Директор-Инфо №48'2004
Директор-Инфо №48'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Инвестиции в живопись художников-сюрреалистов. Часть 1

Владимир Богданов

Казалось бы, что общего между Энди Уорхолом и Сальвадором Дали? Понятно: эпатаж, яркий образ, обильно приправленный саморекламой, ошеломительный прижизненный успех, способность формировать моду в своем «секторе экономики» и превращать творчество почти в «конвейерный» бизнес и самоценное имя-брэнд.

Интересно другое: оба художника де-факто стали лицом тех направлений, у истоков которых стояли отнюдь не они. Стоит произнести «сюрреализм», как первой ассоциацией становится имя Сальвадора Дали, а не Андре Массона. Точно так же при слове «поп-арт» первым делом вспоминается Энди Уорхол, а не Джаспер Джонс1. А уж про дадаистов, которые были по меньшей мере предтечами (если не сказать, фактическими изобретателями) как «сюра», так и «попа», и вовсе мало кто вспомнит. Что ж, на то и брэнд, чтобы «выстреливать» на подсознательном уровне; на то и брэнд, чтобы затмевать всех остальных участников рынка. Это правило успеха знают все, но лишь избранные могут им воспользоваться.

Дали действительно удалось стать главным популяризатором сюрреализма в живописи, превратить это направление в предмет пристального и непреходящего внимания публики, коллекционеров и инвесторов. Тем не менее каталонский маэстро остается лишь «одним из». Сюрреализм сегодня прочно ассоциируется с именами целого ряда художников-новаторов, включая Макса Эрнста, Жоана Миро, Рене Магритта, Джорджо де Кирико, Андре Массона, Ива Танги. А уж круг признанных мастеров, в творчестве которых были периоды увлечения сюрреализмом, и вовсе трудно очертить — слишком многие проходили через опыт отрицания рациональности, неожиданно ставшей скучной.

Единого мнения о том, где и когда фактически появился сюрреализм, по-видимому, не существует. Например, к какому направлению отнести религиозно-апокалиптические фантасмагории Иеронима Босха (Hieronymus van Aken Bosch, 1450–1516)? Просто в Голландии XV века не было термина «сверхреализм».

Само понятие сюрреализма (от фр. surrealisme — сверхреализм, надреализм) как направления в искусстве было продекларировано в 1924 году Андре Бретоном в «Манифесте Сюрреализма»2. Его определение сюрреализма звучало так: «Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений…»

Анализируя текст манифеста, считающегося отправной точкой современного сюрреализма, «под бременем логики» можно прийти к простому выводу: сюрреализм как направление в искусстве появился из мировоззренческого коктейля, в котором главными ингредиентами являются толкование снов по доктору Фрейду и скука — усталость от реалистических форм и традиционных подходов. Сюрреализм стал попыткой отражения некоей «абсолютной реальности» (сюр-реальности), находящейся за пределами материалистического восприятия мира, в которой сон сливается с явью. Что ж, получилось действительно нескучно. И коммерчески успешно. Новаторский подход быстро привлек к новому авангардному течению широкое внимание публики, а высокая декоративность и «понятность» работ сюрреалистов пришлись по вкусу массовому покупателю. Словом, для того чтобы понять, что сюрреалисты далеко пойдут, не нужно было особого визионерства.

Ив Танги

Молодой моряк торгового флота Ив Танги (Yves Tanguy, 1900–1955), автор ныне знаменитых биоморфных пейзажей, «заболел» живописью в 1923 году, увидев через окно парижского автобуса одну из ранних сюрреалистических композиций Джорджо де Кирико3. Метафизические пейзажи де Кирико произвели настолько глубокое впечатление на Танги, что он решил связать свою жизнь с творчеством, хотя формального художественного образования у него не было. Уже в 1925 году Ив Танги присоединился к группе сюрреалистов, возглавляемой Андре Бретоном. Ранних работ Танги сохранилось очень мало, но есть мнение, что вещи того периода (1925–1927) представляют лишь историческую ценность. В художественном плане они вторичны по отношению к «итальянским дворикам» де Кирико.

Самостоятельный стиль, ценные пейзажи-сновидения появились в творчестве Ива Танги после 1927 года. Благодаря этим работам Танги был позднее признан одним из ведущих представителей школы сюрреализма.

В 1930-е Ив Танги продолжил эксперименты с биоморфными пейзажами. Источником вдохновения для них служили скалистые виды Франции, африканские пустыни, причудливые пейзажи Латинской Америки.

В 1939 году из охваченной войной Европы Танги эмигрировал в США, поселился с женой в Коннектикуте, а спустя несколько лет получил гражданство и обратно уже не вернулся (не считая посещений своих европейских выставок). В Америке он развивал удачно найденное направление. Есть сведения, что особое «сюрреалистическое» настроение ему дарили пейзажи скалистых пустынь Аризоны с их миражами и геологическими причудливостями.

Согласно данным artprice.com, 100 долларов, условно инвестированные в творчество Ива Танги в 1997 году, к ноябрю 2004 года превратились в 214 долларов. Определить ценовые диапазоны работ Ива Танги, как и многих дорогих художников, достаточно сложно. Слишком многое зависит от качества предмета и даже от географии торгов. Пожалуй, нижним ценовым ориентиром для живописи Танги является сумма в 500 тысяч долларов. Но переход миллионного рубежа для американского француза также не редкость. Авторская графика в 2004 году уходила с молотка за 20–100 тысяч долларов. Даже тиражная графика подтверждает реноме дорогого художника — в этом году литографии, принты и другие подписные ограниченные серии продавались на мировых аукционах за 2–10 тысяч долларов.

Андре Массон

В творческой деятельности Андре Масcона (Andrе Masson, 1896–1987), чье имя прочно связано со становлением сюрреализма, можно выделить несколько периодов, включая эксперименты с кубизмом, мифологическую живопись, импрессионизм, а также работу в стиле абстрактного экспрессионизма. Художник любил экспериментировать, и даже после 1920-х, когда он присоединился к сюрреалистам, его работы сохраняли некую «междисциплинарность» — на стыке абстрактного экспрессионизма и сюрреализма. Внутри сюрреалистического течения Андре Массон был сторонником техники «автоматического рисования» — спонтанного создания сюжетов и композиций, освобожденных от традиционной реалистической логики. Одним из фирменных графических приемов Массона было использование псевдоаппликации: рисунок наносился клеем, поверх которого насыпался песок. Особое сюрреалистическое изящество присуще ряду скульптур мастера; они довольно высоко ценятся на мировом рынке. В 1929 году Андре Массон отошел от «сюрреалистической революции», но и в дальнейшем нередко обращался к идеологии «надреализма». В 1941 году, после оккупации Франции, Массон уехал в США и вернулся лишь после победы. В Америке он поселился в Коннектикуте — неподалеку от Ива Танги, Александера Колдера и Арчила Горького. Изучал индейскую мифологию, набирался творческих сил в ведущих американских музеях.

В 1950–1960-е годы во Франции художник принимал участие в разработке театральных декораций, вел общественную деятельность (входил в состав Совета по национальным музеям Франции), продолжал писать в эстетике восточной живописи. Но есть мнение, что в самых поздних работах Массона снова появилась его прежняя энергетика, свойственная сюрреалистическому периоду 1920-х.

Инвестиционная «математика» творчества Андре Массона сопоставима с показателями Ива Танги. Согласно индексу аrtprice.com, в среднем 100 долларов, условно вложенные в работы художника в 1997 году, к октябрю 2004-го превратились в 211 долларов. Цены на выдающиеся произведения живописи Массона на мировых аукционах способны приблизиться к знаковой отметке в 1 миллион долларов, но пока не превышают ее. Значительная часть живописных работ, проданных на аукционах в 2003–2004 принадлежала к ценовому диапазону 40–80 тысяч долларов. Авторская нетиражная графика может стоить от 3,5 до 8 тысяч долларов. Вполне доступными остаются тиражные серии: литографии и принты Массона посетители аукционов могли приобрести даже дешевле 500 долларов. Вообще же стоимость произведений этого мастера сильно варьируется в зависимости от ценности периода создания, что делает приведенные оценки более чем приблизительными.

Макс Эрнст

Франко-германский художник Макс Эрнст (Max Ernst, 1891–1976) внес очень весомый вклад в формирование целого ряда направлений в искусстве, включая дадаизм и сюрреализм. Его считают если и не изобретателем, то по меньшей мере видным популяризатором техники современного коллажа4. Кроме того, именно Эрнст изобрел технику фроттажа — создания рельефных изображений на бумаге, прижатой к плотной текстурной поверхности с последующей художественной доработкой. После знакомства с Андре Бретоном в Париже в 1924 году художник увлекся сюрреализмом, став одним из основателей этого направления в изобразительном искусстве. Как и Андре Массон, Эрнст предпочитал использовать технику «автоматического» (спонтанного) письма, когда сюжет рождался в процессе работы над произведением. Если бы дело происходило не в довоенной Франции, а в послевоенной Америке, то Макса Эрнста, скорее всего, причислили бы к когорте художников поп-арта — настолько его приемы опережали время. Есть сведения, что, экспериментируя, он и краску разбрызгивал, и сырые картины накладывал «лицом» друг на друга. Так что современные эпатажные художники могут не задаваться — все изобретено еще в 1920-х!

Высокое художественное значение имеют и скульптуры Макса Эрнста — не случайно их торги ведутся на уровне сотен тысяч долларов. Во время войны Эрнст, как и Ив Танги и Андре Масон, перебрался в США, в Аризону, где мог наслаждаться пейзажами, которые так вдохновляли его коллегу по цеху — Ива Танги. Эти впечатления остались в «микробах» Эрнста — крошечных пейзажных миниатюрах.

После войны Макс Эрнст вернулся в Париж уже признанным художником. В 1954 году он взял гран-при на Венецианской биеннале. Эрнст периодически отходил от сюрреализма, обращаясь к другим творческим направлениям, но именно его оригинальные «надреалистические» вещи считаются у коллекционеров наиболее ценными.

Ценовой индекс аrtprice.com свидетельствует, что 100 долларов, условно вложенные в творчество Эрнста в 1997 году, к октябрю 2004 года превратились в 247 долларов. То есть по формальным инвестиционным показателям работы Макса Эрнста не сильно превосходят творчество Ива Танги и Андре Массона. Однако обратите внимание на принципиальное отличие: интерес коллекционеров и инвесторов к творчеству Макса Эрнста за последний год сильно возрос. Об этом свидетельствует рост ценового индекса на 37 % за период с января по октябрь 2004 года. Цена выдающегося произведения живописи Макса Эрнста на мировом аукционе способна перешагнуть порог в 2 миллиона долларов, вместе с тем большая часть живописных работ в 2004 году относилась к ценовому диапазону 200–600 тысяч долларов. Для Эрнста характерен высокий разброс цен на авторскую графику: 8–100 тысяч долларов. Впрочем, и тиражная графика стоит довольно дорого — от полутора до восьми тысяч долларов.

Жоан Миро

Тем, кто совершал поездки в Испанию, наверняка запомнилось жизнерадостное солнышко с надписью Espana — туристический логотип страны. Картины, скульптуры и мозаики его автора Жоана Миро (Joan Miro Ferra, 1893–1983) и сами являются символами Испании и ее провинции Каталонии, безошибочно узнаваемыми, жизнерадостными, любимыми. Они встречают в аэропорту Барселоны, улыбаются со страниц буклетов, заряжают энергией и положительными эмоциями. Его мозаики «Стена Солнца» и «Стена Луны» украшают здание ЮНЕСКО в Париже. На сюрреалистические композиции Миро можно смотреть бесконечно, разгадывать символы, искать скрытый смысл, размышлять... Поэтому не удивительно, что интерес к творчеству мастера постоянно растет.

«Сюрреалистическая революция» 1924 года пришлась Миро как нельзя кстати: до этого художник перепробовал реализм, фовизм, кубизм, и в его прежнем творчестве, по собственному ощущению Миро, уже наступил кризис. Переосмысление идей Бретона и его коллег по движению позволило Жоану Миро предложить на суд зрителей новый, надреальный мир, наполненный причудливыми знаками, символами и персонажами. Мир сознания, не замутненного повседневной реальностью, мир грез и сновидений.

Творчество Жоана Миро лидирует по инвестиционным параметрам среди всех сюрреалистов, упомянутых в этой части обзора. Так, 100 долларов, условно инвестированные в 1997 году, к октябрю 2004 года превратились в 277 долларов (статистика artprice.com). Динамика ценовых индексов Миро и Макса Эрнста почти совпадает: для Миро за 10 месяцев текущего года рост составил 36 %.

Абсолютные ценовые показатели работ Миро самые высокие среди перечисленных художников. Его выдающиеся живописные работы способны преодолевать барьер в 10 миллионов долларов. Шесть, десять, одиннадцать миллионов долларов — сегодня для его картин совсем не редкость.

Создается впечатление, что минимальная цена для небольших картин Миро класса 20 x 30 сегодня составляет 200 тысяч долларов. Если говорить об оригинальной графике, то небольшие рисунки того же формата продавались в 2004 году за 20–40 тысяч долларов, а более крупные вещи стоили 100–150 тысяч долларов.

Тиражная графика обходилась покупателям приблизительно в 1000 долларов за лист.

Для скульптуры Миро счет нередко идет на сотни тысяч долларов, 350–450 тысяч для нее далеко не предел.

 


1 Забавно, что сюрреалисты, как и деятели поп-арта, считают Джаспера Джонса «своим». В конце 1950-х с успехом прошла выставка его сюрреалистических работ. Кроме того, Джонс считается основателем нео-дадаизма, движения, идейно близкого как поп-арту, так и сюрреализму. Возврат

2 Считается, что сам термин «сюрреализм» как художественное кредо, направление в поэзии и искусстве ориентировочно в 1917 году изобрел французский поэт, драматург и новатор искусства Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire, 1880–1918), употребив его в описании своей скандальной драмы «Сосцы Тиресия» (Les Mamelles de Tiresias). Возврат

3 Она была выставлена в витрине галереи Поля Гильома. Обратите внимание, на дворе стоял 1922 год — до «Манифеста Сюрреализма» Андре Бретона оставалось еще два года. Возврат

4 С 1919 года Макс Эрнст создавал композиции с использованием элементов литографий, книжных страниц, плакатов и других нетрадиционных для того времени материалов. Возврат