Директор-Инфо №44'2004
Директор-Инфо №44'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Миллион! Кто больше?

Егор Молчанов

В году есть два периода, когда на аукционах продается основное количество произведений живописи: март — июнь и ноябрь — декабрь. Открытие осенне-зимнего сезона в 2004 году прошло под знаменем многомиллионных торгов на Sotheby’s и Christie’s. Совокупный оборот двух домов от продажи произведений искусства за три дня составил 388 миллионов долларов (Sotheby’s — 232 миллиона, Christie’s — 156 миллионов). Главной причиной столь громкого результата стало качество предложенных работ, хотя свою роль сыграла и тенденция общего повышения интереса инвесторов к предметам живописи.

Бесспорно, по количеству предложенных шедевров Sotheby’s на голову опередил своего конкурента. Это заметно и по разнице между объемами продаж крупнейших аукционных домов.

У Christie’s не было ни одной работы стоимостью свыше 20 миллионов долларов, в то время как его конкурент выставил на торги четыре таких лота. Число непроданных работ в первый день1 у соперников почти совпало: Sotheby’s — 13, Christie’s — 9. Интересно, что среди непроданных работ на Sotheby’s оказалась картина Василия Кандинского с эстимейтом 20–30 миллионов долларов.

Итони Sotheby's

Рассказ о торгах на Sotheby’s2 стоит начать с топ-лота, которым, безусловно, стала картина Поля Гогена «Материнство». Изначально мало кто сомневался в том, что она станет самой дорогой работой обоих аукционов. Ее эстимейт предоставлялся только по запросу и был официально объявлен по завершении аукциона. Сомнений в подлинности полотна не существовало, так как его провенанс прослеживается от момента создания до сегодняшних дней.

После смерти Гогена картина в 1903 году была продана на одном из аукционов Таити французскому офицеру Кошину за 150 франков. Тот нелегально провез ее на территорию Франции, где она находилась до 1922 года, после чего владельцем картины стал нью-йоркский коллекционер Дихран Келекиан.

«Материнство» установило новый ценовой рекорд для творчества Гогена. До этого самой дорогой работой великого художника была картина «Появление», проданная в июне прошлого года в том же аукционном доме за 11,3 миллиона долларов. Работы одного из создателей синтетизма3 находятся большей частью в музеях, поэтому стоимость вещей, находящихся в рыночном обороте, столь высока. По статистике аналитического ресурса artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работы Поля Гогена в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 142 доллара.

Самой большой неудачей Sotheby’s можно назвать историю с эскизом Василия Кандинского к работе «Всемирный потоп II», созданным в 1912 году. Руководство аукционного дома возлагало большие надежды на эту картину и надеялось получить достойные премиальные. Никогда прежде стоимость полотен «отца абстракционизма» не достигала таких сумм. Прежний «верх» для работ Кандинского равнялся 8 миллионам долларов.

Работы периода 1911–1917 года считаются самыми удачными и интересными в творчестве Кандинского. Эскиз — один из первых холстов, в которых прослеживается собственный стиль художника. Основной эффект работы достигается за счет ярких, размытых цветов. В ней прослеживается одна из главных идей в творчестве художника — отказ от любых предметных форм, выражение их сущности через «вибрацию» цветовых пятен.

Столь высокая стоимость эскиза объясняется почти полным отсутствием работ этого периода на рынке. Если рассматривать работу с инвестиционной точки зрения, то однозначно сказать, прибыльно это вложение или нет, нельзя. Скорее всего, работы 1911–1913 года с аналогичными техническими характеристиками могут находиться на близком ценовом уровне. Но оценить доходность таких инвестиций можно будет лишь через пару лет. По статистике аналитического ресурса artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работы Василия Кандинского в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 172 доллара.

Продажа полотна Пита Мондриана «Нью-Йорк. 1941 / Буги-вуги. 1941–42» — событие из разряда необъяснимых. Его эстимейт был установлен в 20–30 миллионов долларов, продана картина неизвестному покупателю за 21 миллион долларов.

Инвестиционная статистика по работам Мондриана до сих пор не сформирована, но каждый раз удивляешься, когда узнаешь, за какую цену «ушла» та или иная его картина. Некоторое объяснение цене данного лота все же можно найти: это первая картина, которую художник начал и закончил в Нью-Йорке, и первая в известной серии «Буги-вуги», положившей начало новому творческому направлению. Интересно, что работал над этой композицией Мондриан почти год: не раз считал картину законченной, но по прошествии времени возвращался к ней снова и снова.

Новый ценовой рекорд установила и работа Амедео Модильяни. На торгах 4 ноября его картина «Жанна Эбютерн (Перед дверью)» перешла к своему новому владельцу за 31,368 миллиона долларов.

На холсте изображена жена и муза Модильяни Жанна Эбютерн. Картина была создана незадолго до смерти художника (через два дня после которой Жанна свела счеты с жизнью), и стала последней в череде портретов этой незаурядной женщины, созданных Модильяни. К тому времени, когда Модильяни начал рисовать Жанну, у него уже сложился собственный стиль, основные черты которого — геометрическое упрощение формы тела, удлиненная шея, слегка склоненная голова, стилизованная подчеркнутая линия носа — развивались в серии работ начиная с 1916 года. Изящному портрету 1919 года в полной мере присущи эти стилистические черты, придающие образу ощущение загадочности и таинственности.

Продажа этого замечательного полотна за 31 миллион долларов, скорее всего, вызовет общий ценовой рост работ Модильяни на несколько процентов.

Как всегда, одним из наиболее широко представленных художников торгов стал Пабло Пикассо. И как всегда, его картины испытали на себе все превратности судьбы аукционных лотов: были и непроданные, и «ушедшие» в пределах эстимейтов, и превысившие эстимейт (таковых, как обычно, было большинство).

Практически в два раза выше эстимейта была продана картина «Утренняя серенада».

Как и во многих поздних работах художника, главной темой «Утренней серенады» стала взаимосвязь художника и его модели. Пикассо, отличавшийся экстраординарной творческой энергией и известной долей спонтанного в живописной манере, всячески развивал эту тему в серии весьма внушительных по размерам работ.

Второй картиной, перешагнувшей порог в 5 миллионов долларов, стала работа «Обнаженная, сидящая в кресле», написанная в 1965 году.

Интересно, что совокупный оборот по работам Пикассо только 4 ноября составил больше 20 миллионов долларов, что в очередной раз доказывает популярность художника на рынке. По статистике аналитического ресурса artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работы Пабло Пикассо в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 151 доллар.

Картины экспрессиониста Хаима Сутина очень популярны сегодня на рынке. Напомним, что в конце июня на Sotheby’s были успешно проданы 7 работ Сутина4. В этот раз аукционный дом предложил 5 работ. Куплены были три картины, одна из которых — «Посыльный из “Максима”» — перешла к новому владельцу, вдвое превысив эстимейт, — за 6 миллионов долларов. Этот аукцион Sotheby’s вообще отличался безумными ценами, но такого результата не ожидал никто. Вновь достигнут ценовой рекорд для работ конкретного художника.

«Посыльный из “Максима”» — одна из самых известных картин «русского француза», но насколько оправданна ее цена, сказать сложно. Эксперты аукционного дома перед началом торгов оценили ее в 2,5–3,5 миллиона долларов, и эта цена представляется обоснованной. Весьма вероятно, что с закреплением экспрессионистами своих позиций на рынке данная работа достигнет почти 7-миллионной стоимости, но для этого потребуется несколько лет. Возможно, именно тогда будет сформирована ценовая статистика по работам этого интересного и перспективного с инвестиционной точки зрения художника.

Среди «громких» продаж импрессионистов можно отметить работу Огюста Ренуара «Розовые кусты в Варжемоне», проданную за 7,512 миллиона долларов. Нельзя сказать, что это лучшая работа или шедевр известного художника. Бесспорно, она написана в типичной импрессионистической манере и через пару десятков лет может стоить больше 10 миллионов. Импрессионисты всегда были любимцами коллекционеров на рынке искусства и до сих пор удерживают прочное место среди самых дорогих художников мира. По статистике аналитического ресурса artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работы Огюста Ренуара в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 115 долларов.

Отыгрался за свои неудачи на июньских торгах Кес ван Донген (тогда большинство его работ остались у прежних владельцев). Как ни странно, но в этот раз работы заметно худшего качества были все проданы выше своего эстимейта. Картины голландского художника традиционно притягивают зрителей своей элегантностью, внутренней энергией и некой тайной, запечатленной в лицах моделей. Sotheby’s выставил на продажу две работы: «Элегантная в шляпе» (848 тысяч долларов) и «Анита — Прекрасная Фатима и танцовщицы» (3,368 миллиона долларов). Модель последней работы — танцовщица Анита, которую художник в пору увлечения ориенталистикой писал не раз. Но новый ценовой рекорд для Кеса ван Донгена, о котором будет сказано чуть позже, был установлен на Christie’s. По статистике аналитического ресурса artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работы Кеса Ван Донгена в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 249 долларов.

У каждого художника есть излюбленная тема. У Ренуара это обнаженные женщины, у Явленского — загадочно улыбающиеся лица, а у Рене Магритта — человек в черном смокинге с надвинутым на глаза черным котелком.

Магритт — удивительный художник, использовавший сюрреализм как способ отражения собственных снов и фантазий. Художественный эффект произведений Магритта достигался посредством контраста предметов из реальной жизни и их неестественной взаимосвязью друг с другом. Тем не менее полотно «Ясновидение», проданное за 3,032 миллиона долларов 4 ноября, очень сложно назвать сюрреалистическим. В нем нет тех загадочных ирреальных изображений, которые так ценятся в творчестве Магритта. Но человек в черном смокинге сразу дает понять, кто его создал, поэтому картина ушла за столь высокую сумму. По статистике аналитического ресурса artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работы Рене Магритта в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 356 долларов.

Среди других интересных работ на аукционе Sotheby’s хотелось бы выделить две абстрактные работы Фернана Леже — «Красный диск» и «Натюрморт» (проданные за 4,936 и 2,136 миллиона долларов соответственно). По статистике аналитического ресурса artprice.com 100 долларов, условно вложенные в работы Фернана Леже в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 192 доллара.

Как обычно, большой интерес вызвали полотна Марка Шагала; одно из них «Влюбленные на скамье» немного превысило верхнюю планку эстимейта (1,4–1,8 миллиона долларов) и было продано за 2,024 миллиона долларов. По статистике аналитического ресурса artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работы Поля Гогена в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 167 долларов.

Следует, конечно, отметить написанное в 1921 году полотно Анри Матисса «Обнаженная в кресле», проданное практически по верхнему пределу эстимейта (3,5–4,5 миллиона долларов) за 4,488 миллиона долларов. По статистике аналитического ресурса artprice.com 100 долларов, условно вложенные в работы Анри Матисса в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 214 долларов.

Итоги Christie's

Если Sotheby’s сделал основной упор на лучших представителей абстракционизма, сюрреализма и экспрессионизма, то Christie’s остался предан импрессионистам. Именно их полотна сформировали основную долю продаж.

По негласному закону аукционных домов на каждых торгах должна быть своя «изюминка». Понятно, что на Sotheby’s это был Гоген, а вот Christie’s своим главным лотом «назначил» известное полотно самого яркого представителя импрессионистов Клода Моне «Лондон, Парламент, солнечный блик в тумане», на котором лучи солнца живописно отражаются в водах Темзы. За период с 1899 по 1904 год Моне создал 95 картин с видами Темзы. Он арендовал в фешенебельной гостинице номер, из окна которого открывался панорамный вид на мост Ватерлоо, на мост Черинг-Кросс и на здание Парламента. Всего за это время были созданы сорок одна картина с видом моста Ватерлоо, тридцать пять полотен с видом моста Черинг-Кросс и девятнадцать — с изображением здания Парламента. Моне особенно интересовали световые эффекты, которые он наблюдал в зимние месяцы: солнце пробивалось через плотную атмосферу тумана, смешанного с угольным дымом. С точки зрения инвестиций 100 долларов, вложенные в работы Моне в 1997 году, к сентябрю 2004 превратились в 120 долларов.

Имея невероятно высокий эстимейт — 12–18 миллионов долларов, картина перешла к неизвестному покупателю за 20 миллионов долларов, включая комиссию аукциона. Это очень известная работа, к тому же в частных коллекциях осталось только четыре изображения здания Парламента, остальные 15 находятся в ведущих музеях мира. Тем не менее эта продажа не установила нового ценового рекорда для работ Клода Моне. Максимальная сумма, уплаченная за произведение известного импрессиониста, — 30 миллионов долларов.

Другая «изюминка» Christie’s — картина «Мост Тринкетейл» работы Винсента ван Гога. Она относится к периоду расцвета творчества художника. Освобожденный от городской жизни и вдохновленный провинциальным спокойствием, ван Гог создавал один шедевр за другим. Яркая палитра и оригинальная композиция картины «Мост Тринкетейл» в полной мере выражают сформировавшийся стиль мастера.

Однако это полотно не смогло перешагнуть даже нижний эстимейт в 12 миллионов долларов, поэтому организаторы решили снизить ценовую планку, в результате чего работа «ушла» за 11,2 миллиона долларов. Работы ван Гога очень редко появляются на рынке, тем не менее даже столь удачные инвестиции окупятся лишь в течение 4–5 лет.

За 10 миллионов долларов на Christie’s была продана картина Поля Сезанна «Портрет женщины». Эта работа особенно ценна для знатоков и любителей искусства, поскольку является одним из главных полотен, созданных Сезанном в последние 15 лет жизни. Считается, что в работах последнего периода жизни и творчества художника проявляется особое психологическое содержание и ощущение тайны.

Последней работой, чья цена на торгах Christie’s переступила 10-миллионный порог, стала интересная и яркая «Ласка звезд» Жоана Миро. Результат в 11,7 миллионов долларов стал приятной неожиданностью и для организаторов аукциона и для продавцов. Ведь верхний эстимейт в 8 миллионов был предельной ценой, на которую можно было рассчитывать. Тем не менее высокое качество работы и ее история сыграли свою роль. Написанная в 1938 году, картина была спасена от нацистов дилером Миро и до сегодняшнего дня ни разу не выставлялась на продажу. Возможно, этим можно объяснить ее высокую цену. Прежний «верх» для работ этого художника был не намного меньше: 11,5 миллиона долларов.

Жоан Миро относится к числу художников, инвестиции, в работы которых полностью оправдывают себя. По статистике аналитического ресурса artprice.com, 100 долларов, вложенные в картины Миро в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 250 долларов.

Почти за 6 миллионов долларов ушла картина голландца Кеса ван Донгена «Роковая женщина». Написанная в традиционном для ван Донгена стиле, эта работа относится к лучшим творениям знаменитого художника. Ярко-красные тона излучают невероятной силы энергию и почти гипнотизируют зрителя.

Ван Донген является не только признанным мастером подобных эффектов, но и весьма прибыльным художником. Начинающим коллекционерам и инвесторам стоит особо присмотреться к его творчеству. Цены на полотна ван Донгена растут с каждых годом примерно на 10–15 процентов.

Потрясающая по красоте работа немецкого экспрессиониста Лионеля Файнингера «Бенц 6» нашла своего нового владельца за 3,7 миллиона долларов. Картина написана в 1914 году, в период деятельности Файнингера в «Синем всаднике». Инвестиции в эту картину оправданны, но уплаченную за нее цену она «наберет», вероятно, только через пару лет.

Другая работа Лионеля Файнингера, «Меллинген 5», была продана за 1,5 миллиона долларов. Сегодня такие высокие суммы характерны не только для работ Файнингера, но и для произведений экспрессионистов вообще. Но некоторые эксперты полагают, что уже через несколько лет цены на работы даже менее значительных представителей немецкого экспрессионизма будут достигать подобных сумм.

Среди других интересных работ хотелось бы отметить картину Анри Матисса «Женщина», проданную за два миллиона долларов, а также весьма интересную акварель Василия Кандинского «Поверхность», проданную за 460 тысяч долларов.

Подводя итог проведенным аукционам, остается всего лишь по достоинству оценить заслуги организаторов торгов.

Оба действа получились на редкость интересными. И в них было самое главное: и многомиллионные шедевры, и упорная борьба за обладание ими.

 


1 Торги в обоих аукционных домах разделились на две части: вечерняя и дневная продажа. В первый день продавались работы стоимостью не меньше полумиллиона долларов, и только на следующий день на продажу были выставлены лоты самого разного ценового диапазона, но не более 500 тысяч долларов. Возврат

2 Все цены на лоты Sotheby’s даны с учетом Buyer’s Premium?— комиссионного вознаграждения аукционного дома. Возврат

3 Синтетизм (1888–1889) — художественная система, в которой по-новому зазвучали цвет и форма. Объекты получали более четкие границы, образы становились проще, цвета — чище и насыщеннее. Достижению эмоционального эффекта способствовало сопоставление больших участков чистого цвета. Возврат

4 Подробнее о Хаиме Сутине см. № 28 (140) 2004 г. Возврат