Директор-Инфо №32'2005
Директор-Инфо №32'2005
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Автомобильная радуга востока

Олег Татарников

Корейский концерн Hyundai ежегодно выпускает более одного миллиона легковых и около 250 тысяч коммерческих автомобилей.

Азиатский бизнес: догнать и перегнать

История автомобильного отделения крупнейшего в Южной Корее концерна началась в 1968 году. Первоначально компания занималась сборкой моделей Ford для внутреннего корейского рынка. Однако позже амбициозные корейцы освоили выпуск собственных автомобилей (в 1974-м состоялась премьера компактного Pony, предшественника нынешнего Atos). С тех пор модельный ряд Hyundai значительно расширился (сегодня он составляет уже несколько десятков легковых и коммерческих автомобилей) и продолжает стремительно расти, охватывая буквально все рыночные ниши. Только в прошлом году Hyundai выпустила шесть новых моделей, а в этом планирует вывести на рынок еще семь.

Прототипами, использовавшимися при разработке ранних моделей Hyundai, были автомобили Mitsubishi. В частности, у Pony предком являлся Mitsubishi Precis, а у Sonata — Mitsubishi Galant. Однако в дальнейшем модели корейской компании все больше отдалялись от прообразов как по внешнему виду, так и по техническому оснащению.

Вообще, необходимо отметить патриотизм и амбициозность корейских производителей. Так, например, в 2000 году были заключены соглашения с концерном DaimlerChrysler по созданию стратегического альянса, который мог привести к последующему объединению этих компаний. Тогда же было впервые объявлено о стремлении Hyundai войти в первую пятерку крупнейших мировых автомобилестроителей: General Motors, Toyota Motor, Ford Motor, VAG (Volkswagen и Audi), а также DaimlerChrysler.

Наблюдатели тогда шутили, что вхождение Hyundai в первую пятерку будет осуществляться «восточным способом», т. е. путем присоединения к пятому (а именно, к концерну DaimlerChrysler). Однако в 2004 году руководство южнокорейской компании заявило о разрыве союза с немецким партнером и взяло самостоятельный курс (т. е. Hyundai попросту хочет обогнать DaimlerChrysler). Кстати, корейцы договорились о продаже немцами 10,5 % акций в Hyundai Motor Co. (интересы немецкого партнера распространяются лишь на коммерческие автомобили — DaimlerChrysler и Hyundai совместно производят двигатели для грузовых машин). Таким образом, быстрорастущая корейская компания больше не ощущает необходимости находиться под крылом немецкого концерна.

В 1998 году концерн Hyundai приобрел автомобильную компанию Kia, так что теперь и автомобили этой марки следует считать относящимися к Hyundai. Интересно, что в марте нынешнего года компанию Kia Motors Corp. возглавил сын председателя правления Hyundai Motor Co.

Вхождение Hyundai к 2010 году в пятерку крупнейших мировых автомобильных брендов сегодня не выглядит такой уж несбыточной мечтой, так как Hyundai Automotive Group занимает уже седьмое место в мире по объему выпускаемой продукции.

Hyundai объявила о том, что до 2007 года увеличит число сотрудников научно-исследовательского департамента (Research&Development) до 10 тысяч человек (в настоящее время отдел разработок и исследований насчитывает 6200 человек). Кроме того, компания увеличивает число дизайнеров, инженеров и маркетологов за рубежом. Сейчас заграничные отделы R&D Hyundai насчитывают 400 сотрудников, а к 2007 году их число должно увеличиться в три раза. Расширение штата связано с возросшей конкуренцией на рынке и желанием Hyundai представлять новые, все более современные и технологичные автомобили.

Сегодня Hyundai — это конгломерат, состоящий из 50 компаний, вовлеченных во множество отраслей промышленности во всем мире. Концерн располагает тремя собственными автомобильными заводами, а общая численность сотрудников корпорации Hyundai на сегодняшний день превышает 200 тысяч человек, включая зарубежных служащих.

Не исключено, что часть новых автомобилей Hyundai будет производиться в Индии, так как дочернее предприятие — индийская компания Hyundai Motor India — начинает экспорт автомобилей в Европу. Пока речь идет только об одной модели — Santro Xing (в Европе она называется Atos). Hyundai Motor India планирует экспортировать 23 тысячи машин Santro Xing, из них 15 тысяч — на европейский рынок, а остальные — на азиатский. У нас, правда, Atos пока не продается.

Расширяется производство автомобилей Hyundai и в Турции. Мощности своего предприятия в Турции Hyundai Motor увеличивает с целью экспорта большего количества автомобилей в Европу. Кроме коммерческого грузовика Н1, теперь на заводе в Турции будут выпускать также и легковые автомобили. Компания планирует собирать на этом предприятии 20–30 тысяч легковых автомобилей в год. В 2004 году Hyundai повысила свои продажи на европейском рынке на 22 % (340 тысяч автомобилей), а в этом году в планах компании — продать 430 тысяч автомобилей в Европе. К 2010 году компания Hyundai, чтобы войти в пятерку крупнейших автопроизводителей, намерена продавать на европейском рынке свыше 700 тысяч автомобилей в год.

Сейчас автомобили Hyundai выпускают и в России — на Таганрогском автомобильном заводе (ТагАЗ). Сначала у нас была налажена сборка Hyundai Accent, затем к нему присоединилась модель Hyundai Sonata, а совсем недавно — малотоннажный грузовик Hyundai Porter. И это еще не все, так как компания Hyundai планирует производство еще одной модели на мощностях Таганрогского автомобильного завода в самое ближайшее время. В течение 2005 года запланировано расширение программы сборочного производства, и скоро появится еще какая-нибудь массовая и недорогая модель, которая уже хорошо продается в России, но пока еще импортируется из Кореи (например, Getz, Elantra или Matrix).

Азиатские технологии — оригинальность только во внешности

Примерно с 1994 года компания Hyundai начала представлять свои автомобили как самостоятельно разработанные южнокорейскими инженерами, но преемственность продолжала сохраняться. Поэтому даже о новых двигателях Hyundai можно сказать практически то же самое, что когда-то говорилось о силовых агрегатах Mitsubishi: да, эти моторы далеко не худший вариант, но требуют квалифицированного обслуживания и ремонта, а также весьма капризны по отношению к топливу, маслу и расходным материалам. И если уж двигатели Hyundai попадают в ремонт, то он, как правило, будет довольно серьезным. Впрочем, виноваты в поломках зачастую сами владельцы, так как машины, которые стоят, в основном, дешевле своих конкурентов того же класса и не являются особенно престижными, покупают люди не всегда аккуратные, откладывающие необходимое обслуживание на долгое время, нарушающие периодичность ТО, использующие некачественные горюче-смазочные и расходные материалы и т. д. Кроме того, инженерам Hyundai не всегда удавалось удачно скопировать ту же Mitsubishi. И не раз бывало, что какие-либо детали, в эксплуатации которых у похожей модели Mitsubishi поломок практически не встречалось, были слабыми местами у аналогичных моделей Hyundai. Впрочем, у аккуратных владельцев автомобилей марки Hyundai сложные ремонты, требующие квалифицированного вмешательства, случаются нечасто.

Следует учитывать, что корейские машины не отличаются феноменальной стойкостью к высоким эксплуатационным нагрузкам и нештатному обращению. И причиной некоторой «капризности» автомобилей этой марки как раз является амбициозность корейцев. Так, они ни за что не сделают дефорсированный по мощности, но более надежный в эксплуатации двигатель, а скорее выжмут из конструкции все возможное.

Дело доходит до смешного. Так, например, в середине прошлого года по решению суда компанию Hyundai обязали выплатить около 30 миллионов долларов в качестве компенсации 858 тысячам владельцев ее автомобилей за внезапно открывшийся обман. Как выяснилось, в течение десяти с лишним лет компания обманывала потенциальных покупателей, указывая в технических характеристиках автомобилей большую мощность двигателей. В характеристиках некоторых моделей с шестицилиндровыми двигателями, например, указывалась мощность, превышавшая фактическую на 20 л. с. Всего же неправильная информация оказалась у 1,3 миллиона владельцев автомобилей Hyundai различных моделей, выпущенных с 1992 по 2003 годы. Компенсацию, правда, получат только те из них, кого обманули в мощности более чем на 2,5 %. Впрочем, компенсация будет выплачиваться в виде дебетовых карт на сумму от 50 до 225 долларов и купонов на бесплатное техобслуживание в дилерских центрах на сумму 325 долларов, то есть деньги от компании далеко не уплывут.

Тем не менее автомобили Hyundai, особенно последних лет выпуска, являются высокотехнологичными и вполне конкурентоспособными. А самым серьезным козырем корейских марок является широкая модельная гамма. Машины Hyundai, даже несмотря на то, что когда-то они были нацелены на покупателей, для которых главное — невысокая стоимость, всегда имели четкое разделение на классы по габаритным размерам и потребительским характеристикам. Требуется недорогой и экономичный автомобиль — присмотритесь к модели Accent российского производства; нужен автомобиль среднего класса — тогда Hyundai Elantra; необходима большая семейная машина — можно купить Sonata. Последняя, кстати, может с успехом использоваться и в качестве служебной, что давно оценили на Западе.

Компания Hyundai всегда чутко и оперативно реагировала на все пожелания покупателей. Особенно быстрые метаморфозы происходят с моделью Sonata, которая кардинально меняется каждые три года. И даже когда претензии владельцев были совсем незначительными (например, критиковался невзрачный дизайн или неважная обзорность с места водителя), новая модель устраняла все эти недостатки.

Есть у компании Hyundai уникальный в своем роде внедорожник Santa Fe, есть шикарный автомобиль представительского класса XG, а также очень интересная машина Hyundai Coupe.

Что касается флагмана модельного ряда — седана Hyundai XG, то его последние обновления позволили достичь максимального комфорта в салоне и серьезно затронули дизайн, сделав машину, действительно, весьма представительной. С технической точки зрения модель остается довольно консервативной, и конструктивных изменений очень мало. Пополнился лишь набор двигателей — обновленный Hyundai XG теперь может комплектоваться 3,5-литровым мотором V6, мощность которого составляет 197 л. с. С этим мотором Hyundai XG разгоняется до ста километров в час за 8,6 секунды, а его максимальная скорость составляет 230 километров в час. Вскоре к ряду двигателей добавится и 3,8-литровый 229-сильный V6, который уже устанавливается на представительской модели для внутреннего рынка — седане Equus. Но, несмотря на отсутствие кардинальных изменений, Hyundai утверждает, что седан XG стал еще более комфортабельным и безопасным, нежели его предшественник.

Недостаток Hyundai Coupe, который сдерживает его широкое распространение, — это, пожалуй, только корейская родословная. Если бы эту модель выпускали под маркой BMW или Audi, то отбоя от покупателей не было бы. На европейском рынке продавались даже специальные ограниченные серии Hyundai Coupe, оснащенные мощным 2,7-литровым двигателем V6 и спортивным обвесом. Так, эксклюзивная серия, получившая название Style, была выпущена в количестве всего 150 экземпляров. А Hyundai America (североамериканское отделение Hyundai) представляло свои экстремальные варианты Hyundai Coupe. В соавторстве с несколькими американскими компаниями, Hundai America выставила два варианта Tiburon (американского аналога Coupe): элегантный серебряный автомобиль получил название Racer Project Tiburon, а красный, с гораздо более агрессивной внешностью — APEXi Tiburon.

И наконец, отметим, что все заводы Hyundai имеют сертификат Quality management certificate ISO 9001, что свидетельствует о высоком уровне организации производства и управления.

Азиатская надежность — дешевый ремонт

Недавно британское издание What Car? провело пятый ежегодный опрос на тему надежности автомобилей и выяснило, что автомобили Hyundai, может быть, и не так надежны, как Toyota или Subaru, зато средние затраты на ремонт у них минимальны. Так, за последние два года на ремонт автомобиля Hyundai британцы потратили всего 195 евро, в то время как на Subaru ушло 1200 евро. Самыми же дорогими, понятно, оказались Porsche — их ремонт обошелся хозяевам в 1400 евро.

Может, вы думаете, что это от того, что на автомобили марки Hyundai устанавливается самая длительная гарантия производителя? Не тут-то было! Вообще, гарантия на 5 лет на все автомобили Hyundai обозначена с известной долей юмора. Читайте внимательно правила этой гарантии! На самом деле она весьма ограничена и через год-другой кончается почти на все (остаются, по существу, только двигатель и трансмиссия, работа которых и будет гарантироваться в течение 5 лет, если, конечно, вы не просрочите очередное ТО). Наверное, это такой хитрый азиатский ход — увеличить срок гарантии, чтобы растянуть выплаты за плановые ТО на более длительный срок и, не уменьшая абсолютной цифры затрат, создать у владельца иллюзию дешевого обслуживания.

Официальные отзывы автомобилей для устранения заводских дефектов и неисправностей, с одной стороны, у Hyundai порой происходят по весьма серьезным причинам, а с другой — бывают довольно странными. Так, компания Hyundai объявила о намерении увеличить продажи на британском рынке в два раза и тут же осуществила отзыв 752 автомобилей моделей Trajet и Santa Fe, оснащенных дизельными двигателями, по причине дефектных топливных магистралей. Все это выглядело так, будто концерн в рекламных целях хочет лишний раз напомнить о себе перед увеличением продаж, а ведь объявленная заводская неисправность могла привести к отказу двигателя и даже, в худшем случае, к его возгоранию.

В конце прошлого года Hyundai Motor Co. и Kia Motors Corp. объявили в США об отзыве около 478 тысяч автомобилей из-за проблем с клапаном, предотвращающим утечку топлива. Из-за возможной утечки могло возникнуть возгорание, хотя ни одного такого случая зафиксировано не было и, как подчеркнули представители компании, данный отзыв был добровольным, а дефекты были выявлены инженерами самой компании. Работы по замене клапана обошлись концерну Hyundai в общую сумму от 4 до 5 миллионов долларов, но, возможно, это было каким-то способом сокращения налогов. Отозвано было 264 тысячи автомобилей Hyundai Sonata, Elantra, XG350 и Tiburon, а также 214 тысяч моделей Kia Optima и субкомпактных Rio.

Отзыв затрагивает, соответственно, 66 % и 90,1 % всех автомобилей Hyundai и Kia, проданных в США в 2003 году.

И наконец, последний отзыв автомобилей Hyundai в Америке был приурочен к 1 апреля сего года, хотя, конечно, для корейцев эта дата ничего не означает. Тогда Hyundai Motor Co. и Kia Motors Corp. отозвали с американского рынка более 38 тысяч внедорожников в связи с возможной проблемой в системе контроля устойчивости. Отзыв затронул 30 558 Hyundai Tucson и 7619 Kia Sportage 2005 модельного года. Национальное американское агентство по безопасности автотранспорта (NHTSA) информировало о том, что на этих автомобилях вследствие неисправности электронной системы контроля устойчивости двигатель автоматически сбрасывал обороты. На отдельных внедорожниках могла также срабатывать тормозная система только на одно колесо.

Среди конкретных проблем, возникающих у автомобилей Hyundai в России, прежде всего стоит отметить невысокую стойкость к коррозии (специалисты оценивают ее ниже среднего уровня и настоятельно советуют проводить дополнительную обработку). Прежде всего, это касается автомобилей, собранных в России, где, возможно, нарушаются какие-то технологические процессы, связанные с окраской кузова (иным образом «грибки» на капоте, появляющиеся в первый год эксплуатации, объяснить нельзя). Но если автомобили Hyundai собраны в Корее, то коррозия не будет являться их главной проблемой по крайней мере в течение первых пяти лет эксплуатации.

В продолжение коррозийной темы следует отметить относительно частые поломки электрооборудования автомобилей — вроде бы герметичные на вид корейские разъемы на самом деле очень чувствительны к попаданию влаги. В результате контакты коррозируют, не работают осветительные приборы, появляются проблемы с запуском двигателя и пр.

Кроме того, одним из слабых мест автомобилей Hyundai в России является система питания. Некоторые владельцы забывают, что, хотя Hyundai Sonata или Elantra — это не BMW М5 и не Porsche 911, но корейские машины не менее сложны и требовательны к качеству топлива. Некачественный бензин способен «отравить» не только датчик кислорода (лямбда-зонд), но и вывести из строя свечи, инжекторы и системы впрыска. Иногда последствия такого «отравления» сказываются незамедлительно, вызывая, например, резкое увеличение расхода топлива, иногда же, постепенно накапливаясь, приводят к более серьезным последствиям. Как правило, вовремя устранить выявленные недостатки несложно и недорого, хотя в любом случае придется обращаться к профессионалам, однако запущенный дефект может вызвать более серьезные расходы.

Амортизаторы и покрышки корейского происхождения, приходящие с новыми машинами и предназначенные для эксплуатации в нормальных дорожных условиях, не всегда оказываются пригодными на дорогах России, где эти самые условия следует приравнивать к тяжелым.

Наконец, характерная «болезнь» автомобилей с Востока — текущие радиаторы. Есть целый ряд гипотез по этому поводу, начиная от влияния антигололедных реагентов и применения бесфосфатных антифризов последнего поколения и заканчивая претензиями к производителям радиаторов, не учитывающим возможности эксплуатации автомобилей в условиях резких перепадов температур. Однако факт остается фактом — радиаторы трескаются и текут…

Азиатский спор на русском авторынке

На российском рынке новых иномарок в первом полугодии больше всего машин удалось продать именно компании Hyundai. Напомним, что в первом квартале этого года из-за проблем с завозом автомобилей у импортеров Toyota, Mitsubishi и Hyundai в лидеры российского рынка выбились узбекские Daewoo. Но за последующие три месяца лидер вновь сменился — Daewoo не смогла противостоять более современным иномаркам и отступила на третье место. Объем продаж компании Hyundai составил 42 431 автомобиль, что в 2,3 раза больше, чем в первой половине 2004 года. На втором месте с большим отрывом оказалась японская Toyota (29 798 машин, что на 53 % больше, чем в прошлом году). Впрочем, продажи «УзДэу» тоже увеличились и составили 28 896 автомобилей, что на 81 % больше, чем за тот же период прошлого года. Стареющая корейская «узбечка» пока держится — Daewoo Nexia (она же Opel Kadett двадцатилетней давности «со следами многочисленных косметических операций на лице») по-прежнему самая популярная иномарка в России и пока исправно сманивает покупателей у вазовских «десяток», которые к тому же сравнялись сегодня с нею по цене. Однако Nexia, похоже, не долго будет ходить в лидерах, ведь компании Hyundai удалось обогнать не только явные иномарки, но и мимикрирующие под них авто Chevrolet Niva и Viva производства СП «GM-АвтоВАЗ», которых было реализовано за полгода всего около 35 тысяч.

Южнокорейский автопроизводитель, напротив, планирует довести свои продажи в России к концу этого года до более чем 100 тысяч машин (напомним, что по итогам 2004 года Hyundai реализовала в РФ 50 686 машин). При этом в компании «Корнэт-2000» (российском импортере марки Hyundai) утверждают, что, согласно их исследованиям, более 70 % владельцев автомобилей этой марки планируют заменить ее только на Hyundai. Остается только посочувствовать новым владельцам, ведь сервис-центры не резиновые, и очереди, очевидно, тоже вырастут в два раза!

Итак, суждения о корейских автомобилях как технике в наших условиях ненадежной и недолговечной уходят в прошлое. Современные модели Hyundai оставляют впечатление добротных машин, наделенных таким запасом прочности, какой и следует ожидать от автомобиля, за который уплачены относительно небольшие деньги по сравнению с конкурентами. Главное — при покупке не переплатить лишнего и вовремя успеть на техническое обслуживание…