Директор-Инфо №20'2005
Директор-Инфо №20'2005
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Главный ресурс — идеи и люди

Материал подготовил Александр Зубанов

Справочными правовыми системами «Консультант Плюс» пользуются специалисты самых разных областей: руководители, бухгалтеры, юристы, менеджеры. Об истории создания российских справочных систем, текущем положении на рынке и тенденциях его развития рассказывает Дмитрий Новиков, генеральный директор компании «Консультант Плюс».

«Dиректор-инфо»: Справочная правовая система (СПС) «Консультант Плюс» известна на российском рынке с 1992 года. Вы начинали свое дело, когда в стране практически не было компьютеров. Не было опасений, что программное обеспечение просто некому будет использовать?

Дмитрий Новиков: На самом деле начиналось все еще в 1989-м, когда было организовано НПО «ВМИ» (Научно-производственное объединение «Вычислительная математика и информатика». — Прим. ред.). Мне удалось тогда, в самом начале, собрать очень сильную команду — моих однокашников по МГУ. Мы в свое время вместе работали в стройотрядах, и потом почти 40 человек составили костяк бизнеса. Однажды к нам поступил довольно большой заказ. Там было много программ, и, в частности, одна из них — по законодательству. Мы назвали ее «Гарант» и решили тиражировать. Два года мы продвигали именно «Гарант», после чего часть разработчиков выделилась в отдельную структуру, а оставшаяся команда во главе со мной начала создание нового продукта — «Консультант Плюс». С 1992 года ничем другим мы не занимаемся.

Что же касается количества компьютеров на рынке, то нельзя сказать, что их совсем не было, просто их было меньше, чем сейчас. Но было еще и понимание того, что это огромный рынок с большой перспективой и работать на нем необходимо по-крупному — создавать серьезную технологию и набирать как можно больше партнеров, которые занимались бы распространением и сервисом. Собственно, разделение на «Гарант» и «Консультант Плюс» произошло не из-за денег, а из-за разного видения перспективы рынка.

«D»: «Консультант Плюс» — исключительно российская разработка, или вы заимствовали что-то из аналогичных систем, существовавших в Европе и США?

Д. Н.: Мы не копировали западные разработки. Тогда они создавались в основном в идеологии online, а в России в 1992-м это было просто неприменимо. В самом начале мы сделали ставку на offline с возможностью оперативного и эффективного обновления базы данных на компьютере пользователя. Сейчас, конечно, мы имеем все виды технологий — и online, и offline.

В любом случае, аналогичные западные системы нам ничем помочь не могли. В Европе этот бизнес вообще не очень сильно развит. В 2000 году мы проводили исследование германского рынка, и выяснилось, что российский рынок справочных правовых систем, уже тогда был в десять раз больше, чем рынок Германии. К тому же фирма Juris — почти монополист — имела всего 13 тысяч клиентов. А у нас в то время их было больше 100 тысяч. Технологически мы тоже, по большому счету, ни в чем не уступаем — ни одна известная мне европейская справочная правовая система не имеет такого уровня обработки информации, как «Консультант Плюс». Так что еще вопрос — кто у кого должен заимствовать.

«D»: За последние годы рынок справочных правовых систем в России сложился: их использует практически любой специалист, работающий с правовой информацией. Каковы, на Ваш взгляд, тенденции развития рынка этих систем? Что сейчас происходит на рынке?

Д. Н.: Вне всяких сомнений, рынок компьютерных правовых систем в настоящее время является классическим зрелым рынком. Ситуация на нем очень простая — есть лидер, компания «Консультант Плюс», опережающий игрока номер два, компанию «Гарант», по доле рынка примерно в два раза. Есть третья достаточно серьезная компания — «Кодекс» из Санкт-Петербурга и много мелких производителей. Как правило, это неспециализированные компании, печатные издательства, которые выпускают нишевые продукты на дисках или в Интернете.

Что касается тенденций, то сейчас развитие идет по двум основным направлениям. Во-первых, расширяется спектр доступной информации. Если законодательная информация уже много лет полностью доступна пользователям, то судебная практика — относительно новая область. То же самое можно сказать об авторской информации — нашим клиентам доступен все больший объем всевозможных экспертных комментариев, обзоров и т. д.

Во-вторых, программные технологии тоже очень активно развиваются. Полтора года назад мы ввели принципиально новую технологию «Консультант Плюс: Технология 3000», которая, насколько мне известно, является единственной в стране правовой системой, сертифицированной Microsoft. Эта технология — действительно серьезный прорыв в развитии справочных правовых систем.

Осенью мы выпустим новую серию этой технологии, которая увеличит скорость полнотекстового поиска в 100 раз. Сейчас такой поиск (по словосочетанию, в полутора миллионах документов) в любой СПС, даже в нашей собственной, занимает у пользователя минуты. После усовершенствования системе «Консультант Плюс» на те же операции потребуется несколько секунд. Если пользователь плотно работает с системой, то эти сэкономленные минуты каждый день будут складываться в часы. Заметим, что, в отличие от поисковых систем Интернета, такой мгновенный поиск мы вынуждены обеспечивать не на мощнейших серверах разработчика (провайдера), а на компьютерах пользователей с существенно более скромными возможностями. Это ноу-хау высочайшего уровня — создать компактную и эффективную систему индексации и поиска, работающую именно на компьютере у каждого пользователя.

«D»: И все же, давайте уточним цифры — как в процентном отношении распределяется рынок СПС? Кстати, Ваши конкуренты из фирмы «Гарант» сообщают о существенных изменениях на рынке за последние годы. Прокомментируйте, пожалуйста.

Д. Н.: Мы уже четыре года проводим исследования рынка. Нам это нужно в первую очередь для того, чтобы понимать, как работает наша сервисная сеть, что дают новые технологии, какова ситуация в отдельных регионах. Без специальных исследований на такие вопросы не ответишь, да и трудно самостоятельно оценить эффективность структуры, в которой работают больше 12 тысяч человек. Результаты исследований используются для развития наших разработок и сервиса, а также для оценки маркетинговых программ компании. Исследования в 2005 году проводились по несколько различающимся методикам и по разным выборкам пятью различными независимыми агентствами, но дали близкие результаты. Наша доля рынка составляет 70–79 %, доля ближайшего конкурента, компании «Гарант» — 31–42 %, компании «Кодекс» — до 10 %, остальные участники менее заметны. Совокупно сумма долей превышает 100 % — это связано с тем, что часть клиентов использует более одной системы и, соответственно, является пользователем продуктов нескольких разработчиков.

Наши конкуренты приводят другие цифры, основываясь всего на одном исследовании, проведенном компанией «РОМИР». Представители «РОМИРа» уже заявляли, что тех выводов, которые были опубликованы «Гарантом», из исследования сделать просто нельзя. Так что нам не совсем понятно, по какой методике «Гарант» высчитывает свою долю рынка и делает выводы об изменении ситуации на рынке. Их цифры и выводы противоречат не только тем, которые были получены нами на основе исследования в четырех других агентствах, но и результатам, которые были получены нами собственно в «РОМИРе».

Откуда они берут свои данные о динамике долей рынка — остается загадкой. Это, очевидно, часть идеологии второго игрока: «Мы меньше, зато растем!» — пусть не столь убедительно на деле, так хотя бы на словах. Надо же им как-то своих сотрудников подбадривать. И хотя наши конкуренты в последнее время действительно стали работать активнее и даже агрессивнее, ситуация на рынке, по большому счету, не меняется.

«D»: Насколько нам известно, все основные компании — разработчики справочного ПО пока контролируются российскими предпринимателями. Выходят ли иностранные компании на российский рынок?

Д. Н.: Многие компании США и Европы присматриваются к нашему рынку. Но в России они действуют в основном в сфере печатных изданий. Рынок же компьютерных справочных правовых систем — один из немногих технологичных рынков в России, где действительно представлены только отечественные разработки.

Попытки были, но 1990-е годы, когда для выхода на рынок особых ресурсов не требовалось, иностранцы фактически «проспали». Мы в это время сумели создать уникальную по качеству программную технологию, предложили оригинальную и эффективную бизнес-модель построения партнерской сети по всей стране, и в наш бизнес вошли еще сотни сильных и активных предпринимателей и тысячи их коллег. Деньги здесь особой роли не играли и не играют: команда — и тогда, и сейчас — наш главный ресурс. Главное — мозги, идеи, люди.

«D»: Планируете ли Вы выходить на рынки ближнего и дальнего зарубежья?

Д. Н.: У нас уже есть серьезный партнер в Белоруссии, и работа там поставлена ничуть не хуже, чем в России. Есть еще несколько проектов в бывших республиках СССР, но это скорее эксперимент. В Европе этот бизнес не очень развит, но выйти туда сложно — нужны не только технологии, которые у нас объективно сильнее, но еще и знание рынка, доскональное знание языка, известный брэнд. В США рынок поделен между несколькими фирмами. Самые популярные продукты — системы Westlaw и LexisNexis. И такое разделение уже устоялось. Остались ниши, но это, скорее всего, не очень крупная перспектива.

Не исключено, что когда-нибудь мы выйдем в Европу, и прежде всего в Восточную Европу, но на ближайшие пять лет такая задача не ставится.

«D»: Для кого изначально создавался «Консультант Плюс»? И есть ли какие-то изменения в целевой аудитории?

Д. Н.: Наши клиенты — это и бухгалтеры, и юристы, и менеджеры — вообще все специалисты, которые серьезно и регулярно работают с правовой информацией. Наши клиенты — это профессионалы. Независимо от отрасли. В этом смысле студент юридического или экономического факультета — тоже профессионал, поскольку с правовой информацией он работает очень активно. В настоящее время мы не отмечаем существенных тенденций к изменению целевой аудитории.

«D»: Конкуренты иногда утверждают, что они настоящие новаторы, а вы лишь копируете их решения. Так ли это?

Д. Н.: С одной стороны, они правы. В том смысле, что мы создавали «Консультант Плюс» на два года позже «Гаранта». Поэтому мы смогли как использовать хорошие идеи, так и учесть принципиальные ошибки, заложенные в первую массовую СПС, появившуюся на российском рынке. Но это было уже более 10 лет назад. С тех пор именно наша компания формирует стандарты отрасли. Вообще, говорить о том, что лидер, много лет стабильно выигрывающий с двукратным отрывом, копирует что-то существенное и действительно принципиальное у других, просто смешно.

В любой компании — и в «Гаранте», и в «Консультанте», и в «Кодексе» — могут быть свои находки и хорошие идеи. Спорить о том, кто и что раньше придумал в бизнесе, на мой взгляд, вообще не имеет особого смысла. Мой пятилетний сын тоже может сколотить три доски и сказать: «Папа, я первым придумал космический самолет». И ничего ему на это не скажешь. Только вот самолет еще и летать должен. Главное — это не заявления разработчиков и не «обозначения» красивых новых элементов интерфейса, а надежная реализация действительно удобных свойств для сотен тысяч пользователей. Любая фирма может объявить, что придумала для своей системы какое-то новое свойство, но заявить об этом мало. Необходимо практически реализовать это свойство так, чтобы оно было действительно надежно и удобно работало. И споры о первенстве тут бесполезны. Пользователям важно решать их собственные вопросы, удобно и быстро искать информацию, анализировать правовые документы. Они оценивают реальное качество систем и сервиса. Им важна надежность во всем: в информации, в технологиях, в сервисной поддержке, именно надежность, а не заявления разработчиков.