Директор-Инфо №35'2005
Директор-Инфо №35'2005
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Самая угоняемая марка

Олег Татарников

Когда в начале текущего года на автосалоне в Торонто подвели итоги нового международного конкурса «Лучший автомобиль года в мире» (World Car of the Year), то победителем стала новая модель Audi A6, сумевшая обойти 36 других претендентов.

Напомним, что в начале января была выбрана лучшая десятка, куда вошли Audi A6, BMW 1-й серии, Chevrolet Corvette C6, Chrysler 300C, Ford Focus (европейская версия), Land Rover LR3/Discovery III, Mercedes-Benz A-Class, Mercedes-Benz SLK, Porsche 911 и Volvo S40. Автомобильные журналисты, придирчиво оценивающие претендентов, обращали внимание на безопасность, цену, экологичность, внешний и внутренний дизайн, и т. д. (автомобили оценивались по 20 различным параметрам). В результате тайного голосования к 1 февраля жюри выбрало лишь три модели — Audi A6, Porsche 911 и Volvo S40. И наконец, 16 февраля был назван единственный, самый главный победитель престижного конкурса — Audi A6.

Почему же в этом конкурсе победила именно марка Audi, а не ее извечные конкуренты — BMW или Mercedes? С точки зрения прогресса и милых сердцу любого автомобильного журналиста технических достижений компания Audi всегда была на высоте. Многоклапанные моторы, полноприводные трансмиссии, вариаторы и прочие технические изыски широко применяются в моделях этой компании. Кое в чем Audi была первой, где-то просто использовала удачные решения, но так или иначе в автомобилях этой марки практически всегда было что-то новое и перспективное (а зачастую и уникальное). Однако злые языки не уставали повторять, что модели Audi трудно отличить друг от друга и они не имеют той дизайнерской изюминки, по которой автомобиль легко выхватывается из потока. И вот теперь немецкий концерн выдал новую «шестерку» — отличную от предшественников и не похожую на конкурентов. Возможно, это и стало тем завершающим штрихом, которого раньше не хватало.

Однако давайте подойдем к выбору автомобиля в этом классе с другой, потребительской стороны. Например, какую машину выбрать преуспевающему деловому человеку (но не олигарху), скажем, у нас, в России?

Mercedes-Benz E-Klasse — это слишком анекдотично, пафосно и даже вроде бы пошло (как будто сразу обозначает у владельца наличие пивного брюшка и отсутствие природного азарта). BMW 5-й серии, даже если и теряет сегодня «пацанский» имидж, то все равно остается довольно «наглым» автомобилем с ярко выраженными спортивными задатками. Volvo S80, даже если и выглядит сегодня довольно респектабельно, все равно продолжает сохранять какой-то «деревенский» имидж. А к японцам, даже таким, как Lexus ES (не говоря уж о других марках), до сих пор сохраняется какое-то пренебрежительное отношение.

Так что остается? Только такая модель, как новая Audi A6 — не настолько пафосная и дорогая, как Audi A8, но за последние несколько лет ставшая абсолютно люксовым автомобилем. С Audi A6 вы сможете получить все — и максимальный комфорт в пути, и экстремальные скорости, и, конечно, полную уверенность за рулем, даже в самых сложных дорожных ситуациях. При этом Audi отличается сдержанностью дизайна и не имеет той агрессии и вызова, которые характерны для двух других люксовых «немцев».

Таким образом, Audi A6 уверенно становится модной машиной преуспевающих менеджеров, приходя на смену E-классу как вариант более гибкого, изобретательного отношения к жизни, не отягощенного рамками привычного, но уже порядком поднадоевшего имиджа. И люди, которые хотят показаться несколько более демократичными, но серьезными и одновременно не пафосными, охотно пользуются возможностью пересесть на новую A6. Ведь в этом автомобиле можно сохранять дух романтика, не обремененного консервативными взглядами на жизнь.

Да и сама история создания этого автомобиля питает этот романтический дух, заключенный в казалось бы строгих формах элегантного костюма. Ведь в основу нынешнего поколения Audi A6 лег концепт под названием Nuvolari, который создавали для того, чтобы опробовать дизайнерские и технические решения новой серии. А когда-то, в первой половине прошлого века на гоночных трассах блистал великий гонщик Тацио Нуволари. Многие считают его одним из самых выдающихся автогонщиков XX века. Нуволари принял участие в 22 спортивных сезонах и одержал победу в 50 крупных гонках, из которых 22 пришлось на престижный класс «гран-при». То, что Нуволари выступал за команду Audi, и подвигло представителей компании на присвоение имени знаменитого гонщика предсерийному концепт-кару. А огромная двухсекционная фальш-решетка радиатора Nuvolari, перешедшая затем и на Audi A6, была разработана в стиле довоенных гоночных болидов Auto Union (так раньше называлась компания Audi).

Трудно судить, осталось ли что-то от спортивного духа в люксовом седане Audi A6, но, несомненно, его владельцы ощущают ореол золотого века автомобилестроения исходящий от этого элемента дизайна нового автомобиля.

И вот это все можно найти в одном автомобиле, только для начала следует отыскать деньги на его покупку.

Дизайн и эргономика

Злые языки сразу же окрестили концепт Audi Nuvolari, послуживший прототипом Audi A6, «повзрослевшим» TT (хотя это и не совсем справедливо). Более справедливые нарекания, пожалуй, вызвала заметная «похожесть» нового дизайна задней части автомобиля на продукцию итальянской компании Alfa Romeo (задняя часть седана A6 унаследовала большинство элементов концепт-кара). Однако тут уж ничего не поделаешь, такова современная дизайнерская школа — ведь концепт-кар Audi Nuvolari стал творением Вальтера де Сильвы, бывшего шеф-дизайнера Alfa Romeo.

Конечно, компании Audi удалось воплотить в A6 не все задуманные передовые достижения. Например, от алюминиевого кузова, изготавливаемого по фирменной технологии Audi Space Frame (то есть с использованием пространственной рамы, как на Audi A8), пришлось отказаться по причине дороговизны получавшегося автомобиля. Вместо этого в Ингольштадте стали делать часть комплектующих (двери, капот, компоненты подвески) из сплава стали и алюминия.

Что касается интерьера A6, то, несмотря на высокое качество исполнения, в эксплуатации обнаружился целый ряд нюансов, которые вызывали нарекания владельцев, особенно пересевших с прежних моделей Audi. Не всем нравится руль, который так же, как и решетка, отличается элементами ретро-дизайна. Многим не нравятся слишком сильно разнесенные по углам приборной панели шкалы спидометра и тахометра (некоторые считают, что это не только некрасиво, но и неудобно). Не всем нравится и новая консоль — в ее дизайне явно присутствуют элементы отказа от комфорта и вальяжности, присущие прежним моделям, в пользу некой аскетичности и спортивности. Все-таки ощущения класса и дорогой вещи в автомобилях Mercedes-Benz E-класса сильнее. Не очень хорошо продуманы в салоне A6 и разные мелочи, такие как, например, CD-чейнджер, который находится глубоко в бардачке, обращаться с ним неудобно, и при этом там не хватает места для хранения коробок даже от тех дисков, которые заправлены. Есть и другие эргономические погрешности, недопустимые для автомобилей ценой 60 тысяч долларов. Кроме того, при сравнении базового набора опций Audi A6 проигрывает своим конкурентам, а традиционный у нас подход к наиболее полному оснащению люксовых автомобилей (а иначе их потом будет трудно продать на вторичном рынке!) приводит к тому, что приходится нагребать дополнительных опций еще тысяч на десять долларов, и в результате цена полученного автомобиля может превысить более дорогую и лучше оснащенную модель конкурентов.

Прогресс и надежность

Помните, как когда-то было принято характеризовать японские автомобили? Говорили, что они, мол, проезжают без проблем свой гарантийный срок службы, а потом — рассыпаются. Сейчас, похоже, эту легенду следует применять не к «японцам», а к «немцам». Так, например, по данным статистики поломок и отказов техники за 2003 г., опубликованным Всеобщим германским автомобильным клубом ADAC и объединением технадзора TUV, и А2, и A6 оказались в Германии самыми надежными автомобилями в своих классах (а Audi A2 в прошлом году вообще выбилась в лидеры, опередив не только немецкие автомобили, но и японские). Однако прошел год, и A2 сползла вниз, поделив 7-е и 8-е места с Nissan Primera. Не с лучшей стороны проявляет себя во время второго года владения и Audi A6.

Таким образом, новая серия A6 создает своим владельцам наименьшее количество проблем только в начале эксплуатации, а потом машины начинают «сыпаться». Между тем, какая-нибудь японская Mazda 6 хоть и не выбивается в лидеры на первом году эксплуатации, но с одинаковой частотой ломается как после года, так и после трех лет.

Определенную настороженность вызывают технические новинки, применяемые на автомобиле Audi A6: так, например, это первый современный автомобиль такого класса, на котором устанавливается бесступенчатая автоматическая коробка передач (вариатор) Multitronic. Вариатор, конечно, довольно удобен, и представители компании Audi утверждают, что он очень надежен, однако если уж он сломается, то вряд ли у нас его смогут правильно продиагностировать и починить в разумные сроки даже по гарантии (такие уникальные вещи даже после обучения персонала вызывают трудности в сервисах). Хорошо хоть мощные и полноприводные версии Audi А6 Quattro не комплектуются вариаторами, ведь именно такие комплектации у нас в России больше всего покупают (Multitronic ставят только на переднеприводные A6). Покупатель мощной полноприводной машины сможет выбрать шестиступенчатую механическую коробку передач или обычную гидромеханическую автоматическую коробку Tiptronic.

Хороши также поворачивающиеся фары и радиоключ, который не нужно вынимать, — можно запускать двигатель с кнопки. Однако владельцы уже жалуются на сбои в работе такого ключа (к счастью, завести машину можно будет и без этих технических изысков).

Более серьезные нарекания в российских условиях вызывает недолговечность комфортабельной многорычажной подвески. Audi A6 легко держит скорость, комфортно и приятно управляется на хорошей дороге, но не отличается хорошей шумоизоляцией для машин такого класса (здесь более явно передаются вибрации в салон, чем, например, в Mercedes или BMW). А при достаточно длительной езде по нашим «направлениям» подвеска и вовсе разбалтывается, и движение сопровождается явственными ударами в колесных арках.

А когда наконец появятся новые двигатели концерна VAG (Volkswagen Audi Group) серии FSI с непосредственным впрыском, которые производитель до последнего времени не выпускал на российский рынок по причине проведения дополнительных испытаний на совместимость с нашим бензином, то проблемы могут ожидать владельцев и с этой стороны (пока двигатели FSI официально приходят на наш рынок только с автомобилями Volkswagen). Правда, в отличие от европейских версий, соответствующих нормам токсичности Евро-4, двигатели для России будут выполнять только требования Евро-2 — возможно, что таким образом их удастся немного удешевить и адаптировать к нашим условиям. А пока и у имеющихся двигателей иногда возникают проблемы с нашим бензином (на панели загорается иконка ДВС «система отработанных газов», двигатель переходит в аварийный режим, и снять это предупреждение можно только в авторизованном сервисе).

Вместе с универсалом Avant в гамме Audi A6 дебютировал новый дизельный мотор 2,7 л (180 л. с.). Это тоже представитель новейшего поколения TDI — дизелей с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. Турбина с изменяемой геометрией, пьезофорсунки, общая топливная рампа превращают его в образец современных достижений в области двигателестроения. На хорошем топливе нынешние большие дизели Audi будут работать ничуть не хуже бензиновых моторов и даже вполне подойдут для быстрой динамичной езды — этот мотор выдает момент 380 Н•м, что на 50 Н•м больше, чем бензиновый 3,2-литровый. Так что ускорение на любых скоростях у него будет ничуть не хуже бензинового. Причем специфический «дизельный» звук при этом почти незаметен, да и про «турбояму» можно забыть. Как, однако, поведут себя эти высокотехнологичные моторы на нашем топливе, остается только догадываться.

Угонщики трудностей не боятся

Одна из крупнейших международных страховых компаний — Allianz — признала Audi A8 самым защищенным от угона автомобилем. По этому случаю страховщики даже вручили представителям ингольштадтского концерна специальный «сертификат безопасности». Между тем автомобили именно этой немецкой марки — излюбленная добыча для европейских и российских угонщиков, которые научились легко справляться с самыми «навороченными» системами охраны: электронными замками, иммобилайзерами и прочими инженерными хитростями.

Немецкие автомобили наши воры особенно уважают: новые угоняют на продажу, а подержанные — как правило, на запчасти. По данным сотрудников милиции и страховых компаний, рейтинг самых угоняемых в России иномарок неизменно возглавляет продукция концерна VAG. Причем и новые, и подержанные Volkswagen Passat и Audi A6 пользуются особым спросом и любовью у наших угонщиков.

В основном профессиональные воры специализируютеся на новых иномарках (не старше трех лет), однако по-прежнему имеют успех и совсем старые Audi 80 и Audi 100, которые активно разбираются на запчасти.

Особняком в рейтинге ценностей угонщиков стоят хорошо защищенные автомобили премиум-класса: они угоняются реже, но операции по угону, в которых задействовано много людей, обычно всегда тщательно спланированы. Шансы раскрыть такое преступление и найти угнанный автомобиль у милиции невелики. Особенность этих краж состоит в том, что автомобили стоимостью 70–100 тысяч долларов, как правило, угоняются под заказ. После кражи их перегоняют за Урал или на Кавказ, а на месте назначения краденую машину быстро «легализуют» и тогда уже найти следы такого автомобиля практически нереально. И вот в этой группе как раз лидирует Audi A6 Quattro. Модельный ряд Mercedes-Benz или внедорожник BMW X5 тоже, конечно, находятся в «группе риска», но по угоняемости с Volkswagen Passat и Audi A6 им не сравниться.

Кстати, японские автомобили в России в большинстве своем пока не представляют особого интереса для угонщиков — за исключением, конечно, дорогих внедорожников Mitsubishi Pajero и Toyota Land Cruiser. В Москве, по данным страховщиков, японские машины составляют всего 1 % от общего числа похищаемых автомобилей, причем среди «японцев» в последнее время у похитителей стали пользоваться популярностью только три модели — Toyota Camry, Toyota Avensis и Honda Accord.

По данным статистики ГУВД г. Москвы, с 1 января текущего года угнано 175 автомобилей Volkswagen Passat и 65 — Audi A6 (речь идет о машинах возрастом до трех лет, купленных новыми в салоне). А если учесть, что за это время было продано более 6 тысяч Volkswagen Passat и менее 3 тысяч Audi A6, то доли угнанных автомобилей этих двух марок от общего числа продаж будут примерно равны. Для сравнения, автомобилей того же возраста марки Mercedes E-класса угнано 54, Toyota Land Cruiser — 51, BMW 5-й серии — 49, BMW X5 — 24, Mitsubishi Pajero — 16, Volvo S80 — 7.

В связи с этим не стоит забывать и о повышении суммы страховки для таких «криминальных» автомобилей. Страховщики пристально следят за статистикой угонов авто при расчете страхования и пересматривают свои тарифы как минимум раз в год. Хотя в страховых компаниях исходят из собственной статистики при страховании автомобилей по риску угона (входит в структуру КАСКО), но она не сильно отличается от данных МВД. Лидерство Audi A6 и Volkswagen Passat в рейтинге угоняемых автомобилей, повышает им тарифы на страховку в несколько раз. Так, например, для владельцев этих автомобилей составляющая угона в цене страховки КАСКО в первые три года будет равна 6–7 %, при возрасте авто от трех до пяти лет его владельцу придется прибавить 5–6 % к страховой стоимости, и только после шести лет — всего лишь 2 %. Для сравнения, составляющая угона в цене страховки КАСКО для автомобилей малоугоняемых марок может составлять только 1 % от страховой стоимости вне зависимости от срока эксплуатации.

Вместо заключения

Немецкий концерн Audi в 2005 году планирует увеличить продажи автомобилей в РФ на 34 % по сравнению с 2004 годом. По данным компании «Ауди Россия», входящей в ООО «Фольксваген Груп Рус», в этом году через сеть официальных дилеров планируется реализовать 5,5 тысячи автомобилей против 4,1 тысячи в прошлом году (в 2003 году было продано 3111 автомобилей Audi). В первом полугодии Audi увеличила продажи автомобилей в РФ на 58 % по сравнению с январем — июнем 2004 года — до 2717 машин. Однако в целом концерн VAG испытывает определенные трудности. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s в прошлом году понизило прогноз концерна до «негативного», подтвердив долгосрочный рейтинг на уровне «А». Как сообщалось в информационном письме агентства, данное решение касается концерна Volkswagen, включая компании Volkswagen Financial Services AG и Volkswagen Bank GmbH. Напомним, что в концерн VAG входят автомобилестроительные компании Audi, Seat, Skoda, Volkswagen, Lamborghini и Bentley.