Директор-Инфо №45'2004
Директор-Инфо №45'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

В ожидании сенсаций?

Егор Молчанов

В этот раз ни Sotheby’s, ни Christie’s не смогли выставить работ, близких по уровню к произведениям, представленным на предыдущем (июньском) «русском» аукционе. Очень мало интересных и привлекательных с инвестиционной точки зрения вещей, и, скорее всего, мы не увидим тех интриг и нешуточной борьбы, которыми славятся упомянутые аукционные дома.

В структуре предложения большая часть лотов приходится на картины представителей реализма, не пользующегося сегодня особой популярностью на международном рынке искусства; русский авангард, наиболее перспективный для вложения средств, представлен единичными лотами.

Более детально имеет смысл рассмотреть английский аукцион Mаcdougall’s продающий «русских французов». Особое внимание инвесторов привлекают к нему неплохой подбор художников и низкие стартовые цены.

Русские на Christie’s

Никогда еще на «русских торгах» аукционистом не произносилась сумма в один миллион фунтов. Один миллион долларов уже звучал, и неоднократно. А вот почти два миллиона долларов — это что-то новое. К сожалению, первого потенциального рекордсмена на «русских торгах» особо интересным для коллекционера назвать нельзя. Это «Исаакиевский собор в морозный день» известного русского мариниста Ивана Айвазовского. Удивительно, но цены морских пейзажей, снискавших Айвазовскому заслуженную мировую известность, никогда не достигали таких сумм, тогда как «Исаакиевский собор в морозный день» эксперты аукционного дома сразу оценили в 1–1,5 миллиона фунтов стерлингов. Следует отметить, что ряд специалистов считают это полотно явно не лучшей работой русского художника, который больше ценится масштабностью и драматизмом марин. С известной долей уверенности можно предположить, что картина не будет продана из-за непомерно высокого эстимейта.

Кроме «Исаакиевского собора в морозный день» Айвазовский представлен на русских торгах Christie’s еще несколькими работами. Максимальный эстимейт самой дорогой из них — 200 тысяч фунтов — довольно средняя цифра для этого художника, поэтому можно предположить, что все они будут проданы. Полотна И. К. Айвазовского очень популярны на арт-рынке, и, несмотря на высокую стоимость, как правило, они не возвращаются из аукционных домов к прежним владельцам.

По оценке аналитического ресурса artprice.com, 100 долларов вложенные в работы Айвазовского в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 477 долларов. Но. По некоторым оценкам, подлинность до 70 процентов работ художника, находящихся сегодня в рыночном обороте, сомнительна. Инвестор, задумавший вложить средства в произведения И. К. Айвазовского, должен проверить и перепроверить провенанс для достижения абсолютной уверенности в подлинности вещи.

К числу топ-лотов Christie’s можно отнести две работы одного из самых известных художников-передвижников Ильи Репина. В этот раз на торги выставлена картина «Сестра Красного Креста, идущая в атаку», оцененная экспертами аукциона в 250–350 тысяч фунтов. Вторая работа — этюд к семейному портрету 1905 года с эстимейтом 350–450 тысяч фунтов. Стоит отметить, что если Айвазовский представлен на аукционе полотном, выполненным в непривычном для широкой публики жанре, то этюд Репина, напротив, отсылает зрителя к одному из основных жанров в творчестве художника — к портрету. Репин был уникальным портретистом, и представленный на аукционе этюд позволяет как бы заглянуть в его творческую мастерскую.

Так же, как и Айвазовский, Репин считается художником, инвестиционные перспективы работ которого весьма интересны.

По статистике artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работы Репина в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 372 доллара. Мы полагаем, что обе картины Репина будут проданы, но не выше своего эстимейта.

Ни одни «русские торги» не обходятся без известного пейзажиста Ивана Шишкина. Несмотря на то, что уровень всех работ, из которых лишь четыре достойны рассмотрения, оставляет желать лучшего, цены на них подняты до максимальных пределов. Если на прошлых аукционных торгах за работы уровня «Утра в сосновом лесу», просили полмиллиона долларов, то сегодня аналогичные цены выставлены на менее значимые и яркие «Лесной пейзаж» (450–550 тысяч фунтов) и «Песчаный берег» (300–400 тысяч фунтов). Что побудило экспертов и продавцов установить полумиллионные эстимейты на эти работы — не понятно. Бесспорно, картины Шишкина пользуются спросом не только на российском, но и на западном антикварных рынках. Через 5-6 лет цены на его работы, возможно, и достигнут заявленных уровней. Но не сегодня. Мы полагаем, что будут проданы два пейзажа «Лесной пейзаж» и «Лес», торги по каждой картине закончатся примерно на 200 тысячах фунтов. Остальные же работы если и уйдут, то по нижнему эстимейту.

Картина «Император Александр II и кайзер Вильгельм I в карете» русского баталиста и жанрового живописца Николая Сверчкова участвует в торгах с эстимейтом 200–250 тысяч фунтов. Эта работа относится к серии исторических полотен, созданных художником в период с 1866 по 1873 год. По нашему мнению, это далеко не самая удачная и интересная работа художника и, безусловно, она не стоит в ряду сколько-нибудь интересных лотов аукциона. Однако можно с высокой вероятностью прогнозировать продажу этой работы, так как картины Сверчкова имеют тенденцию медленного повышения в цене. Конечно, это далеко не самое выгодное вложение средств, но данная инвестиция все-таки принесет прибыль.

На общем фоне выделяется полотно «Деревенские женщины воскресным днем» Абрама Архипова. Написанная в характерном для этого художника стиле, наполненная яркими красками, картина, скорее всего, будет продана, а ее цена превысит верхний эстимейт (120 тысяч фунтов). Полотна Архипова пользуются высоким спросом среди коллекционеров, в очередной раз это доказали предыдущие «русские торги», поэтому у нас есть основания полагать, что и эти торги не станут исключением.

С инвестиционной точки зрения покупка данной работы — довольно среднее по прибыльности вложение средств.

Почти двукратное увеличение эстимейтов наблюдается для картин Юлия Клевера. Всегда стоившие не больше 40 тысяч долларов, они вдруг резко начали расти в цене. Пример тому — «Домик в лесу», верхний эстимейт которого составляет 50 тысяч фунтов. Самое интересное то, что данная работа вполне может быть продана за эту сумму. Инвесторам, привыкшим рисковать, стоит обратить внимание на этого художника. В краткосрочном периоде можно извлечь неплохую прибыль из покупки его полотен. Можно предположить, что на общем фоне подъема интереса к искусству, русская живопись будет вместе с произведениями западных художников повышаться в цене.

А работы Клевера, одного из лучших русских пейзажистов, могут показать стремительный ценовой рост быстрее других.

С другой стороны, к таким взлетам следует относиться с определенной осторожностью, ибо сейчас нельзя с уверенностью охарактеризовать ситуацию ни как зарождение новой долгосрочной тенденции, ни как единичный «пик» с последующим возвращением на исходные позиции. Время покажет, но в любом случае за происходящим инвестору стоит понаблюдать весьма пристально: работы Юлия Клевера и реалистичны, и декоративны, и очень необычны.

Как уже говорилось выше, для этих «русских торгов» характерно качество работ среднее и ниже среднего на фоне невероятно высоких цен. Например, цены на картины Коровина, перевалили рубеж в 100 тысяч долларов1. А вроде недавно, всего 5 месяцев назад, 70 тысяч долларов казались верхним пределом для его работ. В этот раз 100 тысяч фунтов для большинства работ это нижний эстимейт. «Приезд посыльного» эксперты Christie’s оценили в 100–150 тысяч фунтов. Заслуживает внимания тот факт, что у работы отсутствует провенанс, поэтому ее подлинность вызывает большие сомнения. Инвестору стоит быть предельно осторожным при покупке работ этого художника. Цены на них повышаются параллельно с ростом числа фальшивых работ на рынке. Лучше отдать предпочтение таким живописцам, как Клевер или Архипов.

К «непонятностям» аукциона можно отнести полотно без названия работы Кузьмы Петрова-Водкина. Нельзя сказать, что его реальная цена равняется установленной экспертами — 100–150 тысяч фунтов. Отсутствие провенанса вызывает законный вопрос о ее подлинности. Если эта работа настоящая, то ее справедливая цена сегодня должна быть существенно выше.

Среди остальных работ хотелось бы выделить «Пастухи в ночном» Виктора Борисова-Мусатова, которая с высокой вероятностью «уйдет» в пределах своего эстимейта (110–160 тысяч фунтов), и колоритное полотно Бориса Анисфельда «Капри. Скалы и деревья.» (45–64 тысячи фунтов). Если бы не слабый провенанс, то эту картину можно было бы справедливо отнести к интересным лотам аукциона. Но опытному инвестору следует очень внимательно и скрупулезно оценить ситуацию, имея в виду снижение интереса к картинам Бориса Анисфельда в последние два года.

К перспективным для покупки работам относятся маленький рисунок маслом Филиппа Малявина: «Женщина с коромыслом» (20–30 тысяч фунтов) и красочная картина «Три крестьянки во дворе» (40–60 тысяч фунтов). Произведения Малявина сильно возросли в цене за последние два года и, по всей видимости, пока не собираются останавливаться в росте. По оценке artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в полотна Малявина в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 264 доллара. Поэтому вложения средств в картины этого художника можно назвать весьма выгодными. Мы можем предположить, что обе работы на Christie’s уйдут либо по верхнему эстимейту, либо выше. Особенный интерес Малявин должен представлять для средних инвесторов — в целом для работ художника характерны невысокие цены и высокая доходность.

Русские на Sotheby’s

Если на Christie’s полотна Малявина не стали приоритетными, то на Sotheby’s они вошли в топ-лоты аукциона. На западе Малявина ценят за огненный «русский» колорит, поэтому огромных размеров картина «Пляска» с кружащимися в танце в красных типично русских нарядах бабами была изначально оценена экспертами Sotheby’s в 0,7–1 миллион долларов. Очень высокий эстимейт для Малявина. Напомним, что максимальная сумма, уплаченная за его полотно до сего дня, составляет 311 тысяч долларов. Как одна из лучших работ известного художника, картина, скорее всего, будет продана в пределах эстимейта. С точки зрения вложения средств трудно сказать, насколько справедлива эта цена. Нам картина представляется переоцененной, но, учитывая постоянный рост цен на живопись, покупку этой работы в долгосрочном периоде можно признать удачной. Остальные малявинские «бабы» на Sotheby’s менее декоративны и не представляют такого интереса, как «Пляска», которая по праву считается одной из лучших работ аукциона. Но еще раз обратите внимание на размеры — не в каждом доме найдется 10 квадратных метров свободной площади.

На всех «русских аукционах», проведенных Sotheby’s, всегда присутствовали работы Айвазовского стоимостью не ниже полумиллиона долларов. Эти торги не стали исключением. «Спасшиеся» выставлены на продажу за 350–500 тысяч фунтов. Эта картина продавалась на Christie’s в 1981 году за сумму, в десятки раз уступающую нынешней. Высока вероятность того, что огромное полотно будет продано и за новую цену.

Стоит обратить внимание на три работы Юлия Клевера «Кладбище зимой», «Закат солнца в лесу» и «Хижина в лесу». Качеством они не уступают «Домику в лесу» на аукционе Christie’s, а вот цены на них в два раза ниже. Можно с уверенностью предположить, что все работы «уйдут» по верхнему эстимейту или выше. Как уже говорилось, работы Юлия Клевера в краткосрочной перспективе могут стать выгодным вложением средств.

Ранний гротесковый портрет «Женщина в цилиндре» одного из самых оригинальных художников России 1910-х годов Бориса Григорьева оценен экспертами Sotheby’s в 175—200 тысяч фунтов. С высокой степенью вероятности можно предположить, что эта работа будет продана не менее чем за 250 тысяч фунтов. С инвестиционной точки зрения покупку этого полотна следует признать удачным вложением: через пару лет его стоимость может подняться до 500 тысяч долларов.

Тройной портрет Василия Шухаева с изображенными на нем Александром Яковлевым, Василием и Верой Шухаевыми предложен вниманию покупателей за 120–180 тысяч фунтов. Портрет, конечно, неплохой, но стоить он должен на 50 тысяч дешевле, поэтому если он и будет продан, то не выше нижнего эстимейта.

С точки зрения вложения средств это не самый удачный вариант.

Существенно интереснее в этом смысле три полотна Ивана Пуни. Две маленькие работы — «Натюрморт с тарелкой фруктов и игральными картами» (24 х 33) и «Арлекин» (31,5 х 22,5) — продаются с одинаковым эстимейтом (25–30 тысяч фунтов) в среднем для Пуни ценовом диапазоне. А эстимейт полотна «Натюрморт со стулом и скрипкой» вдвое превышает указанный ценовой уровень: 60–80 тысяч фунтов. Цены на произведения Пуни растут с невероятной скоростью. Например, картина, подобная «Натюрморту со стулом и скрипкой», полтора года назад стоила около 50 тысяч долларов. За год цена выросла вдвое — очень высокий показатель для художника. Скорее всего, цены на произведения Ивана Пуни будут расти до уровня в 400–500 тысяч долларов. После этого рост должен остановиться. Но пока есть возможность купить его работы в три раза ниже предполагаемого максимума, ею стоит воспользоваться. Таким образом, произведения Ивана Пуни весьма привлекательны не только для мелких и средних, но и для крупных инвесторов.

Предпоследним художником, о котором хотелось бы сказать в рамках аукциона Sotheby’s, является Александр Тышлер. Две превосходные работы его кисти «Женщина-театр» и «Антикоррида» изначально одинаково оценены экспертами аукционного дома — в 60–80 тысяч фунтов.

И в очередной раз имеет место ситуация завышения цен. Нормальная стоимость этих работ в полтора раза ниже заявленной, но все равно высока вероятность того, что обе «уйдут» как минимум по нижнему эстимейту.

Среди художниц на Sotheby’s выделяется Маревна (Мария Воробьева-Стебельская). Среди картин Маревны наибольшее внимание привлекают «Снятие с креста» и «Друзья с Монпарнаса». На полотна Маревны ожидается рост цен в ближайшем будущем, после ее выставки в Третьяковской галерее. Работа, аналогичная «Снятию с креста», была продана в июне на Sotheby’s за 100 тысяч долларов, но по размеру она в два раза меньше представленной на нынешних торгах. Почти трехметровое полотно «Друзья с Монпарнаса» можно рассматривать как исторический и культурологический документ. На нем изображены Диего Ривера, Маревна с дочерью, Марикой, Илья Эренбург, Хаим Сутин, Амедео Модильяни, жена Модильяни Жанна Эбютерн, Макс Джакоб, Леопольд Зборовски и Моисей Кислинг.

Мы полагаем, что все эти работы уйдут по своим верхним эстимейтам. Забегая вперед, стоит отметить, что на аукционе Macdougall’s выставлено полотно Маревны «Мужчина с птицей», с эстимейтом 6–8 тысяч фунтов. Как и «Снятие с креста», эта работа содержит в себе признаки самых разных творческих направлений. Есть только одно «но»: ее стартовая цена в 10 раз ниже, чем на Sotheby’s.

Русские на Macdougall’s

Удачно вписался в ряд «русских торгов» новый английский аукционный дом Macdougall’s.

Фаворитами «русских торгов» аукциона являются три картины Петра Кончаловского «Зима. Играющие дети», «Ночь у причала» и «Обнаженная у ручья». Самый низкий эстимейт установлен для третьей работы — 60 тысяч фунтов. Скорее всего, цена всех трех работ будет приближаться к 150 тысячам фунтов. Сегодня этот ценовой уровень представляется справедливым. Все работы неплохого качества, поэтому вложения в них оправданны. Наибольшие надежды организаторы аукциона возлагают на работу «Зима. Играющие дети», так как она вынесена на обложку каталога.

Непонятно низкий эстимейт установлен экспертами аукционного дома для работы Осипа Цадкина «Садовники». Мы полагаем, что его цена может в два раза превысить эстимейт. Несмотря на то, что Цадкин больше известен как скульптор, его картины также пользуются спросом. Но если цены на скульптуры могут достигать полумиллиона долларов, то для живописных работ пределом на сегодня являются 100 тысяч долларов. Произведения Осипа Цадкина — прибыльный объект для инвестирования, но все же лучше вкладывать средства в его скульптуры, нежели в живопись.

Работы Владимира Баранова-Россине представляют и Sotheby’s («Баржи на Днепре»; 1907; холст, масло; 65 х 81; эстимейт: 50–70 тысяч фунтов) и Macdougall’s («Обнаженная»). Работы выполнены в абсолютно разных жанрах и художественной манере, хотя в последней, пожалуй, автора можно узнать безошибочно. Она определенно вызывает к себе интерес. Низкий эстимейт (25–30 тысяч фунтов) и неплохой размер позволяют организаторам аукциона надеяться на удачную продажу «русского француза».

Как и Осип Цадкин, Александр Архипенко, известный больше как скульптор, прославился и в живописи. В очень интересной графической работе «Обнаженная в серых тонах» прослеживается превосходное умение мастера организовывать объемы в спрессованном двумерном пространстве картины. Рисунок хорошего размера, и это дает дополнительные основания полагать, что цена этой работы превысит эстимейт.

Как уже говорилось выше, Macdougall’s привлекает инвесторов относительно низкими стартовыми ценами. На торги выставлены три полотна Леопольда Сюрважа — одно другого дешевле. Самое дорогое — «Женщина среди деревьев», написанное маслом, выставлено на торги за 4–6 тысяч фунтов. Эстимейт двух других акварелей немного превышает тысячу фунтов. Возможно, что причина столь низкой экспертной оценки кроется в том, что эти работы написаны художником в непривычной реалистичной манере. По оценке аналитического ресурса artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работы Сюрважа в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 202 доллара.

Предаукционная ситуация на Sotheby’s и Christie’s сложилась не самая интересная: среднее качество работ и запредельно высокие цены.

Вместе с тем приятно, что на рынке искусства появился новый аукционный дом с «русскими торгами» — Macdougall’s, художественный и ценовой уровень которого, будем надеяться, сохранится еще какое-то время.

Можно сказать, что сенсаций на «русских торгах» не предвидится, но трижды неправ будет тот, кто обвинит аукцион в абсолютной предсказуемости…

 


1 А между тем, на арт-рынке прекрасный русский художник К. Коровин, попал в число наиболее часто подделываемых авторов, и эксперты время от времени сомневаются в авторстве приписываемых ему полотен. Возврат