Директор-Инфо №39'2004
Директор-Инфо №39'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Жизнь слишком велика для этой машины

Олег Татарников

Когда Suzuki в начале 1980-х выходила на мировой автомобильный рынок, ее имя связывали в первую очередь с блестящими успехами в мотогонках — заводская команда Suzuki к тому времени уже восемь раз выиграла первенство мира по мотокроссу в классе до 125 см3 и семь раз побеждала в Moto GP — кольцевых гонках в классе до 500 см3 (двухколесной Формуле-1).

А когда европейцы узнали, что приоритет в производственной программе Suzuki отдается автомобилям малого и особо малого классов, то тут же окрестили продукцию этой компании «мотоциклами на четырех колесах с крышей»...

Suzuki — небольшая компания, выпускающая сегодня чуть более миллиона автомобилей (со всеми «клонами»), — ориентируется в основном на небогатых покупателей со средним ежегодным доходом около 60 тысяч долларов. Причем большинство из них — в возрасте от 35 до 55 лет, и, что характерно, 60 % — женщины.

Не исключение и нынешний флагман компании Suzuki — Grand Vitara XL-7, целевая аудитория которого — замужние женщины в возрасте от 24 до 54 лет со средними доходами чуть выше 70 тысяч долларов в год. По этой причине компания Suzuki традиционно не тратит много сил и средств на рекламу в СМИ, а предпочитает «отлавливать» своих потенциальных клиенток прямо в супермаркетах. Не имеет компания и громких слоганов, не проводит широкомасштабных рекламных акций. Кстати, когда в США в рамках исследования автомобильного рынка клубом ADAC проводился опрос с целью проанализировать эффективность автомобильной рекламы, то выяснилось, что ролики таких компаний, как Suzuki, Daihatsu и Subaru остаются совершенно не замеченными зрителями.

Последний самурай

История компании уходит корнями в начало прошлого, XX века, а посему может быть интересна покупателям, предпочитающим «японское качество», но при этом не желающим переплачивать значительные суммы только за громкое имя.

Так, небольшую машиностроительную фирму в Хамамацу японский предприниматель Мичио Сузуки основал аж в 1909 году. Однако первый автомобиль Suzuki Suzulight появился только в 1955 году и был поистине «карликом» с двухтактным мотоциклетным двигателем. Не секрет, что автомобильные концерны многих стран начали выпускать компактные и экономичные автомобили после нефтяного кризиса 1950-х годов. Впрочем, бензиновая тема и сегодня весьма актуальна и обычно вызывает у автомобилистов неподдельный интерес, однако не всякий пойдет ради экономии на столь радикальные меры, как покупка крошечного автомобиля.

Вопреки распространенному мнению о первенстве европейского Mini, именно японцы были первыми в создании и более активными в развитии линии городских микролитражек. Первенцем в создании японского мини-класса (там он называется Kei-Jidosha или K-car) был именно Suzulight от компании Suzuki. Причем забавно, что слово Kei в названии самого маленького японского класса означает ни что иное, как уважение или почтение. Машины этого мини-класса имеют в Стране восходящего солнца не только словесную, но и широкую законодательную поддержку: налог на такое транспортное средство назначается чисто символический, при покупке автомобиля нет необходимости запрашивать в полиции разрешение на парковку или иметь в собственности место для стоянки авто. Благодаря целому ряду специальных стимулирующих и запретительных мер, вскоре после выпуска Suzulight последовал рост производства микролитражек. Ведь для японца автомобиль — прежде всего транспорт, и только потом в ход идут соображения моды и престижа.

Итак, первым официальным автомобилем класса «К» считается микролитражка Suzulight. Она имела полную длину 299 см, ширину — 128 см и двухцилиндровый двигатель объемом 359 см3. Suzulight стал для Японцев тем же, что чем стал для британцев представленный в 1959 году Mini, — легендарным автомобилем, а компания Suzuki — лидером по производству микролитражек. Сегодня, спустя полвека после кризиса, японцы выпускают отнюдь не только микролитражки. Однако автомобили К-класса продолжают пользоваться там огромной популярностью, причем не только в городах (на которые они были первоначально рассчитаны), но и в сельской местности.

Suzuki долгое время продолжала делать ставку на микролитражки, которые, надо сказать, уже не выглядели столь крошечными. Более того, специалистов компании Suzuki практически сразу посетила идея наделить «малышей» новыми свойствами — Suzulight с конца 1950-х выпускался сразу в четырех типах кузова: купе, хэтчбек, универсал и пикап. Миниатюрные микроавтобусы и фургончики быстро нашли свою нишу на рынке, а еще через десять лет в Хамамацу решили пойти на маленький инженерный подвиг и соорудили крошечный внедорожник!

Итак, на рынке микролитражек Suzuki удерживала лидерство на протяжении полувека. Однако сегодня в этом секторе ее начинают теснить. Прежде всего, нешуточное давление оказывает самый большой японский монополист — компания Toyota (а точнее, принадлежащая ей компания Daihatsu, которая специализируется на «малышах»). Темп маркетингового прессинга возрастает с каждым годом.

Так, например, сыгравшая немалую роль в буме микролитражек Suzuki Alto, которая выпускается с далекого 1979-го (нынешнее поколение уже шестое), в свое время была специально ориентирована на замужних дам, имеющих детей. Эта машина характеризуется довольно широким салоном, в котором рядом с передним пассажирским сиденьем есть специальный ящичек для покупок (цена Suzuki Alto в Японии составляет от 6,5 до 15 тыс. долл.). На протяжении нескольких лет Suzuki со своими хитовыми микролитражками Alto и Wagon R удерживала лидерство, успешно отбивая атаки конкурентов. Но теперь ее положение стало не столь впечатляюще устойчивым, поскольку компания Daihatsu, ставшая в 1998 году дочерним предприятием концерна Toyota, бросила ей серьезный вызов, пытаясь «отбить» у Suzuki всех женщин. Дабы поставить под контроль треть рынка компактных автомобилей, Daihatsu запустила с 2002 года такие модели, как Move и Mira. И удача ей сопутствовала — Daihatsu Move Latte привлекла внимание большинства женщин Японии и догоняет сегодня по продажам Suzuki Alto. Однако и Suzuki «непотопляема», так как теперь она на 20 % принадлежит американскому концерну General Motors.

Естественно, когда понятия «компактный» и «дешевый» в применении к автомобилю были синонимами, то конструкторам приходилось прикладывать недюжинную смекалку, чтобы увязать все эти требования и воплотить их в реальном изделии. Возможно, именно это и пошло малышам на пользу и именно тогда они получили правильную путевку в жизнь.

Так, например, первый Suzuki LJ10, поступивший в продажу под именем Jimny, несмотря на «несерьезные» данные (двухтактный двигатель объемом 360 см3 с воздушным охлаждением, вес 600 кг и база в 1930 мм) оказался настоящим и бескомпромиссным внедорожником!

Первого, весьма неказистого и маленького, Jimny отличали примитивные кузовные панели, единственное плоское лобовое стекло, наружные замки-пружинки на капоте, цепочки вместо дверей и запаска внутри. Но при этом автомобильчик имел полный привод, независимую рессорную подвеску и довольно солидную стальную раму.

К концу 1980-х, когда на мировой рынок вышел модифицированный SJ413, переименованный в Samurai, джипы из Хамамацу продавались уже в 100 странах мира и собирались в Индии и Испании. А в США модификация с двигателем в 1,6 литра мощностью 66 лошадиных сил была признана лучшим полноприводным автомобилем по соотношению «цена/качество».

Так что, пожалуй, именно Samurai сделал Suzuki имя в автомобильном мире. На различных рынках автомобиль продавался под названиями Santana, Katana, Sierra или Jimny. В Австралии Samurai и вовсе был известен как Holden Drover.

Samurai так же, как и первые Jimny, критиковали за невысокий уровень активной и пассивной безопасности, за опасное расположение топливного бака, за низкую комфортабельность при езде и т. д. Особенно нелестные отзывы заслужили модификации Samurai с брезентовым верхом — в основном за неудобный в пользовании механизм открывания этого верха (который, однако, был гораздо удобнее, чем в наших «УАЗах»). Свою порцию критики от требовательных европейцев получили неудобное место водителя и теснота в салоне. Но владельцы готовы были все простить этим неказистым «малышам» за главное — Suzuki Samurai был построен по классическим внедорожным канонам и обладал рамным кузовом, понижающим рядом в трансмиссии, блокировками дифференциалов, зависимыми передней и задней подвесками на рессорах. А потому Samurai был хоть и небольшим, но настоящим вездеходом, который неплохо чувствовал себя на бездорожье и не разваливался при езде по колдобинам, что, увы, свойственно большинству современных «паркетников».

На фоне аскетичного Samurai появившаяся на автомобильном рынке в 1988 году Vitara поначалу производила впечатление такой же пляжной «игрушки», как ее конкуренты, однако безоговорочно отнести Vitara к модным нынче «паркетникам» все же не позволяют «классические» особенности ее конструкции. Да, вездеходные возможности Vitara, возможно, похуже, чем у Samurai, но все-таки это внедорожник, имеющий с современными «паркетниками» еще меньше общего, чем с тем же старым добрым «самураем». К тому же, мода диктует свое — универсальность Vitara позволяет реализовать ее лучшие качества при эксплуатации как в городе, так и в сельской местности. Вездеходные возможности пятидверных модификаций Vitara ниже, чем у трехдверных — из-за увеличенной колесной базы даже небольшие бугры, на которые можно было не обращать внимания при езде на короткобазной версии, становятся для Vitara Long непреодолимым препятствием. Однако на ровной дороге ее поведение лучше короткобазной — она значительно устойчивей в поворотах и не «козлит» при езде по пересеченной местности.

Это же ведь только в России джип — больше чем автомобиль и скорее идол, нежели средство транспорта, а прагматичные японцы умеют делать полноприводные машины на любой вкус. Мало того, если ездить на традиционно гигантском монстре-внедорожнике только по городу, то в полном объеме и во всей красе можно будет довольно скоро прочувствовать недостатки своего приобретения. Поэтому более прагматичные водители отдают предпочтение не таким гигантам, как Cherokee, а юрким моделям типа Suzuki Jimny или Vitara, пригодным как для города, так и для деревни. Причем по сравнению с последними, которые могут похвастать понижающей передачей, жестко подключаемыми мостами и короткой базой, лишенные всего перечисленного знаменитые Cherokee — стопроцентные «пляжные мальчики». Кстати, в тех же Соединенных Штатах, где автомобиль стал элементом национальной культуры, такой невероятно популярный класс автомобилей, как SUV (Sport Utility Vehicles), совершенно лишен окраски престижности и «принадлежности к определенному кругу избранных», а основа имиджа автомобиля подобного класса — энергия, жизненная сила и широта применений.

Не беда, что в отделке автомобилей Suzuki используются только жесткие пластмассы — как-никак это все же самые недорогие японские джипы. Однако почему-то у нас, да и в Европе тоже, такие машины не пользуются особой популярностью (хотя не только «нивам», но и «уазикам» далеко до внедорожных возможностей упомянутых моделей Suzuki), зато в США поклонников у Suzuki хоть отбавляй, благо серийных конкурентов сегодня просто не осталось.

Так что уже полвека компетенция по части компактных машин компании Suzuki неоспорима, и уже четвертый десяток лет этот японский производитель является еще и законодателем «внедорожной» моды.

Следуя кодексу Бусидо

Ох уж эти современные автомобили, спроектированные компьютером. Увы, за редким исключением они становятся все больше похожими друг на друга. Интересно, но на фоне подобной «одноликости» автомобили компании Suzuki продолжают выделяться, и вряд ли кто-нибудь назовет их чужим именем. Их необычные пропорции вдруг оказались пропуском в мир узнаваемости. Конечно и они, мягко говоря, не блещут изысканностью форм и линий, но уж, по крайней мере, отличаются нестандартной внешностью.

Так, например, Suzuki Liana — это не только коренной «японец», но и модель, сочетающая в себе массу непривычных дизайнерских решений, притягивающих внимание. Дизайн экстерьера и интерьера свидетельствует о большом прорыве Suzuki в индивидуализации своей продукции.

Кстати, название Liana, как уверяют японцы, не имеет ничего общего с известным тропическим растением, а представляет собой лишь аббревиатуру от английского слогана «Life In A New Age», то есть «Жизнь в новой эре» (в которой, по-видимому, уже не осталось места для настоящих самураев). По цене Suzuki Liana по-прежнему один из самых доступных среди конкурентов: Renault Scenic, например, дороже почти на три тысячи долларов, а Audi A2 — более чем на две тысячи.

Кстати, опять же Suzuki в свое время впервые предложила иной взгляд на концепцию современного городского седана, которому сегодня последовали многие другие автопроизводители. Так, например, в Suzuki Liana входишь (не садишься!). А устроившись поудобнее за рулем (там почти вертикальная посадка, да и сидишь непривычно высоко, почти как во внедорожнике), обнаруживаешь солидное пространство над головой. Словом, это скорее компакт-вэн, концепцию которого Suzuki впервые предложила в своей модели Wagon R. Кстати, высокая посадка — это не только хорошая обзорность, но и возможность спрятать под сиденье вместительный лоток для мелких вещей, а высокая крыша обеспечивает пассажирам приятное ощущение простора, хотя для удобства задних пассажиров пришлось пожертвовать вместимостью багажника.

Liana — это отличный вариант для тех, кто ищет неприхотливый, надежный, но недорогой автомобиль, без особых претензий на «управляемость». К тому же, по хорошей традиции компании Suzuki практически у всех моделей есть полноприводные модификации, а прекрасные двигатели даже при традиционно малом объеме хорошо «тянут» даже на малых оборотах и при этом оказываются весьма экономичными, даже по сравнению с моторами меньшего рабочего объема у конкурентов.

Теперь, после Suzuki Liana, уже многие современные хэтчбеки претерпевают метаморфозы прямо на глазах, вторгаясь на территорию мини- и микровэнов. Три года назад Suzuki выпустила еще одну модель довольно необычного вида — плотно сбитый хэтчбек с клиренсом, как у «паркетного» внедорожника. Поглядев на то, что у них получилось, японцы придумали специально для Ignis даже особую категорию — New Multi Compact, т. е. «новый многофункциональный автомобиль». Среди непосредственных конкурентов Suzuki Ignis можно отметить разве что чуть более «внедорожный» Daihatsu Terios или Mercedes A 140, который, впрочем, значительно дороже.

Сегодня Suzuki готовит грандиозный проект городского автомобиля. Новую модель будут производить в Европе для европейского рынка. Как будет называться новинка, пока неизвестно. Источники в компании утверждают, что машина заменит модель Suzuki Swift. Причем именно эта модель будет представлять собой новый этап в стратегии компании, которую уже громко окрестили Suzuki European Renaissance. Этот проект очень важен для компании, стремящейся повысить узнаваемость брэнда Suzuki и увеличить число продаж автомобилей этой марки в Европе. Для продвижения даже создан специальный сайт (www.suzuki-fromconcepttoreality.com), единственным, впрочем, содержанием которого является анонс проекта на всех европейских языках.

Новинка рассчитана на европейского покупателя, и ее конкурентами станут: Citroen C2, Volkswagen Fox (заменивший Volkswagen Lupo) и Fiat Panda. Технические характеристики новинки Suzuki пока не разглашает. Через некоторое время на этой же платформе Suzuki может построить компактный родстер, прототип которого уже был показан год назад на выставке во Франкфурте. Четырехместный Concept S2 был оснащен 1,6-литровым двигателем, шестиступенчатой секвентальной коробкой передач и имел жесткую складную крышу. Родстер от Suzuki попадет в один класс с Opel Tigra, Peugeot 206 CC и Ford StreetKa.

Как известно, Suzuki имеет собственное сборочное предприятие в Венгрии, на котором производятся модели Wagon R+ и Swift. Однако не все знают, что автомобили Suzuki выпускают и в Испании. На предприятии Santana производятся как новые, так и старые модели японских внедорожников, и еще две модели европейских автопроизводителей. Что касается Suzuki, то это старые поколения Samurai и Vitara, а также популярные версии Jimny и Grand Vitara. Помимо этих моделей, выпускается модернизированный вариант английского Land Rover Defender и микроавтомобиль Stella (испанский аналог французского Chatenet). Последний представляет собой довольно популярную в Европе «мотоколяску» с 0,5-литровым двигателем мощностью 10–15 лошадиных сил. Цена его, кстати, не такая уж и низкая, зато для управления не требуется водительское удостоверение, а его эксплуатация обходится гораздо дешевле «полноценного» автомобиля.

Впрочем, эта продукция предназначена исключительно для внутреннего испанского рынка и даже не значится в каталогах, а в остальной Европе продаются автомобили Suzuki, произведенные в Венгрии и Японии. Вообще говоря, марка Suzuki известна во всем мире, так как стильный дизайн и приемлемые цены обуславливают неплохой спрос.

Кстати, венгерское правительство хотело недавно оштрафовать компанию Suzuki за то, что та начала строительство нового сборочного цеха без разрешения властей, так как собирается увеличить объем производства до 200 000 единиц к 2005 году. Штраф составляет 3,86 миллиона долларов, но компания Suzuki заявила, что если ее заставят платить штраф, то она перенесет производство в другую страну (а это один из крупнейших зарубежных инвесторов и экспортеров в Венгрии). В первой половине 2004 года Suzuki продала в Венгрии 18 280 автомобилей, что примерно на 17 % меньше, чем в прошлом году, но она по-прежнему остается лидером, имея 17,5 % на рынке страны.

Что касается американского рынка, то там политику компании Suzuki определяет концерн General Motors, имеющий, как уже сказано выше, 20 % акций Suzuki. Так, например, на мотор-шоу в Нью-Йорке под маркой Suzuki был представлен новый универсал Forenza, который создан на платформе GM Daewoo Lacetti. Этот небольшой универсал будет бороться на американском рынке с Ford Focus, Volkswagen Golf Variant, Subaru Impreza и Mitsubishi Lancer. То есть с универсалами, стоимость которых в США колеблется от 13 до 16 тысяч долларов. Suzuki Forenza оснащен четырехцилиндровым двигателем мощностью 126 лошадиных сил с максимальным крутящим моментом в 180 Нм. В базовое оснащение этого универсала входит ABS, электронная система распределения тяговых и тормозных усилий, электрозеркала, аудиосистема, фронтальные и боковые подушки безопасности. Кроме того, за дополнительную плату можно заказать большой люк. Однако, по словам представителей концерна GM, Suzuki Forenza будет поставляться только на рынок США, а на территории Европы продаваться не будет, так что вся унификация ограничивается лишь одной-двумя моделями, а в остальном GM предпочитает использовать готовые разработки Suzuki, слегка их перелицовывать и продавать под именами своих брэндов.

Надежность и безопасность

Надежность автомобилей Suzuki не столь высока, как у других японских марок, однако и цены моделей этой компании существенно ниже, чем у «одноклассников». Причем у автомобилей Suzuki в отношении надежности все просто и логично — чем ниже класс модели, тем менее она надежна. Так, например, если Suzuki Baleno/Liana или Vitara будут стоять во втором-третьем десятке рейтинга надежности, то Jimny уже в пятом-шестом, Swift — в седьмом-восьмом, а «малыш» Wagon R уже где-то в конце списка. Отрадно также, что с возрастом эти японские автомобили не «сыплются», как некоторые европейские марки, а, напротив, продвигаются в рейтингах надежности подержанных автомобилей все выше и выше — ближе к лидерам. Причем техобслуживание автомобилей Suzuki не намного дороже европейских марок (и, соответственно, дешевле многих японских).

По нформации из серьезных недостатков у моделей Suzuki можно отметить только повышенную склонность к коррозии кузова (т. е. при покупке лучше сделать дополнительную антикоррозийную обработку) и выхлопной системы (а глушители с катализатором недешевы). Но, скажем, подвеской автомобилей Suzuki заниматься вообще практически не приходится.

В целом это вполне надежные и предсказуемые автомобили. При должном внимании и своевременном обслуживании проблем практически не бывает, хотя цены на запчасти к внедорожникам Suzuki иногда кусаются.

Обязательно следует удостовериться в работоспособности электрооборудования. Эта система является лидером по части неисправностей — отказывают генераторы, стартеры, ломаются переключатели, коррозируют контактные соединения. Необходимо убедиться в отсутствии течей охлаждающей жидкости и масла из усилителя рулевого управления.

Но если производить регулярное обслуживание, то эксплуатация Vitara обычно обходится без серьезных сюрпризов. Обслуживание недорогое. Правда надо сказать, что серьезные сервисмены рекомендуют проходить ТО раз в 10 тысяч километров, а не раз в 15, как рекомендовано заводом-изготовителем (это связано прежде всего с нашими дорогами и качеством топлива), но даже в этом случае получается не намного дороже.

На сильно подержанных внедорожниках Suzuki, выпущенных до 1992 года, изредка встречались поломки двигателя и сцепления (иногда наблюдались даже курьезные случаи самопроизвольного откручивания коробки передач от двигателя), но в целом запас прочности, который имеют большинство узлов и агрегатов, вызывает уважение к этим японским «джипам».

Однако в последнее время появилось много информации по поводу отзывов автомобилей Suzuki в связи с различными конструктивными дефектами (и в США, и в Европе). В модельном ряду Suzuki в роли своеобразного «грешника» выступили внедорожники — Grand Vitara и Grand Vitara XL-7. Отзывают машины из-за возможности возгорания бензонасоса (возможен обрыв топливопровода из-за избыточного давления), возможности повреждения высоковольтной проводки в районе выпускного коллектора, дефектов в приводе дроссельной заслонки и т. д.

Так, например, для починки привода дроссельной заслонки Suzuki Motor Corp. в конце прошлого года отзывала 196 876 внедорожников Grand Vitara 1999–2004 года выпуска. Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на Национальную администрацию безопасности движения США (NHTSA), этот дефект в некоторых случаях может привести к «залипанию» педали газа и, как следствие, к неожиданному поведению автомобиля на дороге.

Наряду с отзывом машин из-за этой неисправности, Suzuki отзывала в США 20 580 автомобилей марок Grand Vitara и XL-7 модельного ряда 2003 года для исправления неудачно проложенной проводки. Специалисты NHTSA обратили внимание на возможно неправильное расположение проводов системы зажигания, которые со временем могут перетереться о выпускной коллектор. Не исключено, что это может привести к короткому замыканию и даже к пожару под капотом. Проявление этой неисправности может привести также к остановке двигателя. Кроме того, короткое замыкание может вызвать самопроизвольное начало движения, что может привести к аварии. Утверждалось, что обе акции относятся к машинам, проданным исключительно на североамериканском рынке.

А недавно Suzuki отзывала 172 093 внедорожника Grand Vitara из-за возможного возгорания в топливном насосе при низких температурах. Акция опять затрагивала автомобили 1999–2004 (Grand Vitara) и 2001–2004 (Grand Vitara XL-7) годов выпуска.

В Германии был специально оговорен отзыв внедорожников Grand Vitara с двигателями V6, на которых возможен подобный дефект в системе питания и опасность возникновения пожара. На СТО в Германии вызывались 6082 автомобиля. Как выяснилось, при температуре ниже 25 градусов по Цельсию регулятор давления может допустить ошибку, в результате чего в магистрали подачи топлива возникнет переизбыток давления. Это чревато разрывом бензопровода, а при экстремальном стечении обстоятельств приведет к пожару. Отзыву подлежали Grand Vitara V6 2.5 и XLT V6 2.7 1998–2003 года выпуска.

Ранее отзывались 15 569 автомобилей модели Swift из-за дефекта тормозного сигнала, и еще 16 528 автомобилей моделей Jimny и AZ-Offroad — из-за проблемы в коробке передач. А 142 240 автомобилей Suzuki 1998–1999 годов выпуска в свое время отзывались из-за дефекта в стояночном тормозе.

Что касается систем пассивной безопасности, то тут не все однозначно. С одной стороны, когда в свое время седан Suzuki Baleno был испытан на пассивную безопасность в рамках программы EuroNCAP, то он не порадовал экспертов. При фронтальном ударе кузов не выдержал — сварные швы на полу разошлись, а дверь, порог и щит «передка» были сильно деформированы. Кроме того, автомобили тогда не были оборудованы подушкой безопасности, и «водитель» ударился головой об обод руля, сильно сместившегося в салон. Плохо были защищены и ноги сидящего за рулем. А при боковом ударе опасные нагрузки пришлись на грудь манекена.

При первом испытании Suzuki Grand Vitara XL-7 по ЕвроNСАР также поставили всего лишь три звезды, особенно покритиковав результаты лобового столкновения.

А вот Американский институт страховой безопасности (IIHS) отнес XL-7 к самым безопасным вездеходам на рынке, поставив общую оценку «хорошо» (выше у американцев и не бывает). Причем, напротив, особенно похвалили структурную целостность кузова при фронтальном ударе.

Компания American Suzuki Motor Corp. сумела отвоевать значительную часть репутации «образца безопасности» даже у автомобилей Volvo. Так, например, Grand Vitara XL-7 и малогабаритный двухдверный седан Aerio (он же Liana в Европе) удачно прошли тест на переднее боковое столкновение при скорости 40 миль в час в Институте гарантии дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety), где седан Aerio был оценен выше, чем седан Volvo S40. При этом Aerio на американском рынке стоит на 10 тысяч долларов меньше, чем S40.

Компания Suzuki надеется, что акцент на безопасности ее автомобилей поможет значительно увеличить объем продаж в Соединенных Штатах Америки, и даже сделала своим ключевым слоганом фразу: «Эти автомобили безопасны».

Заметки на полях

Великое очарование автомобиля — в его разнообразии. И неважно, о каком именно идет речь — купе, седане или, скажем, внедорожнике. Выбор огромен. Если приходится ездить в основном по городу, но хочется выглядеть мужественно и модно, то можно, конечно, купить «паркетник». Но вот если хочется не только имиджа и сносного поведения на асфальте, но и уверенности вне дорог, то подобные машины теперь наперечет. Ведь маркетологи сумели убедить производителей, что вездеходные таланты спортивно-хозяйственных машин (SUV) нынче не в цене и сегодня достаточно только казаться внедорожником, а не быть им.

Полный привод теперь бывает настолько разным, что наличие на автомобиле шильдика «4х4» — вовсе не признак его проходимости. Так что если вам действительно нужен верный и надежный друг, который выручит в трудную минуту, то стоит приглядеться к моделям компании Suzuki — их покупка уже сама по себе является неплохим вложением денег, но их ценность может неожиданно возрасти за одну только ночь, проведенную вдали от дорог и жилья.

Автомобили Suzuki становятся в классе компактных внедорожников признанными эталонами даже в России. Так, в декабре 2003 года на общероссийском конкурсе «Полный Привод — 2004», прошедшем в рамках off-road test drive журнала «Полный Привод», внедорожник Suzuki Jimny получил третье место в номинации «Приз зрительских симпатий». А учитывая отношение курсов евро и доллара, любой Suzuki в России представляется сегодня весьма привлекательным предложением, потому как продается в долларах. Дешевле настоящий внедорожник среднего класса в России все равно не найти.

К 2007 году Suzuki намерена утроить продажи с помощью выпуска целого ряда новых моделей (в основном, конечно, за счет американского рынка, где в 2004 году уже продаются новые Verona и Forenza, причем обе эти модели собирают на новом совместном предприятии General Motors в Южной Корее). Одновременно Suzuki будет наращивать выпуск различных модификаций внедорожника Grand Vitara. Замена модели XL-7 выйдет в 2006 году как модель 2007 модельного года. Причем в 2005 году Suzuki выпустит еще и дорогой комфортабельный внедорожник, и новый универсал. А к 2006 году готовится к выпуску маленький спортивный внедорожник.

Что касается дальнейшего развития концепции компактного городского автомобиля, то Suzuki предлагает концептуальную модель, в облике которой уже в явном виде присутствуют элементы мотоцикла. Так, например, сидения там расположены друг за другом. Кроме того, концепт оснащается трехцилиндровым мотоциклетным двигателем и бесступенчатой трансмиссией.

То есть «мотоциклы на четырех колесах с крышей» непременно победят...