Директор-Инфо №40'2004
Директор-Инфо №40'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Инвестиции в готовый бизнес (8–14 октября 2004 года)

Вадим Самсонов

Средняя цена предприятия снизилась почти вдвое и составила 280 тысяч долларов, соответственно, доходность вложений возросла до 85 % годовых. На рынке доминируют небольшие производственные фирмы, более 60 % которых расположены в регионах РФ.

Дешевое производство

Изменения, произошедшие в структуре предложения, противоречат всем ранее имевшимся тенденциям развития рынка. Скорее всего, резкое снижение цен выставленных на продажу компаний, связанное с тем, что инвесторам не представлено сколько-нибудь крупных предприятий, относится к числу случайностей (все-таки одна неделя для сферы купли-продажи действующих фирм — очень небольшой срок). При этом уменьшение усредненной стоимости бизнеса можно оценить только положительно — данный факт способен активизировать частных инвесторов, всегда позитивно воспринимавших небольшие производственные компании, стимулировать рост региональных рынков.

Среди представленных инвесторам объектов можно выделить несколько небольших специализированных мебельных производств в Москве и Московской области (от 150 тыс. долл.); ряд деревообрабатывающих предприятий, расположенных в Рязанской, Тверской и Томской областях (от 100 тыс. долл.); консервные производства в Омске и Санкт-Петербурге (от 450 тыс. долл.); производство окон ПВХ в Омске и Москве (от 100 тыс. долл.); значительное число небольших мясоперерабатывающих компаний (от 200 тыс. долл.).

Все эти группы предприятий можно считать вполне ликвидными. Исключение составляют только мясоперерабатывающие фирмы — в условиях роста цен на мясо их конкурентоспособность значительно снижается. Подобные компании лишь в редких случаях могут успешно конкурировать с крупными игроками, их прибыль постоянно падает. За счет этого минимизируется интерес к таким предложениям среди частных инвесторов (зато от них поступает все больше заявок на покупку рыбоперерабатывающих бизнесов). При этом крупные компании не проявляют какого-либо внимания к скупке своих мелких конкурентов.

Предложений о продаже крупных производственных компаний за анализируемый временной интервал практически не поступало. Немногие исключения — завод сборного железобетона в Оренбургской области (3 млн долл.), а также несколько украинских предприятий: производитель гофротары (5 млн долл.) и завод ДСП (3,2 млн долл.). Есть и экзотические предложения — завод по огранке бриллиантов, расположенный в одной из южноафриканских стран, оцененный собственником (нашим соотечественником) в 600 тыс. долл.

Второе место по числу новых предложений о продаже в рассматриваемый период занимает торговая сфера. Здесь стали заметны определенные качественные изменения в структуре предложения — инвесторам предлагается меньше продовольственных магазинов, растет число выставленных на продажу бутиков (18 предложений только в Москве) и мелких непродовольственных сетей. Средняя стоимость торговой компании в рассматриваемую неделю составила 350 тыс. долл. При этом большинство продаваемых магазинов находятся в торговых центрах.

В сфере услуг появилось достаточно большое число предложений о продаже пансионатов, гостиниц и баз отдыха. Их стоимость начинается от 1,2 млн долл.; большинство компаний располагаются в Краснодарском крае, однако несколько предложений поступило из Нижегородской и Самарской областей.

Инвесторам представлены несколько автосервисов (Москва — от 1,5 млн долл., Саратовская область — от 400 тыс. долл.), салонов красоты (от 11 тыс. долл.), видеопрокатов (от 15 тыс. долл.), АГЗС в Подмосковье (от 65 тыс. долл.). Среди нетрадиционных предложений можно выделить краснодарскую службу такси (50 тыс. долл.) и московскую фирму по прокату автомобилей (12 тыс. долл.).

В рассматриваемый период некоторое оживление произошло в телекоммуникационной отрасли. На продажу выставлены сразу три оператора из Саратовской области (от 40 тыс. долл.), несколько московских домашних сетей, а также фирма, занимающаяся прокладкой оптико-волоконных сетей.

Новые рестораторы

Наибольший интерес инвесторы проявляли к предприятиям общественного питания, но здесь интересных предложений почти не появилось. На продажу были выставлены всего 16 компаний. Это — небольшие рестораны (от 110 тыс. долл.), приносящие несущественную прибыль. В рассматриваемый период активно распродавались ранее представленные заведения — было совершено не менее пяти сделок; средняя сумма сделки составила 725 тыс. долл.

Инвесторам, вошедшим в индустрию общепита за последние несколько лет, сейчас принадлежит не менее 300 ресторанов только в Москве — оценить их присутствие в регионах не представляется возможным. Формируется своеобразный класс «новых рестораторов», играющий все большую роль на рынке общепита.

Проведенное нами исследование показало, что чаще всего рестораны покупают инвесторы, диверсифицирующие свой бизнес. К этой группе относятся около 20 % новых рестораторов. Они воспринимают рестораны как доходное и не требующее значительных временных затрат для управления направление деятельности. Главное для них — прибыль. Доходность вложений тщательно просчитывается, предпочтение отдается концепциям, отличающимся понятностью и перспективностью, но мало представленным на рынке (например, рестораны здорового питания).

Кроме того, среди новых рестораторов есть большая доля предпринимателей (более 30 %), выводящих свои активы из тех отраслей, рост которых приостанавливается, и вкладывающих средства в более динамичные сегменты бизнеса. Правда, такие инвесторы предпочитают создавать бизнес «с нуля», с недоверием относясь к приобретению компаний.

Географические слияния

Рассматриваемая неделя интересна тем, что на нее пришлось большое количество (не менее 20) так называемых «географических слияний», т. е. сделок по приобретению компанией из одного региона предприятия, расположенного в другой части России. Наиболее активно эти процессы шли в рекламной отрасли и сфере услуг для бизнеса. Инвесторами здесь выступали московские компании, решающие вопросы своего развития за счет приобретения региональных фирм. Отметим, что и покупатели, и покупаемые не относились к числу крупных компаний — столичный средний бизнес расширяется за счет слияния со своими региональными коллегами.

Интересно, что чаще всего покупается не региональный бизнес целиком, а доля в нем – старые собственники, особенно выполнявшие управленческие функции или работавшие как менеджеры проектов, сохраняют права собственности. При этом рассматриваемые сделки обладают определенной спецификой — их стоимость оказывается более высокой, чем это предполагает существующая рыночная конъюнктура. Например, одна из московских консультационных фирм приобрела 70 % в уставном капитале новосибирской оценочной компании. Ее прибыль (точнее, доход собственника) составляла всего 6 тыс. долл. в месяц, т. е. стоимость бизнеса на открытом рынке могла бы составлять 80–100 тыс. долл. Очевидно, что инвестор в данном случае рассчитывает сократить время возвращения инвестиций за счет достижения синергетического эффекта.

Впрочем, размер рассматриваемых сделок невелик: он редко превышает 500 тыс. долл. Как правило, московские игроки вкладывают в такие проекты свободные средства, позиционируя инвестиции как стратегические вложения для освоения региональных рынков. О каких-то «кросс-продажах» услуг объединенных фирм речь идет редко — у столичных и региональных компаний разная клиентура, они позиционируются в различных ценовых нишах.

Другое направление географических слияний — выход региональных дилеров на национальный уровень. За последние три месяца, по нашим данным, состоялось пять таких сделок, средний размер сделки составил 800 тыс. долл. Как правило, инвесторами выступают региональные многопрофильные холдинги, включающие в себя торговые фирмы и приобретающие федеральных оптовых поставщиков. Кроме того, компании из субъектов РФ проявляют большой интерес к приобретению производственных и инжиниринговых компаний. Правда, реальных сделок здесь пока очень немного.

Гораздо чаще компании приобретают частные инвесторы из регионов России. Такие приобретатели оперируют суммами до 800 тыс. долл. — компании, стоящие дороже 1 млн долл., они покупают редко. Как показывают интервью с инвесторами, дело здесь в психологии — миллион является своеобразным психологическим рубежом, через который очень непросто перешагнуть.

Если говорить о территориальных аспектах географических слияний, то московские инвесторы чаще всего приобретают бизнесы в Поволжье, Новосибирской и Омской областях, а также в Краснодарском крае. Что касается региональных покупателей компаний, то наибольший денежный поток в Москву идет из Свердловской области, Санкт-Петербурга и Татарстана. Кроме того, высокую активность на рынке проявляют инвесторы из Казахстана — их интересуют торговые центры, рестораны и торговые компании.

Кстати, западная практика показывает, что большинство слияний и поглощений оказываются неоправданными, т. е. не приносят своим участникам желаемого результата. Аналогичные данные приводятся применительно к крупному российскому бизнесу. Оценка результативности сделок с малыми и средними компаниями более оптимистична. Например, проведенный нами в начале октября опрос 25 инвесторов, вложивших средства в покупку компаний, стоящих 1–5 млн долл., дал следующие результаты:

  • трое из опрошенных заявили, что они довольны сделанными инвестициями;
  • 17 респондентов ответили, что они скорее довольны совершенными вложениями, их доходность незначительно отклонилось от прогнозируемой при принятии решения о покупке бизнеса;
  • двое из опрошенных сказали, что отдача от проекта оказалась меньше ожидаемой;
  • три инвестора сочли свои вложения неудачными.

Таким образом сделки по слиянию средних компаний можно считать вполне эффективными. Безусловно, они еще не получили широкого распространения — мелкий бизнес продается значительно чаще. Однако имеющаяся тенденция свидетельствует о значительном потенциале сегмента рынка готового бизнеса, в котором продаются фирмы, стоящие дороже 1 млн долл.