Директор-Инфо №43'2004
Директор-Инфо №43'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Инвестиции в мировой поп-арт. Часть 2

Владимир Богданов

Джаспер Джонс

Каждый из признанных художников поп-арта написал по меньшей мере одно программное произведение — ассоциативный поп-символ, характеризующий значительную часть его творчества. Энди Уорхол — банку супа Campbell и «мэрилин», Рой Лихтенштейн — «комикс», Том Вессельманн — загорелых обнаженных с яркой помадой. Джаспер Джонс (Jasper Johns, р. 1930) нарисовал американский флаг — большой и разноцветный. Сначала один, потом еще один, так и пошло. Цвета полос, форма звезд — все порой существенно отклонялось от канона, придавая стилизациям государственного символа «номер один» новый смысл. Зрители видели во «флагах» Джонса разное. Кто-то — проявление патриотизма, кто-то — критический подтекст. В пользу второй версии говорит тот факт, что к стилизации флагов Джонс обращался в наиболее неоднозначные времена, переживаемые американской внешней политикой: оформившейся «холодной войны», войны в Корее и Вьетнаме. Его «флаги» порой становились символами антивоенной оппозиции, при этом сам автор говорил об их идее довольно уклончиво, представляя ее как попытку привлечь внимание к истинным американским ценностям, к необходимости их сохранения и развития.

По большому счету Джаспер Джонс воплотил силами искусства определенный культурный абсолют своего времени и своей страны: Америка — это не только реклама, фильмы, макдональдс и кока-кола. Глубже понять символику его работ можно лишь в точном историческом контексте их появления. Тем они интереснее для зрителей и коллекционеров. Напомним лишь, что глобальным контекстом 1950–1970-х годов были культурная экспансия США, противоборство с «империей зла», далекие политические войны и становление мощного внутреннего антивоенного движения.

При всей популярности «флагов» Джаспер Джонс не замкнулся на эксплуатации одного удачно найденного сюжета. Его творчество достаточно разнопланово, лишь обилие одинаковых принтов создает эффект излишней «повторяемости».

Джаспер Джонс пережил и периоды увлечения Пикассо1, работал в стиле абстрактного экспрессионизма (преодоление которого суть лейтмотив творчества многих поп-художников). Но запомнился Джонс именно как яркий представитель поп-арта: в одной «обойме» с Уорхолом, Раушенбергом, Розенквистом и другими послевоенными культовыми художниками. К списку поп-символов, созданных Джонсом, можно добавить «мишени» (этот сюжет и его вариации широко представлены в тиражной графике), символистские «цифры» и знаменитую пару пивных банок Ballantine Ale, воплощенную в многочисленных живописных работах и бронзовых скульптурах.

Инвестиционная «арифметика» работ Джаспера Джонса — средняя: 100 долларов, условно инвестированные в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 183 доллара. Основной ценовой рост пришелся на период с 2000 года на фоне снижения количества предложений на аукционных торгах. Уникальные авторские работы Джаспера Джонса — весьма дорогое удовольствие. Так, пример небольшой акварели «Усопший и зеркало» (см. илл.), проданной на Sotheby’s в мае 2004 года за 3,14 миллиона долларов, свидетельствует, что даже нетиражная графика может «уйти» за многомиллионную цену. При этом «Усопший и зеркало» — повторяющийся сюжет у Джонса, похожих работ довольно много. Нужно отметить, что цены даже рядовых акварелей и других графических работ могут подбираться к миллиону с шагом в 100 долларов. Так, рисунок без названия (1986; 119,5 x 226,5), выполненный углем на бумаге, в 2001 году был продан на Sotheby’s дороже 2,3 миллиона долларов. Живопись Джаспера Джонса еще дороже: 5-6 миллионов для нее — не предел. Максимальная цена продажи — 9 миллионов долларов2 (картина O Through 9; 1961; холст, масло; 137,1 x 105,4; Christie’s; 13.11.02). Вероятно, причина дороговизны в том, что живописных работ Джонса на аукционном рынке появляется довольно мало: с 1997 года в базу аналитического ресурса artprice.com попали всего 50 таких картин. Так что когда аналитики приводят сведения о том, что 80 % произведений Джаспера Джонса продавались дешевле 22 тысяч долларов, а 70 % произведений — дешевле 14 тысяч долларов, инвестору стоит относиться к этой статистике осторожно. Вероятно, «среднюю температуру по госпиталю» нагнали продажи постеров, принтов и литографий. Разных тиражных работ за прошедшие семь лет на аукционах было продано более 1000 штук. Тиражная графика Джаспера Джонса относительно недорога, а потому подходит для микроинвестиций: истинный поп-арт в зависимости от класса вещи обойдется покупателю в 3–20 тысяч долларов.

Джеймс Розенквист

В творчестве Джеймса Розенквиста (James Rosenquist3, р. 1933) можно найти немало идейных пересечений с сюжетами Джаспера Джонса. Они знакомы с 1957 года, взлет их карьеры происходил параллельно. Для обоих активная гражданская позиция выступает идейной основой художественных произведений. Пожалуй, в работах Джеймса Розенквиста антивоенная тема и политический скепсис звучат более явно, без особых подтекстов. Критическая реакция бывшего специалиста по щитовой рекламе на время и события наполняет его программные вещи. Как и у Джонса, в произведениях Розенквиста усматривается элемент дискуссии на тему катастрофы, которой нередко предшествует эйфория, будущего противостояния человека и машин, общемировой угрозы военного противостояния сверхдержав.

Несмотря на незатейливость выразительных средств, творчество американского «шестидесятника» считается искусством для интеллектуалов. В его картинах некоторые находят даже сбывшиеся предсказания. Не случайно Розенквиста иногда называют «танцующим дервишем поп-арта».

Среди самых значительных произведений художника нужно отметить «Избранный президент» (President Elect, 1960–1961) и «Ф-111»4 (F-111, 1964–1965).

«Избранный президент». Большой портрет Джона Кеннеди5, взятый с его избирательного плаката, соседствует с фрагментом «шевроле», а посередине — силуэт женских рук, ломающих черствое печенье: так автор выражает свое скептическое отношение к предвыборным политическим лозунгам и нелепой саморекламе.

Вариант «Избранного президента» сегодня выставлен в знаменитом Центре Жоржа Помпиду.

«Ф-111». Монументальное антивоенное панно длиной около 30 метров сразу же окрестили «новой Герникой»6. Оно считается одним из лучших произведений Джеймса Розенквиста, хотя сегодня его идея отчасти выглядит «выстрелом из прошлого»... На силуэте бомбардировщика расположись символы эпохи: веселый зонтик соседствует с зонтиком ядерным на фоне других символов политики «промывки мозгов».

Упомянутые вещи справедливо относятся к изначально музейным. Частному коллекционеру и инвестору пришлось бы возводить для композиций подобного размера специальное помещение, да и социально-ориентированные произведения редко вызывают желание смотреть на них снова и снова. Кроме того, актуальное искусство, бросающее вызов своему времени, нередко замыкается в своей географической среде — остается понятным и интересным преимущественно соотечественникам автора. Поэтому созданная Розенквистом живописная «политика» интересна преимущественно американцам. Европейцам же, скорее всего, понравится другой Розенквист — художник, размышляющий на темы противоречий научно-технического прогресса, парадокса времени и пространства, создатель причудливых футуристических букетов и автор «промышленных» композиций, вещей относительно скромных в размере, сюжетно-нейтральных и вполне декоративных.

Согласно статистике аrtprice.com, условно 100 долларов, вложенные в произведения Джеймса Розенквиста в 1997 году, к сентябрю 2004 года превратились в 203 доллара. Интересно, что ценовой тренд в 2001 году сменил направление с бокового на резко возрастающий. По данным того же источника, 80 % произведений продавалось на аукционах по цене до 6000 долларов. Сегодня за эти деньги инвестор может претендовать лишь на высокотиражные литографии. За авторскую графику Розенквиста (гуаши) владельцы просят 25–45 тыс.яч долларов. Выдающиеся живописные произведения появляются на рынке нечасто, и счет идет уже на сотни тысяч долларов. В частности, на майском аукционе Sotheby’s два холста Джеймса Розенквиста были проданы за цену около полумиллиона долларов каждый, не превысив, однако, средних эстимейтов. В это же время на Christie’s отдельные живописные работы Розенквиста продавалась в более доступном ценовом диапазоне: в пределах 75–120 тысяч долларов.

Клас Олденберг

Сын шведского генконсула, выпускник престижнейшего Йельского университета Клас Олденберг (Claes Thure Oldenburg, 1929–1997) мог пойти по любому «накатанному» карьерному пути. Но сначала он выбрал стезю репортера, а затем — художника.

К живописи он обратился в начале 1950-х, поступив в Чикагский художественный институт. Первым его опытом стали работы в стиле абстрактного экспрессионизма. Так начинали почти все. Самостоятельный стиль будущий идеолог поп-арта нашел позднее, в конце 1950-х, после переезда в Нью-Йорк и знакомства с Джимом Дайном и Аланом Кэпроу (одним из создателей хэппенинга). Считается, что именно к этому периоду относятся его нео-дадаистские скульптурные эксперименты, копии гамбургеров, мороженого и прочего «фаст-фуда». Тогда же, вероятно, появилась идея создания «мягких скульптур» — фирменного технического приема художника. При этом мягкость в данном случае — понятие не буквальное, скульптуры могли быть выполнены и из плотных материалов. Главное — впечатление мягкости, обтекаемость форм, округлые линии «плавящихся» предметов.

Признание на поприще поп-арта пришло к Олденбергу в 1961 году, когда он открыл свой проект «Магазин». Стилизовав интерьер студии под обычный магазин, он заполнил ее копиями товаров народного потребления, выполненными из папье-маше и других нетрадиционных материалов.

Одним из самых громких проектов Класа Олденберга7 стало создание «Корабля-ножа». В 1985 году на воду была спущена весельная лодка с мотором в форме гигантского армейского швейцарского ножа, произведшая фурор среди поклонников арт-хэппенинга. Длина лодки с раскрытыми лезвиями составила более 25 метров.

В начале 2000-х был отмечен резкий рост цен на работы художника. Сегодня графика Олденберга на мировых аукционах продается в широком диапазоне от 8 до 30 тысяч долларов. Цены на живопись высокого качества могут запросто «перешагивать» 500-тысячный рубеж.

Небольшие скульптуры обходятся покупателю в 15–40 тысяч долларов, а выдающиеся «мягкие скульптуры» способны преодолеть ценовую отметку в миллион долларов. В частности, инсталляция среднего размера «Швейная машинка» (1961) в мае 2004 года была продана на Sotheby’s за 1,464 миллиона долларов.

 


1 Так, например, сюжет для приведенной картины Джаспера Джонса «Поющая Монтез» (сюрреалистический портрет его бабушки) был навеян одной из картин Пабло Пикассо, которая экспонировалась на выставке в Нью-Йорке в 1980 году. Возврат

2 В Сети со ссылкой на рейтинг журнала Artnews встречаются сведения о том, что несколько лет назад работу Джаспера Джонса «Серые цифры» (1958) магнат Дэвид Геффен якобы приобрел за 40 миллионов долларов. Если это так, то Джаспера Джонса можно неофициально считать самым дорогим художником из ныне живущих. Возврат

3 www.jimrosenquist-artist.com. Возврат

4 F-111 — первый американский истребитель-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, способный нести ядерное оружие. Спроектирован компанией General Dynamics. Применялся во время войны во Вьетнаме. Позже модификации этого самолета участвовали в налете на резиденцию ливийского лидера М. Каддафи (1986), а также в бомбардировках Ирака в рамках операции «Буря в пустыне» (1991). Возврат

5 Джон Кеннеди — популярный демократический президент, убитый в 1963 году, был «автором» провалившегося вторжения на Кубу, одним из инициаторов «Карибского кризиса». Возврат

6 Картина Пабло Пикассо «Герника» (1937) написана под впечатлением от одного из эпизодов Второй мировой войны. В 1937 году древний город Герника на севере Испании в Стране басков, центр баскской культуры, был стерт с лица земли в результате многочасовой бомбардировки немецкой авиации. Возврат

7 www.oldenburgvanbruggen.com. Возврат