Директор-Инфо №46'2004
Директор-Инфо №46'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Франчайзинг и фитнес

Надежда Русина

Открытие фитнес-центра, как и любого другого предприятия, связано не только с необходимостью вкладывать средства, но и с определенными рисками и разочарованиями. Безусловно, сама по себе покупка франшизы не дает стопроцентной гарантии успеха, однако по статистике у франчайзи в два раза больше шансов сохранить свой бизнес и прибыли, нежели у независимых предпринимателей.

Данные Международной Ассоциации Франчайзинга подтверждают, что методы франчайзинга можно практически использовать в 70 отраслях хозяйства. Среди них и создание фитнес-центров. Сегодня в Москве по принципу франчайзинга работают несколько спортивных сетей, среди которых лидируют (по данным КОМКОН) «Планета Фитнес» (всего 18 клубов в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Казани и Киеве), World Class, «Оранж-Фитнес», «Reebok-Фитнес».

Франчайзинг — соглашение об условиях совместной деятельности между франчайзером и франчайзи, согласно которому франчайзи получает право деятельности с использованием товарного знака компании, ее ноу-хау, маркетинговых приемов, технологии, рекламных возможностей, полуфабрикатов и т. д., расплачиваясь за это отчислением определенного процента с оборота или от прибыли.

Франчайзи имеет права на использование помещения, оформляет отношения с персоналом и клиентами, получает разрешительную документацию, несет расходы по ведению бизнеса, получает прибыль и т. д. Франчайзер предоставляет право использования своего товарного знака, помогает поставить бизнес франчайзи или сделать его более успешным, оказывает организационную и консультационную помощь в заранее установленном сторонами объеме.

Под франчайзинговыми отношениями в сфере фитнес-услуг обычно подразумевают передачу франчайзером права на использование своего торгового знака, охраняемой коммерческой информации в области создания и эксплуатации успешного фитнес-клуба, отбор и обучение персонала нового клуба, размещение информации о заведении в единых информационных ресурсах сети клубов правообладателя (в т. ч. на интернет-ресурсе), обеспечение участия представителей франчайзи в проводимых франчайзером фитнес-конвенциях, конгрессах, и других мероприятиях.

Кроме того, правообладатель предоставляет франчайзи специальные условия поставки спортивного оборудования для оснащения своего фитнес-клуба. В качестве дополнительной услуги может быть разработана архитектурно-планировочная концепция помещений фитнес-клуба.

Условия франчайзинга, права и обязательства правообладателя и пользователя определяются в договоре франчайзинга. Как правило, заключаемый с франчайзи договор определяет:

  • права, предоставляемые франчайзи в части использования товарного знака фитнес-сети;
  • документы, содержащие ноу-хау в области создания и эксплуатации успешного фитнес-клуба;
  • объем предоставляемой франчайзером организационно-консультационной поддержки;
  • требования по обеспечению деятельности клуба, в том числе требования к состоянию помещений, наличию профессионального спортивного оборудования и персонала;
  • взаимоотношения по предоставлению отчетности и контролю качества услуг франчайзи;
  • размер и условия выплаты вознаграждения франчайзера;
  • срок действия договора франчайзинга.

Франчайзинг предполагает создание сети однородных объектов (фитнес-центров), использующих единый товарный знак и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж, оказания услуг, в том числе единые требования к качеству товаров и услуг.

Одним из важных условий договора является обязательство франчайзи обеспечивать высокое качество услуг, соблюдать инструкции и стандарты франчайзера.

Обширный перечень взаимных обязательств по договору франчайзинга подразумевает долгосрочное сотрудничество и участие правообладателя в работе и развитии нового клуба франчайзи. Что касается специфики оформления договора франчайзинга (коммерческой концессии), в Российской Федерации такой договор подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения франчайзера, и если договором предоставляется право на использование товарного знака, то он также подлежит обязательной регистрации в патентном ведомстве РФ. Впрочем, иногда желающие попробовать себя на рынке фитнес-услуг предпочитают обойтись консультацией у представителей какой-то известной фитнес-сети, не прибегая к заключению договора франчайзинга. Объем такой консультационной поддержки может быть разным в зависимости от выбора клиента и включать в себя широкий спектр вопросов: от архитектурно-планировочных решений и технических заданий на инженерные коммуникации, выбора и расстановки оборудования до набора и обучения персонала всех подразделений фитнес-клуба, а также консультаций по рекламе и маркетингу, бухгалтерии, работе хозяйственной службы и т. д.

Чаще всего у клиентов возникают вопросы, посвященные именно набору и обучению персонала. Обычно решение этой проблемы зависит от объема клуба, исходных данных (строительство нового объекта, реконструкция или же просто ремонт здания, планирование наличия тех или иных услуг), а также от потенциальной целевой аудитории.

Ассортимент консалтинговых услуг достаточно велик, поэтому их стоимость определяется исходя из объема работы с конкретным клиентом и может составлять до 30 тысяч долларов. Основной доход фитнес-клубу приносит продажа карт: индивидуальных, корпоративных, семейных и т. п. Стоимость годовой клубной карты варьируется от 500 до 5 тысяч долларов в год. Индивидуальные тренировки, продажа напитков и еды, салоны красоты, аренда спортинвентаря и т. п. являются дополнительными услугами, которые не входят в стоимость карт и составляют до 40 % доходов клуба (по данным участников рынка).

Как правило, затраты на строительство нового фитнес-клуба могут колебаться в пределах 500–1400 долларов за квадратный метр в зависимости от уровня объекта. Такой разброс цен часто зависит от технологий строительства, стоимости оборудования, расположения городских коммуникаций и т. п. Срок окупаемости одного фитнес-центра, в зависимости от объема инвестиций и условий финансирования, может составлять от полутора до 3,5–4 лет. Согласно договору франчайзинга пользователь выбирает для себя один из двух вариантов стандартной комплектации для оборудования залов.

В рамках программы «Планета Фитнес — Экспресс», адресованной владельцам клубов площадью 1500–2000 кв. м, предлагается два варианта стандартной комплектации — класс «Эконом» (стоимость оборудования — 133 024 доллара) и класс «Премиум» (стоимость оборудования — 165 472 доллара).

Для оснащения залов обычно закупается спортивное оборудовани известных брэндов (Star Trac, Stair Master, Nautilus, Nordic Gym, SportsArt). Оно может поставляться на различных условиях. Обычно это прямая продажа со склада в Москве с учетом доставки до объекта, монтажа, установки и гарантийного обслуживания. Возможен вариант предоставления оборудования в лизинг, а также со склада завода-производителя за рубежом. Как правило, для того чтобы открыть новый клуб данной торговой марки требуется четыре месяца (при условии уже завершенных строительных и отделочных работ) — за этот срок объект оснастят спортивным оборудованием, а для работы будет подобран квалифицированный персонал.

Франчайзинговые проекты подразумевают совместную деятельность правообладателя и его партнера (пользователя). Поэтому обычно франчайзер не вкладывает свои деньги в строительство или недвижимость в других регионах, а передает неисключительные права на использование торговой марки и своего ноу-хау.

Развитие фитнес-клубов по франчайзинговой схеме особенно актуально для региональных проектов, инвестиции в которые подвержены наибольшему финансовому риску из-за просчетов в управлении и отсутствия оператора по ведению фитнес-бизнеса. Сотрудничество с известной фитнес-компанией1 дает региональным инвесторам и менеджерам фитнес-клубов неоспоримые преимущества перед теми, кто входит в фитнес-индустрию обычным методом проб и ошибок. Впрочем, потребность в новых клубах существует и в Москве — этот рынок в столице далеко не насыщен — в тех же «спальных районах» очень много потенциальных клиентов.

Безусловно, сам франчайзер имеет право предъявить ряд требований к своему предполагаемому партнеру. Обычно уважающая себя компания с известным именем заинтересована в сотрудничестве с таким пользователем продукта, который не просто собирается брать деньги с населения, а посвятит себя развитию спортивно-оздоровительной фитнес-индустрии. Важно чтобы будущий партнер ассоциировал себя с компанией, принимал ее цели и задачи и понимал свою роль в достижении этих целей.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала компанию «Планета Фитнес».

Адрес: Б. Кисловский пер., д. 9.

Тел.: (095) 933-71-09.

E-mail: planeta@fitness.ru; http://www.fitness.ru

 


1 Особенно если она имеет многолетний опыт открытия фитнес-клубов демократичной ценовой политики и поддержания их высокой рентабельности. Возврат