Директор-Инфо №47'2004
Директор-Инфо №47'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Итальянцы в России

Олег Татарников

Обращение к легендам

Наверное, последним автомобилем уходящего столетия, признанным в Европе отнюдь не за технические достижения, а именно за красоту, стал Alfa Romeo 156 — «Автомобиль 1998 года».

На главные роли в мировой автоиндустрии сегодня вышли менеджеры и клерки, а на процесс создания новых машин в значительной степени стал влиять не оригинальный подход дизайнеров и конструкторов типа Порше, Иссигониса, Феррари и Лефевра, способных построить автомобиль сообразно лишь своему замыслу, а мнение, например, страховых компаний. В общем, современные автомобили давно уже не радуют глаз. Какая уж тут красота, если даже названия моделей стали придумывать компьютеры.

Обобщенный портрет автопроизводителя теперь ассоциируется в массовом сознании с дежурной фразой типа «в новой модели мы сконцентрировали весь наш потенциал»…

Компания Alfa Romeo сделала, пожалуй, больше любой другой для создания и совершенствования концепции стильного спортивного автомобиля и разработала целый ряд наиболее совершенных и прогрессивных для своего времени конструкций, пользующихся заслуженным уважением как многочисленных поклонников, так и объективно настроенных соперников.

Автомобилям Alfa Romeo всегда был присущ спортивный дух (Cuore Sportivo — девиз компании), чему немало способствовал Энцо Феррари, пришедший когда-то на завод Alfa Romeo в качестве гонщика-испытателя и со временем возглавивший гоночный отдел Alfa Romeo.

По мнению нынешних историографов марки Alfa Romeo, именно там появилась идея легкового автомобиля со сминаемыми зонами безопасности (а вовсе не в Mercedes-Benz), алюминиевый кузов, который впервые в истории имел гнутые стекла, а также управляемый ГРМ. Мотористы компании Alfa Romeo впервые предложили механизм, изменяющий угловое положение распредвала, управляющего впускными клапанами, чтобы моменты открытия и закрытия клапанов точно соответствовали скоростному режиму двигателя.

Позднее такой же принцип был использован конструкторами компаний Mercedes-Benz, Nissan и BMW (несколько другой подход к делу продемонстрировала Honda, разработавшая систему, управляющую не только моментами открытия/закрытия, но изменяющую также ход клапанов).

В послевоенные годы в бедной Италии никому не пришло бы в голову оспаривать экономическое превосходство США, ведь у многих итальянцев не было даже телефонов. Однако чего не отнимешь у итальянцев — так это способности делать автомобили. И в те же годы в Италии подняли бы на смех любого, кто осмелился бы заикнуться о превосходстве американцев в этой области. Особенно итальянцам удавались кузова — секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение, и династии Фарина, Дзагато, Этола славились по всей стране. Люди шли на ежегодную автомобильную выставку в Турине, как в художественную галерею — на ней мерились силами кузовщики. Каких только кузовов там не демонстрировали! Пленительные линии заставляли забыть о высоких налогах и пустом кошельке. А самой знаменитой кузовостроительной компанией была Touring, которая строила роскошные кузова для самых дорогих итальянских автомобилей — шести- и восьмицилиндровых Alfa Romeo.

На компанию Alfa Romeo поработали все без исключения знаменитые итальянские дизайнеры. Каждый из них придавал машинам свой неповторимый стиль: Pininfarina — академический, Bertone — конструктивистский, Zagato — сверхагрессивный... Да и в самой Alfa Romeo работали кузовщики не из последних. Таким образом, модели фирмы постоянно становились образцами высокой моды. И до сих пор марка Alfa Romeo имеет совершенно особую ауру и занимает почетное место в «фиатовской» семье. Заметим, что даже сегодня, когда положение компании Fiat далеко не безоблачно и во всем мире наблюдается значительный спад продаж автомобилей этой марки, Alfa Romeo теряет свои позиции в значительно меньшей мере. Есть у этой марки свои приверженцы и в России. Так, например, в этом году различных моделей Alfa Romeo в России было продано почти в два раза больше, чем всей остальной продукции концерна Fiat.

Однако тем же легендарным итальянцам обязательно «припомнят» пусть мелкие, но промахи в организации водительского места, а также кое-какие огрехи в сборке. Возможно, таких ошибок в современных моделях уже гораздо меньше, но отнюдь не самая лучшая репутация прошлых лет никуда не пропала. На фоне строгих и бескомпромиссных японских и немецких автомобилей они остаются заметными до сих пор. Но зато сильнее проявляется и явный плюс Alfa Romeo — «живое начало». Ведь это автомобили для души, а их конкуренты будут радовать скорее прагматиков, нежели романтиков...

Крушение надежд

Рассматривая автомобили Alfa Romeo, постепенно приходишь к мысли, что эта фирма просто не умеет делать некрасивые машины. Послушайте, как несется спортивный автомобиль Alfa Romeo Schighera («Шигера» — так на миланском диалекте называется местный туман, внезапно наползающий из низин и в считанные минуты покрывающий окрестности непроницаемой мистической завесой). Даже его название привлекательно звучит на любом языке — удачное сочетание звуков дополняется подходящим смыслом.

Alfa Romeo — автомобиль, рассчитанный на хозяина, ценящего и серьезные динамические характеристики, и стильную внешность. Удивительно сбалансированные машины, в которых гармонично сочетаются фамильная спортивность, необходимая респектабельность, превосходные ходовые качества и стильный дизайн. Красивый автомобиль — красивый мотор. В Италии Alfa Romeo по культовости уступит только автомобилям Ferrari. Причем как у той, так и у другой марки принцип построения один — превосходный кузов, который скроен вокруг двигателя. Итак, Alfa Romeo — это мощь, превосходная динамика и хороший звук.

Впечатляют и интерьеры. Здесь царит тот же стильный дизайн, образец утонченного вкуса — он сдержан и гармоничен, а отдельные фрагменты салона своими прихотливыми формами напоминают объекты с полотен художников-сюрреалистов. В целом — очень красиво. Но многое может показаться странным. Вроде бы хорошие и добротные автомобили — этого у Alfa Romeo не отнять. Но все больше и больше в них от итальянского ширпотреба — марки Fiat. Присмотревшись, начинаешь замечать некоторые огрехи в качестве исполнения: местами неровные швы, неплотно прилегающие панели, не самый удачный материал обивки... После этого даже дизайн машины и салона начинает восприниматься как откровенная имитация Ferrari. А чуть позже приходит осознание того, что и в обиходе машина так же дискомфортна, как и суперкары Ferrari. А при решении вопроса «Alfa или не Alfa» обнаруживаешь, что компания Alfa Romeo, добившись отличных «моторных» характеристик, не делает акцента на расширении комфорта путем добавления подстаканников, дополнительных систем безопасности, систем электронной стабилизации или спутниковой навигации. Alfa Romeo хороша именно своей «первобытностью» и стильной внешностью. То есть в конце концов начинаешь понимать, что Alfa Romeo — эстетская вещь, которая рано или поздно может надоесть обычному потребителю. И ее не спасет даже то, что она заметно дешевле многих «одноклассников» (так, например, Alfa Romeo 166 была чуть ли не на треть дешевле моделей BMW 5-й серии, а «младшая» модель Alfa Romeo 147 в базовой комплектации не многим дороже Ford Focus в топовой, а ведь Alfa Romeo 147 позиционируется как главный конкурент таких престижных немецких «компактов», как Audi A3, BMW Compact и VW Golf GTI). Тут было бы о чем подумать, если б не столь малое распространение этой марки в нашей стране, ее туманное будущее и невысокая надежность. А невысокая надежность приводит и к быстрому падению цен на вторичном рынке: подержанные итальянские автомобили обычно стоят дешевле своих конкурентов.

А автомобилист, как известно, радуется всего два раза: первый — когда купил машину, второй — когда продал. Причем с продажей модели Alfa Romeo, помимо большого падения ее цены, придется повозиться, так как необходимо будет искать истинного ценителя этой марки.

Качество и надежность

Несомненно, следует иметь в виду, что автомобили последних лет значительно надежней, так что и проблем с ними должно быть меньше. Вместе с тем они технически сложнее, и потому требуют квалифицированного обслуживания, а сеть их сервисного обслуживания в России не так широка, хотя само обслуживание совсем недорого — дешевле, чем для многих японских марок.

Конечно, очень хотелось бы узнать, как итальянские машины последних выпусков поведут себя при длительной эксплуатации в наших условиях — ведь за их предшественниками в России закрепилась репутация капризных и малонадежных, но соответствующей статистики пока не очень много.

Что касается официальных отзывов, то в 2003 году Alfa Romeo отзывала по меньшей мере 750 автомобилей «заряженных» серий Alfa Romeo 156 GTA и 147 GTA из-за проблемы, обнаруженной в подвеске этих моделей. В рамках процедуры отзыва у автомобилей менялись амортизаторы и некоторые детали крепления узлов подвески. Напомним, что Alfa Romeo 156 GTA и Alfa Romeo 147 GTA оснащаются 250-сильными шестицилиндровыми двигателями и отличаются более жесткой настройкой подвески и более острым рулевым управлением.

А совсем недавно в связи с возможной поломкой замка капот Fiat отзывал на профилактику Alfa Romeo (147-й и 156-й моделей) и Lancia. В лучшем случае это грозило проблемами при попытке заглянуть в моторный отсек, но в худшем капот мог открыться и на скорости. Автопроизводитель не сообщал точных цифр, но известно, что в Германии на фирменные СТО приглашались примерно 52 тысячи автомобилей. Есть предположение, что это был крупнейший отзыв компании Alfa Romeo за последние годы, и количество отозванных машин должно было превысить 100 тысяч штук.

Если верить статистике, то прежние Alfa Romeo «славились» неполадками в электрооборудовании, неисправностями системы зажигания, течью охлаждающей жидкости, быстрым износом тормозов и сцепления, отказами стояночного тормоза, а также невысокой стойкостью к коррозии (особенно выхлопной системы). У нас, наверное, к этому следует прибавить и проблемы с подвесками. Скорее всего, после непродолжительной эксплуатации обнаружится, что «пластмасса» в движении будет шуметь, а зеркала заднего вида и приборная панель — вибрировать. Вообще, невысокая коррозийная стойкость свойственна всем итальянским моделям, разработанным в стране, не знающей, что такое соль на дороге. Как, кстати, и недостаточно эффективный для нашей зимы отопитель салона.

При эксплуатации следует помнить, что модели Alfa Romeo требовательны к качеству горюче-смазочных материалов и не прощают нарушения регламента работ по обслуживанию.

К проблемным узлам относятся стартер, генератор, электростеклоподъемники, контрольные лампы на приборном щитке, центральный замок и гидроусилитель руля.

Не исключено, что в процессе эксплуатации вскроется и кое-что посерьезней. Так, например, возможны неполадки в системе зажигания, а также повышенный расход масла на угар.

Заметки на полях

На фоне печальных событий на самом крупном частном предприятии Италии — концерне Fiat, частью которого является и производство Alfa Romeo, будущее последнего не внушает оптимизма. Планы реорганизации пока не приносят свои плоды, для этого необходимо время. Возможно из-под удара удастся вывести самое ценное, что пока еще осталось — Ferrari/Maserati и Alfa Romeo. Только у этих подразделений фактически нет снижения производства и спроса, а вывод на рынок обновленных моделей приветствуется покупателями. Тем более, что феноменальная узнаваемость и богатая спортивная история — это беспроигрышные аргументы на современном безликом, но быстро меняющемся рынке. Однако все прекрасно понимают, что продажа большей части или всего бизнеса Fiat Auto концерну GM принесет итальянцам разочарование. Исчезнут вековые ценности, гордость и слава Италии. Полная унификация и потеря индивидуальности — вот незавидное будущее, недостойное легендарных марок. Одним словом, будущее именитых производителей весьма туманно.

Очевидно, что автомобили Alfa Romeo — специфические, рассчитанные на узкий круг «своих» покупателей; им нужен не просто «седан с 2-литровым мотором», а именно Alfa Romeo, и нет дела до седанов с эмблемой Toyota или Opel.

Впрочем, Alfa Romeo — не исключение, подобным спросом пользуются и автомобили SAAB, Citroen, Lancia, Subaru... Среднегодовой сбыт таких «особенных» машин (от одного производителя) никогда не превышал нескольких сотен тысяч экземпляров — автомобилей Alfa Romeo, к примеру, в прошлом году было выпущено всего 160 тысяч. Руководство концерна Fiat, которому с 1986 года принадлежит Alfa Romeo, мирилось с таким положением продукции своего «специфического филиала» на рынке машин со спортивным характером. Но до каких пор это будет продолжаться?

А чтобы заинтересовать новых клиентов, компании Alfa Romeo придется отнимать их у тех же SAAB и Subaru, а также BMW, Audi и Volvo. Для этого уже сейчас предпринимаются активные шаги по возвращению к полноприводным автомобилям и, возможно, к выпуску кроссовера, который будет конкурировать с Audi Allroad, Volvo XC70/CrossCountry и Subaru Outback/Forester. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Alfa Romeo может противопоставить им незаурядную внешность, приемлемую цену и неплохую динамику, сочетающуюся с хорошей экономией топлива.

Полный привод на будущих моделях 156, Kamal и 158 будет реализован, грубо говоря, по принципиальной схеме Audi — самоблокирующийся межосевой дифференциал Torsen и свободные дифференциалы на осях. Но в эту схему конструкторы Alfa Romeo предполагают внести некоторые собственные изменения. Выход новейшей модели Alfa Crosswagon — самое знаменательное событие последних лет в жизни компании Alfa Romeo. И дело не в том, что полный привод появился не на спортивной модификации, а на откровенно грузовой, а в том, что он вновь на конвейере. Уже более десяти лет не появлялись новые модели с колесной формулой 4х4, а последней в этом ряду была Alfa Romeo 155 Q4, выпуск которой прекратился в далеком 1997 году.

Замена 156 GTA также будет с полным приводом, который должен уменьшить тенденцию текущей модели страдать от избыточного крутящего момента. Следующее поколение 157 базируется на разработанной совместно платформе GM и Fiat.

В программе принимали участие инженеры Alfa и Saab, но американцы отклонили эту разработку в связи с дороговизной ее производства.

Crosswagon является первым шагом компании Alfa Romeo по внедрению полного привода в свой модельный ряд. Тем самым Alfa Romeo выходит на достаточно емкий рынок легких кроссоверов, которым полноприводная трансмиссия нужна не для езды по бездорожью, а для чуть большей свободы передвижения: взобраться на заснеженный склон, перевезти горнолыжное оборудование, припарковаться на тяжелом грунте или подъехать поближе к морю...

Понятно, что обычному владельцу Alfa Romeo в голову не придет «прыгать» по тракторной колее или устраивать вылазки в лесные дебри. Вследствие этого компания и предложила покупателям легкий кроссовер для большего удобства и основная его стихия всегда будет городской. Поэтому Alfa намерена создавать «облегченные» аналоги таких моделей как Volvo XC70 и Audi A6 Allroad. Есть предположение, что Alfa Crosswagon будет выпускаться два года, т. е. выйдет за пределы нынешнего модельного ряда 156. Всего планируется выпустить около 20 тысяч машин. Дальнейшее развитие именно этого направления следует ожидать в появлении Alfa Kamal, презентация которой намечена на март 2006 года. Kamal будет иметь более или менее сходные с Crosswagon размеры. Этот вседорожник, высотой 162 сантиметра не совсем корректно рассматривать как полноценный SUV (традиционные модели на 10–15 см выше). Но, несмотря на это, Kamal в качестве Alfa-SUV, согласно плану Morchio, принятому в июне 2003-го, должен встать на конвейер в начале 2006 года и потеснить конкурентов.

Возможно, характерные линии Kamal будут перенесены на новое поколение 147-й модели — 148/Giulietta. Такое решение было принято после шумного успеха Kamal на женевском автосалоне. Модель 148/Giulietta, первый показ которой намечен на 2007 год, будет ниже внедорожника Kamal примерно на 20 сантиметров. Как ожидается, через год после премьеры Alfa Romeo 148 состоится дебют монообъемной версии на ее основе.

Однако недавно стало известно, что возвращение на рынок США, с которым компания Alfa Romeo связывала далеко идущие планы по реорганизации производства, отложено на неопределенный период, так что все планы могут поменяться. Ранее компания планировала начать продажи на рынки США в первой декаде 2007 года с использованием дилерской сети концерна General Motors. Теперь же ей придется сосредоточить усилия на «перегруженных» рынках Европы и Азии.