Директор-Инфо №48'2004
Директор-Инфо №48'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Инвестиции в готовый бизнес (итоги 2004 года)

Вадим Самсонов

На продажу было выставлено более пяти тысяч компаний — почти в два раза больше, чем в 2003 году. Число совершенных сделок возросло более чем в три раза. При этом средняя доходность инвестиций в покупку компаний несколько снизилась (до 65 % годовых), а стоимость предприятий возросла. Все это позволяет говорить о том, что риски вложения средств в покупку бизнеса снижаются — инвесторы ориентируются на долгосрочное развитие приобретенных фирм.

Тенденции предложения

Необходимо подчеркнуть, что предложенный сегодня обзор отличается от всех предыдущих материалов на эту тему. Во-первых, в нем рассматривается состояние рынка в 2004 году в целом, во-вторых, при проведении исследования были отброшены предложения о продаже убыточных предприятий и компаний-банкротов (до 20 % от всех предложений), с которыми было проведено небольшое число сделок. Речь пойдет об успешных фирмах, вызывающих большой интерес инвесторов.

Наибольшее число предложений о продаже прибыльного бизнеса в 2004 году поступило из сферы торговли, здесь традиционно преобладают небольшие магазины, однако в конце года возросла активность собственников торговых сетей и отдельных супермаркетов. Отдельная тема — оптовые торговые фирмы, прежде всего дистрибьюторы non-food сегмента, имеющие эксклюзивные права на те или иные товарные группы. Инвесторам было предложено около 30 подобных объектов — все они вызвали большой интерес. Однако сделки с такими компаниями идут довольно медленно: слишком высоки инвестиционные риски. Для их минимизации используются длительные структурированные процедуры вхождения в бизнес.

На втором месте среди отраслей, представивших в 2004 году наибольшее количество предложений о продаже, идет сфера сервиса: инвесторам было предложено около 1100 действующих предприятий. Почти 85 % из них расположены в Москве — в регионах такие бизнесы выставляются на продажу достаточно редко. Очевидным лидером предложения выступает туристический бизнес, причем в 2004 году до 30 % турфирм представили различные сети. Правда, большинство из них ведет продажу своих точек анонимно, исключением является только сеть «Путевочка», стратегия развития которой предполагает создание бизнеса и его последующее отчуждение. Лучше всего турбизнес продается в летний период — в это время на рынке складывается устойчивый дефицит, в остальные сезоны на рынке имеется избыток предложения.

Кроме того, инвесторам было представлено большое число автосервисов — этот бизнес перешел из разряда дефицитных в категорию широко распространенных. Салоны красоты, напротив, смогли восстановить статус востребованных бизнесов — во второй половине 2004 года спрос на них вырос почти на 200 %. Большими темпами растет только интерес к компаниям, оказывающим услуги для бизнеса — более 700 %. Если конкретизировать информацию, то наиболее ликвидными предприятиями сферы услуг являются архитектурные бюро: спрос на них почти в 40 раз превосходит предложение. По сути, это означает, что любой подобный бизнес может быть успешно продан в самые короткие сроки (в идеале, достаточно подготовить фирму к продаже и разослать предложение по базе инвесторов).

Замыкают тройку лидеров производственные компании. Лишь 30 % представленных инвесторам объектов располагаются в Москве и Московской области, остальные фирмы находятся в регионах. Чаще всего на продажу выставляются производители продуктов питания, а также предприятия, специализирующиеся на ТНП. Кроме того, в 2004 году увеличилось число предложений о продаже инжиниринговых фирм, которые разрабатывают наукоемкую продукцию, организуя последующее производство на условиях субконтракта. Наиболее распространенная причина продажи — нехватка средств для развития. Нередко компания просто не в силах взяться за все поступающие заказы, их потенциальный портфель в два-три раза превышает возможности фирмы. В этих условиях собственники бизнеса принимают решение о его продаже, причем инвестору нередко предлагается не вся компания, а только доля в ней (она может достигать 90 %).

В конце 2004 года значительно увеличилось число предложений о продаже телекоммуникационных компаний. Например, инвесторам в ближайшее время будет представлен один из крупнейших российских операторов IP-телефонии. Вообще, в структуре этого сегмента рынка готового бизнеса (нижний и средний сегменты сферы M&A) преобладают провайдеры, на которых приходится до 40 % всех предложений, примерно 30 % занимают разработчики программного обеспечения (наиболее рискованное и доходное направление вложения средств), 25 % — операторы IP-телефонии.

Лидером по числу выставленных на продажу компаний является Москва, на которую приходится около 50 % предлагаемых инвесторам бизнесов. Вместе с тем в 2004 году регионы значительно увеличили свое присутствие на рынке. Наиболее динамично растет рынок готового бизнеса Санкт-Петербурга (более 240 % в год), следом идут Краснодарский край (210 %), Саратовская (190 %), Омская (180 %), Нижегородская (190 %) и Ростовская (120 %) области. Активно заявили о себе Белгородская и Тюменская области, Башкирия. Например, в Новосибирской области рынок малых и средних предприятий до сих пор практически не сформирован. В Свердловской области рынок продемонстрировал отрицательную динамику, сократившись на 20 %.

Одна из наиболее значимых тенденций, имевших место в 2004 году, — рост средней стоимости бизнеса. Это объясняется, во-первых, ростом числа предложений о продаже среднего бизнеса (все больше предприятий поступает на открытый рынок, крупные холдинги продают непрофильные активы), во-вторых, снижением рисков вложения средств в малые и средние компании — инвесторы уже не требуют годовой окупаемости, соглашаясь на доходность на уровне 40—60 % годовых. Кстати, быстрее других дорожали производственные компании, темпы роста средней стоимости здесь превысили 30 %.

Тенденции спроса

Уточним, что спрос на рынке готового бизнеса — понятие достаточно условное. Инвестор, готовый вложить средства в какую-либо компанию или отрасль сегодня, через несколько месяцев может отказаться от своего намерения. При этом существуют определенные массовые предпочтения, которые сохраняются длительное время.

Например, если приводить данные по регионам, то наибольшим спросом традиционно пользуются московские компании — они вызывают интерес как у столичных фирм, так и у инвесторов из других регионов России. Объясняется этот факт неравномерностью экономического развития России — мало кто хочет ехать из Москвы в провинцию, зато в обратном процессе участвуют очень охотно. Кстати, именно поэтому в нашей стране редко встречается такая причина смены собственника фирмы, как переезд на другое место жительства, выступающая основной на рынке малых и средних предприятий в США.

Кроме того, высоко востребованы предприятия из Санкт-Петербурга и крупнейших регионов Приволжского федерального округа — за исключением Татарстана, где местные власти не очень приветливо встречают инвесторов со стороны. Нам известен случай, когда к московскому предпринимателю, купившему небольшое производственное предприятие в Казани, в частном порядке обратились представители региональной администрации и предложили переуступить фирму.

В последнее время региональные компании все чаще приобретаются столичными холдингами, строящими единые производственные и сбытовые цепочки. Рост числа межтерриториальных сделок — еще одна основополагающая тенденция рынка готового бизнеса. Проблема отсутствия в регионах квалифицированных специалистов решается, но не самыми быстрыми темпами — только для наработки необходимых практических навыков может понадобиться 1,5–2 года.

Анализ спроса по ценовым диапазонам подтверждает общую закономерность — чем дешевле бизнес, тем больше покупателей он привлекает. В 2004 году спрос на действующие предприятия увеличился более чем на 150 %. При этом наибольшие темпы роста (более 300 %) продемонстрировала ценовая группа 0,5—1,5 млн долл., значительно вырос (более 200 %) интерес к компаниям, стоящим 1,5–5 млн долл. Низшая ценовая группа, напротив, не смогла привлечь большого числа новых инвесторов — рост здесь не превышает 70 %. По сути, происходит изменение структуры рынка готового бизнеса — растет присутствие средних компаний, вызывающих все больший интерес у инвесторов, и, как следствие, растет средняя стоимость предложения на рынке готового бизнеса.

Наиболее значимый сдвиг в структуре спроса обусловлен ростом интереса к эффективному бизнесу, т. е. к тем компаниям, стоимость которых на открытом рынке значительно превышает цену принадлежащей предприятию недвижимости. Дело в том, что большинство подобных предприятий обладает теми или иными уникальными нематериальными активами, позволяющими генерировать значительный денежный поток. Соответственно, подобные предприятия охотно приобретают большие корпорации, ищущие новые «темы».

Кроме того, эффективный бизнес, как правило, занимает значительную часть какого-то рыночного сегмента. Приобретение такой компании можно расценивать как покупку доли перспективного рынка.

Сегодня продажа эффективного бизнеса — монополия бизнес-брокеров. И методы ее близки стандартам, применяемым западными специалистами сферы M&A1.

На рынке готового бизнеса существует еще одна, достаточно парадоксальная, тенденция: идет сокращение сферы закрытой продажи бизнеса (когда компания продается «своим» людям), но при этом в деятельности бизнес-брокерских компаний все большое распространение получают закрытые механизмы работы. Например, до 50 % новых предложений о продаже сейчас не публикуется в открытых источниках — сведения отправляются только инвесторам, выразившим предварительную заинтересованность во вложении средств в предприятия того или иного типа.

В случае работы с фирмами, стоимость которых превышает 1–1,5 млн долл., нередко выделяются группы потенциальных приобретателей, им выдвигаются соответствующие предложения и предоставляется приоритет при выкупе бизнеса.

 


1 Отечественным рейдерам ближе схема «отнять и распродать», а в качестве объектов продажи производственным площадкам они предпочитают предприятия, имеющие в собственности значительные объемы недвижимости. Возврат