Директор-Инфо №38'2004
Директор-Инфо №38'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Специальный налоговый режим — упрощенная система налогообложения

Алексей Белов

В течение последующих двух месяцев многим бизнесменам предоставляется возможность сменить режим налогообложения и решить, нужна им «упрощенка», выгодна ли она им или лучше оставить все как есть. Ведь смена режима налогообложения — ответственный шаг, и все его последствия следует хорошо обдумать и загодя тщательно просчитать.

Упрощенная система налогообложения — специальный налоговый режим, при котором один налог заменяет четыре основных налога. Замене подлежат: налог на прибыль (НДФЛ у предпринимателей), налог на добавленную стоимость (кроме НДС при ввозе товаров на территорию РФ), налог на имущество, единый социальный налог (за исключением взносов в Пенсионный фонд). Все остальные налоги, которые платила организация до перехода на «упрощенку», она продолжает платить в прежнем размере.

Кто и когда может применять «упрощенку»

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2005 года, если по итогам девяти месяцев 2004 года доход от реализации не превысил 11 млн рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Если действующие организации и предприниматели могут перейти на «упрощенку» только с начала календарного года, то вновь созданные фирмы и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые хотят использовать упрощенную систему налогообложения с начала своей деятельности, должны подать заявление об этом одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе. Это важно, но многие при регистрации новых фирм и ПБОЮЛ упускают из виду такую прекрасную возможность.

Если вы пришли к выводу о необходимости перехода на упрощенную систему налогообложения, то как законопослушный налогоплательщик вы должны в период с 1 октября по 30 ноября 2004 года подать заявление в налоговую инспекцию. Найти форму заявления вы можете в приказе МНС России от 19 сентября 2002 года № ВГ-3-22\485. Налоговая инспекция после рассмотрения этого заявления обязана уведомить налогоплательщика в письменной форме о возможности или невозможности применения упрощенной системы налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно. Впрочем, предложить вам начать применять «упрощенку» может и ваш налоговый инспектор. Вы можете отказаться от такого предложения, поэтому не спешите исполнять рекомендации. Сначала взвесьте все «за» и «против», ведь может оказаться, что такой налоговый режим не подходит для вашего бизнеса.

Сколько заплатим в бюджет?

Принимая решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, налогоплательщик оказывается перед выбором: что принять в качестве объекта для налогообложения. Налоговый кодекс предлагает всего два варианта. В качестве объекта налогообложения можно выбрать:

  • доходы;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов.

В первом случае ставка единого налога составит 6 процентов, а во втором — 15 процентов от налоговой базы. Как было сказано выше, это налог заменит налог на прибыль, единый социальный налог, НДС и налог на имущество.

Кроме единого налога нужно будет заплатить взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 14 процентов от фонда оплаты труда. А вот вопрос о том, платить или не платить взносы на обязательное социальное страхование, организация решает сама. Все остальные налоги и сборы, в том числе: транспортный налог, налог на землю, взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и т. п., платятся в прежнем режиме.

Кстати, первоначально законодатели определили, что использовать в качестве объекта налогообложения доходы можно будет только до 1 января 2005 года. Об этом было сказано в статье 6 Федерального закона от 4 июля 2002 года № 104 ФЗ. Однако позднее эта статья была отменена Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 117 ФЗ. Так что сейчас никаких ограничений по применению обоих вариантов исчисления налогооблагаемой базы нет.

Итак, вы оказываетесь перед выбором: какую базу для исчисления налога выбрать: «доходы» или «доходы минус расходы». Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Вам нужно выбрать тот из них, который, по вашим расчетам, принесет наибольшую выгоду.

1. В качестве налогооблагаемой базы выбран доход организации. Ставка налога — 6 процентов.

В этой схеме исчисления налога есть один приятный сюрприз для предпринимателей и руководителей предприятий. Оказывается, налог можно уменьшить на сумму платежей в Пенсионный фонд, те самые 14 процентов от фонда оплаты труда, но не более чем на 50 процентов от всей суммы налога. Кроме того, оставшуюся часть налога можно еще немного уменьшить в том случае, если организация делала выплаты по больничным листам (в расчет берется сумма, рассчитанная исходя из заработной платы 600 рублей в месяц, т. е. из одного минимального размера оплаты труда в том случае, если налогоплательщик добровольно не платит взносы на обязательное социальное страхование).

Пример Фирма А получила доход за год в размере 10 000 000 рублей.

Платежи в Пенсионный фонд составили 400 000 рублей.

Оплата по больничным листам составила 3000 рублей.

Расчет:

Единый налог за год составит:

10 000 000 х 6 % = 600 000 рублей.

Этот налог можно уменьшить на взносы в ПФ, но не более чем на 50 процентов: 600 000 х 50 % = 300 000 рублей.

Кроме того, налог можно уменьшить на сумму выплат по больничным листам (в расчет берется сумма, рассчитанная исходя из заработной платы 600 рублей в месяц).

Получаем налог: 600 000 – 300 000 – 3000 = 297 000 рублей.

Всего организация заплатит: единый налог 297 000 рублей и взносы в ПФ 400 000 рублей.

Пример Фирма В получила доход за год в размере 10 000 000 рублей.

Платежи в Пенсионный фонд составили 200 000 рублей.

Оплата по больничным листам составила 3000 рублей.

Расчет:

Единый налог за год составит:

10 000 000 х 6 % = 600 000 рублей.

Этот налог можно уменьшить на взносы в ПФ, но не более, чем на 50 процентов: 600 000 х 50% = 300 000 рублей. Наша сумма взносов меньше, и можно принять ее к вычету полностью в размере 200 000 рублей.

Получаем налог: 600 000 – 200 000 – 3000 = 397 000 рублей.

Всего организация заплатит: единый налог 397 000 рублей и взносы в ПФ 200 000 рублей.

Из примеров видно, что такой вариант расчета налога очень прост и не требует больших затрат времени и сил, кроме того, вероятность ошибки при расчете налога минимальна, что позволит предприятию более уверенно чувствовать себя в случае налоговой проверки.

Несомненно, недостатком этого варианта является то, что в случае получения убытка организация может погасить его только за счет прибыли после налогообложения.

2. Объект налогообложения: «доходы минус расходы». Ставка налога — 15 процентов.

Казалось бы, все замечательно: при обычном налогообложении один налог на прибыль составляет 24 процента, а здесь всего 15. Но не все так просто. Перечень расходов, которые организация может учесть при упрощенной системе налогообложения, ограничен и приведен в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. Обратите внимание: этот перечень является закрытым! Иными словами, все расходы, прямо не поименованные в нем, не могут быть учтены при расчете налога.

Надо сказать, что в перечне учтены все основные расходы обычной организации: расходы на приобретение и ремонт основных средств, арендные (лизинговые) платежи, расходы на оплату труда, расходы на командировки (в пределах установленных норм), расходы на канцелярские товары, почтовые, телефонные расходы и т. д.

Но многие расходы не вошли в перечень, и дело порой доходит до абсурда. Так, вы можете при расчете налогооблагаемой базы учесть в качестве расходов, например, оплату аренды офисного помещения, но не можете включить в эту базу стоимость коммунальных платежей, так как их нет в списке. Можно учесть себестоимость реализованного товара, но вам не удастся включить стоимость его доставки. Нельзя отнести к расходам и стоимость строительства собственными силами, затраты на модернизацию и реконструкцию основных средств, юридические, информационные, консультационные услуги, сертификацию продукции и многое другое.

При применении предприятиями и предпринимателями «упрощенки» возникает масса вопросов (которые впоследствии обретают форму запросов) к налоговым органам. В обращениях, письмах и запросах предприниматели и фирмы просят разъяснить положения действующих законов. Но следует учитывать, что упрощенная система налогообложения нова не только для налогоплательщиков, но и для самих представителей фискальных органов. Так, время от времени налоговые органы разного уровня выпускают разъяснительные письма, касающиеся того или иного вида затрат. Но и здесь часто не обходится без курьезов. Например, местная налоговая инспекция разъясняет, что затраты на Интернет нельзя учесть при расчете налога, а через несколько месяцев региональное управление МНС говорит о том, что очень даже можно это делать, поскольку услуги провайдера можно отнести к услугам связи. Другой пример: услуги по обслуживанию контрольно-кассовой техники в Москве считаются расходами в уменьшение дохода для расчета налога, а уже в Подмосковье — нет! Подобных примеров очень много. И такая чехарда продолжается уже почти два года. Сложившуюся ситуацию с применением 15 %-ной ставки единого налога нужно обязательно учитывать, и при использовании этой ставки необходимо тщательно выверять правильность учета расходов в целях налогового учета.

Единый налог, рассчитанный по второму варианту («доходы минус расходы»), в отличие от первого варианта нельзя уменьшить на сумму платежей в ПФ и сумму выплат по больничным листам. Но зато организация имеет право уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного в предыдущем году (но не более, чем на 30 процентов от налоговой базы).

Для налогоплательщиков, исчисляющих налоговую базу как «доходы, уменьшенные на величину расходов», предусмотрен так называемый минимальный налог. Он равен одному проценту от доходов и платится в тех случаях, когда исчисленный обычным способом налог меньше минимального налога. Минимальный налог организация должна заплатить даже в том случае, если в отчетном году она получила убыток. При этом налог увеличивает сумму убытка, но на этот убыток можно уменьшить налогооблагаемую базу в будущем.

Пример Фирма В получила годовой доход в размере 10 000 000 рублей.

Затраты составили 7 000 000 рублей.

Для справки: минимальный налог равен 10 000 000 х 1 % = 100 000 рублей.

Расчет единого налога: (10 000 000 – 7 000 000) х 15 % = 450 000 рублей.

Организация должна заплатить: налог 450 000 рублей.

Пример Фирма В получила годовой доход в размере 10 000 000 рублей.

Затраты составили 9 700 000 рублей.

Для справки: минимальный налог равен 10 000 000 х 1 % = 100 000 рублей.

Расчет единого налога: (10 000 000 – 9 700 000) х 15 % = 45 000 рублей.

Минимальный налог больше, чем расчетный, в бюджет нужно заплатить сумму минимального налога.

Организация должна заплатить: налог 100 000 рублей.

Пример Фирма В получила годовой доход в размере 10 000 000 рублей.

Затраты составили: 10 500 000 рублей.

Фирма получила убыток в размере 500 000 рублей.

Минимальный налог равен:

10 000 000 х 1 % = 100 000 рублей

Организация должна заплатить: налог 100 000 рублей.

Убыток по итогам года составит: 600 000 рублей.

В следующем году организация при расчете налога может уменьшить свой доход на 600 000 рублей.

Отказ от «упрощенки»

Возврат к обычной системе налогообложения может произойти по чужой воле и по собственному желанию.

Организация лишается права применять упрощенную систему налогообложения, если в течение календарного года ее доход (без учета НДС) превысит 15 млн рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн рублей. Напомним, что в настоящее время сумма в 15 млн рублей записана в Налоговом кодексе и не меняется уже два года. Но возможно, что скоро ее будут рассчитывать в зависимости от уровня инфляции (предложения о внесении соответствующих изменений в НК уже поступают), иначе через несколько лет упрощенная система налогообложения станет доступной только очень небольшому кругу налогоплательщиков.

Переход на общую систему налогообложения происходит с начала того квартала, в котором произошло это превышение. Вернуться к упрощенной системе можно будет не ранее, чем через один год. Например, фирма потеряла право на «упрощенку» в сентябре 2004 года. Снова применять этот спецрежим она сможет только с 1 января 2006 года.

Перейти к обычному налогообложению можно и по собственной инициативе, но только по истечении календарного года. О своем желании вам нужно будет обязательно письменно сообщить фискальному органу. Чтобы не было неприятностей, помните, что при каждой смене системы налогообложения налогоплательщик обязан информировать об этом фискальный орган.