Директор-Инфо №47'2004
Директор-Инфо №47'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Бронза в золотом эквиваленте

Егор Молчанов

Подтверждение тому — 9-миллионная продажа на аукционе Sotheby’s1 4 ноября шедевра «Поцелуй» одного из наиболее известных скульпторов современности Константина Бранкузи2. До этого подобные работы мастера стоили не более 6-7 миллионов. Не менее чем 15-процентный ценовой рост наблюдается и для работ других известных скульпторов: Огюста Родена3, Жоана Миро4, Генри Мура5

У произведений из металла много плюсов: прочный материал, обеспечивающий скульптуре «долгую жизнь», в большинстве случаев — отсутствие необходимости в реставрации. Следует отметить и невысокий объем рынка, т. е. знаменитых скульпторов не так много — не больше двух десятков, а общее количество их работ оценивается в 2-3 тысячи.

Отрицательные с точки зрения вложения средств моменты мы рассмотрим ниже, отметим лишь, что они одинаковы для всех мастеров.

Значительный вклад в развитие скульптурного авангарда внесли трое мастеров: Александр Архипенко, Яков Липшиц и Осип Цадкин. Их имена знает каждый опытный коллекционер и инвестор. Вложения как в скульптуры, так и в живописные работы этих «французов» более чем оправданны.

Александр Архипенко

Самым известным в России из этой тройки является скульптор-реформатор и художник Александр Архипенко (1887–1964). Влияние его творчества на развитие искусства скульптуры аналогично по масштабу эффекту работ Кандинского или Гогена, перевернувших представления о живописи. Едва ли не впервые различные материалы — металл, бронза, стекло, целлулоид — гармонично соединились в единой форме.

Основная творческая деятельность Архипенко началась с 1908 года, когда он поселился в парижской колонии художников «Улей», где изучал вместе с Модильяни древние культуры Египта, Африки, Ассирии, впоследствии оказавшие значительное влияние на искусство мастера.

Работы периода 1900–1908 года не представляют для инвесторов особого интереса. В них еще не прослеживается собственный стиль Архипенко, и приобретать их следует только в случае отсутствия в коллекции произведений этого времени. Как показывает практика, коллекция стоит тем дороже, чем полнее она представлена работами всех периодов творчества определенного мастера, так как позволяет проследить эволюцию стиля художника.

Разработка в начале 1910-х годов принципов трехмерного кубизма, главной идеей которого была упрощенность геометрических форм, привела Архипенко к появлению совершенно новых идей в скульптуре. В созданных в 1908–1911 скульптурах, самыми известными из которых являются «Адам и Ева», «Женщина с кошкой», «Саломея», «Сидящая обнаженная», внимание мастера было сосредоточено на обтекаемости и целостности формы. Появление настоящих работ этого периода на рынке искусства — большая редкость. Реальная стоимость подобных произведений на сегодняшний день составляет больше полумиллиона долларов, поэтому, когда на том или ином аукционе появляется скульптура Архипенко 1908–1909 года за 30-40 тысяч долларов, с 98-процентной вероятностью можно сказать, что она или фальшивая, или отлита после смерти скульптура с использованием гипсовой формы, созданной автором. Наиболее ярко переход Архипенко к новому искусству прослеживается в серии работ «Цирк Медрано», построенных с помощью геометрических форм, и в «Танце» — первом образце скульптуры, где главную нагрузку несет пустота.

Уникальность этих скульптур подтверждается и их продажами. Так, 6 мая 2003 года на аукционе Sotheby’s за 1016 тысяч долларов была продана скульптура «Голубая танцовщица» (1913). Но не все так просто. Например, «Маленькая наклоненная фигура» (1913), сделанная из бронзы, была продана на Sotheby’s в мае этого года всего за 35 тысяч долларов. Статистические данные продаж работ Архипенко утверждают, что произведения, схожие по техническим характеристикам и созданные примерно в одно время, могут стоить и 30 тысяч и 600 тысяч долларов. В чем же причина такой разницы? Дело в том, что зачастую очень сложно определить, действительно ли сам автор отлил ту или иную фигуру. Процесс создания бронзовой скульптуры проходит несколько стадий: вначале мастер воплощает свою идею в промежуточном мягком материале — пластилине, глине, воске (в последнем случае гипсовая форма не делается), затем создает гипсовую форму, после чего отливает скульптуру, причем сделать он может некоторое количество копий этой фигуры, меняя используемый материал. Отлив несколько копий, скульптор может уничтожить форму, но ничто не мешает в будущем авантюристам по одной из копий снова сделать форму и опять начать процесс производства. Найти различия между копиями разного времени создания зачастую очень сложно. Однако фигуры, сделанные автором, и копии, отлитые другими, имеют расхождения во внешнем виде, которые заметит любой эксперт. Бывает и так, что мастер не уничтожает форму и через 15-20 лет вновь обращается к ней. Получается, что из формы, созданной в стиле, в котором скульптор уже не работает, через два десятка лет вновь отливается фигура. Если ее заново отлил сам ваятель, то стоить она будет довольно дорого, хотя и меньше, чем первые отливки. Но если из формы, созданной мастером, отливают фигуру его ученик, помощник или кто-либо другой, то (не важно, сделано это при жизни мастера или после) стоить она будет значительно дешевле. Необходимо отметить, что, когда скульптор отливает фигуру, он исправляет огрехи отливки, иногда добавляет к ней что-то новое. В некоторых случаях это позволяет определить настоящего создателя произведения. Вывод о подлинности может быть сделан, если есть достоверные данные о количестве отливок с одной формы, о том, что атрибутируемая вещь является одной из них, и прослеживается судьба всех остальных «копий-сестер». Все скульптуры обычно пронумерованы и подписаны автором. Например, Архипенко вел записи о том, что и когда он создал.

Обратимся к стоимости работ: больше 300–400 тысяч долларов стоят скульптуры Архипенко, подлинность которых доказана, а 20–40 тысяч — скульптуры с неизвестным прошлым. Таким образом, вопрос подлинности весьма актуален и для данного вида искусства.

Самый дорогой и наиболее интересный период в творчестве Архипенко — 1911–1920 годы. Впервые в мировой скульптурной практике «пустота» и пространство «внутри» приобретали значение равное материальному элементу. Интересен факт, что исследователи творчества Пикассо и Архипенко проводили между ними определенные параллели, считая, что деятельность Архипенко в скульптуре отображается в живописи Пикассо, и наоборот. Друзья называли Александра Архипенко «Пикассо скульптуры». Он мог работать на образ пустоты и моделировать из нее объемы.

Для этого периода характерны также вазоподобные скульптуры и формализованные торсы: «Луч» (1918), «Женщина, укладывающая волосы» (1915). Стоимость подобных работ сегодня достигает 500–600 тысяч долларов. Учитывая стремительное развитие рынка искусства, можно с уверенностью прогнозировать ежегодный прирост стоимости подобных работ на уровне 10–15 %. По данным artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в скульптуры Архипенко в 1997 году, к октябрю 2004 превратились в 184 доллара.

Фигуры 1920–30-х годов выполнены в разных стилях: от реализма до конструктивизма. В этот период Архипенко продолжает творческие искания, в частности обращается к «звуковой скульптуре». Стоимость работ этого периода уже несколько ниже и редко превышает 250 тысяч долларов. Цена фигур зависит от стиля, в котором они выполнены. Так, конструктивистские работы стоят дороже, чем реалистические. Причем разница может достигать нескольких десятков тысяч долларов.

Стоимость той или иной работы во многом определяется материалом, из которого она сделана. В основном Архипенко использовал бронзу, хотя есть фигуры из мрамора, терракоты, металла, и даже из дерева. Таким образом, при покупке скульптур мастера первым делом стоит обращать внимание на год создания, на количество копий (по возможности установив судьбу других отливок с этой же формы), стиль исполнения и в конце — на использованный материал.

Ценовой диапазон фигур, выполненных после 1930-х годов, колеблется от 30 до 80 тысяч долларов. Но количество подделок в этом сегменте составляет 30–40 % от числа подлинных вещей.

Последние два года количество непроданных на аукционах работ Архипенко сократилось в два раза, что свидетельствует о росте интереса со стороны коллекционеров и инвесторов. Большая часть работ продается ниже 170 тысяч долларов, и только 10 % от общего числа выставленных на продажу работ стоят больше 200 тысяч долларов. Кстати, именно стоимость скульптуры имеет основной вес в денежном обороте работ Архипенко.

В 1923 году скульптор переехал в Америку, поэтому основную часть его вещей стоит искать на американских аукционах, хотя не стоит обделять вниманием и Англию.

Жак Липшиц

Не меньшее влияние, чем Александр Архипенко, на развитие скульптурного авангарда оказал французский скульптор Жак Липшиц (1891–1973). Родился он в Литве, в 1909 году переехал в Париж, где получил художественное образование и начал творческую деятельность. Известность пришла к нему благодаря кубистическим и поздним монументальным работам.

Работы 1913–1914 относятся к периоду, который Липшиц называл «наивным кубизмом», это время геометрических упрощенных форм («Акробат на лошади», «Голова»). В последующие несколько лет ваятель создавал кубистические скульптуры, в которых человеческие черты сведены к минимуму, а различные плоскости накладываются друг на друга. На следующем этапе Липшиц начал усложнять скульптуры. В них появляется все больше элементов и они становятся все более массивными («Фигура»).

К сожалению, работ 1910-х годов осталось немного: скульптор был излишне требователен к себе и своим творениям, а часть работ пропала или была уничтожена в войну. Цены на произведения рассматриваемого периода находятся в диапазоне 600–800 тысяч долларов.

Работы 1910–1920-х годов представляют интересный этап в творчестве скульптора, к тому же произведения этого времени можно назвать раритетными, поэтому вложения в них, безусловно, оправданны. Если сегодня подобные фигуры стоят около 800 тысяч долларов, то через пару лет можно прогнозировать ценовой рост на несколько сотен тысяч долларов. На рынке работы этого периода пользуются ажиотажным спросом, и за них обычно ведется нешуточная борьба. Например, на аукционе Sotheby’s в ноябре 2004 года на продажу была выставлена одна из самых известных работ Липшица «Человек с гитарой» с эстимейтом в 500–700 тысяч долларов. В результате тяжелых баталий и споров скульптура ушла за 850 тысяч долларов. И это далеко не рекорд для Липшица.

Главной заслугой Липшица стало осознание того, что кубизм может сыграть такую же важную роль в скульптуре, какую он сыграл в живописи. У скульптора появлялась возможность, используя кубистические приемы, показать самостоятельность скульптуры, избавить ее от обвинений во вторичности и имитации чего-либо. Между 1915 и 1925 годами для Липшица кубизм стал возможностью освобождения. В работах этих лет прослеживается изменение взглядов мастера на сущность скульптуры, восприятие ее как искусства трехмерного. Характерными работами этого периода можно назвать скульптуры «Наклоненная фигура с гитарой» (1923), «Купальщик».

Цена произведений этого времени колеблется между 200 и 400 тысячами долларов — для работ, достоверно атрибутируемых Липшицу. В 50-60 случаях из ста техническая экспертиза не помогает установить подлинность вещи, так как металл, а зачастую и бронза, не подвержен изменениям времени. Анализ индивидуальной манеры художника преследует цель выявления типичных для него технических приемов работы, для чего исследуются специфика обработки поверхностей. Иногда скульптура сравнивается с ее «копиями-предшественницами». К сожалению, многочисленные случаи отливки мастерами фигуры через неопределенный промежуток времени затрудняют процесс определения даты ее создания и подлинности работы, так как заново отлить скульптуру при наличии формы мог любой. Тогда основная надежда остается на провенанс — сведения о бытовании произведений в прошлом (нахождение в коллекциях, документальные свидетельства, экспозиция на выставках) и на определение возраста материала, из которого изготовлена вещь. Покупать стоит только скульптуры, история которых прослеживается с даты их создания.

С 1925 по 1930 Липшиц экспериментирует с изображением человеческих фигур: «Женщина с гитарой», «Женщина с мандолиной», «Мужчина, опирающийся на локти», «Размышление», серия «Стоящая фигура», «Женщина, опирающаяся о колонну», «Полулежащая женщина на пуфике». Для данных работ характерен ценовой диапазон 90–200 тысяч долларов. При этом годовой ценовой рост составляет чуть более 5 %: на арт-рынке количество датируемых этим периодом работ в несколько раз превышает число скульптур 1912–1920-х годов, и они пользуются меньшей популярностью у коллекционеров, чем их «предшественницы».

В 1930-е годы в творчестве французского скульптора произошел переход к экспрессивному сюрреалистическому стилю. Это было предопределено не только личными переживаниями художника, но и общей атмосферой предчувствия войны. Интересен выбор мифологических и библейских сюжетов — «Борьба Иакова с ангелом» (1932), «Похищение Европы II» (1938), — к которым обратился Лишпиц как к средствам отражения собственных воззрений.

Нью-Йоркский период творчества (художник перебрался за океан в 1941 году после оккупации Франции немецкими войсками) отмечен созданием знаменитых колоссальных скульптур «Тезей», «Благословение», «Мать и дитя», «Чудо», «Жертва».

По данным artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работы Липшица в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 214 долларов, таким образом, вложения в отлитые им лично фигуры можно оценить как весьма прибыльные. Произведения мастера стоит поискать на американских, французских и немецких аукционах. Наибольшей удачей инвестора может стать приобретение скульптуры 1910-х годов менее чем за 500 тысяч долларов при условии достоверной атрибуции. В этом случае прибыль владельца составит более 50 % от вложенной суммы.

Осип Цадкин

Творчество выдающегося российского скульптора Осипа Алексеевича (наст. Иосель Аронович) Цадкина (1890–1967) отмечено соединением традиций модерна и авангарда. Как и многие русские художники и ваятели, он получил образование за границей. Вначале учился в художественной школе в Англии в Сандерленде. В 1909 году переехал в Париж, где закончил учебу в Национальной школе изящных искусств, после чего в 1910-м организовал собственную студию в знаменитой художественной колонии «Улей».

Активная работа Цадкина прервалась с началом Первой мировой войны, куда он ушел добровольцем и откуда вернулся, демобилизовавшись по инвалидности.

У Цадкина выработалась собственная пластическая манера, основанная на синтезе принципов кубизма и элементов архаики. Он использовал выпукло-вогнутые поверхности, разнородные материалы и даже наносил на скульптуру графический рисунок или тексты. Нередко обращался к античным образам и символам, особенно часто — к образу Орфея.

К 1920-м годам в творчестве Цадкина ясно проявились основные принципы, которым впоследствии скульптор будет придавать очень большое значение, — принцип углубленного, «обратного» рельефа и принцип «полой формы», выражающий (по его словам) «гармонию массы и пустоты, реальных и ирреальных ценностей». Именно работы этого периода принесли Цадкину первую популярность. Цены на них могут колебаться от 70 тысяч до 300 тысяч долларов. Самая дорогая работа — деревянная скульптура «Раб» (1922) была продана за 400 тысяч долларов 6 ноября 2001 года на аукционе Christie’s.

Вообще, цены на работы Цадкина располагаются в большом диапазоне. Стоимость той или иной скульптуры зависит не только от времени создания, но и от материала и размеров композиции. В творчестве Цадкина можно выделить два наиболее дорогих периода: 1920–1930 и 1940–1950. К самым известным произведениям межвоенного периода относятся: «Гитаристы» (1920), «Арлекин» (1929), «Женщина с птицей» (1930), «Христос» (1939) и неоднократные обращения к античным сюжетам: «Прометей», «Дискобол», «Деметра».

После Второй мировой войны Цадкин создает монументальные скульптуры. К его удачам относится один из лучших военных монументов XX века — «Разрушенный город» — с провалом вместо сердца. С инвестиционной точки зрения вложения в произведения Цадкина оправданны. По статистике artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работы Цадкина в 1997 году, к октябрю 2004 года превратились в 185 долларов.

На протяжении последних пяти лет цены на работы русского мастера поднялись на 80 %, в среднем по 15,5 % в год. Количество непроданных лотов с каждым годом снижается, что свидетельствует о росте популярности скульптора на рынке. Но, в отличие от цен на скульптуры Архипенко и Липшица, цены на работы Цадкина не имеют строгой привязки к определенному периоду творчества. Иногда это значительно затрудняет справедливую оценку работы и прогнозируемую доходность тех или иных вложений.

Так же, как для работ Архипенко и Липшица, для скульптур Цадкина существует проблема подлинности. Поэтому инвестору стоит посоветоваться с экспертами, определить качество скульптуры с композиционной точки зрения и по возможности время создания и подлинность вещи, так как если работа относится к 1920-м годам, то ее стоимость немного выше.

Рассматривая работы Александра Архипенко, Жака Липшица и Осипа Цадкина с инвестиционной точки зрения, приоритет стоит отдать все же Липшицу. Тем не менее вложения в скульптуры всех трех авторов более чем надежны.

Часто вложения в скульптуры не менее доходны, чем инвестиции в живопись. Но сопровождающие их проблемы могут отпугнуть начинающих инвесторов. Прежде чем выбрать скульптуру в качестве объекта для инвестиционной деятельности, необходимо изучить стилевые особенности интересующего вас автора и, главное, не торопиться, тщательно изучить все имеющиеся о произведении данные, чтобы минимально снизить возможный риск покупки фальшивой работы.

 


1 Все цены даны с учетом Buyer’s Premium — комиссионного вознаграждения аукционного дома. Возврат

2 Константин Бранкузи (Брынкуши) (1876–1957) — румынский скульптор-абстракционист. Возврат

3 Огюст Роден (1870–1917) — французский скульптор. Возврат

4 Жоан Миро (1893–1983) — испанский скульптор, живописец, график. Возврат

5 Генри Мур (1898–1986) — английский скульптор, художник, график. Возврат