Директор-Инфо №37'2004
Директор-Инфо №37'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Renault: амбиции за $6000!

Олег Татарников

Луи Рено (1877—1944) не был техническим гением, однако занимаясь производством автомобилей, не боялся проявлять яркие новаторские подходы в этом бизнесе.

С самого начала у компании Renault был особый взгляд на то, каким должен быть автомобиль. Например, в 1914—18 годах эта компания одной из первых в мире начала выпускать танки. Вспомним также первый турбодвигатель, первый хэтчбэк или салоны с изменяющейся конфигурацией…

Однако нынешний замысел компании куда более амбициозен. Речь идет о создании современного, полноценного автомобиля ценой всего в 6 тысяч долларов (включая все налоги). Причем создатели новой модели Renault бескомпромиссны — это будет универсальная машина С-класса, которая должна будет по всем параметрам (включая цену) обойти такие региональные «поделки», как «пайканы», «хиндустаны», «дачии», или наши «лады».

При этом Renault Logan (рабочее название новинки) будет адаптирован к тяжелым дорожным условиям (гарантия от сквозной коррозии — 6 лет, клиренс — 155 мм) и способен работать на бензинах с низким октановым числом. Все это дает отличные шансы на успех в развивающихся странах, где, как известно, проживает сейчас 80 % населения Земли, а продается всего 20 % производимых в мире автомобилей.

Вы наверное думаете, что на первом месте по производству массовых автомобилей в Европе стоит торговая марка «Фольксваген»? Не тут-то было! Если взять результаты продаж в 18-ти европейских странах (15 стран — участниц Европейского Союза плюс Швейцария, Норвегия и Ирландия), то окажется, что больше всего машин продается сегодня именно под торговой маркой Renault. Конечно, если брать концерн Voklswagen вместе с подразделениями Audi и Skoda, то лидерство VW неоспоримо, если, конечно, вместе с Renault не рассматривать ее партнера Nissan, альянс с которым существует уже более пяти лет.

Итак, французская компания Renault является лидером продаж в Европе среди всех европейских марок, что видно даже невооруженным глазом, стоит только выехать на трассу где-нибудь во Франции, Испании, да и в самой Германии. Продажи легковых автомобилей Renault в Европе с учетом коммерческих составляют около 2 миллионов штук.

Однако даже такое лидирующее положение не устраивает компанию Renault, и она планирует до 2010 года удвоить производство и довести мировой объем продаж до 4 миллионов автомобилей в год. Понятно, что в условиях жесткой конкуренции на мировом автомобильном рынке такой прорыв возможен только на новых рынках сбыта, для которых и предназначается новый Renault Logan.

Вряд ли новая модель изменит расстановку сил в Западной Европе, так как там недорогие модели Renault Clio/Symbol особым успехом не пользуются, а самым продаваемым автомобилем по-прежнему остается Renault Megane (по итогам первого полугодия продажи этой модели выросли на 25 %). Кроме того, лидером продаж в своем сегменте остается и полноразмерный минивэн Renault Espace. Однако топовые модели Renault плохо продаются даже в обеспеченной Европе. Так, например, спрос на Renault Laguna по итогам первых шести месяцев 2004 года снизился на 24 %, а роскошный Renault Vel Satis продается совсем плохо — своих покупателей нашли лишь 4525 автомобилей. Кстати, южнокорейская компания Samsung, являющаяся частью Renault и специализирующаяся на более комфортных автомобилях для азиатского рынка, также сообщает о снижении продаж на 32 %.

В то же время румынская марка Dacia, также являющаяся частью компании Renault, повысила свои продажи на 34 % — до 41 869 автомобилей. А ведь именно на Румынию Renault возлагает наибольшие надежды и именно там налажен выпуск доступной модели Renault Logan. Кроме того, не имевшая в прошлом практически никаких продаж в Мексике, французская компания увеличила реализацию своих машин сразу до 15 тысяч в 2002-м по сравнению с 3 тысячами в 2001-м. Стоит отметить, что производство Renault Logan планируется наладить не только в Румынии. Их будут собирать в Китае, в Индии (специально под этот проект планируется покупка автосборочных мощностей) и в России.

Что касается России, то, по информации ОАО «Автофрамос», представляющего интересы Renault, в январе—июне 2004 года через сеть официальных дилеров у нас было реализовано 3746 автомобилей Renault Clio/Symbol, 2304 автомобиля семейства Megane, 756 автомобилей Renault Kangoo, 471 автомобиль Renault Laguna и всего 28 автомобилей Renault Vel Satis. При этом общий объем продаж компании Renault на российском рынке вырос по сравнению с аналогичным периодом 2003 года на 38 % — до 7311 автомобилей. Так что у нас явно прослеживается зависимость спроса от цены, и Logan, который значительно больше моделей Clio/Symbol, просто обречен на успех. Неужели Renault удастся то, чего мы долго и безуспешно ждем от отечественных производителей?

Компания Renault уже давно придерживается стратегии выведения на рынок России наиболее дешевых моделей. Так, «Автофрамос», начав весной 1999 года с производства Renault Megane, стоившего тогда 13,5 тысячи долларов, очень быстро освоил выпуск Renault 19, который стоил уже 7,5 тысячи долларов (т. е. примерно столько же, сколько модели десятого семейства «АвтоВАЗа»). А уже в 2001 году основной упор был сделан на производство Renault Clio Symbol. Сегодня минимальная цена импортируемого Clio Symbol составляет 8,5 тысяч долларов. Если бы удалось продавать модель Renault Logan дешевле вазовской «десятки», то это могло бы стать для французской компании настоящим прорывом в России. Однако не тут-то было!

Если на румынском рынке Renault Logan уже стартовал в сентябре 2004 года с отметки в пять тысяч евро под маркой Dacia, то в России его начнут собирать в 2005 году со знакомым ромбом на облицовке радиатора как Renault Logan, и минимальная цена составит около 7 тысяч евро (то есть, почти на две тысячи больше).

Поэтому серьезную конкуренцию «десятке» он вряд ли составит, даже если будет обладать надежностью иномарки.

Глава «Автофрамоса» Жан-Мишель Жалинье объяснил такую «дискриминацию» России большими пошлинами на комплектующие и более дорогой рабочей силой, однако пообещал российским «логанам» лучшую комплектацию, чем у румынских моделей.

Для организации производства в России компания Renault создала российскую дочернюю компанию AFM Industry. На баланс данной компании будет поставлена часть оборудования, необходимого для производства Renault Logan на мощностях ОАО «Автофрамос».

Создание дочерней компании объясняется ограничениями на увеличение уставного капитала совместных предприятий в российском законодательстве. Кстати, металлопрокат для российского завода планируется закупать на внутреннем рынке, и сейчас компания Renault ведет переговоры с рядом российских производителей, включая ОАО «Северсталь» и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». На территории России будет обеспечен полный цикл производства, включая штамповку кузовных деталей. Общий объем инвестиций в данный проект составляет около 230 миллионов евро — это является одной из самых масштабных программ инвестиций в производство автомобилей в России. Однако большая часть этой суммы «не доехала» до России, а досталась французским предприятиям, которые готовят «оснастку» для нового предприятия.

За основу будущего завода были взяты несколько пустовавших цехов АЗЛК. Сейчас там в три смены трудятся строители, причем большинство — рабочие из Франции. Однако несколько групп молодых российских специалистов уже проходят стажировку на заводах Renault.

Отметим также, что набор сотрудников для нового предприятия начнется к концу 2004 года. Всего потребуется около двух тысяч рабочих. После вывода завода на проектную мощность его производительность составит 12 автомобилей в час.

По словам директора совместного предприятия Жан-Мишеля Жалинье, строительство завода планируется завершить в ранее намеченные сроки — до конца текущего года. Затем на СП планируется провести ряд работ по отладке производства и выпуску пилотных партий автомобилей. В октябре уже планируется собрать первую машину опытной партии, а весной 2005 года приступить к серийному выпуску и до конца года произвести 30 тысяч автомобилей! Еще через год московское предприятие Renault надеется выйти на проектную мощность — 60 тысяч машин в год, а в будущем довести объем производства до 120 тысяч автомобилей.

Кстати, ранее планировалось производить только 60 тысяч автомобилей в год, а еще 40 тысяч — импортировать, доведя таким образом продажи российского «логана» до 100 тысяч автомобилей в год. Теперь же французам придется искать каналы сбыта для 120 тысяч автомобилей российского производства.

Убийца «АвтоВАЗа»

Итак, Renault Logan является автомобилем С-класса и может оснащаться двигателями в 75 и 90 лошадиных сил. Вначале будет производиться только седан, однако в настоящее время компания разрабатывает универсал и фургон на базе Logan.

Новый Logan, стартовавший с отметки пять тысяч евро в сентябре 2004 года под маркой Dacia на румынском рынке, не имеет:

  • электрических стеклоподъемников;
  • регулируемых зеркал;
  • ABS;
  • кондиционера;
  • гидроусилителя руля;
  • аудиосистемы;
  • подушек безопасности;
  • литых дисков;
  • противотуманных фар.

Тем не менее у этой «дачии» вполне современный двигатель, который удовлетворяет нормам Евро IV, да и многие другие узлы и агрегаты взяты от современных и перспективных моделей альянса Renault—Nissan. Кроме того, Logan, как заверяет фирма, по-европейски безопасен. Обязательный тест автомобиль выдержал, осталось подождать результатов удара по методике EuroNCAP. На пять звезд Renault не рассчитывает, но надеется получить результат выше среднего.

Однако стоимость Renault Logan российской сборки составит уже не 5, а от 7 до 12 тысяч евро в зависимости от модификации и комплектации. Так что пока непонятно, какие опции будут включены в базовую комплектацию у российской модели (например, румынская модель со всем вышеперечисленным оборудованием обойдется покупателям примерно в 8 тыс. долл.) и, возможно, даже базовый Logan российский рынок примет лучше богато оснащенной «десятки». Кстати новые «десятки», которые только сейчас начали производить в России, могут гордиться разве что гидроусилителем руля, которым, наконец, оснастили 100 % автомобилей, а если туда добавить и другие опции то цена новых моделей «АвтоВАЗа» поднимется выше «бюджетного француза».

Французский дорожный крейсер

Renault Megane не зря является самым продаваемым автомобилем в Европе. Он имеет просторный салон с низким уровнем шума, комфортную и энергоемкую подвеску, большой багажник, отличную динамику, большие дверные проемы и удобное место водителя.

Из ближайших конкурентов можно выделить Ford Focus, который долгое время претендовал на корону лидера своего класса. Focus также радовал своих владельцев просторным салоном и приятными дорожными манерами. При этом благодаря невысокой цене у него было мало конкурентов. Однако доступность Ford Focus была обусловлена главным образом бедностью базовой комплектации. Если же сравнить его с нашим «французом» в аналогичных комплектациях, то Renault Megane вполне конкурентоспособен. У него более привлекательная комплектация Authentique, а более дорогая Expression с дополнительным оборудованием легко достигает 17 тысяч евро.

Седан Renault Megane II куда практичнее тезки хэтчбека, хоть и не обладает столь запоминающимися формами. Он предлагает самый просторный и по-французски уютный салон, огромный багажник и почти лимузинный комфорт. Жаль только, что этот «меган с багажником» выпускается в Турции. Однако сегодня многие отмечают, что только первое время после переноса производства в Турцию собираемые там автомобили отличались по качеству от «французов». Говорят, что пока французы не наладили контроль качества, турки устанавливали дверные замки прямо в целлофане — наверное, лень было их разворачивать. Как следствие, дверь такого автомобиля начинала гнить уже к концу первой зимы. Теперь же турецкие машины, напротив, ровнее по зазорам и совпадению панелей, чем хэтчбеки из Франции.

Нефункциональный эпатаж

О чем можно говорить, глядя на французские автомобили? Конечно же, о дизайне. Как и другие «французы», компания Renault уделяет дизайну своих автомобилей особое внимание.

Причем интерьер подобран не менее тщательно, чем экстерьер, и в нем также можно обнаружить множество стилистических находок. Чего стоит, например, концепция «осязательного дизайна» (Touch Design), впервые представленная на модели Talisman. Рисунок на кожаной обмотке руля повторяет форму пальцев, все приборы и регуляторы сделаны так, что их хочется потрогать. Можно просто забыть о том, что это автомобиль, и любоваться им, как произведением искусства.

Однако при всей своей красоте интерьер во многих автомобилях Renault порой не блещет функциональностью. И вроде бы задумано неплохо: потайные ниши, закрывающиеся «карманы» на подлокотниках дверей, объемные отделения, разбросанные по всей машине... Но пользоваться всем этим неудобно. Кому, например, придет в голову класть что-то в ящики, расположенные на полу перед задними сиденьями? Особенно зимой, когда растаявший снег будет скапливаться именно в этих напольных боксах...

Много претензий у владельцев и к органам управления на последних моделях Renault. Например, к цифровым приборным панелям, которые и расположены неудобно (по центру консоли), и читаются плохо. Вообще, центральное расположение приборной панели не рассчитано на активного водителя и требует некоторого периода адаптации, а если там еще и практически вся информация передается в виде столбиков, графиков и диаграмм, то это может поставить в тупик кого угодно.

И вообще, эпатаж в том виде, в котором его предлагает Renault, нравится далеко не всем: слишком уж необычными и непривычными получаются в последнее время французские автомобили. Одна только «заваленная корма» вызывает у многих, мягко говоря, удивление. За счет задней стойки с «обратным наклоном» и короткого заднего свеса многие новые модели Renault выглядят как будто «обрубленными».

Заметки на полях

Недавно в Париже завершился традиционный Международный автомобильный салон. Как известно, к концу сезона, когда проходит главное французское авто-шоу, все тенденции в автомобильном мире изучены и направления развития мирового автопрома определены как минимум на ближайший год. Однако по популярности это чуть ли не главное авто-шоу в Европе.

Кроме обновленных моделей Modus и Twingo, компания Renault привезла на «домашнее» шоу свой концепт Fluence — самый свежий из концепт-каров Renault. По словам Патрика ле Кемана, директора дизайнерского отделения Renault, «Fluence создан по канонам культуры больших французских кузовов». Это спортивное четырехместное купе высокого класса. Плавные обводы кузова, простой и элегантный салон, необычные эргономичные передние сиденья, а также практически пустая передняя панель вогнутой формы, на которой разместился лишь цветной дисплей, несколько переключателей и небольшая полочка, выполняющая функцию «бардачка». Все основные приборы разместились прямо на рулевой колонке. Со стеклянной крышей и джойстиком для управления основными функциями, Fluence, несомненно, воплощает мечты его создателей о том, каким должен быть автомобиль. Однако вряд ли в ближайшем будущем дизайнеры Renault смогут использовать наработки от Fluence при рестайлинге своих моделей.

Все-таки Renault — это «твердый середнячок» европейского автопрома. Компания не делает ни престижных седанов (топ-моделью является разве что Renault Vel Satis, который скорее хэтчбек, чем седан), ни спорт-каров, ни даже модных сегодня SUV-ов. Ключевым проектом компании является сегодня предельно простой и дешевый Renault Logan, который будет бороться на региональных рынках с такими «шедеврами», как «пайканы», «хиндустаны» или «дачии».

Как известно, спортивный болид заводской команды Renault занимает сегодня второе—третье место в кубке конструкторов в самых престижных автогонках мира — «Формула 1». Вот только куда идет весь этот потенциал — совершенно непонятно…