Директор-Инфо №45'2004
Директор-Инфо №45'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Форд. «Фокус» года

Олег Татарников

В 2001 году решением международного жюри в Лас-Вегасе автомобилем века был признан Ford-T, с которого впервые в мире началось массовое производство. Такое решение жюри совпало с мнением тысяч автолюбителей, голосовавших через Интернет. Ни такой легендарный автомобиль как MINI британской компании ROVER, ни футуристическая французская модель Citroёn DS-19, ни знаменитый Volkswagen Beetle не смогли составить конкуренцию первому ширпотребу в мире.

Ford-T увидел свет в 1908 году и выпускался до 1927 года (за 19 лет было изготовлено более 15 миллионов автомобилей). Машина отличалась предельной простотой конструкции и крайней непрезентабельностью, но уже к 1926 году стоила всего 260 долларов (при средней зарплате рабочих около 50 долларов) и была очень неприхотлива в обслуживании. Главная причина успеха модели Ford-T как раз и заключалась в гениальной идее Генри Форда о том, что цена автомобиля не должна превышать нескольких месячных зарплат рабочего, его производящего. Для этого и были необходимы простая конструкция и массовое производство, и потому на заводе Ford в 1914 году впервые в мире заработал автомобильный конвейер. И именно из-за конвейерного производства появилась знаменитая фраза про Ford-T: «Вы можете заказать у нас автомобиль любого цвета при условии, что он будет черным». Дело в том, что в те годы единственной быстросохнущей краской был черный японский лак.

В результате Ford-T стали похожи на роботов — не очень интересные, однообразные и неэстетичные, они быстро заполонили всю Америку и изменили лицо нации (прямо как в фантастических романах Айзека Азимова). Как и изобретенный Генри Фордом конвейер, автомобиль, собранный на этом конвейере, олицетворял чистую технологию.

Чуть позже Ford-T начал выпускаться не только в Америке, но и в европейских странах. Причем второй причиной успеха, способствовавшей широкому распространению этой машины, стало хорошо налаженное снабжение запасными частями. Генри Форду даже приписывают крылатое выражение: «Мы делаем машины только для того, чтобы продавать для них запчасти», — которое, как мы видим сегодня, является ключевым пунктом всей современной автомобильной индустрии.

«Фокус» не удался!

«В ХХ веке Ford Motor Company поставила мир на колеса выпуском Ford-T и применением конвейерной линии, — сказал Уильям Форд — глава правления компании, главный исполнительный директор и правнук знаменитого Генри Форда на праздновании юбилея компании. — В XXI веке мы продолжаем строить на этом фундаменте, создавая новые интересные продукты с применением передовых технологий».

В июле 2002 года был открыт новый завод Ford Motor Company полного производственного цикла в г. Всеволожск Ленинградской области. В нынешнем, 2004 году, автомобиль Ford Focus существенно опережает все другие модели в своем классе и выходит на первое место в сегменте компактных автомобилей.

За счет чего был достигнут такой успех на российском рынке? Неужели Focus так хорош, что смог далеко оторваться от Toyota Corolla и так дешев, что не оставил шансов даже такому традиционному лидеру прошлых лет, как Daewoo Nexia?

Нет, на наш взгляд, секрет кроется не столько в объективных преимуществах, цены или качества, сколько в целом ряде субъективных факторов, определяющихся главным образом успешной маркетинговой политикой компании Ford.

Посмотрите, например, как продаются автомобили Focus. У сотрудников дилерского центра узкая специализация: один консультирует, другой занимается страховкой, третий — кредитованием, четвертый отвечает за лизинг, пятый оформляет договор-заказ на машину — в общем, голова может пойти кругом. С ходу разобраться в этой «кухне» невозможно, поэтому не спешите с заказом, а для начала возьмите рекламные буклеты и прайс-листы домой и спокойно поразмышляйте.

Итак, вас заманили низкой ценой — за самый дешевый хэтчбек в комплектации Ambiente нужно заплатить 10 800 евро (что, кстати, с коэффициентом 1,3 будет больше 14 000 долларов и сопоставимо с ценой таких машин, как Opel Astra или Mitsubishi Lancer). Но ведь за эти деньги предлагается абсолютно «голая» машина — только с гидроусилителем руля, иммобилайзером и водительской подушкой безопасности.

Естественно, возникает резонный вопрос: а сколько будет стоить реальный автомобиль? Хотя бы оснащенный простой магнитолой (310 евро), зимним пакетом (380 евро) и выкрашенный в приличного цвета «металлик» (240 евро). Подсчитали — 11 730 евро или 15 249 долларов. Уже порядочно и есть с чем сравнить. Не говоря уже о том, чтобы попросить аудиосистему c CD-чейнджером (620 евро), кондиционер (960 евро) и резиновые коврики (30 евро). Это уже 13 030 евро или почти 17 000 долларов. Неплохо! А ведь за 17 000 долларов уже можно купить хэтчбек Mazda 3, у которого и двигатель помощней, и базовая комплектация побогаче (ABS, электронные системы торможения EBD/EBA, полный комплект подушек безопасности, галогеновые фары, зеркала с электроприводом и подогревом, а также обшитые кожей рулевое колесо и рукоятка стояночного тормоза). А ведь Mazda 3 — это практически японская Alfa Romeo, только более надежная! Есть повод задуматься?

Более того, если при разговоре с консультантом вы заикнетесь, что неплохо было бы получить какую-то охранную систему (хотя бы центральный замок с дистанционным управлением, не говоря уже о датчиках защиты периметра и объема), то окажется, что в комплектации Ambiente данных опций не предусмотрено и вам необходимо «подняться» хотя бы до комплектации Comfort (то же самое касается и такой системы, как ABS). А уж если вы потребуете наличия противобуксовочной системы (помните, у Mazda 3 она была в базовой комплектации), то вам останется только самый дорогой вариант — Ghia. Такая машина уже будет стоить как минимум 14 400 евро, а если ее дополнить всем необходимым (хотя бы до базовой комплектации Mazda 3), то и все 17 000 евро, то есть более 22 000 долларов. За эти деньги можно купить уже не только «мазду», но и целый ряд других марок и моделей на любой вкус даже в более высоких классах.

Кстати, статистика продаж Ford Focus показывает, что у российского покупателя базовая комплектация Ambiente отнюдь не самая популярная — отчасти по вышеописанным причинам, отчасти потому, что в продаже ее, как правило, не бывает, и вам обязательно предложат либо подождать, либо брать то, что есть (т. е. модель другой комплектации).

Как видите, решающего выигрыша в цене российская сборка пока не обеспечивает. Поэтому если вы располагаете полной суммой на покупку машины, то вам есть над чем подумать. Безусловно, весьма привлекательным аргументом в пользу Ford Focus являются выгодные условия приобретения автомобиля в кредит, но сегодня многие компании обладают примерно одинаковыми пакетами услуг со сравнимыми условиями и процентами.

Кроме того, специальная программа страхования «Форд-Ингосстрах», которая значительно снижает тариф на первый год страхования российского Ford Focus при франшизе 1000 долларов, при покупке в кредит теряется, так как кредиторы на франшизу не согласятся. В результате обязательная при покупке любого автомобиля в кредит страховка «АвтоКАСКО» для Ford Focus обойдется хоть и дешевле, чем для некоторых других марок, но будет выглядеть уже не так, как в рекламных проспектах. То есть один выигрышный в глазах потенциального покупателя аргумент — выгодный кредит, конфликтует с другим — страхованием.

В результате, если внимательно все подсчитать, выигрыш от покупки российского «форда» сведется к минимуму, и машина уже не будет такой привлекательной, как может показаться на первый взгляд.

Стоимость обслуживания — как у ВАЗа

Еще одним рекламным аргументом в пользу покупки Ford Focus является декларирование низкой стоимости обслуживания. Действительно, на первый взгляд как стоимость, так и условия обслуживания — еще пара козырей в колоду Ford Focus.

Гарантия составляет два года или 100 000 километров. В рамках специальной программы гарантию можно продлить до трех лет с тем же лимитом пробега (за 420 долларов) либо до четырех лет и до 150 000 километров (за 1420 долларов). Причем продленная гарантия предоставляется не дилером, который всегда сможет переложить крупную проблему на покупателя, а самой компанией Ford.

При нормальных условиях эксплуатации межсервисный интервал определен в 20 000 километров, что позволит среднестатистическому владельцу приезжать на ТО раз в год. Плановые ТО делятся на стандартные и расширенные (последние проводятся раз в 60 000 километров) и цена их рассчитывается не по нормо-часам, как у многих других дилеров, а по фиксированной стоимости. При этом на стандартные ТО и расходные материалы, необходимые для проведения обслуживания (фильтры, колодки и т. д.), установлены весьма умеренные цены, единые для всех дилеров.

Дилерская сеть Ford в России сегодня весьма обширна и достаточно квалифицированна. За обслуживание и ремонт вашего автомобиля готовы взяться несколько десятков авторизованных техцентров, расположенных по всей стране. Они довольно жестко конкурируют между собой и поэтому наперебой предлагают выгодные для клиента услуги — от бесплатного эвакуатора до круглосуточной работы автосервиса.

Однако список работ и интервалы обслуживания, приведенные в руководстве по эксплуатации и сервисному обслуживанию автомобиля, могут не соблюдаться, так как следует учитывать российские условия эксплуатации. Кроме того, обслуживание делится на так называемый «эконом-класс» и «комфорт», стоимость которых несколько отличается.

В результате на 100 тысяч километров пробега придется заплатить за обслуживание те же 1200–1400 долл., что и при эксплуатации таких автомобилей, как Opel или даже BMW 3-й серии, и заведомо больше, чем за какую-нибудь модель французских компаний Citroёn или Peugeot того же класса.

Надежность и безопасность

Даже лишенные комплексов европейцы первоначально приняли Focus далеко не сразу. Авангардный стиль, который компания окрестила «новой гранью», пришелся по вкусу далеко не всем приверженцам этой марки. Но сегодня, спустя несколько лет после дебюта, причудливые грани Ford Focus уже не режут глаз, а после рестайлинга автомобиль выглядит вполне гармонично. Особенно хороши хэтчбек и универсал.

Ford Focus — вполне современный автомобиль, и его безопасность не вызывает никаких сомнений. Напомним лишь, что в краш-тестах по методике ЕвроNCAP Focus завоевал 26 очков и заработал четыре звезды, что является вполне достойным результатом для этого класса. Правда, в тестах принимала участие машина с двумя подушками безопасности, которые на российском рынке предусмотрены только в топовой комплектации Ghia (в комплектациях Comfort и Trend пассажирская подушка предлагается за доплату в специальном пакете Safety pack, а в базовой комплектации Ambiente она вообще не предлагается). Чтобы повысить активную безопасность, можно заказать не только ABS, но и систему динамической стабилизации. В моделях с двухлитровым мотором она входит в стандартную комплектацию, а в остальных случаях требует доплаты в 190 евро, но ставится только вместе с ABS.

Что касается официальных отзывов для устранения неисправностей, то Ford Focus они еще не коснулись, а сама компания Ford с середины 90-х годов прошлого века отзывала на доработку по несколько миллионов своих автомобилей других моделей.

Так, например 2670 тысяч легковых «фордов» двенадцати моделей, эксплуатировавшиеся в США (выпуска 1990–2002 гг.), возвращались к производителю для проверки и ремонта тормозов, регуляторов давления топлива, электрики. В Канаде на сервисные станции приглашали недавно владельцев 848 тысяч «фордов» моделей «Эскорт», «Темпо», «Тандерберд», «Мустанг», «Бронко», «Аэростар», пикапов «Ф», «Торус», «Сэйбл-Марк VIII» и «Континентал», а также «Линкольнов» («Таун-Кар»), «Меркури» («Топаз», «Кугар», «Гранд-Маркиз»). Чуть позже имя Ford опять фигурировало в автомобильных изданиях: на этот раз настал черед «аэростаров», собранных для США и Канады. Причина их отзыва — возможный заводской дефект трансмиссии, который может проявиться при скорости более 130 километров в час при жаркой погоде. По оценкам экспертов, на отзыве своих моделей компания Ford потеряла около полумиллиарда долларов.

Ну и конечно, нельзя не упомянуть знаменитую широкомасштабную эпопею по замене шин фирмы Firestone на джипах «Эксплорер» и «Экспедишн» (в результате производитель шин разорился и ушел с рынка). Но большинство отзывов касается американских моделей концерна Ford, а к нам, как известно, официально попадают только машины европейского представительства этой фирмы. Вообще простота и основательность конструкции всех агрегатов этих машин — визитная карточка Ford. Однако будем надеяться, что качество новых моделей будет выше, чем у прежних, а «простота и основательность» не пропадут.

Что касается модели Focus, то она настолько молода, что говорить о ее сколько-нибудь существенных поломках и слабостях еще пока рановато. Однако российские владельцы уже заметили одну неприятную особенность Ford Focus. Дело в том, что на нем общим ключом отпираются не только двери, но также и капот, и лючок бензобака (которые с брелока центрального замка не откроешь). При этом скважина замка капота прикрыта поворотной эмблемой Ford, которую любят отламывать все, кому не лень. Естественно, после этого замочная скважина забивается грязью, что лишает вас возможности открыть капот. Надо ли говорить, что с замком бензобака бывает еще хуже? Многие уже поменяли эти замки и ждут исправления такой оплошности в следующих моделях.

Заметки на полях

Таким образом, автомобили компании Ford Motor Company можно охарактеризовать как «все, как у всех», или, точнее, «у всех после перехода на конвейер, как у Ford». А что касается каких-то активно рекламируемых достоинств российской модели Focus, то из целого ряда крылатых высказываний отца-основателя этой компании припоминается одна, на первый взгляд парадоксальная: «Главное занятие Форда — это благотворительность, а производство автомобилей — это побочный бизнес, необходимый для того, чтобы осуществлять эту благотворительность». Не правда ли, довольно лукаво?