Директор-Инфо №35'2004
Директор-Инфо №35'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Прощай, оружие!

Олег Татарников

Оставим за кадром пресловутое «немецкое качество» автомобилей. Во-первых, сегодня оно не такое уж и высокое, если сравнивать «немцев» с «японцами» или даже с «корейцами», а во-вторых, качество товаров или услуг, предоставляемых той или иной фирмой, подразумевается само собой. При плохом качестве продукции не поможет никакой искусственно создаваемый имидж.

Кроме качества от хорошего автомобиля требуется целостность восприятия. Может, поэтому, в последнее время легендарная марка BMW значительно «потускнела» в глазах своих преданных поклонников.

Если сама компания-производитель начинает проводить политику, направленную на «размытие» имиджа и устранение характерных отличий, то ее продукция еще быстрее перестает быть предметом поклонения.

В России борьба с бандитским имиджем автомобиля BMW ведется уже давно. Огромную работу проделало представительство BMW в Москве (BMW Russland Trading), причем с этой проблемой дистрибьюторские фирмы начали бороться еще с момента выхода на рынок в начале 1990-х. Компания «Автодом» даже предоставляла в 1995 году новые BMW 520iA Touring программе «Дорожный патруль», культивируя имидж спецмашины. В 1999 году реклама в целях «отбеливания» автомобиля достигла апогея — как раз тогда был открыт завод компании BMW в Калининграде. Начались поставки нескольких сотен BMW 5-й серии в кремлевский гараж, а также в гаражи Государственной Думы и Совета Федерации (кстати, таких масштабных корпоративных закупок в нашей стране больше не было). Кампания потребовала немалых денег и усилий — на организацию гольф-турнира для топ-менеджеров, и активную популяризацию BMW-клуба среди менеджеров высшего и среднего звена (хотя, когда компания «Пигмалион Продакшн» обратилась в концерн BMW с предложением о сотрудничестве, ей было отказано ввиду того, что главные герои кинофильма «Бумер», разъезжающие на автомобиле, — представители криминальных структур). Сегодня на BMW ездят члены правительства, сотрудники Управления делами президента, Минфина, Министерства юстиции, Министерства по налогам и сборам, МИДа. BMW стал почти государственным автомобилем. В результате, кроме «бандитского», автомобили BMW приобрели еще и «чиновничий» имидж, что в нашей стране ничуть не лучше. Так, если старая «пятерка» — это машина «братвы», то новая BMW 530i — это машина народных депутатов и госчиновников, которых тоже следует опасаться (они ведут себя на дороге еще более нагло, чем бандиты).

А так ли необходимы были эти крайние меры, и надо ли было специально бороться с «бандитским» имиджем — случайным российским ярлыком респектабельной немецкой марки?

В отличие от Mercedes или Lexus, компания BMW более известна техническими характеристиками своих машин, нежели роскошью салона. И хотя в настоящее время пропагандируется имидж BMW как «роскошного престижного автомобиля для состоятельных, образованных и успешных деловых людей, ведущих активный образ жизни», тем не менее позиционирование марки ведется таким образом, чтобы подчеркнуть, что от основных конкурентов (особенно от Mercedes) BMW отличает повышенная динамичность. Предполагается, что большая часть владельцев автомобилей, даже самой дорогой 7-й серии, собственноручно управляют своим автомобилем, не прибегая к услугам шофера.

Поэтому любой водитель, оказавшийся за рулем BMW, из заурядного участника дорожного движения немедленно превращается (независимо от стажа) в нечто особенное. И откуда только берутся самоуверенность, переходящая в наглость, чувство хозяина дороги и презрение к окружающим? Видимо, сама машина провоцирует агрессию, потому что многое может и многое прощает. BMW в глазах россиян — это и безо всякого «бандитизма» настоящий дорожный агрессор, бескомпромиссно «заряженный на скорость».

Именно поэтому BMW, а особенно «пятерки», у нас и не любят. Скорее даже за поведение на дороге, чем за некогда бандитский, а ныне нардеповский имидж.

В этом смысле политика «отбеливания» имиджа BMW была похожа на пропаганду «двойных стандартов». С одной стороны, — Джеймс Бонд, который уверенно разъезжает на BMW Z3 и на «семерке», несмотря на то, что его имидж далек от святости, а с другой, — «плохие парни» из России на «бумере». Получается, что идеальный персонаж рекламы BMW обязательно должен использовать качества «плохого парня», но только служа на благо человечества.

Но так уж сложилось, что накопление первичных капиталов в новой России происходило в обход буквы закона, поэтому первыми массовыми покупателями таких довольно дорогих автомобилей и стали представители криминальных группировок. Они просто выбрали лучшую машину — такую же наглую и пробивную, как они сами. И делать вид, что на BMW в России 1990-х ездили учителя и врачи — это по меньшей мере нечестно. Так сложились обстоятельства, и правильнее было бы принять эти факты такими, какие они есть и более спокойно отнестись к этой странице в российской истории концерна BMW. Кстати, «нет худа без добра», и, возможно, благодаря именно этому, автомобиль BMW, в отличие от пресловутых «мерсов», не стал героем пошлых анекдотов про «новых русских».

Теперь же благодаря изменившейся экономической и политической ситуации в стране с появлением такого потребительского сегмента, как «средний класс», автомобиль BMW стал доступен и тем, кто честно работает за зарплату. Но пристыженные «новые русские» или герои периода «начального накопления капитала», остепенившись, снова выбирают… Mercedes-Benz. Но не только затем, чтобы сменить имидж или, поддавшись очарованию таких слоганов, как «Daimler — это власть» или «Mercedes — символ успеха». Им просто больше нужна машина «для пассажира», а не «для водителя». А «Мерседес» — это как раз добротный, помпезный «кабинет», который оставляет ощущение того, что вы и не выходили из офиса: все тот же кожаный диван и стол из дорогого дерева. И даже тех, кто находится за рулем, он словно бы и не вовлекает в процесс перемещения: «Не суетись, я все сделаю сам. Без тебя». Кстати, если говорить о «чиновничьем» имидже, то его век еще более короток, чем «бандитский». Сегодня достаточно посмотреть, на чем ездит нынешний президент России Владимир Путин, чтобы сделать далеко идущие выводы (а он передвигается исключительно на бронированном Mercedes Pullman).

В середине девяностых годов прошлого века компания BMW столкнулась с серьезным падением спроса на свои машины (особенно — на рынке США, который является для компании ключевым). Это произошло благодаря тому, что имидж спортивного и одновременно бизнес-автомобиля был атакован с разных сторон и Lexus, и Infiniti, и тем же Mercedes.

Конкуренты не намерены сдаваться. Марка Lexus (Toyota Motor Corp.) всегда была крепким игроком и противопоставляет BMW Х5 свой новый внедорожник. А Mercedes-Benz выставляет против 5-й серии новый седан Е-класса, который некоторыми обозревателями уже оценен как не менее «драйверский», чем «пятерка». В конструкцию этих машин заложены улучшенные технические характеристики, а это прямой вызов BMW. Между тем популярность роскошного седана BMW 7-й серии продолжает падать среди немецких покупателей, в то время как Mercedes со своей сравнительно старой моделью S-класса удерживает лидирующее положение. А ведь Германия — это рынок, предъявляющий к автомобилям представительского класса особенно высокие требования. Совсем недавно 7-я серия BMW занимала второе место после Mercedes, а иногда ей даже удавалось пробиться и на высшую позицию. И уж всегда представительские седаны BMW позиционировались выше Audi. А вот новая модель «семерки», несмотря на «массированную маркетинговую кампанию», не смогла выйти на тот же уровень, и Audi А8 неожиданно оказалась выше в представительском сегменте.

Даже Cadillac (General Motors Corp.) начинает пробуждаться от сна, пытаясь переманить к себе клиентов BMW при помощи нового качественного среднего внедорожника SRX. BMW Z4 придется конкурировать с предложениями от компании Porsche, которая всегда была знаменита, а в результате новой ценовой политики может серьезно потеснить конкурентов в секторе дорогих машин. Причем в этом секторе конкуренция даже острее, чем в других, так как производители автомобилей класса «люкс» справляются с экономическими спадами лучше, чем автомобильная отрасль в целом, и при общем затишье на авторынке сбыт таких машин, наоборот, растет.

Аналитики также отмечают и тот факт, что в сегменте дорогих автомобилей наблюдается постоянный и довольно ощутимый рост, и уже к 2015 году прирост продаж в этом классе может составить 50 %. Для сравнения, по самым оптимистичным прогнозам в сегменте массовых автомобилей аналогичный показатель за тот же период составит максимум 30 %. В таких условиях автоконцерны стремятся покорить сердца покупателей если не функциональностью своих машин, то обилием новых моделей.

И вот сегодня, для того чтобы обеспечить себе большую свободу маневра, компания BMW пошла на значительное расширение модельного ряда. Наиболее урожайными для BMW Group стали 2003-й и начало 2004 года. Еще в начале минувшего года концерн объявил, что собирается предпринять самое крупное обновление модельного ряда из когда-либо осуществлявшихся компанией, и не обманул ожиданий потребителя. В 2003 году на рынке появились такие модели, как лимузин BMW 760Li, родстер Z4, новые купе и кабриолет 3-й серии. Главной премьерой прошлого года стал автомобиль нового поколения седанов BMW 5-й серии. В 2004 году расширение модельного ряда BMW продолжилось: в феврале состоялась презентация купе и кабриолета BMW 6-й серии и внедорожника BMW X3. На рынок вышла и обновленная модель X5. Кстати с марта началось производство автомобилей 5-й серии в Калининграде и, кроме того, на российский рынок впервые стали поставляться дизельные машины. В дальнейших планах концерна — выпуск BMW 1-й серии (первенца BMW в классе компактных автомобилей) и седана BMW M5 (нового представителя спортивной серии).

Однако предпринятую компанией в начале 1990-х погоню за увеличением объема продаж в секторе массовых моделей нынешнее руководство BMW уже признало ошибочной. В результате концерну пришлось избавиться от компании Rover (в собственности осталось лишь направление Mini).

Многие эксперты и сейчас всерьез опасаются, что расширение модельного ряда плохо повлияет на имидж BMW как производителя преимущественно дорогих моделей. Еще одной опасностью расширения модельного ряда является то, что BMW рискует серьезно разочаровать своих преданных клиентов. Так, например, новая «семерка» вызвала большое недовольство приверженцев марки. Многие из них имели справедливые нарекания к дизайну, считая, что выпуклые формы сзади оскорбляет их чувства. Возмущение доходило даже до требования уволить главного дизайнера BMW — «экспериментатора» Криса Бэнгла, кстати бывшего дизайнера итальянского концерна Fiat. Впрочем, недовольство деятельностью шеф-дизайнера все отчетливее зреет и в недрах самого концерна BMW AG. Уже начались «тихие» увольнения членов его команды, а к концу года своего поста может лишиться и сам американец. Причина та же — потери концерна в результате неприятия все большим числом потенциальных покупателей «семерки» и появившиеся признаки проблем того же рода с «пятеркой».

Однако руководство компании оказалось в незавидном положении: увольнение ведущего дизайнера Бэнгла с его противоречивыми идеями равносильно признанию того, что на рынок была выпущена серия автомобилей с неудачным дизайном, что еще больше затруднит продажи. Но если дать ему продолжить в том же духе, ущерб для марки может оказаться еще существеннее. Поэтому компания BMW ищет компромиссы и одновременно планирует провести рестайлинг «семерки» к концу 2004 года «по личному указанию председателя Хельмута Панке».

Пока же происходит лишь частичная реорганизация департамента разработок и дизайна, основной целью которой стало его разделение на три основных направления, соответствующих маркам BMW, Mini и Rolls-Royce. В некотором смысле, внутри компании BMW появляются несколько небольших дизайн-студий, занимающихся исключительно своей маркой, но координировать работу всех этих дизайнерских групп продолжает шеф-дизайнер Крис Бэнгл.

Помимо дизайна некоторых поклонников BMW раздражает высокотехнологичная система iDrive для управления аудиосистемой и экологическими датчиками (многим она кажется слишком сложной и неудобной). И наконец, многие поражаются невысокому качеству нового флагмана BMW. Конечно, все неисправности (часто просто анекдотические) быстро устраняются дилером по гарантии, но ведь стоит однажды потерять лицо…

То, что сегодня в качестве приоритетов BMW декларируются не объемы продаж, а, главным образом, инновации и инженерные изыски, не вызывает особого доверия у потребителей, ибо, согласно последним маркетинговым исследованиям, начиная с какого-то момента потребители начинают сопротивляться преимуществам, которые предоставляют им современные технологии — и последние модификации продуктов больше не являются наиболее желанными. Действительно, зачем кому-то «Версия № 7», если даже «Версия № 3» уже содержала больше функций, чем это было необходимо потребителю? Разве имеет смысл переплачивать только за «дух лидерства»? Другое дело — статусные продукты, которые предлагают превосходство стиля и престиж, что является поводом для того, чтобы сознательного переплачивать за товары этой группы.

Конечно, автомобиль — это действительно «визитная карточка» (особенно на Западе). И при покупке автомобиля часто соблюдают своеобразную «табель о рангах», где каждому владельцу соответствует машина по его статусу. При этом для автомобилей, как и для одежды, важно не столько мнение самого владельца, сколько мнение окружающих о данной марке или модели. Банкир, к примеру, может сходить с ума от Hyundai Coupe, но в свой банк он приезжает на заднем сиденье «мерседеса» — положение обязывает.

Таким образом, во многом эфемерные особенности, которые несут в себе автомобильные брэнды, хотя и существуют в основном лишь в нашем сознании, во много раз сильнее влияют на выбор марки и модели, чем несущественные технические различия между автомобилями одного класса.

И в этом смысле престижному автомобилю необходим фирменный стиль, который могут позволить себе только довольно крупные фирмы. Скажем, общеизвестно, что по диагональной полосе на радиаторной решетке можно узнать автомобиль марки Volvo. По такой же решетке, характерной для автомобилей 1930-х годов (впрочем сегодня обозначенной уже чисто символически), да еще с трехлучевой хромированной звездой — безошибочно узнают Mercedes. Если же вы видите решетку, разделенную надвое, как бы с двумя «ноздрями», то не сомневайтесь — это BMW. Особенно дорожит своим имиджем и фирменным стилем знаменитый Rolls-Royce, сохраняя в слегка стилизованном виде все ту же радиаторную решетку, которая ставилась на эти автомобили почти век назад, хотя ее применение негативно отражается на аэродинамике. Однако никакие технические ограничения здесь не важны, ибо все это — элементы фирменного стиля, цены которому нет, поскольку он складывался если не столетиями, то уж многими десятилетиями точно.

Здесь здоровый консерватизм может оказаться важнее технических инноваций, а дизайнерские проколы могут больнее ударить по престижу компании, чем качество, надежность, доверие и то, как она представлена на том или ином рынке. Конечно, все эти факторы важны, но сейчас они все больше и больше воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.

Надежность и качество

В условиях, когда разработка новых моделей занимает все меньше времени, происходит быстрое расширение сегментов и наблюдается все более жесткая конкуренция, автопроизводители испытывают все возрастающее давление, вынуждающее их постоянно обновлять свои модельные ряды, чтобы удерживать свои доли рынков и приемлемые уровени цен. В результате такой спешки на стадии разработки новых узлов и систем автомобиля на серьезные заводские испытания попросту не остается времени, машины выходят «сырыми», а роль испытателей приходится выполнять самим клиентам.

От этого сегодня страдают практически все марки и модели, однако наибольшая доля критики приходится именно на немецкие концерны, автомобили которых ранее были одними из самых надежных.

Самой агрессивной оценке немецкие автомобили подверглись в Британии. В ежегодном исследовании журнала для потребителей Which? почти все ведущие автопроизводители этой страны, включая Mercedes и BMW, заняли позиции ниже тех, что имели раньше, скатившись по надежности из «лучших» в «средние» и даже «плохие». На карикатуре издание изобразило «Фольксваген» остановившимся, «Ауди» катящимся вниз, а «ДаймлерКрайслер» разворачивающимся в обратную сторону. «Немецкие изготовители столкнулись с серьезной проблемой надежности, они уже не те, что были раньше», — заключает журнал. Эксперты проверили почти 33 000 машин 1995—2003 года выпуска и поделили их надежность на «лучшую», «хорошую», «среднюю» и «плохую», отметив, что с 2001 года все «мерседесы» стали слишком часто ломаться и иметь различные проблемы, а BMW уже четвертый год находится в категории средних по качеству изготовления машин.

Более лояльны к немецким автомобилям американцы. Недавно J.D. Power and Associates обнародовала очередное исследование IQS (Initial Quality Study — оценка первоначального качества) автомобилей выпуска 2004 модельного года. Исследование базируется на основе отзывов свыше 51 тысячи владельцев новых автомобилей (2004 модельного года) после первых 90 дней с момента начала их эксплуатации. Предметом изучения служат отзывы о характеристиках двигателя, ходовых качеств, управляемости и тормозов, комфорта, сидений, панели управления, вентиляции/кондиционирования/обогрева, аудиосистемы, внешнего вида — всего анкеты содержат 147 позиций.

Надежность автомобилей BMW высока (выше среднего по всем маркам) и находится на уровне своих основных конкурентов — Mercedes-Benz и Audi.

Причем если лидером рэнкинга IQS стала компания Toyota (уже традиционно за последние годы), количество неполадок у которой составляет 101 на каждые 100 автомобилей, а далее идут другие японские марки, то лучшим европейским производителем назван концерн BMW, количество неполадок на автомобилях которого составляет 116 на каждые 100 автомобилей. Причем критичной отметкой качества, по мнению аналитиков J.D. Power, является показатель в 119 неполадок на каждые 100 автомобилей.

Немецкий автоклуб ADAC по-прежнему признает самыми надежными в представительском классе свои автомобили — Audi A6, BMW 5-й серии и Mercedes E-класса, называя самой ненадежной моделью Volvo S70. Однако и он отмечает заметную потерю позиций немецких марок по сравнению с «японцами».

Печальная статистика наблюдается у концерна BMW и по отзывам машин для устранения конструктивных и заводских неисправностей. Так, например, совсем недавно было объявлено об отзыве порядка 4 тысяч автомобилей моделей BMW 5-й, 6-й и 7-й серий, а также внедорожников BMW X5 (оснащенных 8- и 12-цилиндровыми двигателями), которые были выпущены в период с 13 мая по 12 июля 2004 года. Сам отзыв касается автомобилей, проданных по всему миру, и только в Германии отзыву подлежит около тысячи автомобилей. По данным компании, в них выявлены серьезные дефекты двигателей, а также гидроусилителей рулевого управления и тормозов. По словам представителей BMW, отзыв был инициирован из-за дефектного блока управления двигателем, который компания получает от стороннего поставщика. Что касается внедорожников X5 с двигателями V8 и V12, то из-за ошибки в блоке управления, при легком нажатии на педаль акселератора, автомобиль может ускориться сильнее, чем ожидает водитель. Напомним, что BMW отзывало 164 тысяч Х5 еще в начале 2003 года из-за дефектов в тормозной системе, а прошлым летом проверялись еще 56 тысяч автомобилей у которых могли быть проблемы с тормозами.

А 6 августа 2004 года компания BMW объявила об отзыве практически всех выпущенных внедорожников BMW X3, оснащенных трехлитровым дизельным двигателем. По информации немецкого издания Auto Motor und Sport, данный отзыв был инициирован проблемами с гидроусилителем руля — в некоторых случаях шланги системы гидроусилителя могут касаться приводного ремня и шкива сервопривода, что в итоге может повлечь за собой утечку жидкости из гидроусилителя и его отказ.

По официальным данным, всего под этот отзыв подпадает 11 900 внедорожников, выпущенных в период с января по июнь 2004 года. Из них около 4 600 автомобилей были проданы на территории Германии.

Ранее компания BMW объявляла об отзыве более 39 тысяч автомобилей, проданных в США, из-за обнаруженных дефектов в подвеске и топливной системе некоторых из них. Данный отзыв затрагивал модели BMW 5-й серии предыдущего поколения, а также новейшие родстеры BMW Z4.

В частности, отзыву подлежали 25 270 автомобилей BMW 5-й серии, выпущенных между февралем 1996 и январем 1997 года.

У этих машин в результате продолжительной эксплуатации могло возникнуть повреждение деталей передней подвески.

Что касается отзыва 13 769 родстеров BMW Z4, выпущенных с февраля по октябрь 2003 года, то у этих автомобилей возможно образование воздушной пробки в топливном насосе. В результате у водителей может возникнуть проблема с пуском двигателя.

Кроме того, американское отделение концерна BMW AG объявляло об отзыве 20 500 автомобилей модели BMW 3-й серии из-за обнаруженной неисправности в датчике срабатывания передней подушки безопасности со стороны пассажира. По сообщению агентства Reuters, отзыв затрагивает модели BMW 323i и 238i, выпущенные в период с апреля по август 1999 года, у которых подушка безопасности может срабатывать даже от наезда на бордюр или попадания колеса в глубокую выбоину на дороге. Подобное внезапное срабатывание подушки может нанести травмы пассажиру.

Отметим, что это был уже второй отзыв, инициированный BMW из-за данного дефекта подушки безопасности. Предыдущий отзыв включал 34 701 авто той же модели, которые были произведены с июня 1998 года по март 1999-го. Однако после первого отзыва жалобы на подобные случаи внезапного срабатывания подушек безопасности продолжали поступать, что и послужило причиной второй серии отзыва.

Но даже после второго отзыва BMW Национальная администрация по безопасности движения США (NHTSA) начала специальное расследование, так как туда поступило еще 41 сообщение о получении травм пассажирами из-за внезапного раскрытия боковых подушек безопасности, хотя аварии при этом не было. Также в NHTSA пришло 265 жалоб на раскрытие подушек безопасности при переезде через кочки. Это расследование касается примерно 200 тысяч автомобилей BMW 3-й серии, выпущенных в период с апреля 1999 года по апрель 2001-го.

В июле текущего года BMW AG отзывала около 30 тысяч автомобилей BMW M3 последней серии (кузов Е46) для замены бензонасосов и вкладышей подшипников коленвала.

А чуть ранее немецкий концерн объявлял об отзыве 5 110 своих Mini Cooper, у которых были замечены проблемы с задними амортизаторами.

И наконец, сенсацией можно считать низкий уровень пассивной безопасности по краш-тестам EuroNCAP. Последние модели «трешки» BMW получали столько же баллов, сколько, например, гораздо более дешевая Skoda Octavia. А у предыдущей BMW 3-й серии с кузовом Е36, испытанным еще в 1997 году, пассивная безопасность была настолько низка, что даже послужила поводом для сравнения с отечественными автомобилями и последние отнюдь не выглядели «изгоями» на ее фоне.

Списки недостатков и слабых мест у различных моделей BMW довольно внушительные. Часть позиций объясняется тем, что они имеют довольно сложное техническое устройство и являются практически необслуживаемыми в кустарных условиях, но некоторые нельзя объяснить даже технической сложностью. Трудно понять «хронические» проблемы с подвесками (особенно у моделей 3-й серии); опасное конструктивное расположение топливного бака в сминаемой зоне на прежних моделях (что при авариях приводило к возгоранию); частые дефекты измерительных приборов и индикаторов (в том числе систем индикации на информационном табло); постоянно разряжающиеся аккумуляторы (в основном, на первых годах выпуска); проблемы с рулевой рейкой; растрескивание пластиковых деталей и трубок в системе охлаждения и т. д.

И чего уж совершенно невозможно простить, так это подобные «грешки» у флагманов модельного ряда, автомобилей BMW 7-й серии. Конечно, «у одних суп жидок, а у других и жемчуг мелок», но согласитесь, что когда в автомобиле представительского класса вываливаются фонари освещения или ломается крышка у телевизора, то это неприятно.

Угоны

Что касается угонов среди иномарок, то вопреки устойчивым представлениям автомобили BMW не являются у нас самими угоняемыми ни в абсолютных цифрах, ни в процентах от зарегистрированных авто. Конечно, такую машину на ночь под окном не бросишь, но вовсе не потому, что она особо криминальная, а потому что просто дорогая. Да, профессиональные угонщики «работают» преимущественно по двух- или трехлетним престижным иномаркам, но особой «любовью» пользуются подержанные Audi A6 и Volkswagen Passat. Причем машины воруют и на запчасти, и на продажу.

Преступления, связанные с кражами или угонами автотранспорта, составляют 3—4 % от общего числа регистрируемых. В первом квартале 2003 года на территории РФ органами внутренних дел зарегистрировано 22,5 тысячи угонов и краж автотранспорта, из них раскрыто около 9 тысяч преступлений подобного рода.

Большой интерес преступников вызывают также такие автомобили премиум-класса, как Audi A4 Quattro, Toyota Land Cruiser и Mitsubishi Pajero. По мнению экспертов, к группе повышенного риска можно отнести также весь модельный ряд Mercedes-Benz (особенно автомобили E-класса). А у BMW наиболее угоняемым является внедорожник X5.

Заметки на полях

Несмотря на критику, BMW Group отмечает общее увеличение числа продаж всех моделей и не собирается менять свой успешный курс. Пусть даже ради этого она рискует святым: аурой исключительности из-за ограничения числа выпускаемых машин и неширокого модельного ряда. Кроме того, теперь BMW вынуждена держать удар сразу на нескольких фронтах.

Конечно, новый курс означает отход от базового модельного ряда BMW. Однако руководство компании считает, что простор для роста у нее есть. Доля BMW на рынке в Германии — 7 %, в остальной Европе — 5 % и менее 2 % — в США. То есть пока на долю BMW приходится менее 2 % мирового рынка автомобилей. Даже удвоив продажи, компания будет контролировать лишь узкую нишу и сможет сохранить свой «имидж исключительности».

Что касается продажи BMW в России, то расширение модельного ряда идет только на пользу: в I полугодии 2004 года продажи выросли на 41,7 % (до 2 330 автомобилей). При этом в лидерах по-прежнему остается легендарная «пятерка» — в январе—июне 2004 года через сеть официальных дилеров было реализовано 716 автомобилей BMW 5-й серии (+82,1 %). Далее идут автомобили BMW 3-й серии (498, что на 5,14 % меньше по сравнению с тем же периодом 2003 года), 325 внедорожников BMW X5 (+26 %), 255 автомобилей BMW 7-й серии (–24,5 %), 235 внедорожников BMW X3, 172 автомобиля BMW 6-й серии и 38 родстеров Z4 (–34,4%), Кроме того, за указанный период был реализован 91 автомобиль Mini (+26,3 %). Также в I полугодии 2004 года на российском рынке было реализовано 147 мотоциклов BMW (–3,2%).

Впрочем, новая «пятерка», несмотря на беспрецедентную популярность в России (ведь во всем остальном мире примерно половина машин BMW — это модели 3-й серии), совершенно не соответствует прежнему образу. Другой типаж, другая порода и, может быть, излишне футуристический дизайн. Кому-то она даже кажется какой-то помесью «немца» и «японки». Яркие «акульи» черты теперь лишь едва заметно угадываются, а в салоне пропала характерная «торпеда». Раньше приборная панель имела особое закругление, которое словно отгораживало водителя от пассажира и создавало первому как бы личное пространство «как в кокпите самолета». Приборы и датчики были видны только «драйверу», и только он владел информацией об условиях «полета». Теперь эта исключительность водительского места пропала.

Однако сегодня никто не упрекнет «пятерку» в бедности комплектации, хотя это так непомерно высоко задрало ее цену, что за такие деньги уже можно купить внедорожник BMW Х5 (хотя бы базовую версию), который гораздо лучше соответствует российским условиям, где зима продолжается почти семь месяцев.

Не так хороша и звукоизоляция 5-й серии (особенно для наших дорог), что странно для автомобиля, продаваемого за такие деньги. Конечно, никому не помешают не боящиеся проколов шины или противоударные стекла, но нынешний российский покупатель уже не так невежествен, чтобы считать, что в мире существуют всего два автомобиля — Mercedes и BMW.