготовил для любителей героического прошлого и пафосного покорения бездорожья две новости: во-первых, начинаются европейские продажи нового Wrangler Renegade, а во-вторых, начал выпускаться Jeep Commander — самый большой, семиместный Jeep. Обе модели рассчитаны на «неслучайного» покупателя, а потому обильно напичканы милыми сердцу джипера знаками, опциями и прочими приятными мелочами. Jeep Renegade представляет собой специальную версию Wrangler, оснащенную четырехлитровым двигателем. Вопреки американской традиции, водитель Wrangler Renegade вместо автоматической трансмиссии вынужден орудовать рычагом шестиступенчатой «механики» (может потому его и обозвали ренегатом?).

Что касается Jeep Commander, то здесь дизайнеры стремились воссоздать дух легендарного прошлого. Commander является преемником таких автомобилей, как Willys Station Wagons (который выпускался с 1946 года), Jeep Wagoneer (выпускался с 1963-го) и, разумеется, Jeep Cherokee (выпускался с 1984-го). Особенной гордостью дизайнеров стал передний прозрачный люк — в Jeep даже посчитали необходимым запатентовать его под маркой Command-View. Система полного привода досталась Commander от предшественников: в зависимости от предполагаемых препятствий на автомобиль можно установить трансмиссии Quadra-Trac I, Quadra-Trac II или Quadra-Drive II. На смену чистой «механике», блокировавшей дифференциалы, на внедорожники приходит электроника, подтормаживающая вращающиеся в воздухе колеса: в данном случае ползти по грязи помогают Brake Traction Control System (BTCS) и Electronic Limited Slip Differentials (ELSD).

Несмотря на дебют Comman­der, Jeep не собирается почивать на лаврах: с ноября 2005 года на конвейер встает Grand Cherokee SRT8.

Европейские Jeep Commander будут делать в Австрии. Автомобиль встанет на один конвейер с уже собираемыми на австрий­ском заводе седаном Chrysler 300C, внедорожником Grand Cherokee и минивэном Voyager.

Кроме выпуска своих традиционных линий внедорожников, Jeep изобретает и новые уловки для привлечения покупателей. Классические угловато-грубоватые джипы в последнее время перестали нравиться традиционным покупателям — молодежи и состоятельным горожанам. Поэтому вслед за японцами компания Jeep хочет выйти и на рынок компактных «паркетников». Концепты Jeep Compass и Patriot, выставленные на автосалоне во Франкфурте, дают покупателям представление о новых направлениях работы компании Jeep. Ведь, несмотря на снижение продаж больших машин из-за роста цен на бензин, дорогие и компактные внедорожники типа BMW X3, Honda Pilot или Ford Escape в Америке остаются очень популярными. Для уменьшения аппетита своих автомобилей Jeep предлагает 2,4-литровый двигатель и, возможно, трансмиссию с вариатором CVT (кстати, редкость для внедорожника).

И все же Jeep Grand Cherokee остается самой распространенной и прибыльной моделью компании и, по мнению американских журналов, продолжает быть «лучшим внедорожником в мире».

 


1 Кстати, поиск ржавчины при покупке подержанного Grand Cherokee — это один из способов выявления имевшего место кузовного ремонта. Возврат