Директор-Инфо №43'2004
Директор-Инфо №43'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Самые непрактичные автомобили

Олег Татарников

Всезнающий словарь Вэбстера определяет понятие «слоган» как произошедшее от галльского термина sluaghgairm (sluagh — враг, gairm — призыв), то есть буквально — боевой клич шотландских кланов. Так вот на фирменный слоган Porsche всегда больше претендовал звук его знаменитого двигателя, нежели изыски маркетологов компании.

Если рассматривать автомобиль просто как средство передвижения — комфортабельное, вместительное, экономичное и т. д., то Porsche — это не автомобиль. Многие модели этой компании больше похожи на гоночные болиды: жесткие сидения-«ковши» (практически без регулировок), тормоза и руль без усилителей, никаких там АБС и им подобных систем — все решения должен принимать только водитель (или, как принято говорить у гонщиков, — пилот). Да и дизайн салона, несомненно, рассчитан на любителя. Приверженцы «диванов на колесах» не будут от него в восторге.

Скорость тоже вполне сравнима с гоночной — для многих Porsche 300 километров в час — это далеко не предел. На «гражданских» версиях используется принудительный ограничитель скорости. Однако в мире очень мало людей, умеющих ездить по-настоящему быстро, так что сегодня эти машины покупают скорее просто для пижонства.

Превратности можельного ряда

Раньше только главные модели Porsche всегда имели настоящий успех. Инженеры компании десятилетиями оттачивали технологии производства дорогих спортивных автомобилей, а посему не разменивались на слишком широкий модельный ряд — всего несколько автомобилей, зато каких!

Самым легендарным произведением Фердинанда Порше был и остается до сих пор спортивный родстер Porsche 911. Впрочем, и знаменитый Volkswagen Beetle — тоже детище Фердинанда Порше. Его независимое конструкторское бюро, основанное в Штутгарте в 1930 году, оказало огромное влияние на многие знаменитые сегодня марки автомобилей — это был и «Австро-Даймлер», и «Мерседес», и «Аутоюнион», и «Фольксваген» и, конечно же, «Порше». До сих пор некоторые автомобильные фирмы, прежде всего японские, заказывают компании Porsche разработку моторов, кузовов, шасси, и даже целого автомобиля. И инженеры Porsche работают над такими машинами — если они не конкурируют с их собственными. По дорогам ездит много автомобилей, дизайн которых разработан Porsche Design Studio. Это, например, некоторые модели Subaru, а такие автомобили, как Opel Zafira, напротив, были созданы в компании Porsche конструктивно, а потом приобрели оригинальный стайлинг в своей компании.

Однако покупатель автомобилей Porsche хочет выделиться из толпы в основном за счет марки машины, и именно в этом заключаются мотивы выбора большинства владельцев моделей Boxster или Cayenne. Однако немногие марки автомобилей достигают такого эффекта, как Porsche.

Сегодняшняя гамма автомобилей Porsche состоит из трех серий: Boxster (бюджетные родстеры), Carrera (все современные варианты Porsche 911, т. е. «настоящие» Porsche) и, наконец, новорожденное семейство Porsche Cayenne (спортивные внедорожники).

Модель Porsche Boxster (искусственное название «бокстер» образовано от слова «боксер», характеризующего тип двигателя — так называемого оппозитного, т. е. с горизонтальным ходом цилиндров, и слова «родстер», которое определяет тип кузова) является наиболее доступной из всей нынешней продукции компании Porsche, поэтому она ориентирована в основном на молодых, небогатых, но амбициозных покупателей. Модель Boxster как совершенно новый тип автомобиля была специально разработана в 1996 году для того, чтобы закрепить позиции Porsсhe на рынке спортивных автомобилей и одновременно в классе «недорогих» машин. Современный Boxster оснащен самым «слабым» в линейке шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 2,7 литра. Предыдущая 2,5-литровая модель Porsche Boxster отличалась от нынешней не только двигателем, но и отделкой салона. Теперь сиденья обтянуты модной «алькантарой», а рулевое колесо, рычаги переключения передач и ручного тормоза — кожей. Пластиковая обивка вокруг приборной панели, центральной консоли, сидений и дверных панелей имеет матовое черное покрытие. Внутренние ручки дверей, боковые символы подушек безопасности и кнопка ручного тормоза отделаны «под алюминий». Если автомобиль оснащен автоматической трансмиссией Tiptronic S, то рукоятка селектора тоже отделана «под алюминий». От подбора качественных материалов внутренней отделки зависит и уровень шума в салоне, т. е. в современной модели его удалось снизить на 2-3 децибела по сравнению с предыдущей версией. Автомобили семейства Boxster соответствуют жестким американским требованиям LEV (автомобиль с чистым выхлопом) и удовлетворяют европейскому стандарту по вредным выбросам Euro 3. Напомним, что еще есть более жесткие стандарты: ULEV (автомобиль со сверхчистым выхлопом) и Euro 4.

Повышенное внимание компании Porsche к автомобилям марки Boxster вызвало справедливые нарекания со стороны владельцев «настоящих» Porsche, т. е. моделей семейства 911. Например, приверженцы Porsche 911 Carrera жаловались, что оформление передней части бюджетной модели Boxster практически идентично дорогой Carrera, а салон и вовсе получился лучше, чем у «настоящих». Сегодня руководство компании спешно предпринимает шаги по отделению престижной модели Porsche 911 от пусть и схожей по многим параметрам, но значительно более дешевой модели Boxster.

Porsche 911 Carrera и ее топовая версия Carrera S недавно подверглись некоторым косметическим изменениям и стали немного мощнее. Первое, что бросается в глаза в их новом облике, — это отсутствие «слез» на фарах (которые были сделаны в угоду мимолетной моде) и возвращение к классическим круглым фарам. Определенно является преимуществом новой Carrera и снижение коэффициента лобового сопротивления с 0,3 до 0,28.

Новая Carrera комплектуется модернизированным 3,6-литровым мотором, который теперь выдает 325 л. с. вместо прежних 320. У Carrera S 3,8-литровый мотор мощностью 355 л. с., который позволяет с места разогнаться до 100 километров в час за рекордные для семейства 911 4,8 секунды. Кстати, новые Carrera и Carrera S внешне можно различить только по выхлопной трубе, овальной для стандартной модели и сдвоенной круглой — для Carrera S. Ходовая часть новой Porsche 911 на три сантиметра шире и на два сантиметра ниже своей предшественницы. Далее в программе обновлений Porsche 911 следуют колеса, которые получили новый 18-дюймовый стандарт (19-дюймовый для Carrera S) вместо прежнего 17-дюймового размера.

Помимо нового облика, радикально отличающегося от Boxster, и мощных моторов, в новых автомобилях повысится качество отделки салона (т. е. он будет обиваться более качественными тканями и будут использоваться дорогие пластиковые материалы). Изменениям подверглись и сиденья автомобиля.

Обновленная Carrera получила 6 подушек безопасности (по три на пассажира и водителя), включая боковые, а также настраиваемые во всех плоскостях сиденья, педали и руль.

Конечно, эти машины «выстреливают, как из пушки», но их стихия — сухой и ровный асфальт. Зимой авто приходится ставить на прикол: на снегу из-за разгруженной передней оси Porsche почти неуправляемы (впрочем, и полноприводные модификации зимой не особенно спасают положение). Кроме того, эти машины не прощают ошибок при завышенной скорости на поворотах: может начаться снос передней оси (заканчивающийся обычно в кювете).

Особого упоминания заслуживает подвеска. На ровной дороге она, возможно, хорошая и мягкая (в качестве опции, а также в серийном варианте для Carrera S производитель предлагает активную подвеску Porsche Active Suspension Management, которая включает в себя амортизаторы переменной жесткости), но к нашим дорогам эта подвеска совершенно не приспособлена. Так что нормально ездить по отечественным «трассам», да еще с таким маленьким дорожным просветом, скорее всего, не получится. Если на скорости, скажем, более 200 километров в час въехать в небольшую ямку, то может случиться все что угодно, причем не только с авто, но и с вами — даже шесть подушек безопасности не спасут.

А тем, у кого вместо крови бензин, и разгон до сотни больше чем за шесть секунд кажется вялым, советуем присмотреться к классическим заднемоторным Porsche 911. Они «выстреливают» одна другой быстрее — Turbo, Carrera, GT2, GT3…

Однако в конце 2002 года на рынке появилась и третья модель Porsche — эксклюзивный внедорожник Cayenne (описываемый ранее как Cross Country), который нацеливал предприятие на рынок SUV (Sport Utility Vehicles), где он должен был «разгромить» самых быстрых и мощных представителей этого семейства, таких как Lexus, Mercedes ML или BMW X5 (X3).

Самым жестким конкурентом, пожалуй, является BMW X5 4,6iS, который быстро стал лидером этого класса дорогих внедорожников и приобрел поклонников во всем мире. Причем в X5 ценятся именно те качества, с которыми собирается конкурировать Porsche Cayenne: безупречное поведение на дороге, очень высокая мощность и отточенный стиль.

Всерьез о расширении мо­дельного ряда в Porsche заговорили лет десять назад — еще до завершения разработки бюджетного родстера Boxster. Идею выпуска минивэна отвергли быстро, а вот внедорожник показался перспективным — особенно для богатого рынка Северной Америки, где Porsche пользуется огромным успехом. Маркетологи рассуждали просто: если прежде владельцы спортивного Porsche вынуждены были покупать второй, более практичный автомобиль, то впредь они смогут обходиться одним-единственным — универсальным кроссовером на все случаи жизни. Или иметь и то и другое, сохраняя верность марке.

Но потянуть такой проект самостоятельно фирме было не под силу. И дело даже не в инженерно-конструкторском потенциале, а в недостатке средств для реализации такого масштабного проекта. Подходящий партнер нашелся не сразу. С соседями из концерна Daimler-Benz договориться не удалось, а вот с Фердинандом Пихом (главой компании Volkswagen) быстро нашли общий язык (возможно потому, что Ф. Пих является одним из потомков великого Фердинанда Порше и крупнейшим акционером компании Porsche).

Для моделей Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne в Porsche создали общую платформу, за разработку и отладку трансмиссии отвечали инженеры из Volkswagen, а подвеску делали в компании Porsche. Подвеску для внедорожников сконструировали на пневмоэлементах, причем таким образом, чтобы водитель мог менять дорожный просвет в диапазоне от 157 до 273 мм (для Cayenne диапазон разбит на четыре фиксированных уровня — от «автострады» до «особо внедорожного», который включается только на пониженной передаче и поддерживается до определенной скорости). Следует заметить, что ход подвески на отбой в верхних (внедорожных) положениях становится чрезвычайно маленьким.

Дизайн Touareg и Cayenne различный, но конструкторы работали согласованно, так как необходимо было добиться предельно возможной унификации узлов и агрегатов. Впрочем, и кузова для обеих машин делают на одном и том же заводе — в Братиславе.

Рассказывая о работе над своим внедорожником, инженеры из Porsche не уставали повторять: «Наша цель — превзойти Jeep на бездорожье и BMW на асфальте». Возможно, насчет BMW они оказались правы, но вот насчет «Jeep на бездорожье» — сильно приукрасили. Как внедорожник, Cayenne, конечно, «никакой» (и сильно уступает даже брату-близнецу Touareg). Во-первых, у него меньше ход пневмоподвески, чем у Touareg, а также меньше клиренс и больше свесы. Во-вторых, ездить на пневмоподвеске по бездорожью — это вообще плохая идея (пневмоэлемент, например, можно элементарно повредить каким-либо сучком или камнем), а если к тому же машина автоматически меняет клиренс в зависимости от скорости, то... Представьте себе, как при активной пробуксовке такая двухтонная махина вдруг с размаху сядет «на брюхо» в грязь. Кстати поднимать его оттуда пневматикой не рекомендуется, так как насос быстро перегревается и может выйти из строя. Кроме того, не стоит забывать и о воздействии соли на резиновые элементы такой подвески. Да у этого «джипа» в базовой комплектации нет даже «запаски»! Кстати в подпольную нишу багажника Cayenne помещается лишь докатка-трансформер, которая, впрочем, тоже является опцией, которую надо приобретать отдельно. И это пока единственный способ повысить автономность автомобиля. Конечно, покупатели могут заняться и самостоятельным «апгрейдом» — приспособить хромированные «подножки», прикрутить навесную поворотную «лапу» для полноценного запасного колеса (кстати, все это фирменное оснащение из списка заводских аксессуаров требует отдельного заказа). После этого, естественно, ухудшится управляемость, затрудниться задний обзор и усложнится доступ к багажнику.

С другой стороны, фирменная «маска» знаменитой 911-серии, натянутая на капот Cayenne, лишила его всякого пафоса и агрессии, присущих настоящим джипам. Такой машине, в отличие, например, от внедорожников BMW или Mercedes никто дорогу не уступит и в страхе не расступится. То есть тому, кто отдаст за Porsche Cayenne больше 100 тысяч долларов, такое непочтение вряд ли понравится. Ради чего, спрашивается, он деньги платил? Купил бы лучше парочку Mercedes ML или G500 с большой звездой на решетке радиатора! Последний, к тому же, по внедорожным качествам не уступит и УАЗу, а его салон не будет столь заметно поскрипывать на кочках, как у Porsche Cayenne.

Может, Cayenne Turbo внушает уважение? Все-таки флагманская версия спортивного джипа Porsche, оснащенная восьмицилиндровым мотором с турбонаддувом, является самым быстрым серийным внедорожником в мире! Но кто об этом узнает? А между тем его цена сопоставима со стоимостью небольшой виллы на побережье Средиземного моря (впрочем, и Cayenne S стоит, как приличная квартира в Москве).

У Volkswagen Touareg, который на 30 тысяч евро дешевле базовой версии Cayenne, и комплектация побогаче, и оснащение получше: транспондерный ключ зажигания сам открывает дверь, находясь в кармане, мотор запускается хромированной кнопкой Start, рулевая колонка регулируется при помощи электропривода, а морозным утром срабатывает предпусковой подогреватель Webasto, также входящий в стандартную комплектацию. В принципе, все это в качестве дополнительного оборудования можно установить и на Porsche Cayenne, но только стоить последний будет уже совсем не на 30 тысяч евро дороже, чем Touareg.

Понимая, что клиент всегда прав, в Porsche не стали артачиться и готовят исправление ошибок имиджа. В скором времени после Porsche 911 рестайлинг ждет и семейство Cayenne и тогда, возможно, придадут легкомысленной «физиономии» джипа более солидное выражение. Ориентируясь на запросы американского рынка — главного потребителя Cayenne, — дверь грузового отсека сделают двухсекционной, а ее нижняя металлическая часть будет откидываться горизонтально вниз для упрощения погрузки багажа, как на BMW X5. Кстати, в угоду европейцам впервые в истории фирмы одну из моделей, возможно, оснастят турбодизелем.

Давние поклонники марки Porsche, даже еще и без дизеля, и запаски на «лапе», крайне негативно высказываются о дизайне внедорожника Cayenne, называя его не иначе как «грузовик», «громила» или «боров», из-за его массивной формы, нетипичной для «настоящего» Porsche.

Когда-то в далеком 1963 году и появление 911-й модели было воспринято поклонниками Porsche буквально в штыки. Пресса тех времен критически отзывалась о новом автомобиле (предыдущей моделью была легендарная Porsche 356), но время все расставило по своим местам. И Porsche 911 сегодня мы воспринимаем уже как культовую машину. Быть может в образе Cayenne нам был явлен будущий «автомобиль мечты»?

Немецкие специалисты по спортивным суперавтомобилям не останавливаются на достигнутом и продолжают осваивать все новые и новые сегменты рынка: вслед за внедорожником Cayenne Porsche готовится запустить уже и лимузин. Многочисленные опросы новых владельцев Porsche показывают, что они с удовольствием приобрели бы не только спортивное купе 911 или внедорожник, но и какой-нибудь комфортабельный автомобиль, на котором можно ездить не только самому, но и посадить за руль водителя. То есть им необходим четырехдверный автомобиль. Именно о нем и думают сейчас конструкторы Porsche. Подробности проекта пока не разглашаются, но очевидно, что позволить себе новинку смогут только очень состоятельные граждане, ведь не надо забывать, что речь идет не о каком-то там стандартном седане, а о легендарном Porsche. А это имя стоит очень много денег. Скорее всего, «автомобиль для богатых» от Porsche появится на рынке уже в 2006 году.

Кстати, на смену старому шеф-дизайнеру Porsche Харму Лагаю, ушедшему недавно на пенсию, пришел Михаэль Мауер (Michael Mauer), шеф-дизайнер фирмы SAAB и руководитель «концептуального центра» (Advan­ced Concept Center) GM-Europa, так что в скором времени компанию ожидают и другие перемены. Когда-то Харм Лагай сменил Анатолия Лапина, который до него был шеф-дизайнером Porsche целых 20 лет, формально став его наследником, но позже практически полностью отказавшись от всех вариантов Porsche, которые существовали при Лапине.

Все сегодняшние модели созданы при участии Харма Лагая, но стоит напомнить, что новый шеф-дизайнер Михаэль Мауер когда-то работал в дизайнерском центре концерна Mercedes-Benz в Зингельфингене, где руководил разработкой моделей А-класса, SLK и SL, а в 1999–2000 году руководил дизайнерским центром МСС Smart.

Будем исходить из того, что покупатель Porsche будет рад всему, что предложит ему легендарная компания, поскольку Porsche еще никогда не разочаровывала своих клиентов…

Надежность

Автомобили Porsche всегда отличались надежностью. Недавно Porsche увеличила межсервисный интервал: теперь для новых моделей он составляет 30 тысяч километров против прежних 20 тысяч, хотя гарантия по-прежнему — два года без ограничения пробега. К примеру, в американских рейтингах (а США — самый большой в мире рынок автомобилей, и продажи марки Porsche не составляют исключение: там их продается почти в два раза больше, чем в Европе) модели Porsche занимают положение между признанными лидерами по качеству японскими и немецкими марками. По данным авторитетной компании J.D.Power & Associates, вслед за «японками» лидируют европейские Porsche, BMW и только потом — американские марки.

Среди многочисленных триумфов марки Porsche — 14 чемпионских титулов в гонках на выносливость, 16 побед (начиная с 1970 года) на гонках «24 часа “Ле-Мана”», 4 победы Porsche 911 в знаменитых ралли в Монте-Карло, уникальная победа в 1984 году полноприводной 911 Carrera в ралли Париж — Дакар и т. д.

Однако в последнее время марка Porsche все чаще подвергается нападкам автомобильных экспертов. Так, например, британский журнал для потребителей Which? по итогам ежегодных опросов отмечает, что эта марка, отличавшаяся высокой надежностью до 2000 года скользнула в «среднюю» категорию в 2002-м году, а в 2003-м стала и вовсе плохой.

«Любимчик» огорчал автомобилистов и ранее, хотя по данным Немецкого объединения технического надзора (TUV) Porsche 911 неоднократно признавался самым надежным автомобилем даже в возрасте 10–11 лет. Естественно, ведь до 1989 года 911-е выпускались без гидроусилителей, с торсионной подвеской и мотором воздушного охлаждения — ломаться было почти нечему! Современный Porsche в основных компонентах не отличается от других дорогих машин. Так что теперь ломаться есть чему, особенно на таких популярных моделях, как Boxster или Cayenne, о чем и свидетельствуют последние отзывы автомобилей для устранения технических неисправностей и заводского брака.

Так, например, в начале нынешнего года (по сообщению от 27 февраля 2004 года) обе немецкие компании (Volkswagen и Porsche) объявили об отзыве крупных партий автомобилей Touareg и Cayenne (общую платформу разработали специалисты обеих компаний, и по сути это две версии одного и того же внедорожника — автомобили практически не различаются по техническому оснащению). У Touareg и Cayenne обнаружились и одинаковые неполадки. Например, пружина ручного тормоза расположена таким образом, что существует риск повреждения находящихся поблизости проводов и последующего возгорания в зоне приборной панели. В прош­лом году был зафиксирован по меньшей мере один такой случай. Отзыву подлежали все внедорожники Porsche Cayenne, выпущенные не позднее июля 2003 года (а это 22 158 автомобилей, проданных по всему миру). Позднее, в конце мая 2004 года компания Porsche отзывала уже 40 848 внедорожников Cayenne для проверки ремней безопасно­сти, установленных на заднем сиденье (отзыву подлежали автомобили, произведенные в период с 1 октября 2002 года до 17 декабря 2003 года). На некоторых автомобилях в замке крепления ремней мог быть допущен производственный брак, в результате чего из-за вибраций ремень мог расстегнуться. По словам представителей предприятия, поставщик замков ремней безопасности поставил около одной тысячи дефектных замков.

И хотя эти неисправности несущественные, не будем забывать, что речь идет о машинах стоимостью свыше 100 тысяч долларов. Отзыв столь значительного количества автомобилей (общий объем годового производства Cayenne составляет около 25 тысяч машин) может негативно повлиять на сбытовые планы компании Porsche, считающей свой новый внедорожник ключевой моделью для роста продаж в условиях падающего спроса на спортивные машины. По этому поводу глава Porsche Венделин Видекинг заявил, что виноваты смежники, которые, стремясь сократить свои производственные затраты, вносят технологические изменения без согласования с автопроизводителем. Такие переделанные и некачественные детали проявляют себя уже после того, как их устанавливают на автомобиль, что приводит к отзывам машин и незаслуженной потере авторитета самого автопроизводителя. «Когда-нибудь я соберусь и назову таких недобросовестных поставщиков, которые, между прочим, котируют свои акции на бирже», — пообещал Видекинг, выступая на презентации обновленной 911 Carrera.

В России, конечно, Porsche Cayenne — штучный товар, так как все производимые машины идут в основном в Северную Америку, где продажи Porsche в прошлом году выросли на 65 %.

Но на американском рынке отзываются не только модели Cayenne. Недавно в США Porsche объявляла об отзыве 2911 автомобилей Porsche 911 Carrera 4 1999-го и 2000-го годов выпуска. Причем 2734 отзываемых автомобиля были проданы в США, и 177 — в Канаде. У авто возникла необходимость в проведении корректировки программного обеспечения для датчиков количества топлива, которые могли выдавать неверную информацию, показывая, что в топливном баке находится больше горючего, чем на самом деле. Очертания и особенная форма топливного бака автомобилей этой модели не позволяют производить замеры уровня топлива традиционными механическими системами, и этот показатель контролируется электроникой, которая и давала сбои.

По той же самой причине отзывались автомобили Porsche 911 Carrera 4 в Великобритании. Там, правда, говорилось об отзыве автомобилей, выпущенных, начиная с октября 1998 года. А всего отзыву подлежали 1179 английских машин, хотя компания Porsche заявляла, что этот дефект проявлялся далеко не на всех автомобилях, и подавляющее большинство владельцев его просто не замечали.

Более серьезная неисправность была обнаружена у Porsche 911 Carrera 2002 модельного года с 6-скоростной механической коробкой передач. По сообщению, опубликованному в журнале Autoweek Online, несколько сотен автомобилей модели Porsche 911 Carrera были отозваны в ремонт в связи с неисправностью системы холостого хода. Информация о глохнущих двигателях была получена от нескольких владельцев автомобилей, в основном из стран с жарким климатом.

А лет пять назад по всему миру отзывались 5383 автомобиля 911-й серии 1996 модельного года (Carrera, Targa и Turbo). Причина — самопроизвольное срабатывание водительской подушки безопасности. У компании не было полных данных о частоте возникновения этой неисправности, но стало известно, что в США, где находится 1968 таких автомобилей, по меньшей мере 31 водитель ни за что ни про что получил подушкой в лицо. До аварий дело не доходило, но несколько человек были довольно серьезно травмированы.

Еще одной серьезной проблемой стали керамические тормозные диски на топовых моделях Porsche 911-го семейства (например, на двухтурбинной версии Porsche 911 GT2). Понятно, что на таких автомобилях к тормозным дискам предъявляются особые требования. И вот «суперлегкие» тормозные диски, специально созданные с применением технологии Ceramic Composite Brake (PCCB), которые, по утверждениям компании Porsche, должны были иметь запас прочности в 300 тысяч километров пробега, на практике начали перегреваться и ломаться гораздо раньше. Сейчас инженеры Porsche работают над совершенствованием системы охлаждения тормозов. А пока у всех владельцев немецких суперкаров есть выбор: либо менять «керамику» на обычный «металл» уже сейчас, либо ждать, когда диски выйдут из строя, либо ездить на том же Porsche 911 GT2 «медленно». Кстати, замена тормозных дисков на этом автомобиле обходится примерно в 10 000 евро…

Интересно, что ранее компания Porsche отзывала автомобили довольно почтенного возраста по менее значительным причинам. Так, например, в свое время было отозвано более 35 тысяч Porsche 911 модельного ряда 993, выпущенных в период с 1994 по 1996 год из-за банального старения электропроводки, и неизбежной «кончины» катализаторов (что вызывало лишь повышенный выброс вредных веществ в атмосферу). И хотя эти неисправности не несли непосредственной опасности ни для пассажиров, ни для других систем автомобиля, компания Porsche посчитала, что автомобили 911-й серии — это не семейные седаны, а, скорее, «игрушки для взрослых». И как любые «игрушки» не являются предметом первой необходимости, поэтому традиционно эксплуатируются довольно долго.

Кстати, кузова Porsche стали оцинковывать с 1980 года. Автомобили Porsche наряду с Audi, Mercedes и Volvo считаются самыми стойкими к коррозии. BMW, Volkswagen и другие пойдут рыжими пятнами гораздо раньше. К тому же автомобили Porsche обладают редкой для автомобиля способностью — эти машины не стареют. Поэтому многие покупают подержанный автомобиль не из бедности, а по любви: современный дизайн далеко не всем по вкусу. Кстати, купить подержанный автомобиль марки Porsche всегда было довольно сложно. Причем с возрастом они мало теряли в цене: Porsche 911 даже в возрасте 10–15 лет обходился новому владельцу в 25–50 тысяч долларов, а 944-й — от 5 до 10 тысяч. А если учесть, что часто встречаются тюнингованные версии этих машин, что значительно поднимает цену, то 911-й и 1970-х годов может стоить более 50 тысяч долларов. Кроме того, у подержанных автомобилей марки Porsche, как правило, маленькие пробеги — новые Porsche активно эксплуатируются только в течение первых трех лет, а затем хозяин покупает новую игрушку, а старая может еще долго пылиться в гараже. Ну а последующие владельцы — это, как правило, уже истинные коллекционеры, которые редко используют Porsche как основной автомобиль, поэтому пробег машин с возрастом почти не растет.

Однако у нас таких машин единицы, а после повышения таможенных пошлин российским любителям автоэкзотики придется распрощаться с подержанными Porsche. Просто потому, что за каждый кубический сантиметр их «пламенных» трех- или четырехлитровых моторов придется выложить в лучшем случае по 3 евро, что составит примерно половину рыночной стоимости машины. Причем автомобили таких марок, как Aston-Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Hummer, Lamborghini, Lotus, Maserati, Por­sche, Rolls-Royce и Maybach подлежат особому контролю, и их ввоз необходимо согласовывать с Главным управлением федеральных таможенных доходов.

Что касается «врожденных» слабостей автомобилей марки Porsche, то в первую очередь следует обращать внимание на двигатель. Во-первых, потому, что «наши люди в булочную на Porsche не ездят», во-вторых, двигатели на этих автомобилях форсированные, с высокой степенью сжатия (и потому не только с большим расходом топлива, но и масла), а в-третьих, как и любые оппозитные двигатели, они весьма чувст­вительны к так называемому «масляному голоданию». То есть надо внимательно следить за уровнем масла в двигателе (особенно чувст­вительны моторы 911-й серии с системой смазки с сухим картером) и не надеяться на сигнальную лампу давления масла, которая может стать только индикатором необходимости капремонта. А ремонт двигателя Porsche — это самая дорогая операция в этом автомобиле (он может обойтись дороже самой машины). По той же причине следует следить за натяжением ремня ГРМ и состоянием зубчатых шкивов. Естественно, на турбоверсиях повышенного внимания требует и турбина. Битые автомобили Porsche редко кто восстанавливает, так как ездить потом со скоростью 300 километров в час на машине с непонятно как выверенной геометрией — чистое безумие.

Подвески Porsche довольно надежны. Исключение составляют, пожалуй, бюджетные версии, у которых и кузов менее прочный, чем у классических авто, и подвески более слабые (пневмоподвески Cayenne — это особая статья).

Ну и, наконец, эти машины потребляют высокооктановый бензин (и «кушают» его очень много), а также требуют тщательного ухода (впрочем, для ее обеспеченного хозяина это не будет проблемой).

Заметки на полях

Сегодня Porsche — это компания мирового масштаба, которая уверенно смотрит в будущее — производство автомобилей с каждым годом растет, а прибыли высоки как никогда.

В 2002/2003-м финансовом году компания Porsche произвела 73 284 автомобиля, а ее выручка за этот период составила 6,33 миллиарда долларов (чистая прибыль — 374,3 миллиона долларов). По результатам минувшего 2003/2004-го финансового года продажи Porsche увеличились еще на 15 % — до 76 827 автомобилей (оперативная прибыль впервые превысила отметку в 1 миллиард долларов). В течение ближайших четырех лет Porsche намерен увеличить объемы продаж на 30 % и довести их до 100 тысяч автомобилей в год. По этому поводу концерну Porsche немецкий союз маркетологов присудил высшую награду «За лучший маркетинг» 2004 года. По признанию членов жюри, Porsche сегодня самый маленький и одновременно самый рентабельный автомобильный брэнд мирового значения, который сумел не только сохранить свою независимость, но и добиться всеобщего признания и симпатии к своей продукции.

Однако теперь ключевой моделью для компании является внедорожник (скорее SUV — «универсал повышенной проходимости») Cayenne. Именно на него пришлось около трети всех продаж Porsche за 2003 год и уже более половины продаж в текущем 2004 году (за 2003/2004 финансовый год в мире продано более 40 тысяч Porsche Cayenne). Видимо, поклонники этой марки по­степенно теряют романтизм и становятся все более прагматичными. Особенно полюбили Cayen­ne китайцы, которые, несмотря на еще более жесткие таможенные пошлины, чем у нас, ввезли в страну в обход автопроизводителя, по так называемым «серым» каналам в шесть раз больше автомобилей, чем было официально продано. При этом им приходилось платить двойную цену (а это более 200 тысяч долларов), но спрос не убывал.

Забавно, что в 2002 году Porsche 911 Targa немецкий жен­ский журнал Maxi (по результатам опроса своих читательниц) признал «автомобилем мечты», что звучало бы раньше для муж­ской половины почитателей марки кощунственно. Для женщин, по их же мнению, скорее подошел бы Porsche Boxster, который лишь слегка напоминает то, что у истинных ценителей принято называть словом Porsche. Ведь именно там, на «бокстере», предусмотрены все системы блокировок, ограничители и подушки безопасности в широком ассортименте. Так что когда представительница слабого пола бросит руль, уберет ноги с педалей и зажмурится, то он все-таки остановится перед тем, как куда-нибудь врезаться. Кроме того, там и сиденья из «кожи молодого ягненка», словно специально предназначенные для жгучих блондинок.

Однако в выборе «женского автомобиля мечты» принимало участие более 9000 женщин, и Porsche 911 Targa с результатом 23,8 % опередил такие модели, как Audi A4 Cabriolet (16,1 %) и Jaguar X-Type, (с 8,8 %). Ну и куда катится мир?

Что касается России, то по оценкам аналитиков у нас ежегодно может продаваться 150-200 новых эксклюзивных автомобилей стоимостью свыше 200 тысяч евро. Однако уже в этом году у нас продано 280 автомобилей Porsche (официально, кроме Porsche из подобных автомобилей продаются только Bentley и Maybach). В общем, как отметил финансовый директор автоконцерна Porsche Хольгер Хертер, Россия созрела для того, чтобы там действовало 4–5 салонов Porsche вместо одного, который работает сегодня в столице. В ближайшее время будут открыты салоны в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а до 2010 года еще 2-3 в Москве. Кстати, сегодня Россия и Китай обеспечивают ощутимый рост продаж марки Porsche и по объемам сделок стали сравнимы с Италией или Японией.

Так что если у вас есть достаточно денег, чтобы купить хорошую машину, но на Maybach не хватает, а BMW уже порядком надоели, то возьмите скоростную модель Porsche и будете «самым-самым». Только если вы живете в России, то ездите, пожалуйста, аккуратнее и сделайте хороший подъезд к дому. Впрочем, если у вас хватает денег даже на подъезд, то лучше забудьте об этой машине, приобретите домик в Баварии и раскатывайте там по автобану хоть на Volkswagen Golf. Если же денег нет, то можно купить компьютерную игру Need For Speed — Porsche Unleashed и гонять в свое удовольствие.

Кстати, как ни странно, такие автомобили, как Porsche, Bentley или Maybach, не признаются сегодня наиболее «технологичными» (они не входят даже в первую двадцатку по этому признаку), а лидируют только по имиджу марки и степени удовлетворенности потребителей. Так что слоган автомобильной фирмы Porsche — «Построено на достижениях» — уже безнадежно устарел. Теперь этой компании скорее подходит другой: «You are what you drive» — этот слоган трудно перевести столь же лапидарно, но его смысл сводится к тому, что представление о вас будет складываться по тому автомобилю, на котором вы приехали. Однако не стоит забывать, что согласно русской пословице «по одежке» только встречают, а до места встречи еще не мешало бы и добраться.