Директор-Инфо №41'2004
Директор-Инфо №41'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Скромное обаяние капиталистического интернационала

Олег Татарников

Примеры глобальной интеграции в автомобильной индустрии мы сегодня видим повсюду. Разве могли американцы лет двадцать-тридцать назад представить, что автомобили Ford будут разрабатывать вьетнамцы? А между тем конструктором нового купе Ford Mustang — одной из главных новинок мотор-шоу в Детройте — стал американец вьетнамского происхождения Хау Тай-Танг. Едва ли не каждый второй легковой автомобиль в США сегодня проектируется с использованием агрегатов из Европы или Азии, а под маркой Chevrolet в России производится «Нива». Ford проводит работы в центре пассивной безопасности фирмы Volvo. General Motors начала активно привлекать механиков и дизайнеров из своих европейских и азиатских отделений, а Chrysler после объединения с концерном Daimler-Benz получил доступ к современным легковым платформам и всерьез озаботился проблемами качества.

Взаимопроникновение американских, европейских и азиатских производителей со временем будет только усиливаться. То есть чем дальше, тем сложнее будет определить национальную принадлежность той или иной машины.

Параллельно в модельных рядах многих фирм происходит межклассовое выравнивание. А что делать, если новые модели сегодня сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой? Если в последние два десятка лет ежегодно появлялось около 30–40 новых машин, то уже в ближайшие два — три года эта цифра вырастет вдвое! В режиме такой жесткой конкуренции будет активно вестись поиск новых, более узких рыночных ниш, то есть определить принадлежность значительной части новых моделей к тому или иному классу будет крайне сложно.

В этом смысле японская компания Mazda не составляет исключения в области интернационального сотрудничества. Платформы для ее автомобилей предоставляет американский концерн Ford, дизайн кузова разрабатывается в европейской студии Mazda во Франкфурте-на-Майне (японские инженеры принимают в этом самое деятельное участие, но только на завершающей стадии проекта), подвеска конструируется в Кельне, система безопасности проектируется шведами в Volvo, а дизели поступают от французской компании Peugeot. Вот такой капиталистический интернационал.

На долю японцев в этой совместной работе кое-что все же остается, причем не только фары и электроника. Как известно, бензиновые двигатели у компании Mazda всегда были на высоте. Например, сегодня это единственная в мире компания, которая серийно производит так называемые роторные двигатели. Конечно, эта уникальная схема не получила такого широкого распространения, как поршневая, но и обычные бензиновые двигатели с непосредственным впрыском топлива у компании Mazda заработали себе высокую репутацию надежностью и ровным характером вкупе с низким расходом топлива и высокой экологичностью. Роторные двигатели, к сожалению, пока не отличаются таким высоким ресурсом, как поршневые.

Тем не менее в будущем Mazda планирует установить на все свои модели роторные двигатели с водородным топливом. На Токийском автосалоне, который откроется 2 ноября, компания Mazda впервые продемонстрирует такой двигатель.

На фоне всеобщего перехода на гибридные силовые установки с использованием топливных элементов выбор водородного топлива выглядит довольно необычно. Такие автопроизводители, как Toyota, Honda, Nissan, General Motors, Ford и Daimler Chrysler, делают выбор в пользу топливных электрических элементов. На сегодняшний день среди мировых автопроизводителей, пожалуй, только BMW занимается разработкой водородных двигателей. Зачем же Mazda решила заняться водородом? Это остается загадкой. Возможно, для того, чтобы хоть в чем-то сохранить свою самобытность…

Модельный ряд компании Mazda

Когда-то знаменитый Генри Форд сказал: «Цвет автомобиля может быть любой, при условии что он черный». Сегодня японская компания Mazda на одну треть принадлежит международной корпорации Ford, так что вы, наверное, уже догадываетесь, какого «цвета» должны быть ее автомобили.

Действительно, с тех пор, как Mazda начала активную работу по полному обновлению модельного ряда, можно констатировать следующее: Mazda 2, сменившая модель Demio, создавалась в сотрудничестве со специалистами корпорации Ford на платформе компактной модели Ford Fiesta; Mazda 3, которая сменила популярную Mazda 323, сделана на одной платформе с Ford CW170 (на которой также производятся Volvo S40 и Ford Focus); Mazda 4, которая должна сменить минивэн Premacy, будет построена на базе Ford Focus C-Max, а небольшой внедорожник (или так называемый «многофункциональный» автомобиль) Mazda 5 будет выпускаться на базе Ford Maverick…

И это естественно, так как использование принципа единой платформы позволяет добиваться невиданной прежде экономии на производстве. Логично было бы предположить, что Mazda 6, сменившая модель 626, будет построена на той же платформе, что и Ford Mondeo. Но тут японцы не поступились принципами самобытности — это был полностью автономный и оригинальный проект, хотя фордовские эксперты все же принимали участие в доводке ездовых качеств машин, предназначенных для продаж в Европе.

Причем платформа Mazda 6 оказалась настолько удачной, что концерном Ford было принято решение о постройке сразу нескольких автомобилей Ford, Lincoln и Mercury на базе Mazda 6.

Очевидно, что единая платформа полностью автомобиль не определяет. Помимо отличий в дизайне и интерьере, происходят и определенные изменения в технической начинке автомобиля, — например, в настройках подвески, двигателя, системах управления автомобилем и т. д. В результате действительно уникальным моделям при всем кажущемся богатстве выбора места на рынке не остается.

Та же Mazda была вынуждена оставить сегмент роскошных автомобилей бизнес-класса: производство единственной модели этого класса, Mazda Millenia, было остановлено в конце 2003 года, так как дилеры не сумели реализовать ее в достаточном количестве. Продажи были полностью прекращены во второй половине 2004 года — после реализации всех уже выпущенных автомобилей. Напомним, что седан Mazda Millenia (он же Xedos 9 TS и Eunos 800) отличался не только комфортом и роскошью, но и тем, что кроме бензиновых двигателей V6 объемом 2,0–2,5 литра на него устанавливался уникальный пятитактный 2,3-литровый двигатель Milerra с нагнетателем Lysholm мощностью 211 л. с.

Что ж, все закономерно. Таким же образом заявила о сокращении линейки полноразмерных престижных седанов компания Mitsubishi, а американская марка Plymouth вообще приказала долго жить и вот-вот сойдет со сцены Oldsmobile. Также на грани вымирания оказались такие «люксовые» брэнды, как Cadillac или Lincoln — с передовых позиций их оттеснили автомобили Lexus и Mercedes...

По предположению специалистов, уход из сегмента роскошных автомобилей позволит компании Mazda сосредоточиться на развитии и продвижении своих компактных и среднеразмерных автомобилей, пользующихся повышенным спросом во всем мире. Кроме того, руководство Mazda планирует уделять больше внимания новым спортивным моделям и развитию спортивного имиджа марки в целом.

И действительно, благодаря значительному сокращению издержек и большому объему продаж в Европе Mazda объявила, что ее годовая прибыль от производственной деятельности в 2003 финансовом году поднялась на 77,4 %. Компания также высказала предположение о том, что в этом финансовом году она достигнет самого высокого уровня дохода за последние десять лет.

Сейчас Mazda находится на полпути к осуществлению своего плана Millenium и очень рассчитывает на успех Mazda 6/Atenza и Mazda 2/Demio, которые должны способствовать возрождению компании. Большие надежды возлагаются также и на продажи в европейском регионе, возросшие благодаря укреплению евро по отношению к йене.

Надежность автомобилей Mazda

При изучении надежности автомобилей марки Mazda мы обнаружили интересную ситуацию. Например, наибольшей популярностью у нас обычно пользуются немецкие статистические отчеты (самыми авторитетными считаются ежегодные отчеты немецкого автомобильного клуба ADAC и инспекции технического надзора TUV, которые мы постоянно приводим).

Но мы должны заметить, что нельзя рассматривать информацию ADAC и TUV как истину в последней инстанции. Например, ADAC пользуется данными собственной службы экстренной технической помощи на дорогах, а TUV как организация, отвечающая за проведение технических осмотров и выдачу разрешений на дальнейшую эксплуатацию автомобиля, использует информацию своих станций диагностики и делает упор главным образом на то, насколько автомобиль готов к эксплуатации. А между тем не секрет, что «главной» жидкостью автомобиля с точки зрения ПДД является та, что омывает стекла, и, скажем, провалы в зажигании менее важны, нежели неравномерность срабатывания ручного тормоза или исправно горящие габаритные огни. И тормоза, и «габариты» — это, несомненно, вещи важные, но их неисправность характеризует скорее безалаберность водителя, а не надежность автомобиля. В результате, например, более высокие места в рейтинге TUV занимают те марки, которые имеют меньший межсервисный пробег (например, та же Toyota), а не те, которые обладают большей «живучестью» и безотказностью. Естественно, ведь чем чаще водитель приезжает на техобслуживание, тем больше вероятность того, что ко времени прохождения технической инспекции все перегоревшие лампочки будут заменены, а тормоза — отрегулированы. Еще меньше доверия вызывают американские рейтинги надежности, где поломка подстаканника может повлиять на оценку автомобиля больше, нежели замена мотора или коробки передач. Словом, любая статистика грешит некоторой однобокостью.

Более интересным нам представляется рейтинг надежности, иногда предоставляемый страховщиками, которые страхуют от поломок автомобили с истекшим сроком гарантии.

Так вот по этому, наиболее объективному, рейтингу марка Mazda выходит в безоговорочные лидеры (впрочем, и по ADAC или TUV модели Mazda регулярно попадают в первую десятку самых надежных автомобилей). Таким образом, в различных рейтингах надежности Mazda уже на протяжении многих лет стабильно входит в число лидеров по наименьшему числу поломок в эксплуатации. Если же говорить о претензиях, то их собирают тормозная система (быстрый износ тормозных колодок, износ и коробление тормозных дисков, проблемы со стояночным тормозом), электрооборудование (неисправности центрального замка, окисление контактных соединений, поломки генератора, который, в свою очередь, «помогает» выйти из строя аккумулятору, постоянно его недозаряжая) и пр. В наших погодных условиях можно ожидать «сюрпризов» от уплотнений дверей салона и багажника, которые со временем способны потерять герметичность. Следует обращать внимание на днище автомобиля, поскольку на наших дорогах особенно сильно достается деталям выхлопной системы, а также узлам и деталям подвесок этих автомобилей. Одновременно следует проверять состояние пыльников ШРУСов и рулевого управления. А вот такие жизненно важные узлы автомобиля как двигатель или трансмиссия у этой марки проблем практически не вызывают.

Что же касается официальных отзывов (возвратов автомобилей дилерам на доработку или исправление заводских дефектов), то они сегодня растут невиданными темпами у всех марок (в список неблагонадежных попадают даже фавориты), а вот у компании Mazda «достижения» в этой области более чем скромные.

Отзывы автомобилей Mazda чаще объясняются не ухудшением качества сборки, а усложнением самой конструкции транспортных средств и выпуском для них всевозможных hi-tech компонентов. Так, например, Mazda 626, выпущенные с мая по ноябрь 1997, отзывались из-за потери мощности двигателя по вине контроллера.

Недавно Mazda отзывала 106 тысяч внедорожников Tribute 2001–2003 годов выпуска с 3-литровыми двигателями V6 из-за возможной самопроизвольной остановки двигателя (по вине электроники). Ее аналог — внедорожник Ford Escape отзывался по этой же причине.

На этих машинах мотор мог заглохнуть, если водитель отпускал педаль газа на небольшой скорости. Естественно, подобная ситуация спровоцирована скорее стремлением производителя по последней моде сделать автомобиль более экологически чистым, нежели реальными техническими проблемами.

На внутреннем рынке у Mazda Motor Co. отзывов было существенно больше. Так, например, в Японии дилерам возвращалось более 165 тысяч автомобилей различных моделей для замены дефектных комплектующих. Как сообщалось в информационном письме, направленном компанией в министерство транспорта Японии, отзыву подлежали модели Premacy, Capella, Capella Wagon и Familia, Telstar, Laser Lidea и Ixion различных годов выпуска. На эти автомобили могли быть установлены дефектные комплектующие, в частности на ряд автомобилей были установлены дефектные аккумуляторные батареи.

Около 100 тысяч автомобилей Honda Accord и Mazda 6, произведенных на китайском предприятии Auto Works (FAW) для внутреннего китайского рынка отзывались для проверки бензобаков (проверялись швы бензобака). Еще на 30 тысячах Mazda 6, произведенных на предприятии в китайской провинции Хайнань, изменяли крепление пластикового бензобака, который может покоробиться из-за опасной близости горячей выхлопной трубы. Эти машины сошли там с конвейера в период с декабря 2002 по март 2003 года.

Заметки на полях

Таким образом, автомобили марки Mazda, хоть и не «хватают с неба звезд» в условиях жесточайшей унификации мирового автопрома, но представляются весьма привлекательными в плане надежности. Особое внимание в дизайне уделяется запоминающейся клиновидной форме, воплощающей новую концепцию, принятую в компании, — «стиль и ничего лишнего». Это выгодно отличает новые модели от конкурентов и обидную поговорку «японское мыло» можно смело зачислять теперь в разряд архаизмов. Что касается интерьера новых автомобилей, то в последнее время и качество, и цветовые гаммы материалов также значительно улучшились и нисколько не уступают представителям европейского автопрома.