Директор-Инфо №32'2005
Директор-Инфо №32'2005
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Инвестиции в готовый бизнес (июль — август 2005 года)

Вадим Самсонов, КГ «Магазин готового бизнеса», samsonov@deloshop.ru

Середина лета характеризуется сезонным затишьем: в июле — августе на продажу было выставлено 425 действующих бизнесов и проведено 26 сделок по приобретению и отчуждению действующих предприятий. Отметим, что 80 % проданных компаний были приняты «в разработку» в начале этого года, и сейчас сделки наконец завершены. Как и прежде, сравнительно легко меняли владельцев предприятия из сферы услуг (туристические компании, салоны красоты) и общепита (кафе, бары, точки фаст-фуд на фуд-кортах). Сложнее проходили сделки с производственными предприятиями и торговыми компаниями. Так, московская компания, производящая рольставни, находилась в состоянии продажи около года, и, даже когда заинтересованный инвестор был найден, сделка проходила крайне сложно, несмотря на относительно невысокую стоимость бизнеса (280 тыс. долл.). А в Нижнем Новгороде в это же время достаточно легко завершились сделки продажи компании, занимающейся производством ювелирных изделий (100 тыс. долл.), и контент-провайдера (30 тыс. долл.) — небольшие, но, тем не менее, очень важные на уровне региона проекты.

Нужно отметить, что география продавцов за отчетный период не претерпела больших изменений: как и прежде, рынок готового бизнеса наиболее активен в Москве и Московской области (326 объектов, выставленных на продажу), в Нижегородской области (18 компаний), в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (13 компаний), в Калининградской области (15 компаний) и в Краснодарском крае (22 предприятия). Итог последних летних месяцев — 76 % продаваемых бизнесов находится на территории Москвы и Московской области, и 24 % распределены между регионами, в которых есть компании, специализирующиеся на сопровождении сделок с действующими бизнесами.

Интересно отметить, что 22 % региональных предложений о продаже пришли с юга России. Оживление южан — участников рынка начинается в летнее время в связи с сезонностью. Период отпусков повышает деловую активность в этом регионе в десятки раз, а владельцы малых компаний, стремясь к расширению на волне этого сезонного экономического подъема, предпринимают активные действия в отношении более слабых конкурентов, ищут дополнительные ресурсы для извлечения прибыли, расширяют производство и сферу влияния на рынке.

Так, в последний месяц только из Краснодарского края пришло около 20 новых предложений о продаже заведений малых форматов: небольшие кофейни, кафе-бары, точки фаст-фуд. Средняя стоимость бизнеса в данной категории составила около 100 тыс. долл., а срок возврата инвестиций не превышал одного года.

Справедливости ради стоит отметить, что спрос и предложение на заведения малого формата в столице так же высок, как и на юге России. Однако количество совершенных сделок с подобными объектами в Москве на данный момент невелико: это связано опять же с летним периодом отпусков, когда столичные предприниматели, в отличие от своих южных коллег, стараются не совершать серьезных шагов, откладывая решение вопроса о покупке бизнеса до осени. Как правило, инвесторы руководствуются тем, что продажа бизнеса занимает не один и даже не два месяца, так что возможность покупки той или иной компании сохраняется достаточно долго.

С начала лета количество выставляемых на продажу туристических фирм и предприятий из сферы игорной индустрии неуклонно растет, чего не скажешь о спросе на эти виды бизнеса: интерес к покупке турфирм в Москве, например, практически отсутствует. Видимо, это связано с тем, что большая часть столичных компаний на момент продажи убыточны, а их месторасположение, как правило, нельзя назвать удачным. Нередко компания находится в плачевном состоянии именно по причине изначально неправильного расположения.

В последнее время на рынке появляются интересные региональные объекты общественного питания: так, в августе из Санкт-Петербурга пришло предложение о продаже сети блинных (1,2 млн долл.) и сети ресторанов фаст-фуд (8,5 млн долл.), из Нижнего Новгорода — о продаже крупнейшего в городе интернет-кафе (700 тыс. долл.) и ресторана (350 тыс. долл.), из Краснодара — о продаже ресторана (700 тыс. долл.) и летнего кафе (26 тыс. долл.).

Тенденция этого лета такова: регионы активно интересуются демократичными, а также пивными ресторанами, причем для открытия подобных заведений бизнесмены предпочитают приобретать уже действующие объекты и менять их формат.

Не иссякает интерес инвесторов и к общепитовскими франшизам. Почувствовав растущий спрос, франчайзеры торопятся вывести на рынок свои предложения. Недавно о запуске франчайзинговой программы объявили сеть ресторанов «Кафе дяди Сэма» (Москва, демократичный ресторан, оформленный в стиле американских клубов 1950-х годов. Размер необходимых инвестиций: для ресторана на 150 мест составляет 172 тыс. долл.; для ресторана на 50 мест — 77 тыс. долл.), кофейни «Гурме» (Санкт-Петербург, размер инвестиций — 50 тыс. долл.), кафе-пирожковые «Кошкин Дом» (Санкт-Петербург, размер инвестиций — 150 тыс. долл.).

Конъюнктура

Предложения в этот раз распределились по стоимости следующим образом:

  • до 100 тыс. долл. — 61 %;
  • до 500 тыс. долл. — 25 %;
  • до 1 млн долл. — 6,7 %;
  • до 5 млн долл. – 7,3 %.

Значительная часть выставленных на продажу объектов относится к так называемым микробизнесам (стоимостью до 100 тыс. долл.). Как правило, это небольшие семейные компании, специализирующиеся в основном в сфере общепита, услуг, торговли.

В рассматриваемый период на продажу было выставлено всего 30 крупных компаний, смена собственников которых способна сильно повлиять на конкурентную среду в профильных областях. Самые привлекательные из них на данный момент находятся в стадии предпродажной подготовки, которая будет закончена в октябре — ноябре текущего года. Естественно, что продажи таких предприятий будут проводиться при соблюдении режима полной конфиденциальности. Возможно, будет организован аукцион среди профильных инвесторов.

Немалая часть продаваемых предприятий (25 %) стоимостью до 500 тыс. долл. не имеет значительных материальных активов, однако занимает достаточно серьезные позиции на рынке в своем сегменте услуг, за счет чего обладает наибольшей инвестиционной привлекательностью для непрофильных инвесторов, заинтересованных во вложении личных средств в небольшой, но стабильный и прибыльный бизнес. За отчетный период на продажу было выставлено более 100 таких компаний, большая часть которых действует в пищевой промышленности. По мнению большинства профессиональных игроков рынка готового бизнеса, в ближайшее время ожидается бум спроса именно на такие предприятия.

С каждым днем не только увеличивается количество выставляемых на продажу заводов и фабрик по производству продуктов питания, но и растет спрос на них. Так, на прошлой неделе в продажу поступило 30 % акций кондитерской фабрики, действующей в Москве (5,1 млн долл.), на данный момент этим предложением серьезно заинтересовались не менее пяти инвесторов.

Интересный бизнес продается и в Санкт-Петербурге: консервный завод (2,8 млн долл.) — лидер в производстве мясных и овощных консервов. Планируется проведение закрытого аукциона по этому объекту, так как количество заинтересованных инвесторов постоянно растет.

Предложение

Предложения по отраслям распределились следующим образом:

  • сфера услуг — 30,6 %;
  • торговля — 26,6 %;
  • производство — 26,6 %;
  • общественное питание — 7,7 %;
  • игорный бизнес — 5,7 %;
  • телекоммуникации — 2,8 %.

В рассматриваемый период лидерами спроса и предложения по-прежнему являются предприятия сферы услуг (туристические компании, салоны красоты, химчистки и т. д.).

Интересной тенденцией можно считать рост числа предложений из сферы производства: производство продуктов питания, рекламное производство, металлообработка и деревообработка. Наибольшее количество предложений по продаже таких предприятий также пришло из московского региона — 92 объекта из 120, выставленных на продажу. Наиболее перспективными, с точки зрения экспертов рынка готового бизнеса, являются: действующая типография (4,5 млн долл.) и фабрика офисной мебели (2,9 млн долл.). Между тем вниманию инвесторов были представлены региональные компании, являющиеся весьма привлекательными объектами для инвестиций — завод по производству оборудования для перерабатывающей промышленности в Белгороде (830 тыс. долл.) и мясоперерабатывающий комбинат в Орловской области (290 тыс. долл.).

Время «золотых» инвестиций: кейтеринговые компании

В последнее время на рынке кейтеринговых услуг царит заметное оживление: этим летом компании, занимающиеся доставкой бизнес-ланчей или организующие выездное ресторанное обслуживание стали активно менять владельцев. Только за последние два месяца на продажу было выставлено около 10 объектов, специализирующихся в этой сфере. И если раньше столовая при бизнес-центре, разорившись, просто закрывалась, то теперь владельцы таких заведений предпочитают предотвратить развал предприятия, заполучив дополнительные инвестиции за счет продажи части своей компании.

Нужно отметить, что на данный момент до 500 московских компаний декларируют, что они занимаются кейтерингом, но настоящих профессионалов из них не более трех десятков. Ежегодно на рынок выходит около 10–15 новых компаний, но каждый год разоряется еще 20 предприятий. По данным экспертов, в среднем по России освоено лишь 20 % потенциального рынка. Это связано с низкой заинтересованностью потенциальных клиентов услугами кейтеринговых компаний. Так, 68 % московских компаний вопрос питания собственных сотрудников вообще не волнует, а 13 % управляют точками общепита самостоятельно, 8 % имеют своих поваров, и только 6 % закупают обеды у кейтеринговых компаний, а 5 % имеют столовую, управляемую подрядчиком.

Рекомендация инвестору.

Вкладывая средства в кейтеринговую компанию, в первую очередь обратите внимание не на круг существующих клиентов (что тоже немаловажно, но на первоначальном этапе второстепенно), а на разработанное меню, договорные отношения с поставщиками продуктов и месторасположение производственного цеха (удобны ли подъездные пути, легко ли расчитать грузопотоки и т. д.). Для успеха кейтеринговой компании важно всегда иметь свежие продукты высокого качества (и по низкой цене), и уникальное меню, составленное с учетом себестоимости продуктов и заложенного интереса владельцев кейтеринговой компании, а также возможность легко и быстро доставлять питание потенциальным клиентам компании. Покупая часть кейтеринговой компании, совсем не обязательно самому вникать во все тонкости бизнеса, управление компанией лучше доверить профессионалам. Главное — уверенность в своих компаньонах.